Основные функции арттерапии: — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Основные функции арттерапии:

2022-10-05 22
Основные функции арттерапии: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· диагностическая;

· терапевтическая.

7. Освоение арттерапевтических техник (тренинговые группы).

На занятии в групповой работе изучаются техники арттерапии, связанные с рисунком при использовании различных материалов (пастель, гуашь, акварель, сепия, акварельные карандаши и др.). К подобным техникам относятся следующие:

· рисунок по кругу (пастель, большой лист);

· общий рисунок на заданную или свободную тему (пастель, большой лист);

· диалог (пастель, цветные карандаши, лист А3);

· «Триптих» (Я – какой есть, Я – глазами других, Я – каким хочу быть, или другие варианты. Лист А4, пастель или цветные карандаши);

· портреты и автопортреты (пастель, лист А4);

· общий портрет одного участника (пастель, большой лист);

· работа с масками;

· свободный рисунок на тему «Я в группе»;

· рисование стихов, музыки (пастель, акварель, использование черной и цветной бумаги);

· Групповая мечта или фантазия (большой лист, акварель).

· «Я тебя так вижу» (лист А4, акварель).

· «Настроение»

· Метафорический автопортрет (Я… посуда, оружие, украшение и т.п. Гуашь, половина листа А4).

· Ассоциативное рисование.

Мастер-класс
«Групп-анализ: возможности применения в клинике»

А.И. Цапенко

Цель: познакомить слушателей с методом групп-анализа, его теоретико-методологической базой и практическими возможностями применения в клинике (для психотерапии людей, страдающих психическими заболеваниями и их родственников; для профилактики «выгорания» у специалистов сферы психического здоровья, для расширения возможностей понимания процессов в любых группах (например, в психотерапевтических группах, в семье пациента, в рабочем коллективе)). Предоставить возможность слушателям погрузиться в групп-аналитический процесс и понять на собственном опыте, как действует метод.

Целевая группа: заведующие отделениями психиатрической больницы, психотерапевты, психологи, врачи-психиатры, социальные работники и другие специалисты, интересующиеся работой с группами и бессознательными процессами в жизни человека и групп.

Программа мастер-класса:

I. Лекция: «Групп-анализ – характеристика метода, его возможности в клинике».

II. Представление клинического случая. Обсуждение статьи «Групп-аналитическая психотерапия при шизофрении. Описание и анализ случая». Цапенко А.И., Шанаева Д.М. Психоаналитический вестник 15.М.,2006.

III. Демонстрация метода. Работа в малой группе.

IV. Подведение итогов.

План лекции:

1. Введение. О групп-анализе в мире и в России.

Групп-анализкак направление психотерапии, зародившееся в Англии в 40-х годах ХХ века и в настоящее время получившее распространение в большинстве стран Западной и Восточной Европы, а также в США, Израиле, Австралии и ЮАР.

Влияние групп-анализа в сфере психического здоровья в Англии и Норвегии.

Опыт применения групп-анализа в России.

2. Краткий исторический экскурс.

Зигмунд Фукс (S.H. Foulkes) (1898-1976) – основатель метода.

Исторический, идейный, клинический контекст рождения групп-анализа.

Исторический и клинический контекст: связь драматического роста групповых методов психотерапии вообще, и групп-анализа, в частности, с задачами военной психиатрии во время II мировой войны; значение для создания групп-аналитического метода профессионального и жизненного опыта З. Фукса, специализировавшегося в психиатрии, неврологии и психоанализе, интересовавшегося социологией и интегрировавшего идеи этих дисциплин.

Идейный контекст. Его связь с основными понятиями групп-анализа.

§ Теоретическое основание групп-анализа – психоаналитическая теория, гештальтпсихология и социология.

§ Принцип целостности в гештальтпсихологии, его следствия для групп-анализа. Идея группы как целого, не сводимого к сумме ее частей. Приложение Фуксом к группе идей Курта Гольдштейна о целостной реакции организма на локальное повреждение мозга, о нейронной сети и отдельных нейронах как узлах сети, связанных между собой. Понимание Фуксом группы как «сети» (впоследствии названной «матрицей»), а членов группы как «узлов» этой сети.

