Поэта-нижегородца В.В Половинкина — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поэта-нижегородца В.В Половинкина

2022-10-05 47
Поэта-нижегородца В.В Половинкина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Владимир Васильевич Половинкин родился 8 марта 1926 года в селе Яковцево Нижегородской области. Стихи будущий поэт начал писать еще в школьные годы, в классе третьем или четвертом, по его воспоминаниям. Школы в деревне, где жили Половинкины, не было, приходилось ходить на учебу в соседнее село. Путь был не близкий, километра четыре, большую часть вдоль леса. В дороге было нестерпимо скучно, и чтобы хоть как-то развлечь самого себя в пути он и начал сочинять первые немудреные стишки.

Перемена мест, связанная с работой отца, напитала детское сердце поэзией нижегородской природы, пробудила к жизни сокровенные струны души. Нелегкая судьба отца, репрессированного в 1937 году и освободившегося из заключения через два года, не озлобила мальчика, а, наоборот, научила более чутко и душевнее воспринимать мир, обострила чувство, так необходимое настоящему поэту.

После переезда семьи Половинкиных в город Горький, в далеком 1939 году, уже не мысливший себя без творчества Володя, первым делом записался в литературный кружок при только что открывшемся Дворце пионеров. Последние школьные годы и поступление на кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта пришлись на годы войны. Выбор будущей профессии был не случаен, - сказалось детство, проведенное на берегах реки Оки в городе Павлово, романтика «речной» профессии познанная не из книжек, а наяву. Время было очень тяжелое, и чтобы хоть как-то помочь семье приходилось разгружать баржи с дровами для города.

В 1943 пришло страшное известие о гибели отца на фронте. Однако даже в военное лихолетье Владимир Половинкин не оставлял свои литературные занятия. Стихи начинающего автора произвели на сокурсников настолько сильное впечатление, что они уговорили его опубликовать их в газете «Нижегородская коммуна», - так с 1948 года уже сложившийся литератор стал регулярно печататься в местной прессе: газетах «Ленинская смена», «Горьковская правда» и целом ряде других изданий. Закончилась война, пролетели студенческие годы, поэтический голос молодого аспиранта-водника В. Половинкина звучал все увереннее, но жажда творческого общения, стремление к совершенству привели его за советом в Союз писателей, к старшим товарищам по перу. Н. Бирюков, М. Шестериков и Б. Пильник по достоинству оценили творчество молодого коллеги, помогли окончательно сформировать неповторимую задушевность лирического лада его стихов. Поэзия наряду с преподавательской работой в родном институте стала смыслом жизни, - одно ничуть не мешало другому. Однако, по словам самого Владимира Васильевича, именно литература навсегда стала доминантой, выражением душевного настроя, а манящая, до конца непостижимая красота близкой Волги и живая связь с читателем подпитывали талант.

Если в ранних своих произведениях В. Половинкин основной темой избирал мир тогдашней деревни, как наиболее ему знакомый и близкий, то теперь волжская тематика занимает все большее место в его поэзии: многочисленные рабочие и творческие командировки по Поволжью окончательно «влюбили» поэта в великую реку и ее тружеников. Добавили новых впечатлений и заграничные служебные поездки от института, - увиденное не только нашло отражение в творчестве, но и помогло окончательно оформиться главной теме поэзии Половинкина: искренней любви к родному краю.

Творческий расцвет пришелся на шестидесятые годы, эпоху смутных чаяний и надежд. Культурная жизнь тогдашнего города Горького бурлила художественными выставками, литературными вечерами и диспутами: интеллигенция пыталась найти ответ на извечный русский вопрос «Что делать?». Многочисленные выступления В. Половинкина перед самой различной аудиторией навсегда убедили его в насущности обратной связи поэта с читателем. С тех пор Владимир Васильевич не мыслил себя без живого общения и с благодарными почитателями его таланта, и с начинающими литераторами, - так, в дорогах, встречах и творческих семинарах минуло добрых полвека его жизни. Даже будучи уже в весьма солидных годах, он всегда с готовностью откликался на приглашения из самых отдаленных уголков Нижегородчины, да и литературное объединение «Феникс», которым он руководил много лет, всегда радовал открытием новых даровитых авторов.

