Основные эффекты нейролептиков — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основные эффекты нейролептиков

2022-10-05 24
Основные эффекты нейролептиков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффект Классические, или типичные, нейролептики Атипичные нейролептики и препараты нового поколения
1 2 3
Антипсихотический Галоперидол Мажептил Трифлуоперазин (трифтазин, стелазин) Этаперазин Модитен-депо Хлорпротиксен Клопиксол Флюанксол Азалептин (лепонекс) Зелдокс Зипрекса Рисполепт (сперидан, риссет) Сероквель Солиан Абилифай

Продолжение табл. 1

1 2 3
Седативный Аминазин Тизерцин Галоперидол Клопиксол Этаперазин Трифлуоперазин (трифтазин,стелазин) Азалептин Зипрекса Сероквель  
Снотворный Тизерцин Аминазин Хлорпротиксен Тиоридазин (сонапакс) Азалептин Сероквель
Активизирующий Френолон Мажептил Флюанксол Эглонил Рисполепт (сперидан, риссет) Солиан
Нормотимический  Клопиксол  Флюанксол Азалептин Рисполепт Сероквель
«Корригирующий поведение» Тиоридазин (сонапакс) Неулептил Пипортил Азалептин Сероквель
Антидепрессивный Трифлуоперазин (трифтазин, стелазин) Хлорпротиксен Флюанксол Эглонил Рисполепт (сперидан, риссет) Сероквель  
Антиманиакальный Галоперидол Тизерцин Тиоридазин (сонапакс) Клопиксол Азалептин Зипрекса Рисполепт (сперидан, риссет) Сероквель
Улучшение когнитивных функций Этаперазин Азалептин Зипрекса Сероквель Рисполепт (сперидан, риссет) Солиан
Вегетостабилизирующий Этаперазин Френолон Сонапакс  

Таблица 2

Основные неврологические побочные эффекты
нейролептической терапии и способы их коррекции

Побочный эффект Основные проявления Лечение
Мышечная дистония (первые дни, недели) Спазм в мышцах рта, глаз, шеи Циклодол или акинетон 1–2 табл. под язык Любой транквилизатор (феназепам, нозепам, элениум и др.) 1 табл. под язык Фенобарбитал (либо 40-60 капель корвалола или валокордина) Кофеин (крепкий чай или кофе) Аскорбиновая кислота до 1,0 г внутрь в растворе Пирацетам 2-3 капсулы внутрь
Лекарственный паркинсонизм (первые недели, месяцы) Тремор, мышечная скованность, сальность кожи Циклодол (паркопан) или акинетон: 3-6 табл. в день, но не более 9 табл. Транквилизатор (феназепам и др.) до 3 табл. в день
Акатизия (первые недели, месяцы) Неусидчивость, беспокойство, желание двигаться, ощущение «беспокойных ног» Пропранолол (анаприлин, обзидан) – при отсутствии противопоказаний до 30 мг в день Транквилизатор (феназепам и др.) до 3 табл. в день
Поздняя дискинезия (месяцы и годы от начала приема препаратов) Непроизвольные движения в отдельных группах мышц Пропранолол (анаприлин, обзидан) – при отсутствии противопоказаний до 30 мг в день Тиаприд Тремблекс

Семинар 8. Психологические проблемы в семье
психически больного человека. Пути их решения

А.И. Цапенко

Цель: помочь слушателям расширить понимание психологических проблем в своих семьях и наметить пути их решения; для этого предоставить слушателям информацию о типичных психологических проблемах семей, связанных с психической болезнью родственника, о способах их решения; а также обсудить проблемные ситуации, заявленные слушателями, и предложить по ним конкретные рекомендации.

Целевая группа: родственники людей, страдающих тяжелым психическим заболеванием.

Форма занятия: лекционно-семинарская.

План лекции

Семья психически больного человека сталкивается с множеством психологических проблем.

Влияние семьи на лечение и реабилитацию.

Влияние психической болезни на родственников и семью в целом.

