Предмет и задачи гигиены. Методы исследования, применяемые в гигиене. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Предмет и задачи гигиены. Методы исследования, применяемые в гигиене.

2022-10-05 29
Предмет и задачи гигиены. Методы исследования, применяемые в гигиене. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и задачи гигиены. Методы исследования, применяемые в гигиене.

Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения.

Задачи гигиены:

1. Изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения, а также разработка соответствующих оздоровительный мероприятий.

2. Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным воздействия окружающей среды, на улучшение здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после тех или иных нагрузок.

Методы гигиены:

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1. Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.

Гигиеническое нормирование как основа первичной профилактики заболеваемости населения, обусловленной особенностями жизни, труда, питания и водоснабжения.

   Гигиеническое нормирование - это установление в законодательном порядке безвредных и безопасных для человека уровней воздействия вредных факторов окружающей среды: предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ и пыли, предельно допустимых уровней (ПДУ) физических факторов.

   Гигиенический норматив - это максимальный физиологически безопасный для организма количественный уровень вредного фактора.

 

 

Главные мероприятия в первичной профилактике хронических неинфекционных заболеваний. Пути реализации.

Главным мероприятием является системное эколого-гигиеническое обучение и воспитание населения. Это мероприятие преследует цель воспитать современного человека так, чтобы он глубоко осознал, что здоровье почти полностью зависит от его личного отношения к себе и к окружающим, а также к природной среде.

Пути реализации: регулярный контроль за эколого-гигиенической грамотностью населения

Специальные мероприятия в первичной профилактике хронических неинфекционных заболеваний. Пути реализации.

3. Специальные мероприятия преследуют следующие цели:

4. 1) установить главный «пусковой» причинный фактор;

5. 2) провести эколого-гигиеническое нормирование главного «пускового» причинного фактора;

6. 3) организовать санитарно-гигиенический контроль за соблюдением эколого-гигиенических нормативов;

7. 4) осуществлять необходимые меры по охране окружающей среды от загрязнения.

Пути реализации: 1) строгий санитарно-гигиенический надзор за эколого-гигиеническими нормативами. 2)охрана природной среды от загрязнения и деградации.

 

Основные направления современной гигиенической науки. Единство лечебных и санитарных органов в мероприятиях по профилактике заболеваемости, смертности населения.

основные направления:

1)   Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и социальных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2)   Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3)   Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается непосредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Атомовиты. Классификация, сущность терминологического кризиса.

Меры профилактики.

1. Технологические мероприятия - улучшение конструкции приборов, инструментов, машин и тд. с целью снижения вибрации.

2. Санитарно-технические мероприятия - использование поглощающих вибрацию панелей, специальных кожухов.

3. Организационные мероприятия - правильная организация режима труда и отдыха.

4. Законодательные мероприятия - разработка и внедрение норм работы в условиях вибрации. К работе с виброинструментами не должны до­пускаться лица моложе 18 лет.

5. Индивидуальные средства защиты: перчатки, обувь из виброгасящих материалов.

6. Медицинские профилактические осмотры.

 

Комплексное обеззараживание

Во множестве вариантов более успешным способом обеззараживания воды оказалось комплексное использование реагентных и безреагентных способов.

Применение УФ-обеззараживания с дальнейшим хлорированием небольшими порциями гарантирует высшую степень очистки, а также гарантирует отсутствие вторичногобиозагрязнения воды. Так, обработкой воды бассейнов УФ-облучением в купе с хлорированием достигается не столько высочайшая ступень обеззараживания, понижение порогового сосредоточения хлора в воде, а также в последствии приводит к экономии средств на расходе хлора и совершенствование обстановки в самом бассейне.

Так же распространяется применение озонирования, при котором уничтожается микрофлора и часть органических загрязнений, с последующим легким хлорированием, обеспечивающим недопустимость вторичного биозагрязнения воды. При всем этом быстро ужимается образование ядовитых хлорорганических препаратов.
Потому что все мельчайшие организмы характеризуются явными объемами, пропуская воду через фильтрующую загородку с объемами пор наименьшими, нежели мельчайшие организмы, возможно всецело очистить от их воду. Так, фильтрующие составляющие, имеющие объем пор менее 1 микрона, согласно нормам ТИ 10-5031536-73-10 на безалкогольную продукцию, являются обеспложивающими, т. е. стерилизующими. Правда при всем этом из воды удаляются лишь бактерии, но не вирусы.

