Количественные показатели методики — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Количественные показатели методики

2022-10-04 32
Количественные показатели методики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г.Г. Вербина

 

 

Клиническая психология

 

Практикум

 

Чебоксары 2002

УДК 15.072

В 31

 

 

Вербина Г.Г.

В 31 Клиническая психология: Практикум / Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2002. 92 с.

 

Данный практикум включает в себя две адаптированные проективные методики: тест Зонди и тест «Рука» Б. Бриклина, Э. Пиотровского, Э. Вагнера. Оба проективных теста позволяют выявить скрытые тенденции и установки. Дана биография Л. Зонди, общая характеристика теста Зонди, методика его проведения и теста «Рука». Указывается порядок работы с методиками, обработка и интерпретация результатов, сферы применения тестов.

Для студентов-психологов IV-V курсов, специалистов в области судебной, клинической психологии, психологического консультирования и психиатрии.

 

Ответственный редактор д-р социол. наук, профессор

В.П. Фоминых

Утверждено Редакционно-издательским советом университета

 

Вербина Галина Георгиевна

 

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Практикум

 

Отв. за выпуск Т.Л. Максимова

Верстка А.Ю. Храбровой

 

Подписано в печать 08.07.2002. Формат 60х84/16. Бумага газетная. Печать оперативная. Шрифт Arial. Усл. печ. л. 5,33. Уч.-изд. л. 5,25. Тираж 150 экз. Заказ № 705.

 

Чувашский государственный университет

Типография университета

428015 Чебоксары, Московский просп., 15

 

Предисловие

 

Практикум по клинической психологии является органическим дополнением лекционных курсов по клинической психологии. Он дает возможность студентам ознакомиться с проективными методами познания психики людей, ориентирован на практическую подготовку студентов факультета психологии и других факультетов ЧГУ в сфере прикладных методик. Тест Зонди и тест «Рука» Б. Бриклина, Э. Пиотровского, Э. Вагнера, подробно анализируемые нами, позволят студентам сформировать прочные умения и навыки проведения психологических исследований по данным проективным тестам.

Сущность учения о болезнях выражается в соответствующем понимании болезни и здоровья. Судьбоанализ (Л. Зонди) исходит из предположения, что любая психическая болезнь находится в связи со здоровой, т.е. социализированной и гуманизированной судьбой. Судьбоанализ понимает психические болезни в первую очередь как «болезнь судьбы» с побудительно-динамическими опасностями, формами защиты и специфическими, симптоматически образованными «аварийными выходами». По Зонди, способ, при помощи которого люди уравновешивают свои душевные противоположности, если им это удаётся, определяет процесс реализации судьбы индивида и общества. Опираясь на четыре хорошо известных в психиатрии круга наследственных заболеваний (сексуальные расстройства, пароксизмальные заболевания, шизоформные и маниакально-депрессивные состояния), Зонди по-новому заговорил о четырёх кругах судьбы с соответствующими им здоровыми и больными формами судьбы. Зонди считал, что «выбор - это универсальный язык родового бессознательного», или, другими словами, «выбор делает судьбу». Генотропизм, или выборы, объясняемые родовым бесознательным, можно наблюдать главным образом в пяти различных жизненных сферах: 1) при выборе супруга; 2) при выборе друзей; 3) при выборе профессии и хобби; 4) при выборе болезни; 5) при выборе способа смерти (например, самоубийство). На основе исследований наследственно обусловленных выборов Л. Зонди создаёт свой фундаментальный тест.

Тест «Рука» («The Hand-test») является проективной методикой исследования личности. Впервые она была опубликована в 1962 г. Идея создания теста принадлежит Э. Вагнеру, система подсчёта очков и коэффициенты разработаны З. Пиотровским и Б. Бриклином. До настоящего времени в нашей стране этот тест был известен по описанию Т.Н. Курбатовой для взрослых обследуемых. Тест относится к категории интерпретативных методик: каждый стимул (изображение кисти руки) приобретает смысл не просто в силу его объективного значения, а в связи с личностной значимостью той или иной позиции руки для конкретного субъекта. Нами приводится также образец протокола и интерпретация результатов.

 

 

Тест Зонди

 

Биографические данные

 

Леопольд Зонди - швейцарский психолог, психотерапевт, психиатр, автор одного из направлений глубинной психологии - психологии судьбы (судьбоанализ) и оригинальной проективной методики.