Способы совладания с тяжелыми чувствами родственников, вызванными психическим заболеванием члена семьи: с чувством вины, беспомощностью и попытками установить сверхконтроль, со страхом, стыдом и агрессией.

Проблема принятия болезни семьей.

Особенности коммуникации, приводящие к психологическим проблемам в семье: «двойной зажим» и парадоксы.

Проблемные ситуации в семье, когда болеет ребенок. Стили взаимоотношений матери и ребенка, ведущие к психологическим сложностям (гиперопека, отвержение). Определение «нормальной заботы». Роль отца в семье. Распространенные сложности отцов в связи с психическим заболеванием ребенка. Типичные проблемы в супружеских отношениях, связанные с болезнью ребенка; пути их решения.

Проблемные ситуации в семье, когда болеет родитель. Рекомендации, как помочь больному человеку лучше справляться со своими родительскими обязанностями. Особенности поведения психически больного родителя, ведущие к проблемам в детско-родительских отношениях и негативно влияющие на развитие ребенка; возможности компенсации.

Как не потерять себя, помогая больному родственнику. Проблема наличия и реализации собственных интересов, не связанных с благом больного, у членов семьи; хроническая неудовлетворенность их потребностей. Негативное влияние такой ситуации на состояние больного. Причины отсутствия собственной жизни у родственников. Рекомендации тем, кто полностью погрузился в заботу о больном, тяготится этим и хочет изменить ситуацию к лучшему.

Психологическая помощь больному и его родственникам. Основные подходы (психообразование, психотерапия, тренинги навыков). Психотерапия. Особая эффективность групповой формы психотерапии, как для больного, так и для здоровых членов его семьи.

Чем может помочь психотерапия психически больному человеку (на примере групп-аналитической психотерапии). Эффекты психотерапии: развитие здоровой части личности; преодоление трудностей в общении, снижение конфликтности, способность не замыкаться в себе или на отношениях с одним близким человеком; способность справляться с травматическими переживаниями, порой скрытыми, но угнетающими человека; смягчение симптомов заболевания; достижение большей независимости, уменьшение беспомощности, улучшение самоконтроля; повышение адаптации и устойчивости к стрессам, снижение вероятности психотических срывов.

Что может дать психотерапия родственникам психически больного человека (на примере групп-аналитической психотерапии). Помощь в совладании с тяжелыми чувствами по поводу психического заболевания близкого человека; обмен опытом и нахождение конструктивных способов поведения; понимание скрытых причин проблем и конфликтов, осознание своих психологических черт, влияющих (позитивно и негативно) на отношения в семье и состояние больного; улучшение качества жизни.

Семинар 9. Психиатрическая помощь:
история и современное состояние

Докт. мед. наук Т.А. Солохина

Историческая справка об истоках создания современной системы психиатрической помощи.

Современные принципы организации психиатрической помощи.

Система организации государственной психиатрической помощи.

Основные учреждения, оказывающие психиатрическую помощь в системе здравоохранения.

Психиатрическая помощь с опорой на сообщество.

Учреждения для лиц с психическими расстройствами в системе социальной защиты населения.

Учреждения для лиц с психическими расстройствами в системе Министерства образования.

Ответы на вопросы.

Семинар10. Психосоциальная реабилитация:
современный подход

Докт. мед. наук Т.А. Солохина

Определение понятия «психосоциальная реабилитация», ее цели и задачи.

Современные подходы к психосоциальной реабилитации в России.

Общественные формы помощи. Цели и задачи общественных организаций.

Деятельность общественной организации «Семья и психическое здоровье».

Ответы на вопросы.

Семинар 11, 12. Общий обзор законодательства
о психиатрической помощи. Принудительные меры
медицинского характера. Недобровольная (принудительная) госпитализация в психиатрический стационар

Юрисконсульт М.Б. Алексева

Список литературы к программе психиатрического просвещения (психообразования) родственников психически больных.

1. Арана Дж., Розенбаум Дж. Фармакотерапия психических расстройств. Пер. с англ. – М.: Издательство БИНОМ, 2004 – 416 с.