§ Представления о неразрывной связи индивида и общества, о том, что одно не существует без другого (Н. Элиас, понятие фигурации). Их значение для возникновения понятия «матрица».

§ Синтез психоанализа и социологии Фуксом: объектом психоанализа вместо индивида становится группа. Понятия «групповое бессознательное», «бессознательные групповые фантазии» (бессознательные фантазии, разделяемые в большей или меньшей степени всеми участниками группы). Групп-анализ как психоанализ индивида в группе, психоанализ группы, психоанализ посредством группы.

3. Матрица – центральное групп-аналитическое понятие.

Матрица – объект исследования в групп-анализе. Понятия: базовая, динамическая, личная матрица; семейная матрица.

Рис. 1. Динамическая матрица – сеть взаимоотношений между членами группы (1-7). По аналогии с сетью, когда один узелок в сети (участник группы) меняет свое положение, положение всех остальных узелков сети тоже меняется. Таким образом, изменение поведения, коммуникации
      одного члена группы влечет изменение поведения всей группы

Пример: особенности формирования динамической матрицы (взаимоотношений между участниками) в группе больных шизофренией.

Идея изоморфизма, влияния друг на друга контекстов (метафора матрешки). Влияние семейной матрицы члена группы на матрицу психотерапевтической группы; влияние матрицы организации на матрицу идущей в ней группы, и наоборот.

4. Области применения групп-анализа.

Психотерапия, личностный рост, образование, супервизия, оргконсультирование, политика и прочее.

5. Что такое групп-аналитическая группа.

Теория личности, болезни и лечения З. Фукса. Групп-аналити­ческая группа как модель семьи. Основное правило групп-анализа. Сеттинг. Терапевтические факторы в групп-анализе. Сходство и различия индивидуального и группового психоанализа.

6. Групп-анализ психозов.

Показания. Цели и стратегии групп-аналитической психотерапии больных шизофренией. Эффективность групп-аналитической психотерапии. Модификация групп-аналитического метода в клинике.

Список литературы:

1. Куттер П. Современный психоанализ. СПб, «Б.С.К.», 1997.

2. Лекции Dr. Maria ROHDE (Германия) в Сертификационном курсе «Групп-анализ» в ЦЕПО, Москва, апрель 2000г.

3. Лекции Christiane SCHLOSSAREK (Германия) в Сертификационном курсе «Групп-анализ» в ЦЕПО, Москва, апрель 2000г.

4. Пажильцев И.В. Групповой анализ: параллели жизни. Проблема влияния теоретических взглядов терапевта на ход психоаналитического процесса. Материалы 1-го научно-практического семинара ИКиПП. М.:1999.

5. Цапенко А.И., Шанаева Д.М. Групп-аналитическая психотерапия при шизофрении. Описание и анализ случая // Психоаналитический вестник. – М., 2006. – №15. – с. 166–193.

6. Элиас Н.: Понятие фигурации //Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Том III. №3

7. S.H. Foulkes. «Group Analytic Psychotherapy. Method and Principles». (1975, reprinted 1986 by H. Karnac (Books) Ltd, London.)

8. Slavson S.R. A Textbook in Analitic Group Psychotherapy. International Universities Press, Inc. New York. 1964, 1969.

9. Steinar Lorentzen. Long – term analytic group psychotherapy with outpatients. Evaluation of process and change. Institute of Psychiatry, Vinderen. Department Group of Psychiatry, Faculty of medicine. University of Oslo. 2003.

10. Van der Kley, G. (1984), in: Kutter, P. (Hg.): Die Methode der Gruppenanalyse im Sinne von Foulkes, Frommholz, Stuttgart.

КОНФЕРЕНЦИЯ

« ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
В СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Лекция 1. Проблема стигмы, толерантности.
Роль средств массовой информации в формировании
отношения общества к проблеме психического здоровья

Докт. мед. наук, профессор В.С. Ястребов

Цель лекции: информирование работников среднего звена психиатрических служб о стигматизации в психиатрии, о роли средств массовой информации в формировании негативного образа психиатрии, ее работников и пациентов, повышение уровня знаний по вопросам дестигматизации в психиатрии.

