I .5. Принципы и подходы к реализации Программы. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

I .5. Принципы и подходы к реализации Программы.

2022-10-05 37
I .5. Принципы и подходы к реализации Программы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Образовательная программа ДОУ согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

· Основывается на ключевых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики (учет зоны ближайшего развития ребенка, непроизвольности психических процессов, сенситивных периодов для развития новых качеств психики и личности дошкольника)

· Строится на принципах развивающего образования, целью которого является развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

· Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

· Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

· Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

· Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

· Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальное развитие всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

 

Реализация Образовательной программы основывается на принципах:

· Гумманизации – признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

 

· Дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения – учет интересов, склонностей, способностей, индивидуальных возможностей развития каждого ребенка.

 

· Непрерывности и системности – обеспечение непрерывности образования на каждой его ступени от раннего возраста до старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста: достижение такого уровня развития на каждой возрастной ступени, который позволит ребенку быть успешным на следующей возрастной ступени и в итоге при обучении по программам начальной школы. Непрерывность обеспечивается за счет формирования у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, активности, самостоятельности, инициативности, произвольности и др. Системность определяется взаимосвязанностью и взаимозависимостью всех компонентов Образовательной программы ДОУ.

 

Образовательная программа ДОУ сформирована на основе ключевых подходов дошкольной педагогики и психологии:

· Качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка

Психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослого человека.

Дошкольник учится в меру того, в меру чего программа воспитателя становится его собственной программой: насколько ему интересно и понятно. Для ребенка – дошкольника характерна непроизвольность психических процессов. В связи с этим, у дошкольников еще нет мотивов учения, позволяющих ему осмысленно отнестись к учению как к самостоятельному занятию. Дошкольник наилучшим способом запоминает все то, что запоминается непосредственно, непреднамеренно: в игре, во время чтения книг, по ходу различных видов деятельности. Таким образом, у своение знаний является «побочным продуктом» детской деятельности.

· Возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.

Психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста. Для каждой психической функции есть свой сензитивный период (период оптимального развития): группа раннего возраста – развитие речи, средняя – любознательность, старшая – воображение, подготовительная – произвольность поведения.

· Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики ребенка

Развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития». Основополагающими факторами данного подхода являются следующие:

Ø Соблюдение принципов активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.

Ø  Учет зоны ближайшего развития (сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития).

Ø  Среда является источником развития ребенка (одно и то же средовое воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу их различных возрастных особенностей).

Ø   В качестве основных условий полноценного развития ребенка выступают: общение между ребенком и взрослым и нормальное развитие (созревание и функционирование) нервной системы ребенка.

 

· Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка

В основе личностного подхода лежит положение о том, что в дошкольном возрасте деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Таким образом, необходимо обеспечить расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника за счет максимального развития всех специфических детских видов деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка. Личностный подход к проблеме развития психики ребенка определяется соблюдением следующих принципов:

Ø Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.

Ø  Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.

Ø  Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве.

Ø  Принцип амплификации развития в противоположность принципу интенсификации – содействие превращению деятельности ребенка, заданной взрослым (ребенок – объект) в самодеятельность (ребенок-субъект).

Соблюдение указанных принципов обеспечивает саморазвитие, самореализацию и личностное развитие ребенка – дошкольника.

· Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка

Деятельность рассматривается как движущая сила психического развития.

В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования. Игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности: символическая функция, воображение и фантазия, целеполагание, умственный план действия, произвольность поведения и др.

 

 


 

II РАЗДЕЛ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей.

 

Режимы дня в разных возрастных группах разработаны на основе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», изменений к ним (СанПиН 2.4.1. 2791 -10) (далее СанПин) и скорректированы с учетом ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.

В ГДОУ разработаны режимы:

Ø на холодный/теплый периоды года;

Ø гибкие режимы при неблагоприятных погодных условий для прогулок;

Ø щадящие режимы для детей III - IV группы здоровья и перенесших заболевание;

Ø адаптационный режим для детей раннего возраста.

(Приложение № 1)

2.2. Проектирование воспитательно – образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.

Воспитательно - образовательный процесс в ДОУ предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственной образовательной деятельности с детьми, а также совместной деятельности педагога с ребенком (детьми) в режимных моментах и в ходе самостоятельной детской деятельности. Совместная образовательная деятельность (как непосредственно образовательная, так и в ходе режимных моментов) строиться на основе:

· субъект - субъектных отношений взрослого и ребенка

· диалогического общения

· продуктивного взаимодействия педагога с детьми

· учета индивидуально – типологических и возрастных особенностей детей

 

Организованная деятельность, предусмотренная программой «Детство» под ред. Бабаевой и др. осуществляется в рамках непосредственной образовательной деятельности интегративного характера, включающей в себя разные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, чтение художественной литературы, трудовую, познавательно – исследовательскую и пр.

