Психолого-педагогическаядиагностика как основа — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Психолого-педагогическаядиагностика как основа

2022-10-05 15
Психолого-педагогическаядиагностика как основа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

При проведении медицинского и психолого-педагогического обследования детей с целью решения вопроса о типе учреждения, в котором должен находиться ребенок, могут возникать разные ситуации. В одних случаях действительно не­обходим перевод ребенка в специальное коррекционное учреж­дение. В других случаях бывает достаточно правильно органи­зовать работу в условиях учреждений общего типа при условии помощи со стороны семьи.

Если у ребенка установлено глубокое снижение интеллекта, а родители не соглашаются поместить его в детский дом для де­тей-инвалидов, им очень нужна помощь. Врач дает советы по проведению оздоровительных мероприятий (закаливание, за­рядка, специальные упражнения, режим питания и т.д.) и, если требуется, назначает лечение. Психолог и дефектолог отмечают^ на что прежде всего нужно обратить внимание в работе с ребен­ком. У одних детей на первый план выступает развитие их об­щей двигательной активности, у других - формирование произ­вольной деятельности. Психолог обращает внимание родителей на необходимость систематической работы по развитию речи и мышления ребенка. Для этой цели предлагаются доступные игро­вые задания, специальные упражнения. Если состояние ребенка требует дополнительного наблюдения специалистов, назначается повторное обследование, а родителям на этот период даются ре­комендации. В зависимости от состояния речевого развития лого­пед также дает свои советы. Специалисты оказывают родителям (а если это необходимо, то и другим членам семьи) консультатив­ную и методическую помощь в работе с ребенком.

Качественная характеристика результатов психологического обследования

Приведем в качестве образца характер обобщения материалов, по­лученных при психологическом обследовании ребенка 6 лет 3 меся­цев, имеющего явное отставание в развитии.

В процессе психологического обследования Валеры Е. отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко, но контакт этот носит нестабильный ха­рактер (из-за трудностей, низкой работоспособности).

Проявляет заинтересованность ситуацией обследования.

Равнодушен к одобрению.

Реакция на замечания отсутствует.

В случае неудач отмечается расторможенность, проявляющаяся в \ массе неадекватных манипуляций с объектами.

Эмоциональный фон эйфоричный.

Эмоции выражает неадекватно ситуации.

Эмоционально тугоподвижен.

Самооценка резко завышена.

Понимает инструкцию только в заданиях невербального характера (почтовый ящик, разрезные картинки, последовательные картинки).

В вербальных заданиях инструкция либо не понимается вообще, либо отмечается потеря инструкции из-за недостаточного слухового I внимания, слухоречевой памяти.

Деятельность характеризуется следующими особенностями.

Интерес к заданиям выборочный: либо поверхностный, либо про­падающий из-за низкой работоспособности.

Ориентировочная деятельность постепенно ухудшается из-за не­удач или пресыщения заданием.

Не может самостоятельно выполнять задания из-за неумения построить программу действий или быстрого пресыщения деятель­ностью.

В ряде заданий деятельность хаотичная, бессистемная, бесцель­ная, в некоторых случаях возможна организация деятельности пос­редством стимуляции; в некоторых заданиях активность и целенап­равленность резко падают из-за пресыщения деятельностью.

Темп и динамика деятельности также неравнозначны, но в основ­ном отмечается импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий.

Речевая регуляция заданий отсутствует.

Для выполнения зданий, как правило, нужна активная помощь.

Очень быстро истощаем.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

1.«Расставь точки»

Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из ко­торых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чистый вариант таблицы.

Вариант!. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точ­ки в положенные клеточки пустой таблицы.

В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти.

2.Модификация методики Рыбакова

Рекомендуемые задания можно использовать в работе с детьми, владеющими счетом в пределах десяти.

Вариант 1. На таблице представлены 10 строк по 8 мячей раз­ного размера. Учитывая возраст и степень умственного развития ребенка, ему предлагают подсчитать все мячи одного размера (на­пример, все большие или все маленькие). Счет построчный.

Вариант 2 (усложненный). Ребенок одновременно должен пе­ресчитывать мячи каждого размера (например, один большой, один маленький, два больших, три маленьких, шесть больших, четыре маленьких и т.д.)

Данное задание направлено на формирование распределения вни­мания и способности к переключению, а также на развитие кратков­ременной памяти.

3.«Найди различия»

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6). В случае возникновения трудностей при рассматривании предъ­явленных объектов ребенку может быть оказана организующая по­мощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и т.д.

Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах.

4.«Найди сходства»

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа - четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. Один из четырех точно такой же, как и предлагаемый на образце слева, его необходимо найти.