Основные труды:

· Анализ - Я (1956);

· Судьбоаналитическая терапия (1963);

· Каин. Накопление зла (1969);

· Учебник по экспериментальной диагностике побуждений (1972);

· Моисей. Ответ Каину (1973).

Леопольд Зонди родился 11 марта 1893 г. у чрезвычайно набожного еврея Абрахама Зоненшайна и его второй жены Рези Кон в маленьком австро-венгерском (ныне словацком) городке Нитра двенадцатым ребенком из тринадцати детей. Его назвали малораспространенным в мире венгерским именем Липот. Отец целыми днями читал Тору, а работали и кормили семью старшие из его тринадцати детей. К началу двадцатого столетия семья перебралась к старшим детям в Будапешт. Липот был очень привязанным к отцу и самым религиозным из детей. В гимназии считался одним из лучших учеников. Его любимыми предметами были греческий и латынь. Думая о своей научной карьере, при получении аттестата зрелости меняет фамилию на Зонди. Позже, публикуя свои работы за пределами Венгрии, подписывал их созвучным своему, но более популярным именем Леопольд. Однако в Венгрии он по-прежнему Липот.

После гимназии Л. Зонди поступает на медицинский факультет университета Питера Пацмани в Будапеште. Начавшаяся первая мировая война заставила его после третьего курса прервать учебу и отправиться на фронт в качестве лейтенанта медицинской службы.

Закончив в 1919 г. университет, Л. Зонди приступил к работе, ведя в поликлинике прием в качестве невропатолога и эндокринолога. Но, увлекшись экспериментальной психологией в лаборатории профессора Пауля Раншбурга, оставил для работы лишь три дня, да и то, лишь в послеобеденное время. В своей поликлинике он организовал первую в Будапеште лабораторию эндокринологии и конституциональной патологии. Серьезно относясь к вопросу генетической предрасположенности, составлял кадастр родственников своих пациентов - детей-дебилов, включая в него три поколения. Благодаря этой «лишней работе» обнаружил, что при вступлении в брак человек тяготеет к представителям тех семей, в которых болеют теми же, что и в его семье, болезнями. Такой наследственно обусловленный выбор партнера Л. Зонди назвал генотропизмом, а само явление было положено в основу созданного им теста, первоначально названного генотестом. В ходе тестирования испытуемого помещали в психиатрическую клинику, где представителям каждого из восьми специфически наследуемых заболеваний предоставлены равные возможности, а сами больные представлены неизменными портретами: 30 из них взяты из «Психиатрии» В. Вейгандта (Мюнхен, 1901), шесть у С. Стробля (Швеция), четыре из «Промежуточных ступеней сексуального развития» М. Хиршфельда (Бонн, 1918), четыре портрета подобрал Л. Зонди. Всего тест содержит 48 портретов. Благодаря профессору Паулю Раншбургу, работа над тестом с самого начала пошла в правильном направлении.

Дальнейшая выверка теста проходила в психоаналитической практике. Однако, если психоаналитики с помощью интуиции надстраивали свои картины над психотравмирующими ситуациями раннего детства, Л. Зонди под их готовые картины подвел генетический фундамент, выстраивая сферу побуждений из четырех базовых: сексуального, пароксизмального, «Я» и к контакту, что позволило подвести бессознательную побудительную основу под все стремления человека и диагностировать ее тестом.

Л. Зонди становится доктором медицины, получает лабораторию в медико-педагогическом институте. Ведутся обширные исследования, количество сотрудников растет, тест постепенно превращается в мощнейший инструмент глубинного анализа. Несмотря на огромное число публикаций и регулярные выступления Л. Зонди на международных симпозиумах, судьбоанализ не получал широкого распространения. Виной тому был и венгерский язык статей, и специфический опыт социальной психотерапии Адольфа Гитлера. Его генетические чистки нации от психически больных вселяли смертельный ужас перед генетическим тестированием. В марте 1944 года фашисты добираются и до самого Зонди. Очищая «хорошую» венгерскую нацию от «плохой» еврейской, гитлеровцы высылают интеллектуальную элиту Будапешта в Израиль. По дороге они задержались: пять месяцев существования между жизнью и смертью в концлагере Берген-Бельзена закончились благополучной депортацией в Швейцарию. Для Л. Зонди начался новый, швейцарский период его жизни, а для судьбоанализа - период бурного распространения в мире.