Целевая группа: медицинские сестры, социальные работники.

Термины: Стигматизация в психиатрии – предвзятое, негативное отношение к психически больному, связанное с наличием у него признаков психических расстройств. Самостигматизация – реакция психически больного на свое заболевание и связанное с ним положение в обществе. Стигматизатор – лицо, которое приписывает психически больному свое о нем представление. Дестигматизация – комплекс мероприятий, направленных на постепенное смягчение стигматизирующих представлений о психически больном. Толерантность к психически больным – терпимость к их образу их жизни, поведению, чувствам, мнениям и идеям.

План лекции

Проблема стигматизации в психиатрии:

1. Цели и задачи выполненной сотрудниками НЦПЗ РАМН программы по стигматизации, самостигматизации, мерам по их снижению.

2. Методология работы, объекты исследования, инструменты.

3. Основные результаты исследования:

·  Выявлена значительная социальная дистанция по отношению к психически больным.

·  Распространены взгляды о необходимости ограничения прав и свобод душевнобольных.

·  Наиболее распространены мнения об опасности и непредсказуемости психически больных. В то же время большинство населения не разделяет предубеждений относительно низких умственных способностей психически больных, считая, что это умные и интересные люди.

·  Выявлен амбивалентный характер социального отношения к психиатрии и психиатрам.

·  Отмечается высокая популярность взглядов, отрицающих биологический характер психического заболевания.

·  Установлено негативное отношение к психически больным, более свойственное лицам старшего возраста и менее выраженное у врачей-психиатров, социальных работников и журналистов.

Таким образом, стигматизация психически больных является сложным феноменом, обусловленным разными психологическими механизмами – стремление окружающих ограничивать права и личную свободу психически больных связано с их восприятием как опасных, и в то же время слабых; агрессивное неприятие психически больных обусловлено восприятием больных как «плохих людей».

Самостигматизация психически больных связана с их опасениями негативного отношения к ним общества, со сниженной самооценкой и прогрессирующей десоциализацией. Больной считает причиной его несостоятельности свою болезнь, в связи с чем отказывается от прежних жизненных стандартов, снижает требования к себе. Этот процесс отдельные авторы квалифицируют как реакцию личности больного на болезнь. Особенности формирования самостигматизации у больных с различными заболеваниям (шизофрения, эндогенные расстройства, невротические расстройства, эпилепсия и др.) различны и определяются, в первую очередь, уровнем личностной зрелости и сохранности больного, особенностями организации психиатрической помощи и др.

Роль СМИ в формировании образа психиатрии и ее пациентов.

1. Цель и задачи исследования «Вопросы психического здоровья в материалах российской прессы».

2. Масштаб исследования, его методология.

3. Тенденциозно негативное отражение в прессе деятельности учреждений психиатрического профиля.

4. Освещение образа психиатра как участника противоправных действий (в решении экспертных вопросов, по отношению к имуществу больных, взяточничество), как управителя судеб больных, стигматизатора своих подопечных; публикации, отражающие гуманизм психиатра, единичны.

5. Социально-психологический портрет психически больного в отражении СМИ – реальный или потенциальный «принудчик», убийца, насильник, извращенец. Он крайне жесток, изворотлив и упорен в достижении цели. Его поведение нелогично и непредсказуемо. Непонятный, нелепый, иногда забавный, но в целом безобидный. Персонаж многих эпатажных статей. Сочувствия у окружающих не вызывает. «Он тоже человек». Такой же, как и все, или же страдающий, нуждающийся в помощи. Вызывает сочувствие. Психически больными могут быть и гении, талантливые люди, хорошо известные лица.

6. В структуре статей на психиатрическую тематику преобладает доля публикаций, в которых больные упоминаются вместе с различными преступлениями; подобные статьи оказывают крайне негативное влияние на формирование образа психически больного в общественном сознании, как «опасного преступника», «маньяка-убийцы».

7. Язык, терминология, стиль статей носит явно стигматизирующий характер.

8. Большинство статей посвящено расстройствам пограничного уровня. Публикаций об эндогенных психозах практически нет.

9. Авторы статей – в основном журналисты, из специалистов – не психиатры, а психотерапевты, что связано с б о льшим доверием читателей к последним.

