Христос осознает свое призвание к искупительной жертве — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Христос осознает свое призвание к искупительной жертве

2022-10-11 27
Христос осознает свое призвание к искупительной жертве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. «Был распят при Понтии Пилате, умер и погребен». Обращаясь к этим словам Апостольского Символа Веры, мы в нашей предыдущей катехизической беседе говорили о смерти Христа как о событии историческом и исторически обусловленном. На это указывает и текст Символа Веры, опирающийся на Евангелие, в котором приводится больше сведений на эту тему. В то же время в Символе подчеркивается, что крестная смерть Христа как жертва за грехи стала «ценой» Искупления человека всех времен: «распятый за нас», «ради нас, людей, и ради нашего спасения».

Возникает вопрос: осознавал ли Христос эту цель Своего посланнического служения; когда и каким образом Он осознал Свое призвание принести Себя в жертву за грехи мира? В связи с этим следует напомнить, что проследить эволюцию сознания Иисуса во времени не так-то просто. Об этом в Евангелии упоминается (ср.: Лк 2, 52), однако не приводятся детали, по которым можно было бы определить этапы этого процесса.

Многочисленные фрагменты Евангелия, приведенные нами во время предыдущих катезихических бесед, свидетельствуют, что Иисус ясно понимал смысл Своего посланического служения: осознавал Свою миссию настолько определенно, что решительно противился тем, кто, будучи к Нему привязан, хотел отвратить Его от избранного пути, - как в случае с Петром, которому Он ответил: «Отойди от Меня, сатана» (Мк 8, 33).

2. Иисус знал, что должен принять «крещение» кровью (ср.: Лк 12, 50), еще до того, как Его проповедь и образ жизни натолкнулись на протесты и враждебность определенных социальных кругов Его народа, которые предрешили Его судьбу. Он осознает это «должен», возложенное на Него и заключенное в предвечном замысле Бога (ср.: Мк 8, 31), прежде чем исторические обстоятельства привели к исполнению предсказанного. Действительно, некоторое время Иисус не говорит о Своей будущей смерти, хотя с самого начала осознает Свое мессианское служение, о чем свидетельствует то, как Он говорит о Себе в синагоге Назарета (ср.: Лк 4, 16-21). Он знает, что смысл Воплощения, цель Его жизни - исполнение предвечного замысла Бога о спасении. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10, 45).

3. В Четвероевангелии мы можем найти многочисленные подтверждения тому, что Иисус осознавал Свою судьбу, что связано с пониманием Божественного замысла спасения.

Ответ двенадцатилетнего Иисуса (когда «Его нашли в храме»), пожалуй, впервые выражает это осознание: Иисус, объясняя Марии и Иосифу, что Ему «должно быть в том, что принадлежит Отцу» (ср.: Л к 2, 49), дает им понять, что Он внутренне обращен к будущим событиям, и в то же время, будучи двенадцатилетним мальчиком, уже готовит к этому Своих близких, особенно Мать.

Когда наступит время начать мессианское служение, Иисус встанет в ряды тех, кто принял крещение покаяния от Иоанна в Иордане. И если Он так поступает, - несмотря на возражения Иоанна Крестителя - то тем самым дает понять, что Он послан, чтобы быть «солидарным» с грешниками, чтобы принять на Себя бремя человеческих грехов, на что и указывали слова Иоанна: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29). В этих словах отзвук и вместе с тем обобщение предсказаний Исайи об Отроке Ягве: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (...); Господь возложил на Него грехи всех нас. (...) Как овца веден был на заклание (...) Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет» (Ис 53, 5-7, 11). Несомненно, слова Иоанна Крестителя, в которых выражены пророчества и ожидания Ветхого Завета, созвучны с мессианским самосознанием Иисуса.

4. В Четвероевангелии мы встречаем и другие факты или высказывания, свидетельствующие о том, что мессианское самосознание Иисуса из Назарета было обращено к жертвенной смерти. Об этом в какой-то мере свидетельствуют слова о друзьях жениха, его учениках, которые не могут «поститься», до тех пор пока с ними жених, «но придут дни, - говорит Иисус, - когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф 9, 15). Нетрудно заметить, что это высказывание с намеком, и намек этот одновременно говорит о том, каким было самосознание Христа.

Из Евангелия, кроме того, следует, что Иисус никогда не одобрял ни одной мысли или высказывания, в которых предполагался земной успех Его деятельности. Совершаемые Им знамения и чудеса легко могли создать благоприятную почву для такого рода предположений, однако Христос развеивал всякие надежды и иллюзии, так как знал, что Его мессианское служение не может исполниться иначе, чем через жертву.

5. В отношении своих учеников Христос использовал при этом своего рода «педагогику». Это особенно заметно в тот момент, когда апостолы пришли к убеждению, выраженному Симоном Петром, что Иисус есть истинный Мессия (то есть Христос): «Ты Христос, Сын Бога живаго» (Мф 16, 16). Эти слова в какой-то мере - вершина постепенного созревания апостолов на основе опыта, приобретенного ими за время пребывания рядом с Иисусом. И вот, именно после этого исповедания (в окрестностях Кесарии Филипповой), Христос впервые говорит о Своих крестных страданиях и смерти. «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк 8, 31; ср. также: Мф 16, 21; Лк 9, 22).

6. Суровый выговор Петру, который не хотел принять услышанное («Да не будет этого с Тобою» - ср.: Мф 16, 22), свидетельствует о том, насколько глубоко и полно сознание Христа было проникнуто уверенностью в неизбежности этой жертвы. Быть Мессией - это значит окончательно и бесповоротно «отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10, 45). С самого начала Христос таким видит окончательный смысл своего посланнического служения. Он отвергает все, что могло бы противоречить этой спасительной цели. Это проявляется уже во время искушения, когда искуситель пытается увести Христа на путь мнимых успехов (ср.: Мф 4, 5-10; Мк 4, 5-12).

7. Как мы можем заметить из приведенных текстов, Христос предсказывает не только Свои крестные страдания и смерть, но и Воскресение из мертвых «в третий день». Это ни в чем не меняет первостепенной сути мессианской жертвы через смерть на кресте, а только еще сильнее подчеркивает спасительное и животворящее значение этой жертвы и этой смерти. Теперь мы можем утверждать, что в этом состоит глубинная суть посланнического служения Христа: Искупитель мира - это Тот, в Ком должна совершиться «Пасха», то есть переход к новой жизни в Боге.

8. В этом же духе Христос готовит апостолов, а также будущую Церковь. Путь, на который им предстоит ступить, следуя за распятым Учителем, станет и для них крестным путем. «Ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними» (Мк 13, 9). «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф 24, 9).

Как апостолы, так и будущая Церковь будут участвовать в искупительном страдании и смерти своего Господа. «Истинно, истинно говорю вам: (...) вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин 16, 20). Как апостолы, так и Церковь на все времена призваны к соучастию в пасхальной тайне Христа, во всей ее полноте, когда из страдания и «печали» - из крестной жертвы - рождается «радость» новой жизни в Боге.

05. 10. 1988


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.