В 1947 г. выходит в свет в издательстве Ганса Губера «Учебник экспериментальной диагностики побуждений» и написанный в 1944 г. «Судьбоанализ». С этого времени и до конца жизни местом жительства для Леопольда Зонди становится Цюрих. Там он пишет «Патологию побуждений» (1952), «Анализ Я» (1956), «Судьбоаналитическую психотерапию» (1963) и дилогию «Каин. Накопление злости; Моисей. Ответ Каину» (1973). В 1960 г. выходит второе издание «Учебника ЭДП», а в 1972 - третье. В завершение выходят «Складывание побуждений» и «Интеграция побуждений».

В 1947 г. Леопольд Зонди организует Общество работающих с тестом Зонди, а в 1961 - Общество судьбоаналитических терапевтов Швейцарии. В 1959 г. Л. Зонди получает швейцарское гражданство, а в 1969-м открывает Учебно-исследовательский институт глубинной психологии, который разместился в купленном на пожертвования граждан Швейцарии особняке. Сейчас институт Зонди является центром, объединяющим судьбоаналитиков мира, координирующим исследования и подготовку кадров. В 1953 г. вышел первый номер журнала «Зондиана», в котором в дальнейшем публиковались статьи судьбоаналитиков из многих стран, включая и Россию.

24 января 1986 г. Леопольд Зонди скончался.

 

Путь судьбоанализа в Россию был многотруден. Первоначальное знакомство произошло благодаря талантливому, но краткому, как шпаргалка, переводу первого издания «Учебника экспериментальной диагностики побуждений», сделанного Е. Грабоем (Москва). В переводе удивительно точно была дана суть психологии судьбы и правила работы с тестом. Однако эта суть была настолько непривычной, не вписывающейся в психологические догмы того времени, что не воспринималась даже на русском языке. Поэтому дальнейшее знакомство с судьбоанализом в России пошло по двум разным направлениям.

Первое направление, ориентированное сугубо практически, и оно же наиболее многочисленное, ассоциируется у нас с фамилиями Л. Собчик, Л. Бурлачук, С. Морозов, А. Добрович, В. Лабунская, С. Петров и др. Это группа ученых - либо модификаторов теста Зонди, либо использующих его в качестве «рядовой» методики.

Второе направление, вначале малочисленное и неустойчивое, включает в себя тех, кто изначально считал, что для осознанной и полноценной работы с тестом необходимо освоить теоретическое наследие автора, начиная с перевода его «Учебника». На эту марафонскую дорогу вышли двадцать лет назад В. Тютюнник, А. Волкова (Санкт-Петербург) и В. Джос (Кишинев). Усилиями этих людей трехтомный труд Л. Зонди постепенно заговорил по-русски. В настоящее время «Учебник экспериментальной диагностики побуждений» набран и напечатан в виде оригинал-макета. Работа над переводом шла одновременно с практикой глубиннопсихологического анализа тестом Зонди клиентов психологических консультаций и субъектов судебно-психологических экспертиз. После завершения работы над переводом в целом началась его апробация в обучающих семинарах, которые проводились в Одессе, Мурманске, Вятке, Екатеринбурге, Новосибирске, Барнауле, Новокузнецке и Владивостоке. Поскольку слушателями семинаров были приезжие из других городов, истинная география судьбоанализа в России значительно шире. Все слушатели получали качественный стимульный материал теста и копировали перевод «Учебника».

Несколько лет назад в Екатеринбурге было организовано Судьбоаналитическое общество России и начал выпускаться журнал «Психология судьбы». Центр судьбоаналитического общества установил тесный контакт с институтом Зонди в Цюрихе. Психологи, владеющие немецким языком, могут обучаться в нем судьбоанализу.

 

Общие характеристики
теста восьми влечений Зонди

 

Стимульный материал методики представлен шестью сериями портретов, в каждой серии — восемь портретов психически больных людей, у каждого из которых в наиболее чистом виде представлена определенная патология: сексуальная недифференцированность, агрессивность, проявляющаяся садистическими тенденциями, эпилептоидные черты, истерические, кататонические проявления, паранойяльность, депрессия, маниакальное состояние. Для изучения индивидуально-конституциональных склонностей и механизмов их развития Зонди использовал в качестве гротескно заостренной нормы патологическую модель. Об этом свидетельствует не только глубинный анализ характера и влечений человека, который возможен благодаря исследованию с помощью этого теста, но его широкие возможности в выявлении профессиональных интересов обследуемой личности.