Владимира Васильевича Половинкина не стало 1 июня 2013 года, в дни проведения традиционного праздника поэзии в Большом Болдино, на котором он так любил бывать. Любил знакомиться с новыми поэтическими именами, встречаться с друзьями-литераторами, подпитываясь царящим здесь повсюду пушкинским духом. Было что-то символичное в уходе Поэта. Именно в этот день, - ясное, чистое небо внезапно затянуло тучами, и над пушкинским Лучинником пронесся ливень. Пройден длинный путь, на котором были открытия, радости и разочарования, неисчислимое количество лиц и судеб, написаны тысячи проникновенных строк, составивших пятнадцать поэтических сборников, монография по истории волжского судоходства, очерк о гениальном конструкторе В.М. Калашникове, воспитаны десятки литературных учеников и не одно поколение студентов-водников. Двенадцать с лишним лет (с 1990 года), самых непростых в новейшей истории нашей страны отданы руководству родной Нижегородской организацией Союза писателей России. Сделано столько, что хватит не на одну биографию, но В.В. Половинкин, этот единственный изданный в камне победного мемориала нижегородский поэт, был полон творческих сил и планов до последнего дня своей жизни.

В декабре 2010 года вышло его последнее прижизненное двухтомное собрание сочинений с символичным названием «От истоков до устья» - итог раздумий о любимой Волге и ее людях, о себе и о своем месте в этом мире. Обо всем том, что нас волнует, что нам дорого. О том, что продолжает жить в поэзии Владимира Половинкина, в его песнях и сердцах его благодарных учеников.

Основные темы лирики поэта

Владимир Жильцов в предисловии к одной из книг Владимира Васильевича написал: «Отличительная черта поэта и человека Половинкина честность и порядочность. Это сказывается во всем».

Закончилась война, пролетели студенческие годы, поэтический голос молодого аспиранта-водника В. Половинкина звучал все увереннее, но осознание определенных слабостей собственного слога, жажда творческого общения, стремление к совершенству привели его за советом в Союз писателей, к старшим товарищам по перу. Н. Бирюков, М. Шестериков и Б. Пильник по достоинству оценили творчество молодого коллеги, помогли окончательно сформировать неповторимую задушевность лирического лада его стихов. Поэзия наряду с преподавательской работой в родном институте стала смыслом жизни, - одно ничуть не мешало другому. Однако, по словам Владимира Васильевича, именно литература навсегда стала доминантой, выражением душевного настроя, а манящая, до конца непостижимая красота близкой Волги и живая связь с читателем подпитывали талант.

Если в ранних своих произведениях В. Половинкин основной темой избирал мир тогдашней деревни, как наиболее ему знакомый и близкий, в более поздний период волжская тематика занимает все большее место в его поэзии: многочисленные рабочие и творческие командировки по Поволжью окончательно «влюбили» поэта в великую реку и ее тружеников.
Пройден длинный путь, на котором были открытия, радости и разочарования, неисчислимое количество лиц и судеб, написаны тысячи проникновенных строк, составившие пятнадцать поэтических сборников, монография по истории волжского судоходства, очерк о гениальном конструкторе В. Калашникове, воспитаны десятки литературных учеников и не одно поколение студентов-водников. Сделано столько, что хватит не на одну биографию!