10. В целом за 90-е гг. отмечено более активное обращение журналистов к психиатрической теме, повысилось внимание общества к проблемам психического здоровья – любопытство, интерес, страхи и надежды, повышение правовой информированности, стремление использовать психиатрию в качестве модной, привлекающей темы. Публикации о злоупотреблениях психиатрами в области имущественного и гражданского права свидетельствуют о слабых звеньях в организации и юридических нормах деятельности психиатрической службы.

Характеристика программы дестигматизации.

Список литературы:

1. Семин И.Р. Психиатрическая просвещенность и отношение общества к психически больным //В кн.: Руководство по социальной психиатрии. М., 2001. С.73–93.

2. Финзен А. Психоз и стигма. - М., 2001. – 216 c.

3. Ястребов В.С., Михайлова И.И., Судаков С.А. Стигма в психиатрии: скрытая угроза! Москва, 2007. 43 с.

4. Ястребов В.С., Балабанова В.В., Серебрийская Л.Я., Михайлова И.И., Степанова А.Ф. Вопросы психического здоровья в материалах российской прессы. М., 2004, 28 стр.

Лекция 2. Взаимоотношения медицинской сестры
с пациентом и его родственниками

Докт. мед. наук, профессор В.С. Ястребов

Цель лекции: повышение информированности медицинских сестер об особенностях работы в учреждениях психиатрического профиля, о роли семьи и родственников психически больных в оказании психосоциальных видов помощи, в психосоциальной реабилитации психически больных, содействие установлению партнерских отношений между средним медицинским персоналом, социальными работниками и родственниками психически больных.

Целевая группа: медицинские сестры, социальные работники.

План лекции

1. Особенности лечебно-диагностического процесса в общей медицине и в психиатрии.

2. Социально-психологический портрет медицинской сестры в психиатрии (профессионализм, коммуникабельность, социально активная позиция, душевные качества – сострадание, склонность к сопереживанию, участию, поддержке, общеобразовательный уровень).

3. Особенности работы медицинских сестер в условиях психиатрических учреждений России и зарубежных стран.

4. Профилизация сестринской работы в психиатрии.

5. Работа в условиях психиатрических больниц, психоневрологических диспансеров, дневных стационаров, лечебно-производствен­ных мастерских.

6. Особенности работы медицинской сестры, осуществляющей наблюдение за психически больными.

7. Особенности ведения медицинской сестрой медицинской документации.

8. Особенности работы медицинской сестры, осуществляющей уход за больными.

9. Особенности работы социального работника в учреждениях психиатрического профиля.

10. Действия медицинской сестры при ургентных состояниях в психиатрии.

11. Важность установления контакта с психически больным, уважительных и доверительных с ним отношений.

12. Действующие модели отношений между работниками психиатрических служб и пациентами (патерналистская, партнерская).

13. Своевременно ли ставить вопрос о внедрении в психиатрическую практику партнерской модели отношении?

14. Способы предупреждения конфликтных ситуаций.

15. Роль медицинской сестры в диагностике психических расстройств, их лечении.

16. Психообразовательные программы для пользователей психиатрической помощи – эффективный путь к повышению комплайенса.

17. Правомерно ли ставить вопрос, по аналогии с зарубежным опытом, о сестринских диагнозах в психиатрии? Их возможные формулировки.

18. Имеет ли право психически больной на информацию о своем заболевании, проводимом ему лечении, особенностях действия препаратов?

19. Современные виды психосоциальной реабилитации.

20. Круг потребностей психически больных по данным современных исследований сотрудников НЦПЗ РАМН.

21. Особенности социального функционирования психически больных, инвалидов.

22. Роль медицинской сестры в повышении уровня социального функционирования психически больных.

23. Являются ли члены семей психически больного помощниками и партнерами профессионалов в его лечении?

24.  Участие родственников пациентов в общественных движениях в психиатрии.

25.  Программа «Семья и психически больной: от просвещения к социальной интеграции» - важное направление современной системы помощи в психиатрии.

26. Права медицинской сестры психиатрического учреждения.