Анализ результатов исследования с помощью портретных выборов Зонди обосновал исключительно на базе эмпирического опыта, в котором ведущая роль отведена ассоциациям, вызванным каждым из портретов у обследованных им людей. Среди них были как лица с психическими отклонениями, так и нормальные люди. Невротики и лица с серьезными психическими нарушениями в любом случае послужили моделью для изучения и измерения степени выраженности восьми основных влечений.

Патология развивается в результате нарушения нормального баланса разных психических блоков и тесно связана с психологической основой конкретной личности. Поэтому при развитии психического заболевания мы имеем дело с теми же психическими явлениями, которые составляли структуру личности больного до болезни, но в дисгармоничном сочетании. Дезинтеграция личности, наступившая под воздействием того или иного патогенного фактора, нарушает баланс взаимно уравновешивающих тенденций, при этом некоторые из них высвечиваются в заостренном виде и проявляются как отклоняющееся от нормы поведение в связи с утраченной способностью к контролю над этими тенденциями. В нормальном состоянии этот контроль осуществляется за счет противодействующих, полярно направленных тенденций, которые действуют как бы в противовес и тем самым создают сбалансированность.

Патология вырастает из разбалансированной личностной предиспозиции; как правило человек сперва здоров, а при каких-то неблагоприятных условиях может развиться болезнь, нарушающая личностную гармонию. Поэтому обсуждение ассоциаций, связанных с выборами портретов Зонди, нередко звучит в клинико-патологической терминологии. Лица, психически здоровые, могут временно оказаться в состоянии эмоциональной напряженности, близкой к дезадаптированному состоянию. Если будут введены жесткие параметры отделения нормы от патологии, то можно упустить возможность регистрации тонких переходных состояний, промежуточных между нормой и патологией. Вместе с тем личности, относимые к норме, но испытывающие трудности адаптации в силу акцентуированности отдельных черт характера, требуют пристального внимания психолога, так как именно они чаще других нуждаются в социальной (семейной, профессиональной и др.) адаптации.

Итак, в процессе обследования испытуемому предлагается выбрать сперва два наиболее импонирующих (приемлемых) портрета, а затем — два наименее импонирующих (неприемлемых) портрета из восьми предъявляемых и разложенных согласно их порядковому номеру портретов первой серии. Эта процедура повторяется каждый раз по предъявлении каждой новой серии — их всего шесть. Выбранные портреты регистрируются согласно порядковому номеру каждого портрета от одного до восьми и коду каждого портрета, отражающему его факторное значение:

h — сексуальная недифференцированность;

s — садизм;

е — эпилептоидные тенденции;

hy — истерические проявления;

k — кататонные проявления;

р — паранойяльные тенденции;

d — депрессивно-меланхолические черты;

m — маниакальные проявления.

Римская цифра указывает на номер серии от I до VI. Таким образом, каждое из шести предъявлений содержит восемь портретов, которые раскладываются перед испытуемым в два ряда в соответствии с их нумерацией. Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будут предлагаться серии портретов. Вглядитесь в них внимательно. Сперва отберите тот, который Вы хотя бы относительно предпочитаете перед остальными, а затем другой, тоже предпочитаемый, но чуть меньше первого. Если даже это трудно сделать и не нравится ни один из них, то выберите тот, что меньше всех не нравится, а затем — следующий за ним».

Испытуемый может выложить ряд из восьми портретов, принадлежащих одной серии, при этом получится континуум с двумя полюсами — симпатии и антипатии; 2 первых портрета засчитываются как предпочитаемые, 2 последних — как отвергаемые. При сильном сопротивлении, которое чаще всего носит эго-защитный характер, исследование можно проводить следующим образом: после выполнения инструкции: «Выберите, пожалуйста, 2 наиболее приятных или симпатичных портрета из лежащих перед Вами» - оба выбранных портрета убираются и складываются в отдельную стопочку. Затем следует инструкция: «Отберите, пожалуйста, 2 самых неприятных портрета и дайте мне их». Эти 2 портрета также убираются из поля зрения испытуемого и складываются в отдельную стопочку отвергаемых портретов.

