Практическое занятие 1. Система ценностей культурного (архитектурного) наследия. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Практическое занятие 1. Система ценностей культурного (архитектурного) наследия.

2022-10-05 198
Практическое занятие 1. Система ценностей культурного (архитектурного) наследия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель занятия: овладеть способностью проводить комплексные предпроектные исследования, формулировать на основе результатов предпроектных исследований концепцию архитектурного проекта.

В результате изучения данной темы, выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов вы сможете:

– применять на практике принципы определения ценности недвижимых памятников истории и культуры;

– определять культурную ценность памятников архитектурно-градостроительного наследия в рамках учебных заданий.

Ключевые понятия: культура, ценности, структура ценностей, традиции, культурные нормы, художественные ценности, архитектурные ценности, экономические ценности.

Задание 1.1. «Традиции и новаторство».

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Проанализируйте высказывания с точки зрения соотношения репродуктивной и творческой деятельности, традиций и новаций в культуре. Как вы понимаете приведенную мысль Э. Кассирера, как здесь интерпретируется культура?

«Во всякой человеческой деятельности мы наблюдаем фундаментальную полярность, которая описывается по-разному. Мы говорим о напряженности между стабилизацией и эволюцией, тенденцией к стабильным формам жизни и другой, которая ломает эту жесткую схему. Человек разрывается между двумя тенденциями, где одна стремится сохранить древние формы, а другая – направлена - на производство новых. Происходит постоянная борьба между традицией и обновлением, между репродуктивными и творческими силами. Этот дуализм окажутся во всех областях культурной жизни». 

Вопросы к заданию:

1. Как фундаментальная полярность, о которой говорится во фрагменте, проявляется в архитектуре и градостроительстве?

2. Как соотносятся традиция и новаторство в архитектуре? Считаете ли вы, что архитектура как вид деятельности тяготеет к традиции? Если да, то почему?

3. В чем конкретно проявляется индивидуальное в и дение мира архитектора в его произведениях?

4. Какие традиционные формы, культурные элементы сохраняются в современной архитектуре? С чем, по-вашему, это связано.

5. Приведите примеры использования элементов античных архитектурных стилей в памятниках Нового времени.

6. Какую роль играет традиционная застройка в архитектурно-планировочной среде города? Как она взаимодействует с современными постройками?

1. В современной архитектуре проявляется процесс глобализации стилей – современная архитектура зачастую не отражает культурный код того места, где она возводится. С другой стороны, архитекторы пытаются внедрить в современную архитектуру элементы, присущие архитектуре места, создать идентичность архитектуры.

2. Современной архитектуре присущ символизм, что может отражаться в переосмыслении традиционных архитектурных форм.

3. Индивидуальное в и дение мира архитектора отражается в его представление о том, как должно функционировать определенное здание/ сооружение/ территория, в какой стилистике оно должно быть подано, в какой форме и как должно соотноситься с окружающей его средой.

4. Традиционны различные модификации ордерных систем; тектонические стоечно-балочные, многопролетные, крестовые или зальные купольные схемы; систему отделки, декора и пр., что обеспечивали преемственность и определяло некое визуальное единство множества архитектурных слоев городской среды города. Традиционные конструкции до сих пор применяются в архитектуре, однако форма современной архитектуры сильно изменилась.

5. По моему мнению памятники нового времени имеют отличную стилистику. Известны яркие примеры неоклассицизма конца XIX – начала XXвека по всему миру.

6. Традиционная застройка отражает культурную идентичность города и имеет высокую историку-культурную ценность. Современная архитектура в условиях исторической застройки должна возводиться с учетом ее особенностей: этажности, силуэтности, масштаба, композиции, ритма, цветовой гаммы и т.д.

Задание 1.2. Ценность традиционной деревянной архитектуры.

Посмотрите на фотографии и ответьте на вопросы:

1. Представляют ли данные постройки художественную ценность?

2. Представляют ли данные объекты экономическую ценность?

Ответы аргументируйте.

Рис.1. Традиционная деревянная застройка

1. Данные постройки представляют художественную ценность, так как имеют большую историческую и культурную базу, послужившую результатом данного стоительства.

2. Историческая застройка имеет высокую экономическую привлекательность, так как она эстетически ценна, сомасштабна человеку, что притягивает людские потоки (туризм).

Задание 1.3. Можно ли и нужно ли восстанавливать памятник деревянного зодчества на рис. 2 с точки зрения художественной и социально-экономической ценности?

Рис. 2. Вологодская деревянная архитектура

Памятники деревянного зодчества стоит восстанавливать, так как это имеет экономическое обоснование – создание локальной точки притяжения, что может породить возникновение нового бизнеса.

Задание 1.4. Организация выставки «Авангард в архитектуре».