27. Руководящие документы для медсестры (нормативные – положения, приказы, распоряжения, должностные инструкции; правовые - закон о психиатрической помощи, комментарий к нему; этические - кодекс профессионального поведения).

Список литературы:

Отечественная литература:

1. Нарушения психического здоровья. Москва, 2005. 94 с.

2. Двенадцать лекций по психиатрии и психическом здоровье. В помощь семье. Москва. 2005. 171 с.

3. Цапенко А.И., Шанаева Д.М. Семья и психическая болезнь: психологические проблемы и пути их решения. Москва. 2007. 60 стр.

4. Ястребов В.С., Михайлова Н.М., Сейку Ю.В. Старость и психическое здоровье: Пособие для пациентов и членов их семей. Издание второе, переработанное.. Москва, 2008. 38 с.

Зарубежная литература:

1. Руководство по сестринской работе в психиатрической клинике – принципы и методики. Сьюзен Ритнер. Изд. Сфера, Киев, 1999.

2. Таунсенд М.С. Сестринские диагнозы в психиатрической практике: карманное руководство для построения плана оказания помощи больным. Издательство «Сфера». Киев. 1997. 427 с.

3. Кьюперс Л., Лефф Д., Лем Д. Работа с семьями. Шизофрения. Работа с семьями. Практическое руководство. Издательство «Сфера». Киев. 1996. 128 с.

Лекция 3. Роль и место медицинских сестер
в работе полипрофессиональной бригады

Канд. мед. наук Э.Г. Рытик

Цель проведения семинара: повышение уровня осведомленности медицинских сестер и социальных работников о значении, преимуществах бригадных форм работы в психиатрии, об особенностях деятельности медицинской сестры в составе полипрофессиональной бригады.

Целевая группа: медицинские сестры, социальные работники.

План лекции

1. Внедрение полипрофессионального подхода к лечебно-реабилитационной работе на разных этапах оказания психиатрической помощи – одна из важнейших задач современной организации психиатрической помощи.

2. Биопсихосоциальная модель психических расстройств – основа полипрофессионального подхода к оказанию психиатрической помощи.

Необходимость решения комплекса клинических, психологических и социальных проблем, возникающих у больных с психическими расстройствами.

3. Определение понятия «полипрофессиональный подход».

Понятие «бригада специалистов». Принцип работы полипрофессиональной бригады (равноправное участие специалистов разного профиля в терапевтическом процессе).

Преимущества бригадной формы взаимодействия специалистов:

· повышение диагностических возможностей, возможность многоуровневой диагностики расстройств, постановки функционального диагноза;

· разнообразные пути воздействия на морбидные и здоровые аспекты личности больного, его коммуникативные функции;

· комплексный подход к осуществлению психиатрической помощи;

· гармонизация трудового процесса членов полипрофессиональной бригады.

5. Профессиональный состав психиатрической бригады.

6. Порядок организации работы полипрофессиональной бригады.

Организация мультидисциплинарной бригадной помощи на разных этапах лечебно-реабилитационной работы.

Первый этап ведения больного – постановка функционального диагноза, понимание характера и особенностей психических расстройств, функциональных возможностей больного.

Второй этап – разработка совместной программы оказания помощи (с учетом областей профессионального функционирования всех членов полипрофессиональной бригады).

Третий этап – присоединение психосоциального лечения.

7. Понятие сестринского процесса, его цели, задачи и этапы.

Основные задачи профессиональной деятельности медицинской сестры.

8. Понятие сестринского диагноза.

9. Роль и место медицинской сестры в алгоритме работы полипрофессиональной бригады:

· осуществление биологической терапии (непосредственное осуществление лечебных мероприятий);

· медицинский уход за больным;

· помощь в решении санитарно-гигиенических проблем;

· формирование комплайенса;

· организация психотерапевтической среды;

· соблюдение прав пациентов психиатрических учреждений;

· помощь в решении проблем взаимоотношения пациентов друг с другом;

· помощь в решении социальных проблем.

10. Роль медицинской сестры в процессе психосоциального лечения и психосоциальной реабилитации. Организация сестринской реабилитационной помощи.