Такая процедура проделывается с каждой из шести серий. Испытуемый должен начинать рассмотрение портретов и делать свой выбор лишь тогда, когда все 8 портретов данной серии лежат перед ним. При этом следует строить эксперимент таким образом, чтобы время на раздумья было ограничено. Необходима первая непосредственная реакция испытуемого, его интуитивный выбор.

Исследование, обозначенное Зонди как заднеплановый заход, предусматривает довыбор испытуемого наиболее симпатичных и отвергаемых — 2 и 2 — из оставшихся после первого выбора портретов каждой серии. Каждый заднеплановый личностный профиль формируется отдельно и сравнивается с данными первого исследования по векторной формуле.

Личностный профиль испытуемого вырисовывается при заполнении специальных сеток. При многократных исследованиях их столько, сколько проведено обследований. Каждая отдельная сетка заполняется при очередном обследовании. Сетка представляет собой заготовку для получения профиля. Для многократных исследований заготавливаются два регистрационных листа, каждый содержит десять сеток. Один набор сеток предназначен для переднеплановых заходов, второй — для дополнительного, заднепланового исследования.

Таким образом, каждая сетка предназначена для заполнения данными однократного исследования. Связанные с количественными показателями такого исследования толкования менее надежны, так как могут отражать в равной степени и устойчивые свойства личности и обусловленные конкретной ситуацией особенности состояния. Однако и ситуативно обусловленные реакции уходят корнями в базисные свойства личности, в конституциональную предиспозицию, которая в значительной степени предопределяет непосредственные влечения, неподвластные сознанию поведенческие акции.

Результаты однократного обследования регистрируются в сетке.

 

S

P

Sch

C

h s e hy k p d m
               

По верхней линии сетки расположены символические обозначения четырех ведущих векторов влечений — S, Р, Sch и С, под ними — обозначения факторов (в каждый вектор входит два фактора). Количественные показатели по каждому фактору получаются при суммации выборов и отвержений портретов этого фактора. Наибольшее количество ответов может быть 6, т. е. столько, сколько портретов каждого фактора во всех шести сериях. Если, например, испытуемый выбирает 3 предпочитаемых и 1 отвергаемый портрет по фактору h, то в векторе S в колонке, соответствующей фактору h, заштриховываются три клеточки, расположенные выше средней, сдвоенной линии, и одна, расположенная ниже этой средней линии.

По количеству заштрихованных клеточек складываются суммы: предпочтений - в верхней половине сетки, отвержений - в нижней. Общая сумма выборов высчитывается по общему количеству заштрихованных клеточек в соответствующем каждому фактору столбце, независимо от того, положительным или отрицательным оказался выбор. Если по тому или иному фактору ни одна клеточка не заштрихована (т.е. ни один из портретов по данному фактору не выбран), то показатель соответствует нулю.

Для окончательных выводов в оценке профиля личности Зонди рекомендует анализ суммарных оценок по данным многократных повторных исследований. При этом преследуются две цели: во-первых, уточнение устойчивых тенденций личности, во-вторых, выявление тех динамических характеристик, которые показывают нарастание или угасание какой-либо потребности на определенном отрезке времени. Аргументируя свой выбор данного набора портретов в качестве стимульного материала методики, Зонди опирается на ассоциации, которые вызывают разные серии портретов у лиц, относимых к норме. Среди них были в основном учителя и психологи, т. е. люди, склонные к наблюдательности и анализу человеческого характера.

1. Портреты серии h: «Гермафродиты». («Неприятный, скользкий тип, вызывающий опасения, что он — гомосексуал».)

2. Портреты серии s: «Убийцы». («Садист, убийца, человек с криминальной психологией».)

3. Портреты серии е: «Эпилептики». («Тенденция к взрывным реакциям, к бунту, к гневным вспышкам. Напряженность, готовность к неконформным поступкам».)

4. Портреты серии hy: «Истерики». («Демонстративность, стремление производить впечатление на окружающих, заниматься общественной деятельностью».)

5. Портреты серии k: «Кататоники». («Замкнутость, повышенная обидчивость, несчастливость, раздвоенность, внутренняя противоречивость».)

6. Портреты серии p: «Параноики». («Жестокость, изобретательный ум, стремление подозревать других в недоброжелательности, b желании отравить. Идеи величия».)

7. Портреты серии d: «Меланхолики». («Своеобразие интересов. Тяга к искусству, магии, оккультным занятиям. Верность, альтруизм, грусть и мысли о смерти».)