2. Былим А.И. Семейная терапия в лечении психоза. К общей цели. Семейная терапия, основанная на результатах работы в группах – г. Кисловодск: «АКК», 2003.

3. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. / Пер. с англ. Н.М. Падалко. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 80с. – (Библиотека психологии и психотерапии).

4. Вулис Р. Если Ваш близкий страдает душевной болезнью: Руководство для членов семей, друзей и социальных работников. Пер. с англ. – М.: Нолидж, 1998. – 192 с.

5. Групповая работа с психически больными по психообразовательной программе. Пособие для врачей. / Под ред. проф. И.Я. Гуровича, М., 2002. – 40 с.

6. Двенадцать лекций о психиатрии и психическом здоровье.
В помощь семье. / Под ред. проф. В.С. Ястребова, М., 2005. – 171 с.

7. Мосолов С.Н. Основы психофармакотерапии. – М.: «Восток», 1996. – 288 с.

8. Нарушения психического здоровья. В помощь семье./ Под ред. проф. В.С. Ястребова, М., 2003. – 102 с.

9. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Выпуск IX. – М.: 2008. – 1000 с.

10. Фуллер Торри Э. Шизофрения: Книга в помощь врачам, пациентам и членам их семей. Пер. с англ. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 448 с.

11. Хелл. Д., Фишер-Фельтен М. Шизофрении. Основы понимания и помощь в ориентировке. Пер. с нем. – М.: Алетейа, 1998. – 197 с.

12. Цапенко А.И., Шанаева Д.М. Семья и психическая болезнь. Психологические проблемы и пути их решения. – М., 2007. – 60 с. Под ред. проф. В.С. Ястребова.

13. Шизофрения. Информация для семей: Пособие для родственников лиц, страдающих психическими заболеваниями. – Киев: Сфера, 1997. – 63 с.

14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656с.: (Серия «Мастера психологии»)

15. Яничак Ф.Дж., Дэвис Дж.М., Прескорн Ш.Х., Айд мл. Ф.Дж. Принципы и практика психофармакотерапии. Пер. с англ. – Киев: Ника_Центр, 1999. – 728 с.

16. Helen E. Durkin. Mothers.// The Fields of Group Psychotherapy. Edited by S.R. Slavson. International Universities Press, Inc. New York. 1956.

17. McFarlane W.R. Психиатрическое семейное просвещение: основные концепции и новые формы его применения // Внебольничная помощь и психиатрическая реабилитация при тяжелых психических заболеваниях. Под редакцией Jaap van Weeghel / Перевод с англ. Под общей редакцией А.И. Абессоновой – К.: Сфера, 2002. – 600 с. – С. 214–227.

18. Steinar Lorentzen. Long – term analytic group psychotherapy with outpatients. Evaluation of process and change. Institute of Psychiatry, Vinderen. Department Group of Psychiatry, Faculty of medicine. University of Oslo. 2003.

19. Spaniol L., Zipple A.M., Lockwood D. Роль семьи в психиатрической реабилитации // Внебольничная помощь и психиатрическая реабилитация при тяжелых психических заболеваниях. Под редакцией Jaap van Weeghel / Перевод с англ. Под общей редакцией А.И. Абессоновой – К.: Сфера, 2002. – 600с. – С. 419-426.

Семинар 13. «Методические рекомендации
к проведению семинара для групп родителей
детей-пациентов психиатрического диспансера»

Г. В. Скобло, С.В. Трушкина

Группы родителей подбирались в соответствии с возрастом их детей. Первая группа – родители детей дошкольного и младшего школьного возраста, вторая – родители подростков (от 12 до 17 лет). Количество участников 8-10 человек. Продолжительность семинаров – по 3 академических часа.

Обоснование. Родители, чьи дети имеют психические расстройства, как правило, находятся в нелегкой жизненной ситуации и испытывают многочисленные трудности. Одна из них – это налаживание отношений с ребенком, имеющим выраженные проблемы в поведении: непослушание, двигательная расторможенность, безволие, употребление алкоголя или наркотиков, агрессия, и т.д.

