Два вида Благородного восьмеричного пути — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Два вида Благородного восьмеричного пути

2022-10-05 23
Два вида Благородного восьмеричного пути 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существует два вида Благородного восьмеричного пути. Подобное разделение необходимо помнить:

* Мирской путь

* Путь выше мирского

1.Мирской путь

Мирской путь совершенствуется, пока мы пытаемся улучшить поведение, развить концентрацию, повысить понимание для ежедневной практики или в определенные периоды интенсивной практики, например, ритриты. Слово «мирской» в данном случае не означает приземленный, ведущий к богатству, славе или успеху. Этот мирской путь ведет к просветлению, и на самом деле мы должны практиковать мирской путь, чтобы достичь того пути, что выше мирского. Он называется мирским, потому что даже на высшей ступени понимания, он включает созерцание, условности, обусловленные предметы, включенные в пять составляющих.

2.Путь выше мирского.

Путь выше мирского – это четкое видение Ниббаны, безусловного составляющего. Люди часто путают Благородный восьмеричный путь с правилами этикета. Они считают, что если они живут в гармони с моралью, то они следуют Восьмеричному пути. Это не так. Благородный восьмеричный путь – способ, ведущий к прекращению Дуккхи. Когда мы практикуем мирской путь, наше понимание становится глубже, острее, а когда осознание достигает наивысшей степени, в самый неподходящий момент может случиться перемена. Когда мудрость достигла наивысшей ступени, если все способности разума развиты, а стремление к просветлению сильно, тогда ум отворачивается от всего обусловленного и сосредотачивается на безусловном составляющем. То есть ум делает прорыв для реализации Ниббаны. Когда это происходит, все восемь факторов Пути работают одновременно с потрясающей силой, фокусируясь на Ниббане. Поэтому в данный момент эти восемь факторов и составляют путь выше мирского или трансцендентный путь.

 

5. Пять совокупностей (агрегатов) цепляния

Сказанные ранее две ступени рассматривает наш опыт аналитически. Мы вынуждены вскрыть наше существо, нашу собственную личность. Будда показывает, что мы, наше существо или личность, являемся образованием пяти факторов, которые называются пятью агрегатами цепляния. Их называют пятью агрегатами цепляния потому, что они образуют основу для цепляния. К чему бы мы не цеплялись, это можно найти среди пяти агрегатов цепляния. Эти пять агрегатов функционируют вместе, как инструмент нашего взаимодействия с миром. Мы цепляемся к ним как к инструментам нашего переживания в этой жизни, и когда их работы прекращаются в момент смерти, из-за того же цепляния, страстного желания наслаждения и существования, новый комплект агрегатов, новая жизнь возникает, чтобы продолжить наш опыт в другом существовании. Так мы формируем один комплект агрегатов за другим, жизнь за жизнью, и таким путем накапливаем дуккхи, страдания в кругу самсары.

Будда говорит о том, что необходимо иметь полное понимание о пяти агрегатах. Это первая Благородная Истина, истина о страдании. Пять агрегатов являются нашим бременем, но в то же самое время они служат для нас необходимой почвой мудрости. Для того, чтобы покончить со страданием нам надо осмотреться вокруг, и взглянуть в природу пяти агрегатов.

Пятью агрегатами являются:

1. Материальная форма

2. Чувства

3. Восприятия

4. Ментальные образования (психические образы)

5. Сознание

Эти пять агрегатов истощают наше психофизическое существование. Любое событие, любой случай, любой элемент в процессе тела-ума соотносится с этими пятью агрегатами. Нет ничего во всем этом переживаемом процессе, что стоит вне пяти агрегатов. Все эти четыре психические агрегата всегда существуют вместе; они взаимозависимы друг от друга. Когда возникает любое познание объекта, в этот момент возникают одновременно чувство, восприятие, группа психических образований и сознание, т.е. легкая осознанность. Чем бы мы не опознали себя, что бы мы не приняли в качестве «я» или «себя», это можно найти в пяти агрегатах. Поэтому, если мы хотим понять себя, то мы вынуждены понять пять агрегатов. Наличие полного понимания пяти агрегатов означает видение их такими, какие они есть на самом деле, что означает, видеть их в понятиях трех характеристик существования, т.е.: непостоянства, разочарования или страдания, и отсутствия самости или эго.

 

Материальная форма

Сюда входят все материальные факторы существования, каждый вид материального феномена. Самая главная из них, это – тело, физический организм, через которое существо испытывает мир. Будда подразделяет агрегат материальной формы на две основные сущности:

* Четыре первичных элемента

* Вторичные формы материи

 

Четыре первичных элемента

Для Буддистов они не означают буквально природная земля, вода, огонь и воздух. Более того, они символизируют четыре присущих качества материи, свойственных всем материальным феноменам, т.е. качеств, которые выявляются в каждом материальном теле.

1. Элемент земли

Это свойство придает телу определенную степень твердости или мягкости, грубости или гладкости.

2. Элемент воды

Он представляет свойство цепкости. Благодаря элементу воды, материальные частицы связываются вместе, и прикрепляются друг к другу.

3. Элемент огня

Благодаря огню все материальные феномены обладают некоторой степенью тепла. Даже когда определенная сущность дает почувствовать нам холод, то это потому, что в ней содержится менее тепла, чем в нашем теле. Но каждое материальное тело имеет некоторую степень тепла.

4. Элемент воздуха

Элемент воздуха существует по принципу расширения, по этой причине все материальные частицы находятся в состоянии вибрации, в движении.

