Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами:

2022-10-05 23
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами:

Правильностью

Беглостью

Осознанностью

Выразительностью

Изучив методическую литературу, я наметила основные направления и приемы работы по формированию навыка чтения учащихся, обучающихся по программе С(К)ОУ VIII вида.

Исходя из особенностей овладения техникой чтения учащимися с нарушениями интеллектуального развития, я выбрала для себя коррекционно-развивающие приемы обучения чтению.

 

Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов:

1. Зрительное восприятие графического образа слова.

2. Воспроизведение звукового образа слова.

3. Понимание значения слова.

Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Т.Г.Егоров считает, что причина ошибочного чтения у учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и осмыслением.

Приемы формирования правильности чтения.

Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. У учащихся с отклонением в развитии нарушена подвижность и координация органов артикуляции. Поэтому на уроке уже на этапе речевой зарядки я провожу 3-4 артикуляционных упражнения. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим медленно, умеренно, быстро). Например:

 

Отработка произнесения гласных звуков.

1)Вдохнуть и произнести все гласные звуки. Сначала учащиеся тренируются хором.

Э→А→О

2) Даю сочетания:

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.

2. Тренировка в четкости произношения парных согласных по звонкости - глухости:

В З Ж Г Б Д

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Ф С Ш К П Т 

2. Тренировка в произношении согласных в сочетании с гласными:

МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, МИ

3. Чтение шепотом и медленно:

а)Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Му-му-му – молоко кому?

Ры-ры-ры – летают комары.

б) Чтение тихо и умеренно:

арка-арца арла-арча

арта-арда арса-аржа

в) Чтение громко и уверенно:

гарь-парь-жарь

дверь-зверь-червь

Чтение до первой ошибки.

Ученик читает текст до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно, и продолжает чтение до первой ошибки.

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. А.К.Аксенова определяет беглость чтения как «темп, который характерен для разговорной речи»; также под беглостью понимается нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию содержания текста. Беглость чтения, по мнению некоторых авторов, не является самоцелью, но поскольку от нее зависят и другие качества чтения, надо добиваться оптимального темпа чтения.

Беглость чтения во многом зависит от уровня зрительной памяти. Существуют упражнения, направленные на внимание к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения. Для развития у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения. Материалом для этих упражнений служат изучаемые слова, предложения, подбираемые из текста.

Например, я использую следующие упражнения:

Фотографирование» картины.

Учащиеся должны запомнить картинку за 1 – 10 секунд. В начале даются предметные, затем сюжетные.

Фотографирование» карточек с буквами, слогами, словами.

Какая буква лишняя? Слог?

а) а, у, р, о, ы;

б) ма, ра, ла, ны;

Запомни ряд букв.

Дается буквенный ряд, написанный на карточке. Попросить повторить в той же последовательности эти буквы. Затем увеличить ряд на одну букву.

Найди слова.

Среди строчек с буквами спрятались целые слова. Нужно их найти и подчеркнуть.

рюклбюсрадостьуфркнп бсолнцетргщоцэкинозгу чклернопттелевизорччяг щшгцкпстулрсеамтоджко


Большое значение для беглого чтения имеет объем поля чтения. Упражнения в чтении различных слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения ученика и вместе с тем улучшению памяти и внимания. У учащихся с отклонениями в развитии поле чтения остается равным 1-2 буквам, что препятствует переходу к слитному синтетическому чтению.

 

Для увеличения поля чтения я использую следующие таблицы и упражнения:            

Словесные столбики.

Я быстро открываю и закрываю слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами из большого количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ученик не научился читать слова, состоящие из десяти букв.

Например,

ОТЕЦ, ПОЛЕ (4 буквы);

ГОРОД, АДРЕС (5);

ВОРОНА, СИРЕНЬ (6);

БОТИНКИ, КОРЗИНА (7);

КАРАНДАШ, ВОЛЕЙБОЛ (8);

СМОРОДИНА, КРОХОТНЫЙ (9);

СКВОРЕЧНИК, КОЛИЧЕСТВО (10).

Чтение с закладкой.  

      →

Никиты окуни.

 

Закладка двигается не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого.  Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста.

Чтение «буксир»

Оно служит для развития скорости и гибкости.

Упражнение «Кто быстрее?»

В словах, рассыпанных на паласе или на парте, найдите предложение написанное на доске.

4. Самый внимательный (3 варианта)

· 1 вариант – я читаю любое предложение на странице и продолжаю читать до тех пор, пока кто-либо из детей не найдет «читаемое место». Этот ученик продолжает читать до конца предложения.

· 2 вариант – я даю задание, найти предложенное слово на указанной странице

· 3 вариант – я предлагаю детям на указанной странице найти самое длинное слово или самое короткое. 

Осознанность чтения проявляется в умении ребенка ясно, глубоко понять содержание текста. Это умение слагается из понимания смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом.

Общая интеллектуальная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению сознательности чтения. Дети с нарушением интеллекта с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность. Учащиеся оказываются не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения.

Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности умственно отсталых школьников в овладении навыком сознательного чтения в большей степени, чем любым другим его качеством.

Основными задами обучения чтению в С(К)ОУ VIII вида является:

- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

- осмысленно воспринимать прочитанное.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет важное коррекционное значение.

Паскаль сказал: «Мы ничего не поймем, если будем читать слишком быстро или слишком медленно».

Предварительное, послоговое прочтение сложных слов

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами:

Правильностью

Беглостью

Осознанностью

Выразительностью

Изучив методическую литературу, я наметила основные направления и приемы работы по формированию навыка чтения учащихся, обучающихся по программе С(К)ОУ VIII вида.

Исходя из особенностей овладения техникой чтения учащимися с нарушениями интеллектуального развития, я выбрала для себя коррекционно-развивающие приемы обучения чтению.

 

Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов:

1. Зрительное восприятие графического образа слова.

2. Воспроизведение звукового образа слова.

3. Понимание значения слова.

Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Т.Г.Егоров считает, что причина ошибочного чтения у учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и осмыслением.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.