8. Портреты серии m: «Маньяки». («Гедонизм, шутливый настрой, веселое настроение, легкость переключения на новый объект привязанности, пристрастие к еде, вину... Разговорчивость. Склонность к переменам в настроении от приподнятого к подавленному».)

В обоснование своего метода Зонди высказывает предположение, что наиболее сильным характером требования обладают именно те портреты, которые определяют направление ассоциаций. Наиболее выраженную силу и психодиагностическое значение имеют портреты, которые представляют наиболее значимые потребности индивида и соответствуют его генетически обусловленным и динамически актуальным склонностям. Свои предположения Зонди аргументирует проведенными экспериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями.

 

ФАКТОР h

ФГУ: гермафродитическая любовь.

ПВРД: бисексуальная эротика.

ВП: a) h + — персональная любовь: б) h - — любовь к человечеству.

СУХЧ: а) теплота и мягкость, сердечность, нежность, материнские свойства, пристрастие к подаркам, тяга к нарядам, косметике, сентиментальность, кокетливость, желание нравиться, субъективизм, подверженность внешнему влиянию, доверчивость, лиризм; б) культурные интересы, любовь к природе и людям.

СУП: а) парикмахер, работник сферы обслуживания, прачечной или чистки, заведующий гостиницей, официант, кондитер, повар, изготовитель модных картинок, танцор, артист цирка, эстрады, шпион; б) музыкант, лирический поэт, гинеколог, врач по кожным и половым заболеваниям, сексопатолог.

Сб: сфера культуры, литература, гуманистические интересы.

СНВ: а) гермафродитизм, трансвестизм, гомосексуализм; б) мошенничество, проституция, сводничество, сутенерство.

 

ФАКТОР s

ФГУ: потребность в нападении на добычу.

ПВРД: садистическая эротика.

ВП: а) активность, самосохранение; б) пассивность, покорность.

СУХЧ: а) холодность, твердость, склонность к насилию, нападению, жажда жизни, деятельности; страсть к предпринимательству, к разрушению, к критике; упорство, самоуверенность, тяга к объективности, к выявлению сущности; чувство реальности, умение ориентироваться; б) покорность, смирение, жертвенность, стремление защищать других, приукрашивать их достоинства. Порыв к цивилизации.

СУП: мясник, изготовитель ножей, маникюрша, операционная сестра, хирург, патологоанатом, палач, лесник, дровосек, каменотес, скульптор, зубной врач, извозчик, дрессировщик, служащий зоопарка, ветеринар, борец, преподаватель физкультуры, массажист, шофер, охотник, фермер.

Сб: техника. Цивилизация, государственный гуманизм.

СНВ: а) садизм, педерастия, содомия, садомазохизм, фетишизм, мазохизм; б) убийца-садист, грабитель-разбойник.

 

ФАКТОР е

ФГУ: защитная реакция — блокировка, стремление притвориться мертвым.

ПВРД: уретральная эротика (энурез).

ВП: а) влечение к демонстративности, цензура совести, авелевы притязания (е +); б) накопление грубых аффектов (ярость, гнев, мстительность, ревность), каиновы притязания (е ‑).

СУХЧ: а) милосердие, доброта, доброжелательность и мягкость, простодушие, сострадание, способность к соучастию, терпимость, добросовестность, благочестие и религиозность, кротость и смирение, правдолюбие, этические побуждения; б) злонамеренность, склонность к ярости, зависти, гневу, мстительности, злорадству, безжалостности, бесчувственности, гневу. Взрывчатость.

СУП: профессии связующих сообщений — рассыльный, моряк, шофер, летчик, служащий железной дороги, горняк, кузнец, кочегар, трубочист, пожарник, пиротехник, пекарь; профессии взрывных работ; артиллерист, горнорабочий, изготовитель пороха и др.; священнослужители, деятели охраны здоровья.

Сб: этика. Религия. Церковно-религиозные и этические гуманисты.

СНВ: а) генуинная эпилепсия и ее эквиваленты — мигрень, заикание, вегетоневрозы, аллергия, энурез; б) клептомания, пиромания, аффективные убийства.

 

ФАКТОР hy

ФГУ: защитные тенденции — двигательная буря.

ПВРД: самодемонстрация, эксгибиционизм.

ВП: а) демонстративность, тщеславие (hy +); б) моральная цензура, богатое воображение, склонность к фантазированию (hy -).