· осуществление мониторинга различных форм работы;

· мотивация пациентов и их родственников на активное отношение к терапии (формирование комплайенса);

· создание психотерапевтической среды, эмоциональная поддержка больных, проведение поддерживающих бесед с больными;

· участие в качестве ко-терапевта в семейной и групповой работе, закрепление результатов групповых и индивидуальных форм работы;

· организация досуговых мероприятий для пациентов.

9. Роль медицинской сестры в формировании партнерских взаимоотношений с потребителями психиатрической помощи:

· участие в программах психиатрического просвещения;

· подготовка различных информационных материалов для потребителей психиатрической помощи;

· формирование активного отношения к процессу лечения самих пациентов и членов их семей.

10. Основные задачи изменения деятельности психиатрических учреждений на основе использования полипрофессионального подхода.

· Повышение уровня подготовки всех специалистов полипрофессиональной бригады, включая современную подготовку медицинских сестер (увеличение объема не только клинических, но и психологических знаний, знаний в области психосоциальной реабилитации);

· повышение уровня понимания методов, важности и смысла работы других специалистов полипрофессиональной бригады;

· повышение уровня сотрудничества и осведомленности о деятельности других членов бригады.

Список литературы:

1.   Казаковцев Б.А., Поташева А.П., Сиденкова А.П. Бригадные формы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации // Ж. Психическое здоровье. – 2006. – № 1(1). – С.15–21.

2.   Поляков И.В.,. Шиман А.Г., Калинина С.А Организация сестринской реабилитационной помощи. // Вестник Санкт-Петербург­ской государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова. – М.: Медицина, 2006. –№ 2(7). – С.142–145.

3.   Холмогорова А.Б. Психотерапия психических расстройств: современное состояние и основные тенденции развития // Терапия психических расстройств. – М.: Издательский дом «Академиздат», 2006. –№ 2. – С.17–24.

4.   Вид В.Д. Бригадный подход в современной психиатрической клинике и его функциональное структурирование // Социальная и клиническая психиатрия. – 1995. – Т. 5, № 3. – С. 102–105.

5.   Аушева Г.Д. Этико-деонтологические аспекты работы медицинской сестры госпиталя.// Госпитальный вестник. –2004. – № 1(2). – С. 30–31.

6.   Одарченко С.С., Лудын Т.Н., Одарченко Д.И. Сестринский процесс как основное понятие современной модели сестринского дела // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – Томск, 2006. –№ 4 (43). –С. 62–65.

7.  Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007–2011 годы», подпрограмма «Психические расстройства».

8.  Роль среднего медперсонала в полипрофессиональной бригадной работе по оказанию психиатрической помощи. Пособие для врачей и других членов полипрофессиональной бригады, Москва, 2003.

Лекция 4. Современные подходы
к психосоциальной реабилитации

Докт. мед. наук Т.А. Солохина

Сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную – для понимания больных, научную – для понимания болезней, техническую – для ухода за больным.

  Флоренс Найтингейл

Цель лекции: предоставление слушателям основ знаний по современным аспектам психосоциальной реабилитации в психиатрии; знакомство с основными понятиями и определениями в области психосоциальной реабилитации и психосоциальной терапии; ознакомление слушателей с основными задачами работников среднего звена в области психосоциальной реабилитации и психосоциальной терапии.

Целевая группа: медицинские сестры, социальные работники психиатрических учреждений.

План лекции

1. Краткий исторический обзор возникновения реабилитационного направления в психиатрии.

Эра моральной терапии (Филипп Пинель, 1792; Джон Конноли, 1839; Джон Бати Тьюк, 1872; Вильям Тьюк, «The Retreat», 1792). Трудовая (профессиональная) реабилитация. Внебольничная психиатрия. Центры психосоциальной реабилитации. Современные стратегии – развитие у пациентов навыков, необходимых для жизни, и обеспечение их внешними ресурсами.

2.  Основные понятия и определения психосоциальной реабилитации.

Определение понятия «психосоциальная реабилитация». Определение понятий «социальное и ролевое функционирование», «качество жизни».

Цель и основные задачи психосоциальной реабилитации. Понятие о холистическом подходе. Межведомственное взаимодействие при проведении психосоциальной реабилитации.