Причинами непонимания и отвержения ребенка обычно оказываются слабая информированность взрослых в вопросе о психическом заболевании сына или дочери, а также незнание о существовании других, более конструктивных способов общения, нежели те, что приняты в данное время в семье. Не менее значимой проблемой является психологическое состояние самих родителей, которое характеризуется подавленностью, усталостью, растерянностью, ощущением несправедливости по отношению к себе и злостью на судьбу и больного ребенка.

Цель семинаров: повышение компетенции родителей, как в вопросах психических заболеваний их детей, так и в вопросах общения с ними, а также оказание участникам группы психологической поддержки.

Особенности проведения семинара. Участников и ведущих необходимо разместить вокруг стола (нескольких сдвинутых столов), лицом друг к другу. Возле каждого желательно положить несколько листов писчей бумаги, карандаши, ручки и предложить пользоваться ими, если потребуется что-то записать. Ведущему желательно иметь при себе запас бумажных носовых платков, поскольку беседа затронет «больные места» участников и может вызвать их слезы. Важен момент встречи участников ведущими. Необходимо проявить внимание и заботу по отношению к каждому родителю. При знакомстве всем (включая ведущих) нужно раздать бэйджи и предложить написать на них свои имена. На протяжении занятия рассказы ведущих должны перемежаться с их диалогом с участниками. Для организации диалога следует побуждать участников высказывать свое мнение, задавать им вопросы, интересоваться подробностями их конкретной ситуации. Атмосфера доброжелательности и безоценочности, созданная ведущими, - залог успешности семинара.

Содержание программы:

1. Встреча участников, размещение, представление ведущих, знакомство с группой.

2. Беседа ведущих с родителями об их конкретных проблемах, с акцентом на положительных моментах взаимодействия.

3. Лекционный блок «Что такое активное слушание».

4. Ролевая игра «Родители и дети».

5. Практические советы для родителей детей, имеющих нарушения психического здоровья.

6. Групповая дискуссия на тему: «Как можно наказывать ребенка?»

7. а) Ознакомление с методикой Б.З. Драпкина «Лечение материнской любовью» (для родителей дошкольников и младших школьников);

б) Представление книги Р.Байярд и Д. Байярд «Мой беспокойный подросток» (для родителей подростков).

8. Завершение семинара: подведение итогов, высказывания участников, прощание.

Комментарий к пункту 2. Беседа строится по следующему плану: 1.Предложение к участникам: «Расскажите, что Вас больше всего тревожит в Вашем ребенке?» 2.Высказывания каждого участника и резюме ведущего. 3.Следующее предложение: «Расскажите, а что Вас больше всего радует в Вашем ребенке?» 4.Ответы родителей и комментарий ведущего. 5.Следующий вопрос: «На какой вопрос было отвечать труднее? Почему?» 6.Ответы участников, комментарий ведущего.

Комментарий к пункту 3. Методика «активного слушания» излагается на примере «правильных» и «неправильных» диалогов родителей с детьми. Участникам семинара представляется книга Ю.Б. Гиппенрейтер «Как общаться с ребенком».

Комментарий к пункту 4. Участники разбиваются ведущими на группы «родителей» и «детей». Разыгрывается одна из проблемных ситуаций, прозвучавших ранее в рассказах участников. Попутно обсуждаются чувства и мотивы поступков и высказываний как «ребенка», так и «родителя». Обсуждение результатов должно быть направлено на возможность лучшего понимания чувств ребенка и собственных чувств родителя, на осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого.

Комментарий к пункту 5. Особое внимание обращается на употребление«Я-» и «Ты-высказываний» и на «не ранящую», правильную форму родительских замечаний. Отдельно обговариваются советы по воспитанию гиперактивных детей.

Комментарий к пункту 6. Высказывания каждого участника о том, какие способы наказания он считает приемлемыми и действенными.