В декабре 2010 года вышло его двухтомное собрание сочинений стихов и прозы с символичным названием «От истоков до устья» - итог раздумий о любимой Волге и ее людях, о себе и о своем месте в этом мире. Росли, рождались у поэта Половинкина не только нежные лирические стихи, но и сюжетные – о людях, о судьбах, стихи-баллады, стихи – драматические отрывки, стихи – документальные очерки, почти поэтическая публицистика…

А там и проза не заставила себя ждать. Тема, которую считают главной в творчестве Владимира Половинкина, – тема трудовой Волги – требовала расширения поэтических рамок… Путевые очерки (а Половинкину довелось не только по российским рекам путешествовать, но как руководителю студенческой практики во многих странах Европы побывать) печатались в газетах, журналах. Его материалы затрагивали серьезную проблематику труда и быта речников. «Мне хотелось привлечь внимание к Волге, к ее трудностям. К настоящим трудностям, которые все настоятельнее и нетерпеливее требуют большой экономической перестройки на речном транспорте. Я много плаваю, и река все больше входит в меня…», – говорил писатель после выхода одной из прозаических книг. Несколько книг очерков оставил нам Владимир Половинкин, о многих людях и их судьбах рассказал, поднявшись в этой прозе до жизненных философских обобщений, которые были бы неподвластны его перу, не будь он Поэтом…

Многие наши литераторы старшего поколения не имели систематического филологического образования. В одном из интервью с сожалением обмолвился об этом и Владимир Васильевич Половинкин. Вся необходимая писателю в работе «филология» была почерпнута им из книг, и еще с нежной благодарностью он говорил о бесценной помощи профессионального филолога – своей жены, Людмилы Алексеевны. Но образование не делает человека поэтом! Да и филологом (любителем словесности, если буквально) – тоже. А Половинкин был истинным любителем словесности!

Со временем, конечно, забудутся особенности его устной речи, легкая картавинка, способность передать улыбку не только мимикой, но и голосом, порой неожиданная строгость и твердость этого голоса.… Забудется звук, останется только то, что зафиксировано на бумаге. Но люди, знавшие Владимира Половинкина, нет-нет, да и вспомнят его интонации, читая написанное им: он был точен в словах и умел передать речь на письме. И люди будут помнить впечатление от его речи.

А владеть аудиторией Владимир Половинкин умел. Убеждали в этом «творческие десанты» по воинским гарнизонам области (одной из просветительских программ Нижегородского фонда культуры была «Армия и культура»). «Десанты» придумали председатель фонда культуры Юрий Адрианов и директор фонда, фронтовик, старый армейский культпросветчик Анатолий Терехов. Они с Половинкиным подружились, и тот даже посвятил Терехову стихи. Перестроечное время потребовало от наших деятелей культуры бескорыстного служения. И к их чести следует сказать, что они и сами не требовали гонораров и несли, так сказать, «культуру в массы» бесплатно: возили к военнослужащим писателей и поэтов, ансамбль девчонок-барабанщиц, хоровую капеллу мальчиков, солистов оперы, художников с их выставками, лекторов-историков из архива и музеев… Они были нужны, их ждали. Выезжал регулярно с выступлениями и Владимир Половинкин.

Творчество В.В. Половинкина

Владимир Васильевич Половинкин - известный нижегородский поэт. Известный не только своими песнями, написанными совместно с видными композиторами Б. Благовидовым, А. Бурдовым, Г. Комраковым, А. Нестеровым, а прежде всего юными лирическими, проникновенными стихами, которые он не всегда и включает в новые сборники. А ведь именно за такие строки о любви читатели называли его «душой Нижегородчины».

Высокий русоволосый богатырь с ясными голубыми глазами и открытой улыбкой, он казался воплощением самой Поэзии. В это же время Половинкин заявил о себе как и о талантливом журналисте, и его наперебой приглашали все три областные газеты, особенно «Ленинская смена».