Расписание непосредственно образовательной деятельности, проводимой педагогами с детьми, при работе по пятидневной неделе, разработано в соответствии с СанПином и учитывает максимально допустимый объем образовательной нагрузки для разных возрастных групп, включая реализацию дополнительных образовательных программ (приложение № 2).

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ

Возрастная группа

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

Недельная нагрузка

I половина дня II половина дня
1. Первая младшая  (2 – 3 года) 8-10 минут 8 – 10 мин. / 16 – 20 мин. 8 – 10 мин. / - 1 ч. 30 мин.
2. Вторая младшая (3-4 года) 15 минут 30 минут - 2 часа 45 минут
3. Средняя (4-5 лет) 20 минут 40 минут - 4 часа
4. Старшая (5-6 лет) 25 минут 1 час 15 минут 25 минут не > 2 раз/неделю 6 часов 15 минут
5. Подготовительная (6-7 лет) 30 минут 1 час 30 минут 30 минут не > 3 раз/неделю 8 часов 30 минут

 

Для детей раннего возраста от 2 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Непосредственно образовательная деятельность осуществляется в первую и во вторую половину дня; в теплое время года - на участке во время прогулки.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла в соответствии с СанПином занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Реализация программных образовательных задач в ГДОУ происходит в условиях использования:

· современных личностно-ориентированных технологий, направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребёнка;

·  адекватных возрасту формах работы с детьми, развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника (приложение № 3).

 

Содержание Образовательной программы реализуется с учетом принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса, который предусматривает объединение комплекса различных специфических видов детской деятельности вокруг единой «темы».

«Виды тем» определяются воспитателями и методической службой ДОУ и   зависят от сезонности, важных событий в жизни группы, интересов детей и.т.д. Т.О. в качестве такой темы может выступать: «организующий момент», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др.

Примерный цикл тем, разрабатываемый для каждой возрастной группы на учебный год, может корректироваться в связи с актуальными событиями, значимыми для группы/детского сада/города; интересами детей и др.

Такой подход обеспечивает возможность восприятия и освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический, благодаря чему решается задача формирования целостного представления детей об окружающем мире.

Освоение детьми определенного содержания завершается организацией итогового события: досуга, праздника, выставки, спектакля, встречи с интересными людьми, презентации детских проектов и др. Итоговое событие выбирается воспитателем и детьми. В результате повышается уровень детской мотивации, и, как следствие, способствует развитию детской самостоятельности, активности, любознательности, коммуникативных умений. Все это обеспечивает снижение психологических нагрузок в условиях усиления развивающего эффекта деятельности с детьми.

Комплексно-тематическое планирование построено на основе содержания реализуемой комплексной программы «Детство», интересов детей, календаря праздников и праздничных дат на текущий год, методических рекомендаций к «Этнокалендарю Санкт-Петербурга» (приложение №4).

Планирование содержания деятельности с детьми представляет собой «погружение» детей в рассматриваемую тему (явление), включая:

· непосредственно образовательную дея тельность педагога с детьми

·  образовательную деятельность в режимных моментах;

· применение детьми полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности в условиях специально созданной педагогами предметно-развивающей среды группы.

Такая самостоятельная деятельность:

· обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;

· позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

· содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;

· позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Материалы и оборудование в группе подбирается в соответствии с традиционными видами детской деятельности, способствующими решению развивающих задач на этапе дошкольного детства: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, двигательной и др.

 

 


 

III РАЗДЕЛ.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

До выхода Примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования образовательный процесс ДОУ строится на основе:

Ø ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Ø Комплексной программы дошкольного образования: «Детство»  (Логинова В.И., Бабаева Т.И. – СПб «Детство - Пресс»)

Дополнительных программ «К здоровой семье через детский сад» Коваленко В.С. – СПб, 2000, «Основы безопасности жизнедеятельности» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина – СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002, «Подготовка детей с ОНР в условиях специализированного детского сада» Т.В. Филичева, Г.В, Чиркина – М.: МГЗПИ., 1991

Содержание Образовательной программы включает совокупность образовательных областей, обозначенных ФГТ, и решает задачи разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому и обеспечивают достижение воспитанниками готовности к школе.

Задачи психолого - педагогической работы с детьми по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области с обязательным психологическим сопровождением. Данная работа обеспечивается использованием программ, технологий и методических пособий, указанных в пунктах 3.3.1 – 3.3.10.

 

3.3.1. Содержание образовательной области «Физическая культура».

Цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие

Задачи:

· развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

· накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

· формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.