Комментарий к пункту 7. а) Методика Б.З. Драпкина «Лечение материнской любовью» направлена на коррекцию патологизирующих родительских установок, коррекцию детско-родительских отношений, терапию психосоматических расстройств у детей.

б) Книга для родителей Р.Байярд и Д. Байярд «Мой беспокойный подросток» представляет собой систематическое популярное изложение приемов взаимодействия с проблемными подростками, направленных на выработку у них самостоятельности и ответственности.

ОЦЕНКА
медицинским и иным персоналом, а также потребителями
психиатрической помощи эффективности
образовательной программы

«Пациент и его семья: от психиатрического просвещения
к социальной интеграции»

Докт. мед. наук Т.А. Солохина, канд. экон. наук Л.С. Шевченко

Для изучения мнения персонала психиатрических учреждений и родственников душевнобольных об эффективности проведенной программы «Пациент и его семья: от психиатрического просвещения к интеграции в общество» нами были разработаны 3 вида опросников (приложения 1–3): 1. «Опросник по оценке удовлетворенности специалистов с высшим образованием участием в образовательной программе»; 2. «Опросник по оценке удовлетворенности специалистов со средним специальным образованием участием в образовательной программе»; 3. «Опросник участника программы семейного психиатрического просвещения». Исследование проводилось путем анкетирования персонала и родственников пациентов в Московской областной психиатрической больнице № 8 г. Орехово-Зуево после завершения программы.

Всего в опросе приняли участие 86 человек.

Среди участников анкетирования специалистов с высшим образованием оказалось 22 человека, из них 8 мужчин и 14 женщин. Средний возраст опрошенных составил 42,9 года. Заведующих отделениями было 7 человек, врачей-психиатров – 8, психологов – 5, специалистов по социальной работе – 2, прочих специалистов с высшим образованием – 2. 14 участников опроса работали в стационаре, 4 – в диспансере, еще 4 – совмещали работу и в стационаре, и в диспансере. Средний стаж работы этой категории респондентов в психиатрических учреждениях составил более 15 лет (15,1 года).

В опросе также приняли участие 38 специалистов со средним образованием, превалирующим большинством среди которых оказались женщины – 37 человек. Средний возраст анкетируемых составил 42 года. По должностям средний медицинский персонал распределился следующим образом: старшая (главная) медицинская сестра – 6 человек, медицинская сестра – 25, социальный работник – 4, инструктор по трудовой терапии – 1 и прочий персонал со средним специальным образованием –2. В стационаре работали 22 человека, в диспансере – 15, сочетали диспансерную и стационарную работу – 1. Средний стаж работы респондентов этой группы в психиатрических учреждениях оказался равным 19 годам.

Число родственников, ответивших на вопросы анкеты, составило 26 человек, в том числе 22 женщины и 4 мужчин. Средний возраст респондентов этой группы равнялся 43 годам; среди них семейных людей было 20 человек, холостых (не замужем) – 3, в разводе состояли 2 и вдовцов (вдов) – 1 человек. Большинство анкетируемых имело среднее специальное образование – 12 человек, высшее образование – 8, среднее – 4 и начальное – у 2 родственников пациентов. По степени родства основная часть участников программы приходилась пациентам отцом (матерью) – 19 человек, мужем (женой) – 5, прочими родственниками – 2 человека. Наибольшее число родственников работало (17 человек), были на пенсии, но продолжали трудиться – 5 человек, не работали – 3; был на пенсии – 1 респондент; 19 родственников проживало совместно с пациентом и соответственно – 7 человек отдельно от него.

В целом, участники опроса высоко оценили степень удовлетворенности проведенной программой. Так, 85,3% специалистов с высшим образованием вполне удовлетворены ею, а 14,7% в основном удовлетворены. Среди специалистов со средним специальным образованием вполне удовлетворенных программой оказалось 75,1%, а в основном удовлетворенных – 24,8%. Несколько ниже степень полной удовлетворенности была у родственников пациентов – 50%, остальные 50% респондентов отметили, что удовлетворены в основном. Особенно высокой степень удовлетворенности специалистов с высшим образованием оказалась семинаром «Методические и организационные подходы к психиатрическому просвещению (психообразованию) родственников пациентов, страдающих психическими расстройствами» – 100%, и семинаром «Основы арттерапии» – 93,8%.