Итак, все материальные феномены обладают этими четырьмя свойствами в определенной степени. Они отличаются благодаря пропорциям примеси первичных элементов. Мы различаем вид материи на основе преобладающего элемента. Таким образом, мы находим твердые тела, жидкости, газы и формы энергии в зависимости от пропорции или преобладания четырех первичных элементов. Но каждый элемент присутствует до некоторой степени в каждой частице материи.

 

Вторичные элементы материи

Кроме первичных элементов материи, есть количество вторичных элементов материи, т.е. материальные формы, происходящие из первичных элементов. Ими являются:

1.Пять приемников чувств

Они представляют собой чувствительные ткани органов чувств: глаза, уха, носа, языка и тела. Чувствительная сущность, благодаря которой глаз принимает зрение, ухо принимает звук, нос принимает запах, язык принимает вкус и тело принимает прикосновение.

2.Первые четыре данных чувства

Цвет, звук, запах, и вкус также являются вторичными элементами материи. Прикасание, однако, обеспечивается самими первичными элементами.

3.Орган жизни

Орган, который оживляет и сохраняет жизнь в организме.

4.Психическая основа

Органы и нервные ткани, которые функционируют как поддержка сознания в мыслительном процессе. Агрегат формы содержит полностью материальную сторону существования. Психическая сторона распространяется среди остальных агрегатов.

Ум для Буддистов, это – не просто устройство, а сложная совместная деятельность, включающая четыре фактора: чувство, восприятие, психические образования и сознание.

 

Чувство

Чувство – это психический фактор, который обладает функцией переживания «аромата» объекта, эффективного качества объекта. Существуют три основных типа чувств: приятный, болезненный и нейтральный. Чувство можно дальше подразделять в зависимости от органа, с помощью которого оно возникает: чувство, возникающее на основе контакта с глазом, с ухом, с носом, языком, с телом и с умом, и они составляют восемнадцать типов чувств (три типа от каждого органа чувств).

 

Восприятие

Это психическое действие обхвата отличающегося качеством объекта. Восприятие принимает к сведению признаки объекта, оно различает и замечает.

Восприятие делится на шесть категорий на основе органов чувств, который его воспринимает.

1. Восприятие формы

2. Восприятие звука

3. Восприятие запаха

4. Восприятие вкуса

5. Восприятие прикасания

6. Восприятие мыслей

 

5.4. Психическкие образования (образы)

Эта группа понятий, которая составляет количество волевых факторов. В Абхидхамме (Метафизике) упоминается 52 типа психических образований. Из них самым важным является сила воли или воля. Этот психический фактор, который возникает в нас, чтобы заставлять нас действовать с помощью тела или речи. В психические образования также входят все различные желания и эмоции, включая благожелательные и неблагожелательные корни. Основными психическими корнями неблагожелательных действий являются жадность, злоба и заблуждение, и основными психическими корнями благожелательных действий являются щедрость, благожелание и мудрость.

 

Сознание

Сознание, - это ключевой фактор ума. Это основная осведомленность объекта, освещение осведомленности, которое сделает возможным всякое переживание.

Сознание делится на шесть типов, на основе базы возникновения.

1. зрительное сознание – осознает визуальные объекты.

2. слуховое сознание – осознает звук.

3. обонятельное сознание – осознает запах.

4. вкусовое сознание – осознает вкус.

5. телесное сознание – осознает прикосновение, образы, абстрактные понятия и т.д.

6. умозаключительное сознание – осознает объекты органов чувств, такие как виды, звуки и т.д., и психические объекты, такие как идеи, взгляды, образы, абстрактные понятия и т.д.

Сознания видимо похожи на восприятие, но они выполняют разные функции. Сознание – это общая осведомленность объектов, в то время как восприятие является особенным фактором, которое охватывает отличающиеся качества объекта.

 

Камма

Есть огромное разнообразие между живыми существами в мире. Есть люди и животные разных видов. Что обусловливает нас, чтобы переродится в определенной форме? Происходит ли оно случайно, без какой-либо причины, или есть некий принцип, который стоит за ним? Что определяет форму нашего перерождения?

Будда отвечает на этот вопрос словом на языке Пали «Камма». Камма – это фактор, который определяет специфическую форму перерождения, и она же определяет число испытаний, которое мы проходим в течение нашей жизни. Камма буквально означает действие, поступок или деяние. Но в буддизме она означает волевое действие.

Будда говорит:

«Монахи, это волю я называю каммой. Имея волю, существо затем действует телом, речью или умом».

То, что на самом деле кроется за всеми действиями, является сущностью всех действий, это – воля, сила воли. Вот эту волю, выражающую себя как действия тела, речи и ума, Будда называет каммой.

Это значит, что неволевое действие не является каммой. Если мы случайно наступим на несколько муравьев, в то время, когда идем по улице, это не камма убиения, так как не было намерения убить. Если мы сделаем некое заявление, веря, что это правда, и оно обернется неправдой, то это не камма лжи, так как не было намерения обмана.

Камма проявляется тремя путями, через три «двери» действия. Ими являются тело, речь и ум. Когда мы действуем физически, тело служит как инструмент для воли. Это телесная камма. Когда мы говорим, выражая наши мысли и намерения, это словесная камма, которая может проявляться или непосредственно через речь или также с посредством письма или других видов коммуникации. Когда мы думаем, планируем, внутренне желаем, без какого-либо внешнего действия, это – мыслительная камма. Что стоит за всеми этими формами действий, это – ум, и главный психический фактор, который заставляет действовать, это – воля.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.