Волга в поэзии В.В. Половинкина — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Волга в поэзии В.В. Половинкина

2022-10-05 28
Волга в поэзии В.В. Половинкина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Небольшое биографическое отступление. Владимир Васильевич Половинкин родился в 1926 г. в селе Яковцеве Вачского района Нижегородской области. В детстве жил в городе Павлове-на-Оке. В 1939 г. семья переехала в Горький. В 1949 г. окончил кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. Работал в конструкторском бюро, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию. Более тридцати лет преподавал в ГИИВТе. С 1948 г. начал регулярно печататься. Сотрудничал с нижегородскими композиторами. Автор текста трех кантат и нескольких десятков песен. В.В.Половинкин активно работал и в жанре художественной публицистики. В нескольких книгах очерков отразились впечатления как творческих командировок, так и заграничных плаваний со студентами ГИИВТа. В 1964 г. В.В.Половинкин был принят в Союз писателей СССР. С 1990 по 2002 г. Он был председателем Нижегородской организации Союза писателей. В последние годы жизни поэт руководил литературной студией «Феникс».

Философические ноты звучат в более раннем стихотворении поэта – «Стремнина» (1975). Стремнина, согласно Далю, – это «быстрина теченья, стрежь, стрежень». В.В.Половинкин нашел свой поэтический образ стремительной, изменчивой жизни:

Тугие звенящие струи,

Навстречу летящая высь…

Но кажется мне, что смотрю я,

Как чья-то уносится жизнь.

То мечет беспечные искры,

То в резком изломе темна.

Как быстро, Как быстро, Как быстро

Из глаз исчезает она.

Ассоциативно вспоминается пушкинское стихотворение «Телега жизни», в котором жизнь уподобляется езде в телеге. Индустриальный век порождает новые средства и способы передвижения, но истоки поэтической образности в стихотворениях «Телега жизни» и «Стремнина» явно родственно близки. И это свидетельствует о сходных чертах художественного мышления у поэтов разных эпох. Следует остановиться и на характерных особенностях лирического героя поэзии В.В. Половинкина. Это человек из народа или близкий ему по мировоззрению, неутомимый труженик. Его задушевные интонации близки к песенным:

Волгари,

Друзья мои хорошие,

Вот наступит лето, и решусь:

К вам приду негаданно-непрошенно,

В рейс, да чтоб подальше, попрошусь.

В мире лирического героя В.В.Половинкина действует своя система ценностей, своя табель о рангах. Самый уважаемый человек здесь – волгарь-труженик, самое естественное для него состояние – находиться в плавании («Он счастлив здесь.// Он здесь необходим»). Именно поэтому так негодует старый волгарь («Обида») на своих детей, которые предпочли благополучную конторскую работу на берегу нелегкому труду речника: «Сержусь, кричу: «Лягушьи души!// Для волгарей-то Волга – жизнь!» герой поэта ни за что не променяет родные волжские просторы на заграничные красивости («Бухточка в Сардинии»).

Интерес к многоликой жизни, стремление узнать мир сочетаются в нем с органичным чувством патриотизма и привязанностью к своей «малой родине». Поэт посвятил несколько стихотворений Нижнему, Павлову и своей родной деревне. Но все же самой большой любовью лирического героя всегда оставалась Волга. Образ Волги выполняет важную сюжетно-композиционную роль и в очерковой прозе Владимира Половинкина. Предисловие «От автора» к книге путевых очерков «Речная соль» начинается с утверждения, казалось бы, прописных истин: «Мы любим Волгу и гордимся ею. Она, наша великая река, или, как ее называют поэты, голубая улица России, стала желанным местом отдыха советских людей. Ее водохранилища подобны если не морям, то крупным озерам, расположенные на ней древние города выросли за последние десятилетия в мощные индустриальные и культурные центры, и вместе с тем до сих пор много на ней укромных тихих уголков, при виде которых невольно проникаешься светлым лирическим настроением. Такой Волгу знают все. Такая она в песнях, стихах и туристических проспектах. Но даже человеку, впервые оказавшемуся на борту пассажирского теплохода, становится ясным, что Волга – это прежде всего напряженнейшая транспортная магистраль, на которой работают сотни судов». Книга очерков В.В.Половинкина – «Речная соль», состоит из трех частей. Первая часть – «Река и море» – отражает реальные впечатления автора от морской практики со студентами ГИИВТа. Географический диапазон путевых очерков весьма широк: Алжир, Швеция, Средиземное море, Франция. Многое из написанного звучит сейчас наивно, окрашено в идеологические тона, но современного читателя подкупает наблюдательность автора, его лиризм, его неизменный интерес к жизни, столь непохожей на привычные ему реалии. Во второй части («Речная соль») лирические ноты соединяются с описанием технических подробностей плавания по Волго-Балту. Вот характерный пример соединения «физики с лирикой»: «Это было в 1948 году: мы, студенты кораблестроительного факультета Горьковского водного института … в ясные, полыхающие багряной листвой осенние дни бегали на Волжский откос, чтобы посмотреть, как выходят на рейд новые сормовские суда. А на рейде дымили пароходы. Сколько их тут было! И белые, опоясанные легкой сеткой террас суда пассажирских скорых линий, и заднеколесные допотопные неуклюжие «товарники», при виде которых невольно вспоминалась популярная песенка тридцатых годов: «Америка России подарила пароход…», и пузатые буксирные мощностью в несколько десятков лошадиных сил, и широченные волжские богатыри, что выгребали против течения с караванами барж, растянувшихся на целую версту. Пароходы, пароходы – Волга тех лет… Но недаром же мы считали себя корабелами. Глаза быстро находили среди этого пестрого скопища длинные самоходки с ребристыми люковыми крышками и оттесненными на самую корму надстройками и курносого вида бравые кораблики». Третья часть («Будни капитана Нечаева») посвящена повседневной жизни экипажа судна «Волго-Дон-169». В центре повествования – личность капитана судна и его, как принято сейчас говорить, его стиль управления коллективом. В творчестве В.В.Половинкина нашла место и военная тема, связанная не только с судьбой отца-фронтовика, который погиб при прорыве блокады Ленинграда, но и с судьбой всего народа. На мемориале Вечного огня в нижегородском Кремле высечены строки стихотворения В.В.Половинкина:

Товарищи, помните жизнь отстоявших.

Они сберегли нам и солнце, и радость.

За жизнь, за свободу, за Родину павших

Навеки считайте идущими рядом.

По жанру это эпитафия, причем в буквальном смысле слова. Соблюден и стихотворный размер, который вызывает ассоциации с посвященными погибшим воинам эпитафиями древних греков. Простые и легко запоминающиеся строки давно стали крылатыми и воспринимаются как  созданные народом. Наверное, это лучшее свидетельство действенности поэзии В.В.Половинкина.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.