Высокую оценку по степени удовлетворенности у среднего медицинского персонала получили: лекции «Взаимоотношения медицинской сестры с пациентом и его родственниками» (86,5%) и «Психотерапевтические методы в работе медицинской сестры» (86,5%) и семинар по развитию у пациентов навыков независимой жизни (74,1%).

Профессионалы особенно подчеркнули, что проведение данной программы в виде конференций и семинаров является эффективной формой для повышения квалификации специалистов психиатрических учреждений (61,5% врачи и 65,8% средний медицинский персонал), поскольку знания, полученные на этой программе, они постоянно или часто используют в своей профессиональной повседневной деятельности (86,4% и 78,9% соответственно), а также потому, что после каждого мероприятия существенно увеличивается объем знаний по рассматриваемым проблемам (79,4% специалисты с высшим образованием и 74,3% специалисты со средним образованием).

Практически 100% респондентам-профессионалам понравилось предоставление современного материала, четкость его изложения, содержание слайдов, их дизайн, ответы на вопросы. Они высказали пожелание, чтобы такие программы были постоянно действующими: 90,9% врачей и 83,8% специалистов со средним образованием изъявили желание участвовать в аналогичных программах по повышению своей квалификации.

Среди респондентов-родственников за дальнейшее участие в программах семейного психиатрического просвещения высказались 84,6%. Они отметили, что объем их знаний после лекций и семинаров значительно увеличился. Так, анкетируемые подчеркнули, что существенно выше стал объем их знаний: о проявлении болезни – 53,8%, о ее лечении – 57,7%, о том, как вести себя при обострении заболевания – 65,3%. Участники опроса указали на то, что после завершения программы значительно уменьшилось эмоциональное напряжение в семье – 42,3%, стали лучше взаимоотношения с медицинским персоналом – 53,8%, что они вполне готовы делиться своими проблемами с другими родственниками – 42,3%, стали значительно лучше и в какой-то степени улучшились отношения с больным родственником – 34,6 и 42,3%% соответственно. В качестве пожеланий родственники отметили, что было бы целесообразным на занятиях проводить разбор конкретных кризисных ситуаций в семьях и совместно находить решения выхода из них. Кроме того, родственники предложили включить в тематику лекций вопросы, посвященные лечению психических заболеваний за рубежом.

Специалисты с высшим и средним образованием указали на то, что эффективность преложенной программы будет выше, если она расширится за счет увеличения числа практических занятий по обучению конкретным методикам и приемам психотерапии. Они сочли также, что эффективность образовательной программы возрастет, если лекторы и тренеры предложат слушателям информационный, методический и раздаточный материал по тематике занятий.

Таким образом, опираясь на данные опроса слушателей можно сделать вывод о высокой эффективности, проведенной в Московской областной психиатрической больнице № 8 г. Орехо-Зуево образовательной программы «Пациент и его семья: от психиатрического просвещения к интеграции в общество». С учетом пожеланий и критических высказываний слушателей программа может быть доработана, расширена и рекомендована для тиражирования в других территориях как один из элементов повышения квалификации специалистов психиатрических учреждений и уровня знаний родственников о психиатрии и психическом здоровье.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Региональная благотворительная общественная организация
«Семья и психическое здоровье»
Общественный совет по вопросам психического здоровья

Опросник
по оценке удовлетворенности специалистов с высшим образованием участием в образовательной программе в рамках проекта
«Пациент и его семья: от просвещения к социальной интеграции» [1]

Дорогой коллега!

Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое мнение относительно образовательной программы, в которой Вы участвовали. Ваши ответы помогут в ее совершенствовании.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос и возможные варианты ответов на него. Затем выберите тот ответ, с которым Вы согласны, отметив его.

Все полученные от Вас сведения являются конфиденциальными и не подлежат разглашению.