Для более «глубокой» очистки воды, где неприемлимо пребывание любых микроорганизмов, к примеру, в микроэлектронике для этого используют фильтры с порами объемом менее 0,1–0,2 мкм.

 

 

Опреснение воды

Опреснение - это удаление из воды избытка минеральных солей. Опрес­нению подвергают морскую воду, высокоминерализованные подземные воды'." Методика:

1. Метод дистилляции (перегонки). Воду испаряют, а пар затем конденсируют. При этом образуется дистиллированная вода, которую за­тем разбавляют исходной, так как дистиллированная вода вообще не со­держит минеральных солей и не пригодна для питья.

2. Метод ионного обмена. Осуществляется с помощью ионообмен-ников. Сначала воду пропускают через фильтр, загруженный катионитом, затем - анионитом. При этом минеральные соли (ионы) поглощаются.

3. Метод электродиализа. Суть метода заключается в том, что ка­тионы и анионы минеральных солей, содержащихся в воде перемещаются к погружаемым в воду электродам под действием электрического поля.

4. Метод замораживания. Основан на том, что при замораживании сначала замерзает пресная вода, превращаясь в лед, а соленая вода остает­ся внизу, (подо льдом). Используют естественный холод и холодильные ус­тановки.

Умягчение воды.

Умягчение применяется для жесткой воды, то есть воды, содержащей по­вышенное количество солей кальция и магния (свыше 7 мг-экв/л). Жесткая вода не пригодна для промышленных и бытовых целей (неудобна для мытья и стирки, портит котлы на производстве и тд.)

Методика: -

1. Фильтрация воды через слой ионитов с обменом ионов Са и Mg на ионы Na и Н

2. Кипячение воды также дает некоторое ее умягчение.

Обезжелезивание воды.

Используется для удаления из воды избытка железа, которое ухудшает ее органолептические свойства (вкус, цвет, прозрачность). Избыток железа чаще всего содержится в артезианских водах.

Методика: Принцип заключается в окислении растворимых соединений железа, находящихся в воде (при пропускании через нее воздуха, обогащен­ного кислородом) в нерастворимые, которые выпадают в осадок при отстаи­вании.

К методам улучшения качества питьевой воды можно отнести и озони­рование, которое применяется для обеззараживания воды. При озонировании воды улучшаются ее органолеитическис свойства. Подробнее см. соответст­вующий вопрос.

 

В малых объемах.

1) Кипячение. Продолжительность кипячения должна составлять 5-10 минут. Кипячение может использоваться и в довольно больших мас­штабах (больницы, школы)

2) Использование йода (2 капли 10 % настойки йода на 1 литр воды, йодные таблетки)

3) Использование специальных устройств, которые очищают и обезза­раживают воду - "Родник", "Турист", "Овод" и др.

4) Обеззараживание ультразвуком, токами ультравысокой частоты и др.

предъявляются следующие требования: они должны быть портативны, универсальны и быстры по эффекту действия, обладать достаточной стойкостью при хранении и не изменять свойств воды. Необходимо отметить, что имеющиеся на снабжении армии препараты позволяют провести лишь обеззараживание воды.

В качестве средств обеззараживания индивидуальных запасов воды применялись кислоты (соляная, лимонная, уксусная), соли (NaHSO3, AgNO3), окислители (перекись водорода, марганцовокислый калий, озон, хлор, бром, йод) и металлы (серебро).

Из перечисленных веществ наиболее эффективными и удобными оказались препараты хлора, которые и в настоящее время занимают господствующее положение среди других средств обеззараживания малых объемов воды.