Задание направлено на формирование у ребенка умения находить сходные признаки в изображенных объектах. При его выполнении формируются не только основные качества внимания, но и наблюда­тельность, усилие воли. Наряду с этим развиваются мыслительные операции, и в первую очередь - анализ, синтез и сравнение.

5.«Дорисуй»

Ребенку предлагается назвать и дорисовать то, что отсутствует в изображении предметов.

Это задание направлено на формирование внимания, воображе­ния, изобразительной деятельности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

1.«Составь целое из частей» (разрезанные картинки)

Ребенку, в зависимости от возраста, предлагается собрать картин­ку с изображением одного знакомого объекта, разрезанного на 2 час­ти, 4 части (по вертикали и горизонтали) и 4 части (по диагоналям).

В процессе работы ребенку можно предлагать разные виды помо­щи. Например, картинка, разрезанная по диагоналям, собирается по уже собранной и положенной одной части. Если такая мера помощи оказывается недостаточной, выкладываются обе части. Возможно и предварительное построение объекта, привлечение внимания ребенка к его частям, а затем самостоятельное собирание объекта без наличия образца.

Следует развивать возможности ребенка узнавать целый предмет по какой-то одной части. Подобная работа должна проводиться регу­лярно на разном материале. Только после того как ребенок научится собирать отдельный объект из частей, можно переходить к разрезан­ным сюжетным картинкам.

2.«Составь Фигуры»

Ребенку поочередно предлагаются усложняющиеся таблицы с изображением знакомых объектов. Сначала предъявляется готовый образец, а затем все составляющие его части. Методика работы пред­ставляет следующие этапы:

- наложение соответствующих частей на готовый объект;

- составление объекта по образцу, который лежит перед ребен­ком;

- самостоятельное составление объекта из частей без данного об­разца.

В этом задании идет формирование восприятия целого по его час­тям. В процессе, выполнения задания развивается также наблюдатель­ность, умение анализировать и сравнивать объекты, формируются такие качества деятельности, как целенаправленность, планирование, самоконтроль, волевые качества. Выполнение задания позволяет фор­мировать и конструктивную деятельность. Рекомендуем иметь набо­ры разных вариантов, построенных по принципу данного задания. Можно использовать также танграммы, в которых ребенок собирает знакомые фигуры из частей: круги, овалы и т.д.

Найди место»

Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок, составленный из геометрических фигур. Одна часть рисунка вырезана. Предла­гается четыре варианта разных изображений вырезанной ч:ас-ти, одно из них является искомым. Необходимо найти эту часть и поставить в паз (проводится по принципу методики Равена). Важно в процессе работы с подобным заданием постепенно пе­реходить от наглядно-действенного выполнения к зрительному соотнесению.

Вариант 2. Ребенку предлагается сюжетная картинка, в кото-, рой вырезаны отдельные значимые части. Он должен найти мес­то каждой из них.

В этом задании проводится работа по формированию про­странственного восприятия, формируется понимание изображен­ной ситуации, актуализируются имеющиеся знания и представле­ния ребенка. Если изображена ситуация из знакомой детям сказки или рассказа, можно предложить вспомнить этот текст, расска­зать, что было до этого, что будет дальше.

При выполнении данного задания формируется не только вос­приятие целого, но и понимание причинно-следственных зависи­мостей, что способствует общему умственному развитию ребенка.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

1.«Запомни слова по рисункам»

На таблице слева написаны слова, справа дано изображение пред­метов или деталей предметов, связанных с данными словами по смыслу. Ребенку предлагают установить связи между словом и рисун­ком, после чего столбик со словами закрывают и просят вспомнить слова по рисункам.

2.«Вспомни и покажи»

Проводится в игровой форме. Детям предлагается воспроизвес­ти движение знакомых объектов (например, машущую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного пе­туха и т.д.).

В этом задании развивается двигательная память, формируется во­ображение детей.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Нарисуй сказку»

Вариант 1. Ребенку читают сказку и по ходу чтения показывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и пред­лагают нарисовать какой-нибудь один эпизод из этой сказки.

Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюстрации. За­тем их убирают, а детей просят нарисовать всю сказку.

Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно выделяя наиболее значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.

В этом задании формируется воссоздающее воображение. Работа строится по мере нарастания сложности: сначала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время имеет место зрительная опора. В варианте 3 созда­ние сказки осуществляется без предварительной наглядной опоры.

Использование данного задания целесообразнее предлагать учи­телям на уроках изобразительной деятельности либо для домашних занятий.