Нам поможет лучше понять Ваши ответы, если Вы представите некоторые данные о себе, ответив на следующие вопросы:

 

Ф.И.О. _______________________________________________________

(можно не указывать)

1. Пол: мужской, женский

2. Ваш возраст ____________________лет

3. Ваша должность: заведующий отделением, врач-психиатр, врач-психиатр-детский, психолог, специалист по социальной работе, прочее _____________________________________________________

(нужное подчеркнуть, вписать)

4. Вы работаете: в больнице, диспансере, прочее___________________

(нужное подчеркнуть, вписать)

5. Отметьте, пожалуйста, в таблице увеличился ли объем Ваших знаний после каждого мероприятия, в котором Вы принимали участие.

Мероприятие Уровень знаний увеличился существенно Уровень знаний увеличился в некоторой степени Уровень знаний не увеличился Затрудняюсь ответить
1. Конференция «Современные вопросы социальной, организационной и общественной психиатрии» – 2 дня, 10 лекций, 60 мин. каждая.        
2. Семинар № 1: «Методические и организационные подходы к психиатрическому просвещению (психообразованию) пациентов, страдающих психическими расстройствами» (1,5 час.)        
3. Семинар № 2: «Методические и организационные подходы к психиатрическому просвещению (психообразованию) родственников пациентов, страдающих психическими расстройствами» (1,5 час.)        
  Семинар № 3 «Методические и организационные подходы к ведению тренинга по развитию социальных навыков у пациентов, страдающих психическими расстройствами» (1,5 час.)        
  Семинар Особенности клинической и психосоциальной работы в семьях, имеющих детей с психическими расстройствами» (4,5 час.)        
  Семинар «Основы арттерапии» (2 дня по 6 час.)        
  Работа в группе: обучение врачей и психологов проведению тренинга по развитию у пациентов, страдающих шизофренией, социальных навыков (6 час.)        

6. Как Вы считаете, является ли эффективной предложенная форма работы в виде конференций и семинаров?

Вполне эффективной – 1

В какой-то мере эффективной – 2

Совсем неэффективной – 3

Затрудняюсь ответить – 4

7. Используете ли Вы знания, полученные при участии в образовательной программе для специалистов с высшим образованием в Вашей повседневной профессиональной деятельности?

Использую постоянно – 1

Использую часто – 2

Использую иногда – 3

Не использую – 4

Затрудняюсь ответить – 5

8. Какие именно знания, полученные при участии в образовательной программе для специалистов с высшим образованием, Вы используете в Вашей повседневной профессиональной деятельности? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Что Вам понравилось при участии в данной программе?

Предоставление современного материала – 1

Четкость изложения материала – 2

Демонстрация слайдов – 3

Ответы на вопросы – 4

Прочее – 5

Затрудняюсь ответить – 6

10. Что Вам не понравилось при участии в данной программе? __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________

11. Отметьте, пожалуйста, в таблице насколько Вы удовлетворены своим участием в каждом из предложенных мероприятий образовательной программы?

 

Мероприятие Вполне удовлетворен В какой-то мере удовлетворен Совсем не удовлетворен Затрудняюсь ответить
1. Конференция «Современные вопросы социальной, организационной и общественной психиатрии» - 2 дня, 10 лекций, 60 мин. каждая.        
2. Семинар № 1: «Методические и организационные подходы к психиатрическому просвещению (психообразованию) пациентов, страдающих психическими расстройствами» (1,5 час.)        
3. Семинар № 2: «Методические и организационные подходы к психиатрическому просвещению (психообразованию) родственников пациентов, страдающих психическими расстройствами» (1,5 час.)        
  Семинар № 3 «Методические и организационные подходы к ведению тренинга по развитию социальных навыков у пациентов, страдающих психическими расстройствами» (1,5 час.)        
  Семинар Особенности клинической и психо­социальной работы в семьях, имеющих детей с психическими расстройствами» (4,5 час.)        
  Семинар «Основы арттерапии» (2 дня по 6 час.)        
  Работа в группе: обучение врачей и психологов проведению тренинга по развитию у пациентов, страдающих шизофренией, социальных навыков (6 час.)        