Из препаратов хлора во время первой мировой войны употреблялась хлорная известь в виде таблеток, содержащих 1,8 мг активного хлора. В Великую Отечественную войну использовались таблетки гипохлорит кальция, содержащие 3 мг активного хлора. Однако вследствие нестойкости при хранении названные препараты в настоящее время заменены хлораминными соединениями. Из них наибольшее распространение получил пантоцид. Этот препарат отличается большой стойкостью: он может храниться без потери активности несколько лет.

Таблетки пантоцида содержат 3 мг активного хлора и включают, кроме парасульфодихлорамида бензойной кислоты, соду и поваренную соль. Одна таблетка рассчитана на обеззараживание одной фляги (750 мл) воды при условии контакта не менее 30 мин. Пантоцид легко отщепляет хлор и дает хороший бактерицидный эффект.

К недостаткам его следует отнести медленную растворимость таблетки (10-15 мин.) и возможную порчу вкуса воды. Последнее можно устранить добавлением тиосульфата натрия в виде таблеток.

В послевоенные годы предлагались пантоцид-бисульфатные и йодные таблетки.

Пантоцид-бисульфатные таблетки представляют собой смесь пантоцида сульфата (Na2SO4) и гидросульфата (NaHSO4) натрия. Содержание активного хлора в них 3 мг. Они стойки при хранении, хорошо растворяются в воде, быстро высвобождая активный хлор, и обладают более выраженным бактерицидным действием, чем обычные таблетки пантоцида.

Йодные таблетки содержат органические соединения йода, молекулярный йод и некоторые другие соединения. Количество активного йода в каждой таблетке составляет 3 мг. Преимуществами их являются: высокая бактерицидность, стойкость при хранении и незначительное влияние на органолептические свойства воды.

В последнее время для обеззараживания индивидуальных запасов воды предложены препараты трихлоризоциануровой кислоты, в частности, таблетки «аквасепт», содержащие 4 мг активного хлора и оказывающие бактерицидное действие через 12-15 мин.

Неоаквасепт (аналог английского «Пуритабса») – смесь натриевой трихлоризоциануровой и адапиновой кислот, гидрокарбоната натрия и стеарата кальция. Одна таблетка содержит 10-15 мг активного хлора.

Акселерация.

Сущность акселерации заключается в раннем достижении определенных этапов развития организма:

1)   Ранняя смена зубов

2)   Раннее половое созревание

3)   Раннее окостенение скелета и завершение роста Акселерация проявляется в том, что в настоящее время к одному и тому

же возрасту ребенок достигает более высоких показателей роста и развития чем в прошлом. Например, сейчас в 13 лет мальчики на 15 см выше чем 100 лет назад.

Акселерацию не следует путать с так называемой вековой тенденцией. Это - тенденция к постепенному изменению с течением времени биоморфиз-ма человека, которое заключается в увеличении продолжительности жизни и более позднем наступлении климакса.

Акселерация - часть вековой тенденции, охватывающая только период созревания.

Причины акселерации:

Существует несколько теорий, объясняющих причины акселерации.

1)   Гелиогенная (солнечная) теория. Согласно ей ультрафиолет вызывает синтез активной формы витамина О и ускорение роста. Эта теория не выдерживает критики так как акселерация наблюдается не только в солнечных регионах, но и в северных районах, где мало солнечной радиации.

2)   Алиментарная теория. Говорит, что современные дети больше едят белков, жиров, углеводов, витаминов. Но повышенное потребление пищи и витаминов характерно только для последних 40 лет, а акселерация наблюдалась и раньше.

3)   Радиоволновая теория. Она говорит, что в связи с развитием техники появилось большое количество радиоволн, которые действуя на гипофиз, вызывают увеличение синтеза и секреции гормона роста, аследовательно ускорение роста.

4)   Урабанизационная теория. Согласно ей жизнь в больших городах всегда сопряжена с шумом, нервными стрессами. Все стрессы раздражаютнервную'систему, что способствует ускорению роста и развития. Однако, в тихих, спокойных регионах акселерация также наблюдается.

5)   Генетическая теория.

Таким образом, единой теории, объясняющей причины акселерации в настоящее время не существует.

Следует заметить, что в развитых странах акселерация постепенно идет на убыль, а в развивающихся, наоборот, увеличивается.

Соматометрические признаки.

