Атабиев Тау-Али Исмаилович – ? — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Атабиев Тау-Али Исмаилович – ?

2022-10-04 48
Атабиев Тау-Али Исмаилович – ? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Атабиев Исмаил Алиевич – 1920–1943 гг.;

Атабиев Хадис Цораевич – 1917–1943 гг.;

Атабиев Суфьян Маикович – 1918–1941 гг.;

Атабиев Магомед Амустонович – 1920–1943 гг.;

Атабиев Махти Куршаевич – 1908–1942 гг.;

Атабиев Локман Батталович – 1912–1942 гг.;

Атабиев Махти Батырбекович – 1913–? гг.;

Атабиев Масхуд Батырбекович – 1907–1943 гг.;

Атабиев Мухарби Махаевич – 1907–1943 гг.;

Атабиев Мухадин Гебенекович – 1913–1942 гг.;

Атабиев Муталиф Мусаевич – 1920–1944 гг.;

Атабиев Таукеш Хажимырзаевич – 1904–1943 гг.;

Атабиев Хыйса Кичибатырович – 1916–1942 гг.;

Атабиев Темирсолтан Каншауович – 1921–1942 гг.;

Атабиев Адальби Багатырович – 1910–1943 гг.;

Атабиев Адальби Алиевич – 1920–1943 гг.;

Атабиев Дадиан Шалукоевич – 1920–1942 гг.;

Атабиев Жамал Омарович – 1921–1942 гг.;

Атабиев Исхак Кичибатырович – 1916–1942 гг.;

Атабиев Жамал Кичибатырович – 19?–1942 гг.;

Атабиев Хусей Батталович – 1912–1942 гг.;

Атабиев Мухаммат Иналукович – 1908–1943 гг.;

Атабиев Локман Исмаилович – 1909–1942 гг.;

Атабиев Магомед Исмаилович – 1919–1942 гг.;

Атабиев Исхак Юсупович – 1909–1943 гг.;

Атабиев Ахмат Беппиевич – 1902–1942 гг.;

Атабиев Магомед Якубович – 1910–1942 гг.     

 

Оставшиеся в живых и вернувшиеся с фронта после долгих мытарств находили свои семьи. Им не зачли заслуги перед отечеством. Они так же влились в ряды спецпереселенцев, некоторые из них лишились заслуженных наград, привилегий. Только в годы оттепели, после смерти Сталина, их частично реабилитировали, они стали пользоваться правами свободного передвижения. Чтобы не быть голословным, попытаюсь на примере показать жизнь семьи спецпереселенца-фронтовика.  

 

* * *

В семье Цора Атабиева, кроме его жены Науш, была дочь Фатимат и четверо сыновей: Маммета, Абул, Кама, Хадис. В начале 30-х годов они лишились отца.

До войны Кама вступает в ряды РКСМ. Работает заведующим сельпо, секретарем комсомольской организации. Началось война. Первым на фронт ушел Абул. Его старший брат Маммета был не годен для военной службы*. В августе 1941 года Кама, заплатив свой последний комсомольский взнос, в билете стоит его подпись, оставил военкому ключи заведующего райпо и ушел на фронт. В начале 1942 года его младший брат Хадис, работавший зоотехником урочища Хаймаша,  прощается с матерью. Нам мало что известно о его судьбе. Последнее письмо датировано 1943 годом и прислано из Харькова. Судьба Абула также трагична. Он попал в 115-ю кавдивизию, и после ее разгрома решил вернуться домой, но не добрался, по дороге был арестован и как дезертир сослан на Колыму. Оттуда не вернулся. Кама попал в пограничный отряд, охранявший Дарьяльское ущелье от немцев. Когда опасность миновала, находился в рядах 114-й кавдивизии под командованием генерала Косогова, отправленной на помощь защитникам Сталинграда. Первую боевую награду ему вручили в октябре 1941 года – медаль
«За боевые заслуги».

За годы войны за храбрость и мужество награжден: тремя медалями «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени и 13 благодарностями за подписью верховного главнокомандующего Сталина, медалями «За взятие Вены», «За взятие Праги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».