Для выполнения задания по организации выставки необходимо создать команды из 4-х чел. Обсудив и ответив на вопросы, представитель команды предлагает вариант для обсуждения в группе.

 

Музей авангарда включил в план организацию выставки: «Архитектура авангарда в Москве – конструктивизм и рационализм, социальные и архитектурные эксперименты на примере зданий района, а также повседневность советского города 1920–1930-х годов».

Вашей команде поручено организовать экспозицию.

С чего Вы начнете? С каких шагов?

Какие разделы выставки вы организуете?

Какие экспонаты Вы разместите на выставке?

Каким образом Вы убедите посетителей о необходимости сохранения данных объектов архитектуры?

 

Задание 1.5. Определите ценность исторического объекта в социокультурном пространстве города.

Инструкция

Для выполнения задания необходимо организовать группы по 4 человека. Каждая группа получает свой вариант задания. 

Основанием для включения исторического объекта (памятника истории и культуры) в единый государственный реестр объектов культурного наследия является его историко-культурная ценность. В статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определение ценности объекта дается с различных позиций – «с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии и антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры».

Ознакомьтесь с текстом закона и ответьте на вопрос, выбрав исторический объект в соответствии со своим вариантом: «Какими характеристиками обладают следующие исторические объекты, включенные в реестр»:

Вариант 1 – Радиобашня на улице Шаболовка в г. Москва (авт. В.Г. Шухов); - обладает ценностью, как памятник науки и технологии (инженерное изобретение), как памятник истории и архитектуры (Шухов – российский инженер, изобрел и проектировал сетчатые покрытия для павильонов, ж/д вокзалов и др.)

Вариант 2 – Усадебно-парковый комплекс в с. Валуево (ТиНАО).

Вариант 3 – Городская усадьба А.И. Мусина-Пушкина на Разгуляе (г. Москва).

Вариант 4 – станция Комсомольская-кольцевая Московского метрополитена.

Практическое занятие 2.Современные тенденции развития городов и проблемы архитектурного оформления среды.

Цель занятия: сформировать навыки учета градостроительных условий, региональных и местных архитектурно-художественных традиций, системной целостности архитектурных, социально-культурных условий участка застройки.

В результате изучения данной темы, выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

– использовать методы социально-экономического анализа в проектировании;

– иметь навыки оценки социально-экономической эффективности и целесообразности проектных решений (в рамках учебных заданий).

Ключевые понятия: архитектурная среда, урбанизм, архитектурный стиль, визуальная среда города, семантика архитектурного пространства.

Задание 2.1. Внимательно изучите павильоны и архитектурные сооружения на ВДНХ, созданные в 50-х годах ХХ века, и ответьте на вопросы:

1. Какие этнические элементы отражены в данных архитектурных сооружениях?

2. Какие конкретные смыслы выражает архитектурная семантика павильонов ВДНХ?

3. Какие задачи выполняют этнические элементы в архитектуре?

4. Приведите примеры семантики архитектурного языка на примерах архитектурных объектов ваших городов.

Задание 2.2. Перечислите и охарактеризуйте требования к организации архитектурной среды в постиндустриальном городе. Сомасштабность человеку, доступность транспортной инфраструктуры, пешеходная доступность, ориентированность на пешехода и общественный транспорт, отсутствие маятниковой миграции посредством создания локальных центров и смешанной многофункциональной застройки микрорайонов, высокая плотность улично-дорожной сети, разнообразие качественных общественных пространств.

 

Задание 2.3. Создайте архитектурные метафоры к Капелле Нотр-Дам-дю-О (Капелла в Роншане) Ле Корбюзье и Оперному театру в Сиднее архитектора Й. Утцона (рис. 2, 3).

Рис. 2. Капелла Нотр-Дам-дю-О                 Рис. 3. Оперный театр в Сиднее

Капелла Нотр-Дам-дю-О: Стоунхендж; гриб; топор, торчащий из земли.

Оперный театр в Сиднее: цветок; колючее растение; оперение утки, торчащее из воды.

Вопросы и задания для самостоятельного решения проблемы

1. Подготовка мини-эссе.

В XIX веке сменилось несколько стилей архитектуры. Напишите мини-эссе об архитектурных стилях. В эссе необходимо ответить на следующие вопросы:

1. С чем связана смена архитектурных стилей?

2. Какие особенности общества/обществ и культуры находят отражение в каждом стиле?

3. Какие особенности элементов данного стиля отражают особенности общественного сознания, породившего данный стиль?

4. Все ли архитектурные стили и архитектурные объекты имеют высокую историческую, художественную, экономическую ценность?

5. Приведите пример экономической ценности какого-либо архитектурного объекта.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.