1. Рост стоя и сидя. Измеряется с помощью антропометра или росто-метра.

2. Масса тела. Измеряется медицинскими весами натощак, без одежды и обуви

3. Окружность головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Измерение проводится м помощью сантиметровой ленты.

Соматоскопические признаки.

При соматоскопии (осмотре тела) обращают внимание на:

1) Состояние кожных покровов и слизистых оболочек (тургор, цвет, чис­тота, влажность)

2) Степень жироотложения (развитие подкожного жирового слоя). Опре­деляют по толщине жировой складки на животе (в области пупка и на 5-6 см сбоку от него), а также под лопаткой: 1-2 см - жироотложение сред­нее, менее 1 см - ниже среднего, более 2 см - выше среднего.

3) Состояние опорно-двигательного аппарата

1. Костяк. Различают три типа костяка:

а)   Тонкий - узкие плечи, грудная клетка, малые размеры кистей рук,
стоп.

б)   Коренастый - широкие плечи, грудная клетка, большие кисти и
стопы

в) Промежуточный

2. Форма грудной клетки: цилиндрическая, коническая, плоская, сме­шанная

3. Позвоночник. Различают 3 основных типа формы позвоночника:

а)     Нормальный позвоночник 8-образной формы. Шейная и пояснич­
ная кривизна выражены не сильно и обращены вперед. Грудная выпуклость
обращена назад.

б)     Лордотический позвоночник - малая шейная и резко выраженная
поясничная кривизна.

в) Кифотический - все три кривизны резко выражены.

К деформациям позвоночника относят сколиозы (право- и левосторон­ние). Выделяют три степени сколиоза в зависимости от выраженности.

4. Форма ног:

а) Нормальная б) Х-образная     в) О-образная.

5. Форма стопы. Стопа может быть

а) Нормальная б) Уплощенная  в) Плоская

4) Оценка степени полового созревания. Производится по следующим при­знакам:

1. У девочек - оволосение подмышечных впадин, лобка, развитие молочной железы, время появления первой менструации

2. У мальчиков - оволосение подмышечных впадин, лобка, мутация голоса, оволосение лица, развитие кадыка

Физиометрические признаки.

Включают в себя:

1) Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Определяется с помощью спирометра.

2) Мышечная сила рук. Определяется с помощью ручного дина­мометра

3) Становая сила - определяется с помощью станового динамо­метра

4) Кроме того могут определяться пульс, артериальное давление.
После определения всех параметров (показателей), физического развития

их необходимо правильно оценить.

Соматометрические признаки.

4. Рост стоя и сидя. Измеряется с помощью антропометра или росто-метра.

5. Масса тела. Измеряется медицинскими весами натощак, без одежды и обуви

6. Окружность головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Измерение проводится м помощью сантиметровой ленты.

Соматоскопические признаки.

При соматоскопии (осмотре тела) обращают внимание на:

4) Состояние кожных покровов и слизистых оболочек (тургор, цвет, чис­тота, влажность)

5) Степень жироотложения (развитие подкожного жирового слоя). Опре­деляют по толщине жировой складки на животе (в области пупка и на 5-6 см сбоку от него), а также под лопаткой: 1-2 см - жироотложение сред­нее, менее 1 см - ниже среднего, более 2 см - выше среднего.

6) Состояние опорно-двигательного аппарата

1. Костяк. Различают три типа костяка:

а)   Тонкий - узкие плечи, грудная клетка, малые размеры кистей рук,
стоп.

б)   Коренастый - широкие плечи, грудная клетка, большие кисти и
стопы

в) Промежуточный

4. Форма грудной клетки: цилиндрическая, коническая, плоская, сме­шанная

5. Позвоночник. Различают 3 основных типа формы позвоночника:

а)     Нормальный позвоночник 8-образной формы. Шейная и пояснич­
ная кривизна выражены не сильно и обращены вперед. Грудная выпуклость
обращена назад.

б)     Лордотический позвоночник - малая шейная и резко выраженная
поясничная кривизна.

в) Кифотический - все три кривизны резко выражены.