СУХЧ: а) потребность в ощущении собственной значимости, в успехе и признании, жажда славы, стремление нравиться, кокетство, поиски популярности и любви, актерские свойства; б) стыдливость, робость, стремление оставаться в тени, пребывание в мире собственных фантазий; сетование, лживость, боязливость (hy ±).

СУП: актер, политик, рыночный продавец, коммивояжер, натурщик, манекенщик, художник.

Сб: искусство, театр.

СНВ: а) истерия, фобия, псевдология, конверсионные симптомы; б) авантюризм.

 

ФАКТОР k

ФГУ: — (отсутствует).

ПВРД: первонарциссизм, первая фаза интроекции, построение мира восприятия.

ВП: эгосистола, аутичность; а) построение идеала обладания и идеала объекта привязанности (k +); б) отречение от своего «Я», отказ, вытеснение (k -).

СУХЧ: а) интроверсия; эгоизм, эгоцентризм, нарциссизм, аутизм, жажда власти, сухость, трезвость, рассудочность, стремление к познанию, любовь к форме, любовь к логике, реализм, рационализм, стереотипия, навязчивая склонность к порядку, педантизм, тупое упрямство; б) стремление к отказу от реализации своих потребностей, к отделению, к изоляции, тормозимые черты, вытеснение реальных причин неудовлетворенности, опустошенность.

СУП: педагогика, преподавание математики, философии, экономики; солдатская служба, инженер, художественный критик, бухгалтер, почтовый служащий, печатник, фермер.

Сб: искусство, связанное с логикой, словом, философия, метафизика, эстетика, логика, социологический гуманизм.

СНВ: а) кататония, шизоидные проявления, неврозы навязчивости, конверсионные симптомы, истерия, ипохондрия, фетишизм; б) уклонение от работы, бродяжничество, квартирные кражи.

 

 

ФАКТОР р

ФГУ: —.

ПВРД: первопроекция; дуальюнион с матерью.

ВП: эгодиастола: а) построение Я—идеала, духовные влечения (р +); б) проекция (р -).

СУХЧ: а) экстраверсия, пылкая эмоциональность, порыв к восхищению, энтузиазм, одержимость, фанатичная пристрастность, пафос, чувство иерархического ранга, жажда власти, мания величия, высокомерие, спесь, самодовольство, чувство соперничества; б) заниженная самооценка, самоуничижение, осторожность, недоверчивость, поиски виновного в своих бедах, злопамятность, сверхчувствительность, завистливая затаенная враждебность, склонность к обвинениям, к кляузничеству, сутяжничеству.

СУП: изобретатель, поэт, писатель; психолог, психиатр; мифолог, мистик, геолог, палеонтолог, руководитель экспедиции, миссионер, музыкант, аптекарь, химик.

Сб: поэзия; научно-исследовательская сфера, духовно-творческий гуманизм.

СНВ: а) параноид, шизофрения, сутяжно-кверулянтские отклонения, мания величия, наркомания; б) политическая преступность с манией величия, авантюризм, аферизм.

 

ФАКТОР d

ФГУ: направленность на поиск пищи и объекта любви.

ПВРД: анальность, анальная эротика.

ВП: а) потребность в обретении, побуждение к переменам (d +), б) потребность в прилипании, тяга к неизменности, побуждение к собиранию (d -).

СУХЧ: а) пристрастие к обретению, беспрестанные поиски нового, неверность и непостоянство, расточительность, щедрость, неумеренность, неустойчивость; б) верность, преданность, чистосердечность и искренность, страсть к накопительству, корыстолюбие, алчность, скупость, умение отказывать себе во всем, консерватизм, пристрастие к критике, уныние, стремление к неизменности.

СУП: антиквар, музейный служащий, собиратель произведений искусства; художественный критик; живописец, маляр; банкир, ростовщик, служащий ломбарда; сборщик отходов, дворник; работник химчистки, красильщик; врач — специалист по гастроэнтерологии.

Сб: экономика, экономический гуманизм.

СНВ: а) депрессия, меланхолия, неустойчивость, фетишизм; б) воровство, эмоциональная неустойчивость.

 

ФАКТОР m

ФГУ: цепляние за мать (или окружающие предметы — ветки и др.).

ПВРД: оральность, оральная эротика.

ВП: а) потребность в сохранении обретенных объектов, оральность, потребность в признании и одобрении (m +); потребность в отделении (m -).