3. Основные причины развития и внедрения современных стратегий психосоциальной реабилитации.

Модели возникновения и развития тяжелых психических расстройств (биологическая, психосоциальная, биопсихосоциальная) и их характеристика. Роль факторов среды в возникновении рецидивов болезни. Особенности медикаментозного лечения психотических расстройств. Концепция «уязвимость к стрессу – копинг – компетентность».

4. Основные принципы и этапы реабилитации.

Принцип единства биологических и психосоциальных методов воздействия на больных.

Принцип ступенчатости воздействий на больных. Три режима лечения: охранительный (постельный), щадящий, активирующий. Четыре режима наблюдения: «ограничительный», «дифференцированного наблюдения», «открытых дверей», «частичной госпитализации». Их характеристика.

Принцип разносторонности усилий: введение в штатное расписание должностей врачей-психиатров, медицинских сестер, должностей психологов, социальных работников, специалистов по социальной работе.

Принцип партнерства. Принятие пациентом и его семьей ответственности за результаты лечения.

Апелляция к личности больного. Вовлечение больного в лечебно-реабилитационный процесс.

Основные подходы к проведению психосоциальной реабилитации: раннее начало; дифференцированность психосоциальных вмешательств; направленность на достижение конкретных целей; определение четкого временного периода для достижения цели; последовательность психосоциальных вмешательств; закрепление навыков. Их задачи, содержание работы.

Основные этапы психосоциальной реабилитации: восстановительная терапия, реадаптация, ресоциализация. Их задачи и содержание работы.

5. Основные виды и формы психосоциальных вмешательств.

Психосоциальные вмешательства, направленные на пациентов. Индивидуальные и групповые формы работы. Психообразование, тренинги по развитию навыков общения, независимой жизни.

Групповые и индивидуальные формы работы с ближайшим окружением (семьей). Психообразование. Семейная терапия.

Виды поддержки, внешние ресурсы для осуществления психосоциальной реабилитации. Лечебно-производственные предприятия. Общежития. Групповые дома. Интенсивное лечение в сообществе. Ведение индивидуального случая. Специализированные цеха. Защищенное трудоустройство. Группы само- и взаимопомощи. Общественные организации.

6. Работа медицинской сестры в психиатрических учреждениях в современных условиях.

Изменение роли медицинской сестры, ее должностных обязанностей в психиатрическом стационаре в связи с введением полипрофессионального бригадного обслуживания. Участие в реабилитационной работе.

Изменение роли медицинской сестры, ее должностных обязанностей в амбулаторной практике в связи с введением полипрофессионального бригадного обслуживания. Участие в реабилитационной работе.

7. Понятие о «терапевтической среде». Роль медицинской сестры в ее формировании.

Определение понятия «терапевтическая среда»; ее составляющие (семья, лица, с которыми пациент общается на работе, учебе, в часы досуга, работники медицинских учреждений, пациенты).

Терапевтическая среда отделения, палаты, психологическая среда коллектива, осуществляющего лечебный процесс.

Материальная среда (продуманный интерьер, максимально возможный комфорт).

Лечение средой (опосредованная психотерапия). Участие медицинской сестры в формировании терапевтической среды: изменение старого отношения к больным, развитие чувства доверия, расположения, эмпатии, устранение чрезмерной авторитарности.

Список литературы:

1. Вид В.Д. Бригадный подход в современной психиатрической клинике и его функциональное структурирование // Социальная и клиническая психиатрия. – 1995. – Т. 5, № 3. – С. 102–105.

2. Гейер Т.А. Трудоспособность при шизофрении // Современные проблемы шизофрении. – М.–Л., 1933. – С. 106–111.

3. Гурович И.Я., Сторожакова Я.А. Социальная психиатрия и социальная работа в психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. – 1998. – Т. 8, № 4. – С. 5–13.

4. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. – М.: ИД Медпрактика-М, 2004. – 491 c.

5. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. – ВОЗ, 2001. – С. 215.

6. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. – Л., 1985. – 216 с.

7. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. – СПб., 1998. – 256 с.

8. Каннабих Ю.В. История психиатрии. Л., М., 1929, 520 с.