К деформациям позвоночника относят сколиозы (право- и левосторон­ние). Выделяют три степени сколиоза в зависимости от выраженности.

4. Форма ног:

а) Нормальная б) Х-образная     в) О-образная.

5. Форма стопы. Стопа может быть

а) Нормальная б) Уплощенная  в) Плоская

4) Оценка степени полового созревания. Производится по следующим при­знакам:

3. У девочек - оволосение подмышечных впадин, лобка, развитие молочной железы, время появления первой менструации

4. У мальчиков - оволосение подмышечных впадин, лобка, мутация голоса, оволосение лица, развитие кадыка

Физиометрические признаки.

Включают в себя:

4) Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Определяется с помощью спирометра.

5) Мышечная сила рук. Определяется с помощью ручного дина­мометра

6) Становая сила - определяется с помощью станового динамо­метра

4) Кроме того могут определяться пульс, артериальное давление.
После определения всех параметров (показателей), физического развития

их необходимо правильно оценить.

Соматометрические признаки.

7. Рост стоя и сидя. Измеряется с помощью антропометра или росто-метра.

8. Масса тела. Измеряется медицинскими весами натощак, без одежды и обуви

9. Окружность головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Измерение проводится м помощью сантиметровой ленты.

Соматоскопические признаки.

При соматоскопии (осмотре тела) обращают внимание на:

7) Состояние кожных покровов и слизистых оболочек (тургор, цвет, чис­тота, влажность)

8) Степень жироотложения (развитие подкожного жирового слоя). Опре­деляют по толщине жировой складки на животе (в области пупка и на 5-6 см сбоку от него), а также под лопаткой: 1-2 см - жироотложение сред­нее, менее 1 см - ниже среднего, более 2 см - выше среднего.

9) Состояние опорно-двигательного аппарата

1. Костяк. Различают три типа костяка:

а)   Тонкий - узкие плечи, грудная клетка, малые размеры кистей рук,
стоп.

б)   Коренастый - широкие плечи, грудная клетка, большие кисти и
стопы

в) Промежуточный

6. Форма грудной клетки: цилиндрическая, коническая, плоская, сме­шанная

7. Позвоночник. Различают 3 основных типа формы позвоночника:

а)     Нормальный позвоночник 8-образной формы. Шейная и пояснич­
ная кривизна выражены не сильно и обращены вперед. Грудная выпуклость
обращена назад.

б)     Лордотический позвоночник - малая шейная и резко выраженная
поясничная кривизна.

в) Кифотический - все три кривизны резко выражены.

К деформациям позвоночника относят сколиозы (право- и левосторон­ние). Выделяют три степени сколиоза в зависимости от выраженности.

4. Форма ног:

а) Нормальная б) Х-образная     в) О-образная.

5. Форма стопы. Стопа может быть

а) Нормальная б) Уплощенная  в) Плоская

4) Оценка степени полового созревания. Производится по следующим при­знакам:

5. У девочек - оволосение подмышечных впадин, лобка, развитие молочной железы, время появления первой менструации

6. У мальчиков - оволосение подмышечных впадин, лобка, мутация голоса, оволосение лица, развитие кадыка

Физиометрические признаки.

Включают в себя:

7) Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Определяется с помощью спирометра.

8) Мышечная сила рук. Определяется с помощью ручного дина­мометра

9) Становая сила - определяется с помощью станового динамо­метра

4) Кроме того могут определяться пульс, артериальное давление.
После определения всех параметров (показателей), физического развития

их необходимо правильно оценить.

Психогигиена школьника.

Психогигиена школьная – раздел психогигиены, изучающий влияние условий обучения на психическое здоровье школьников и разрабатывающий рекомендации по режиму занятий, учебной нагрузке и воспитательным мерам, направленным на гармоническое психическое развитие детей школьного возраста.

 

Предмет и задачи гигиены. Методы исследования, применяемые в гигиене.

Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения.

Задачи гигиены:

1. Изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения, а также разработка соответствующих оздоровительный мероприятий.

2. Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным воздействия окружающей среды, на улучшение здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после тех или иных нагрузок.

Методы гигиены:

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1. Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.