Но он заканчивал уже институт водного транспорта, и после непродолжительной работы в конструкторском бюро В. В. Половинкин был зачислен в аспирантуру. А после успешной защиты кандидатской степени он на три с половиной десятилетия становится преподавателем вуза, в котором недавно учился сам. Институтское начальство гордилось, что Половинкин - поэт и научный работник одновременно. Не случайно он был назначен доцентом и заведующим кафедрой, часто бывал в международных командировках. Он был на взлете.

Но и писательской организации оказался нужен именно такой вот человек, работающий с неистовой самоотдачей. По рекомендации Ивана Ивановича Бережного, чтобы помочь в сложнейшей ситуации, писатели единогласно избрали В. В. Половинкина своим руководителем. Жизнь заметно оживилась, наладилась, и Дом писателей перестали называть «Холодным домом», как прежде. Даже в лихие девяностые годы, когда исчезло Волго-Вятское издательство, частные издательства перестали платить гонорары за книги, а газеты и журналы - за публикации, - когда руководителя, литконсультанта и бухгалтера оставили без зарплаты, а Дом писателя грозили отобрать, Владимир Васильевич устоял, сохранив писательскую организацию. Твердость, самоотверженность и благородство председателя правления признавали и признают даже недоброжелатели Союза писателей.

Именно тогда, в эти нелегкие, безденежные годы, в Нижнем Новгороде и области стали чаще выходить коллективные сборники, альманахи и журналы. Продолжались творческие встречи с читателями. Многие писатели с подачи Половинкина смогли выпустить сборники за свой счет и с помощью спонсоров. В Союзе писателей могли получать бесплатные консультации самодеятельные авторы, которых появилось огромное количество в 90-е годы. После ухода из жизни В. Н. Кумакшева, заместителя председателя правления писательской организации и руководителя областного литературного объединения «Феникс», Владимир Васильевич стал руководить еще этим литобъединением, которое и сейчас является наиболее строгим и профессиональным писательским «контрольным органом», через горнило которого прошли многие известные ныне поэты и прозаики.

Творчество В. В. Половинкина знают и любят в России. В Москве и даже в самых отдаленных от Нижнего Новгорода областях интересуются его стихами и прозой, называя нашего старейшего мастера «певцом Волги». И что самое любопытное: прозаики очень ценят его рассказы, журналисты - очерки, поэты - стихи. Чаще у кого-то из писателей бывает наоборот. О самобытности стихов Владимира Васильевича критики и литературоведы еще будут говорить подробно. При всей своей поэтической образности стихи всегда в действии, в развитии, им свойственна глубинная обобщенность, даже если они сюжетны. В. В. Половинкин умеет живописать словом, пластично показывать мысль и слово. Он пишет честно, выпукло, крепко и точно, словно ваяет скульптурный образ Времени. Языковая честность и художественная достоверность во всем совпадает с действительностью, жизненной правдой. За последние годы создано немало новых произведений, но писатель не спешил их публиковать по многим причинам, одной из которой является необходимость дать большую возможность печататься своим коллегам, не отнимая у других те маленькие печатные площади в журналах и сборниках, стараясь не тратить на себя финансовую помощь, которую иногда оказывает местная власть. И лишь родная Волжская академия водного транспорта смогла убедить своего бывшего выпускника и преподавателя выпустить сперва книгу избранных стихов «Огни на волжском берегу», а затем собрание сочинений стихов и прозы в двух томах «От истоков до устья». Это прекрасное издание вышло совсем недавно. От имени всех нижегородских читателей сердечно благодарим руководство академии за бесценный подарок

В 85-й день своего рождения В. В. Половинкин побывал у Вечного огня в Нижегородском кремле и поклонился памяти павших, памяти отца-фронтовика, погибшего под Ленинградом.

С каждым годом все отстраненнее и острее воспринимаются эти четкие строки, вырубленные в граните, когда-то написанные самим Владимиром Васильевичем.

Товарищи, помните жизнь отстоявших.

Они сберегли нам и солнце, и радость.

За жизнь, за свободу, за Родину павших

Навеки считайте идущими рядом.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.