СУХЧ: а) стремление цепляться за все, навязчивая потребность в сохранении однажды обретенного, потребность в чувственных наслаждениях, веселью; приветливость, добродушие, своенравность, прихотливость, страх потерять объект привязанности; б) одиночество, оторванность от родителей, вечная погоня за объектом привязанности, суетливость, ирреальное единение с миром, наклонность к наркомании, неустойчивость (m -).

СУП: преподавание языка, зубной врач, зубной хирург; биржевик, банкомет; скупщик, агент, представитель фирмы; повар, владелец ресторана, гостиницы, кафе, бармен, дегустатор вин; музыкант духовых инструментов; кинорежиссер, директор музыкальной школы, концертного бюро.

Сб: языковые искусства, искусство вообще.

СНВ: а) мания, гипомания, болезненные влечения (алкоголизм), неустойчивость; б) авантюризм, мошенничество, двоеженство (двоемужество).

Чтобы понять сущность такого обобщенного толкования каждого из факторов, следует разобраться подробнее в тех данных, которые Зонди приводит при обосновании своего толкования (интерпретации) значений каждого фактора.

 

Значение факторов при разных выборах. Эрос
и Танатос. Сексуальное влечение. Вектор S. Фактор h

 

Фактор h декларируется Зонди как эрос-фактор. Влечение притягивает друг к другу все живущее и удерживает вместе. Оно порождает межличностную любовь и нежность, и обуславливает высочайшие ожидания человека в любви от всего, существующего в мире. Это эрос-радикал, являющийся корнем как индивидуальной (личной) любви, так и коллективной (к человечеству). Это фактор всякой привязанности человека к человеку в сексе и любви (телом и духом). Это понятие близко к фрейдовскому влечению к жизни. Его первичная форма не дифференцирована, т. е. двойственна, гермафродитична, и, следовательно, отражается выбором (h ±). Энергия h -фактора — это либидо. В отличие от Фрейда, Зонди считает, что либидо имеет не только сексуальную природу. Также он не согласен с Юнгом и не расценивает ее лишь как показатель общей психической энергии. Он считает, что эта энергия не является чем-то, подобным валюте, которая может быть разменена в любом направлении. Зонди утверждает, что даже пороки и добродетель имеют наследственные корни. Всякий фактор, настаивает он, обладает своим собственным специфическим непревращаемым источником энергии. Всего их 8, и они не могут обмениваться своими специфическими силами никогда. Инстанция, которая трансформируется, это всегда только «Я», а не общая психическая энергия. Трансформирующееся «Я» может мобилизовать то одну, то другую силу влечения, выдвигаемую на передний план бытия.

Генная теория влечений предполагает, что отдельные источники энергии восьми факторов представляют собой восемь групп влечений, которые могут трансформироваться лишь в результате мутаций, но не под влиянием ситуативных изменений в жизни. Однако форма их проявления может несколько видоизменяться в пределах ограниченной сферы, т. е. в пределах собственного «Я», обусловленного полом, возрастом, средой и образом жизни, личной и общей с близкими Судьбой.

 

 

Анализ вектора P

 

I. Унитенденция

Вариация 1

Доминирование совести. Желание загладить вину (+ e) обнаруживается в истериформной боязни (0 hy), фобиях (боязнь животных, высоты, глубины, боязнь открытых пространств и т.д.).

C избыточным давлением: болезненный страх совести.

Влеченчески-психологически P -портрет означает относительное доминирование совести в аффективной жизни; клинически этот портрет манифестируется в фобии. Реакция 0 hy является указанием на то, что здесь стремление к заглаживанию вины (+ e), изначальная причина которой вытеснялась, проявляется в истериформной боязни. Возбуждающий боязнь объект (животное, высота, глубина, площадь, самолет, железная дорога и т.д.) хорошо знаком человеку, но отношение сознаваемого объекта боязни к объекту, первоначально обусловившему фобию (отец, кастрационное представление и т.д.), им не осознано. Запрятанное на задний план каиновое притязание (Р ±) ясно говорит о том, что сознание вины изначально связано с желанием убийства (отца, брата).

Вариация 2

Доминирование тщеславия, выставление себя напоказ (+ hy) без этических тормозов (0 e).

С избыточным давлением: Истериформные двигательные бури конверсии, реже - сексуальный эксгибиционизм.

Зд


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.