12. Вы хотели бы продолжить дальнейшее участие в аналогичной программе по повышению Вашей квалификации?

Да – 1

Нет –2

Затрудняюсь ответить – 3

13. Если Вы ответили «ДА», то какие знания Вы хотели бы получить?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В РАБОТЕ!

Приложение 2

Региональная благотворительная общественная организация

«Семья и психическое здоровье»

Общественный совет по вопросам психического здоровья

Опросник

по оценке удовлетворенности специалистов со средним образованием участием в образовательной программе в рамках проекта

«Пациент и его семья: от просвещения к социальной интеграции» [2]

Дорогой коллега!

Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое мнение относительно образовательной программы, в которой Вы участвовали. Ваши ответы помогут в ее совершенствовании.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос и возможные варианты ответов на него. Затем выберите тот ответ, с которым Вы согласны, отметив его.

Все полученные от Вас сведения являются конфиденциальными и не подлежат разглашению.

Нам поможет лучше понять Ваши ответы, если Вы представите некоторые данные о себе, ответив на следующие вопросы:

 

Ф.И.О. _______________________________________________________

(можно не указывать)

1. Пол: мужской, женский

2. Ваш возраст ____________________лет

3. Ваша должность: старшая (главная) медицинская сестра, медицинская сестра, социальный работник, инструктор по трудовой терапии, прочее ________________________________________________

(нужное подчеркнуть, вписать)

4. Вы работаете: в больнице, диспансере, прочее____________________

(нужное подчеркнуть, вписать)

5. Отметьте, пожалуйста, в таблице увеличился ли объем Ваших знаний после каждого мероприятия, в котором Вы принимали участие.

 

 

Мероприятие Уровень знаний увеличился существенно Уровень знаний увеличился в некоторой степени Уровень знаний не увеличился Затрудняюсь ответить
1. Семинар № 1: Психосоциальная реабилитация в сестринской практике. 4 лекции по 1,5 час. каждая: 1. Проблема стигмы, толерантности. Роль средств массовой информации в формировании отношения общества к проблеме психического здоровья. 2. Взаимоотношения медицинской сестры с пациентом и его родствен­никами. 3. Работа с семьей человека, страдающего хроническим психическим заболеванием. 4. Современные подходы к психосоциальной реабилитации.        
2. Семинар № 2: «Психологические аспекты деятельности медицинской сестры» –6 час., 3 занятия. 1. Роль и место медицинских сестер в работе полипрофессиональной бригады. 2. Психотерапевтические методы в работе медицинской сестры. 3. Тренинг по развитию навыков независимой жизни.        
3. Семинар № 3: Основы арттерапии (6 час.)        

6. Как Вы считаете, является ли эффективной предложенная форма работы в виде конференций и семинаров?

Вполне эффективной – 1

В какой-то мере эффективной – 2

Совсем неэффективной – 3

Затрудняюсь ответить – 4

7. Используете ли Вы знания, полученные при участии в образовательной программе для работников со средним специальным образованием в Вашей повседневной профессиональной деятельности?

 Использую постоянно – 1

 Использую часто – 2

 Использую иногда – 3

 Не использую – 4

 Затрудняюсь ответить – 5

8. Какие именно Вы знания, полученные при участии в образовательной программе для специалистов с высшим образованием, Вы используете в Вашей повседневной профессиональной деятельности? __________________________________________________________ __________________________________________________________

 

9. Что Вам понравилось при участии в данной программе?

 Предоставление современного материала – 1

 Четкость изложения материала – 2

 Демонстрация слайдов – 3

 Ответы на вопросы – 4

 Прочее – 5

 Затрудняюсь ответить – 6

10. Что Вам не понравилось при участии в данной программе?________ __________________________________________________________

 

11. Отметьте, пожалуйста, в таблице насколько Вы удовлетворены своим участием в каждом из предложенных мероприятий образовательной программы?

Мероприятие Вполне удовлетворен

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.