9. Мелехов Д.Е. Социальная психиатрия и реабилитация психически больных // Основы социальной психиатрии и социально-трудовая реабилитация психически больных. – Л., 1981. – С. 4–14.

10. Семенова Н.Д., Сальникова Л.И. Проблема образования психически больных // Социальная и клиническая психиатрия. – 1998. – Т. 8, № 4. – С. 30–39.

11. Шмуклер А.Б., Немиринский О.В. Проблемы взаимодействия психиатра, психолога и социального работника // Социальная и клиническая психиатрия. – 1995. – Т. 5, № 3. – С. 97–101.

Лекция 5. Работа с семьей человека,
страдающего хроническим психическим заболеванием:
рекомендации по работе с психологическими
проблемами родственников, возникающими в связи
с психической болезнью члена семьи

А.И. Цапенко

Цель лекции: предоставление слушателям информации о значимости работы с семьей психически больного человека, о психологических проблемах родственников, возникающих в связи с психической болезнью члена семьи, и методических подходах к работе с данными проблемами.

Целевая группа: медицинские сестры, специалисты по социальной работе, психологи.

План лекции

1. Значение работы с семьей для лечения больного и помощи родственникам.

Семья как важнейший фактор, влияющий на результаты лечения и реабилитации больного. Потенциал семьи в оказании как позитивного, так и негативного влияния на течение и исход заболевания. Семья – партнер профессионалов в лечении больного. Задача профессионалов (врачей, психологов, медсестер, социальных работников) – сотрудничать с родственниками, взаимно помогая друг другу находить оптимальные способы поведения с больным, способствующие достижению и поддержанию результатов лечения.

Влияние тяжелого психического заболевания на родственников больного: страдание затрагивает всех членов семьи, изменяет их жизнь, планы на будущее, отношения в семье, семейные роли, требует восстановления и адаптации, новых знаний и навыков, вызывает стресс, оказывает негативное воздействие на психическое и физическое здоровье родственников. Последствия стресса, вызванного тяжелой психической болезнью члена семьи: ухудшение качества жизни родственников, уменьшение семейного потенциала помощи больному, негативное влияние на состояние пациента. Уменьшению данного стресса и его последствий может способствовать психологическая и информационная работа с семьей.

2. Виды психологической работы с семьей психически больного человека.

Три блока психологической помощи: психообразование, психотерапия, тренинги навыков. Эффективность комплексного применения. Особая эффективность групповых форм работы с родственниками.

3. Психологические проблемы в семье психически больного человека. Рекомендации по работе с ними.

· Тяжелые чувства родственников по поводу болезни.

· Чувство вины.

Цель работников сферы психического здоровья на этапе работы с чувством вины –донести, что: «Родственники не виноваты в заболевании. Это трагическая случайность, совпадение биологических, психологических, социальных причин». Понимание этого помогает избежать дополнительных проблем в семейных отношениях из-за перегруженности чувством вины. Необходимость отказаться от поиска виноватого (психологически выполняющего функцию облегчить груз собственной осознанной или неосознанной вины) и пережить горе по поводу психической болезни.

·  Беспомощность и сверхконтроль. Созависимость.

Цель работы с родственниками в этой ситуации – объяснить, что беспомощность, ярость и отчаяние связаны с неразрешимостью самой проблемы заболевания; помочь принять то, что «не все зависит от семьи». Кроме того, показать непродуктивность двух крайних позиций: «капитуляции» перед болезнью и тотального контроля ситуации, а также непродуктивность созависимости (взаимоотношений с полярным распределением ролей, где здоровый родственник – сильный, контролирующий и компетентный, а больной – беспомощный, зависимый и безответственный). Созависимость вынуждает больного быть пассивным, отказаться от усилий и поиска своих ресурсов, затормаживает его развитие и инвалидизирует. Родственникам необходимо: получить информацию о болезни, понять границы своих возможностей, разделить ответственность (помогать больному, но не брать на себя ответственность за всю его жизнь). Семье важно понять, что человек не бывает полностью больным, всегда есть здоровые части личности.

· Агрессия. Проблемы с несдержанностью или чрезмерным подавлением агрессии.

Задача работников сферы психического здоровья -


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.