Глава 3. Поведение человека в экстремальных ситуациях — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 3. Поведение человека в экстремальных ситуациях

2022-10-05 25
Глава 3. Поведение человека в экстремальных ситуациях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. В них человек действует во

 многом на уровне автоматизмов. В таких ситуациях расход психофизических и физических сил сведен к минимуму.

Иное дело экстремальные ситуации. Они требуют от человека мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в экстремальной ситуации, получает информацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных действий. Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработка этой информации влияют на поведение личностив экстремальной ситуации.

Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая в результате расшифровки значения этой информации приобретает форму отрицательных эмоций различной силы. Роль эмоций в экстремальной ситуации различна. Эмоции могут выступать и как индикатор экстремальности, и как оценка ситуации, и как фактор приводящий к изменению поведения в ситуации. И в то же время необходимо помнить, что эмоциональные переживания представляют собой один из важных факторов поведения человека в экстремальной ситуации.

Как правило, экстремальная ситуация порождается объективными причинами, но ее экстремальность в значительной степени определяется субъективными, а не объективными составляющими. Так:

· объективной угрозы может и не быть, но человек или группа людей ошибочно воспринимают сложившуюся ситуацию как экстремальную. Чаще всего это происходит из-за неподготовленности или искаженного восприятия окружающей действительности;

· могут, однако, существовать и реальные объективные факторы угрозы, но человек не знает об их существовании и не осознает возникшей экстремальной ситуации;

· человек может осознать экстремальность ситуации, но оценивать ее как незначимую, что само по себе уже является трагической ошибкой могущей привести к непредсказуемым последствиям;

· оказавшись в экстремальной ситуации и не находя выхода из создавшегося положения, потеряв веру в возможность ее разрешения он уходит от реальности посредством активизации механизмов психологической защиты;

· ситуация может быть объективно экстремальной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов.

Таким образом, человек реагирует на экстремальную ситуацию в зависимости от того, как он ее воспринимает и оценивает ее значение.

Существует и еще одна специфическая реакция человека на экстремальную ситуацию – психическая напряженность. Это психическое состояние человека в экстремальной

ситуации, с помощью которого человек как бы подготавливается к переходу от одного психофизического состояния к другому адекватному сложившейся обстановке.

В зависимости от напряженности на психические функции выделяются следующие ее формы:

  • перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);
  • интеллектуальную (когда человек затрудняется решить возникшую проблему);
  • эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
  • волевую (когда человек не может управлять собой);
  • мотивационную (связанную с борьбой мотивов, различных точек зрения).

  Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активности и значительные траты нервно-психической энергии. Уровень психической напряженности у различных людей может быть различным, что связано в первую очередь с психической устойчивостью человека. Устойчивые и неустойчивые люди ведут себя в экстремальных ситуациях по-разному, что хорошо видно на схеме. 

                                                  Мотив деятельности

                                        

                                                                  Цель, задача


                                      

                                         Действия, ведущие к достижению цели

                           

                                    

                                                 Осознание непреодолимых трудностей

              

                        1          Негативная эмоциональная реакция                 2

Поиск способа преодоления трудности                        Спонтанные поиски выхода


Понижение силы отрицательных эмоций              Усугубление осознаваемых трудностей

   Улучшение функционирования                       Возрастание силы негативных эмоций

      Оптимизация уровня                 Ухудшение функционирования (оборонительная реакция)                             

                                                  Понижение мотивации возбуждения                          

Поведение психически устойчивой (1) и неустойчивой (2) личности в экстремальной ситуации


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.