Наряду с воссоздающим воображением развивается логическое мышление. Дети учатся устанавливать причинно-следственные за­висимости, выделять главные мысли в тексте, учатся планированию, самоконтролю и т.д.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

1.«Выдели неподходящий предмет»

В зависимости от возраста перед ребенком раскладывают от 4 до 8-10 картинок, относящихся к одной родовой категории. Одна кар­тинка не входит в эту группу. Ребенок должен ее найти (например, картинки с изображениями предметов одежды и картинка с изобра­жением животного; картинка с изображением продуктов питания и картинка с изображением обуви и т.п.).

В этом задании формируются операции анализа, синтеза, обобщения.

2.«Установи последовательность событий»

Вариант 1. Перед ребенком в произвольном порядке раскладыва­ются 4-6 картинок с изображением различных ситуаций, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сначала разложить эти картинки по порядку, а затем составить рассказ по этой серии картинок.

В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, можно положить первую картинку и спросить, что было потом. Или поло-

жить вторую картинку и спросить, что было перед этим. Мера помо­щи будет зависеть от возраста и умственного развития ребенка.

Вариант 2. Установление последовательности в деформирован­ных текстах.

Ребенку предлагают текст с нарушенной логикой изложения. Про­читав текст, он должен воспроизвести текст в нужном порядке.

Примерные тексты:

Конфетка

Маша выбрала в вазочке конфетку. С удовольствием съела ее. По­том развернула конфетный фантик и достала конфетку.

Утром

Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал. Потом он пошел в детский сад. Саша проснулся.

В этом задании ребенка учат понимать логические связи, устанав­ливать причинные зависимости, делать обобщения; в процессе со­ставления рассказа развивается речь ребенка (словарный запас, грам­матический строй речи).

3. «Установление закономерностей»

Вариант 1. Ребенку предъявляется таблица, на которой в опреде­ленной последовательности изображены предметы. Среди этих пред­метов есть пропущенные. Сами предметы и их последовательность даны в образце. Ребенок, пользуясь образцом, должен определить и нарисовать пропущенные предметы.

В этом задании ребенок учится анализировать и контролировать свою деятельность.

Вариант 2. Ребенку предлагаются четыре разные фигуры. В че­тырех клетках таблицы расположены три фигуры, четвертую ребенок должен найти в приведенном образце. Более сложным заданием явля­ется нахождение закономерностей в девяти изображениях.

В этой работе требуется установить сходства, различия, выделить закономерности.

Вариант 3. Ребенку предлагают таблицу, состоящую из девяти клеток с изображением восьми предметов, и просят сказать, какой предмет не нарисован.

Для решения этой задачи требуется провести анализ, сравнение и установить закономерность расположения предметов.

Все задания по установлению закономерностей формируют такие важные качества умственной деятельности, как анализ, синтез, срав­нение, обобщение, понимание логических отношений.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1. «Скажи наоборот»

Ребенку предлагают слова, он должен назвать противоположное по смыслу слово.

Например:

большой -...,                                     высокий -...,

мягкий -...,                                       горький -...,

полный -...,                                      родной -...,

старый -...,                                        день -...,

лето-...,                                             сел-...,

взял-...,                                              грустно-...,

близко -...,                                        низко -...,

редко -...,                                          вместе -...,
и т.д.

Это игровое задание может проводиться в различных условиях -дома, в дороге, на прогулке и т.д.

Задание способствует активизации словаря, введению в речь но­вых слов.

Составь новые слова»

Это задание может быть использовано в работе с учащимися, вла­деющими навыком чтения. Ребенку предлагается слово, из букв кото­рого нужно составить новые слова.

Например:

корова - вор, ров, вар и т.д.

Аналогичными этому заданию являются игры по нахождению слов, начинающихся на последнюю букву предыдущего слова; со­ставление и разгадывание ребусов, кроссвордов и т.п.

Использование подобных заданий способствует обогащению и уточнению словарного запаса ребенка.

Составь предложение»

Задание заключается в составлении фраз и их правильном грамма­тическом оформлении.

Ребенку предлагаются наборы объединенных по смыслу слов, из которых нужно составить предложения или короткие рассказы.

Примерный материал:

Муравей, домой, маленький, спешил, черный.

Деткам, маковое, своим, зернышко, нес, он.

Тыквенное, вдруг, дороге, увидел, на, лежит, он, зерно.

Большое, это, сладкое, зерно, было.

Взвалил, на, муравей, понес, спину, зерно, и, домой.

В этом задании не только формируется грамматический строй речи, но и развивается воображение детей.

Таковы некоторые виды упражнений, игровых заданий, которые могут быть использованы психологом в ходе коррекционно-развива-ющих занятий с детьми. Все эти виды заданий можно рекомендовать и для включения в содержание уроков письма, развития речи, матема­тики и др.

Подчеркиваем, что главное - систематическая и целенаправленная, работа.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.