Демобилизовался в октябре 1945 года. По прибытии в Нальчик узнал о том, что балкарцев выслали. Ему же предписывалось в течение 48 часов покинуть Кабардинскую АССР и отбыть по месту назначения в г. Алма-Ату Казахской ССР. Было больно и обидно. Семью он нашел частично лишь в начале 1946 года. Судьба миловала его, после 13 лет ссылки вернулся на Родину, оставив там навеки мать Науш, старшего брата Маммету, племянников и племянниц. Из большой семьи вернулись лишь Кама и его старшая сестра Фатимат с детьми. Он часто говорил: «Я родился не в 1913 году, а 9 мая 1945 года». Этот день он отмечал всегда. Умер в 2001 году, оставшись в памяти как добрый, отзывчивый, справедливый человек, которого уважали не только в селе, но и в районе.

Подобная участь постигла и других фронтовиков. Те, о которых есть хоть немного сведений, дают мне возможность хоть что-то сообщить об этих героических людях.

Атабиев Аллака Аубекирович был единственным ребенком. Отец умер рано. Его воспитала мать, но это не давало ему права на отсрочку. Ушел на фронт, прошел всю войну. За мужество и отвагу награжден орденом Славы, медалями. Его матери повезло: он вернулся живым и невредимым  в июле 1945 года. С трудом нашел семью. Трудился не покладая рук, всегда был примером для подрастающего поколения. Вместе с женой вырастил и воспитал  девять детей и десять внуков. «Это ли не счастье для человека, мы не вечны, но в наших потомках мы продолжаемся», – любил повторять он.

Мирная жить, которую так ждали, наконец, пришла в дом Кичибатыра Зарахматовича. В начале 45-го года вернулся младший сын Туша. Любознательный и пытливый, он в 18 лет закончил Нальчикское педучилище. Два года занимался в драматическом кружке, играя любимые роли. Перед войной, то есть в 1940 году, его призвали на действительную военную службу. Атабиев в составе 45-й стрелковой дивизии одним из первых грудью встал на защиту своей Родины. Оборонял Северный Кавказ. Был ранен, попал в госпиталь. После лечения в конце 1943-го начале 1944 года закончил военно-пехотное училище и в звании младшего лейтенанта командовал взводом, а затем ротой, которая не раз отмечалась в приказах командования. За мужество и отвагу с фашистами был награжден орденом Отечественной войны
I степени, медалями.

Деятельный Туша сразу включился в работу по восстановлению разрушенного войной Зарагижского лесозавода и стал его директором. В дальнейшем был секретарем партийной организации колхоза, лесничим. Шло время, полученные раны давали о себе знать, перешел работать бригадиром, а затем учетчиком колхоза «Москва».
К нашему большому сожалению, он умер очень рано, в возрасте сорока с небольшим лет, в 1961 году.

Очень скромные сведения остались об Атабиеве Адальби Багатыровиче. Всю свою короткую жизнь он прожил, отдавая свою любовь детям, прививая им жажду к знаниям. После окончания Ленинского учебного городка работал учителем Жемталинской средней школы. С 1938-го по 1942 год заведовал Урванским районным отделом народного образования. В 1942 году призван в ряды РККА на защиту Отечества. Погиб в 1943 году. Семья осиротела. Его жене Зухре в трудные военные и послевоенные годы пришлось растить и воспитывать троих сыновей и дочь. Жилось трудно – впроголодь, но, спасибо, помогали родичи. Шло время, дети росли. Жизнь Адальби трагически оборвалась, но она продолжается в его детях, внуках, правнуках. Они не забывают своего героического деда. Память о нем будет передаваться и сохраняться из поколения в поколение.

Судьба его двоюродного брата Мухтара сложилась совсем иначе. Он прожил долгую жизнь. Родился в начале века – в 1900 году. Вполне уже состоявшимся зрелым человеком в 1941 году его призвали в ряды Советской армии.

Быстрое продвижение немецких частей на начальном этапе войны, неподготовленность к войне с Германией, недостаток в подготовке специализированных кадров, неумелое командование, выдвижение молодых неопытных офицеров на высшие командные должности, окружение и разгром отдельных частей Красной армии – все это привело к тому, что десятки тысяч солдат попадали в окружение, а затем и в плен. Повезло тем, кому удалось ценой огромных потерь выйти из окружения. Мухтару Кичибатыровичу не повезло. Ему, как пленному, пришлось увидеть все ужасы немецких концлагерей. Но он выжил. В конце войны, после освобождения, он вернулся домой, но тут же был арестован по обвинению в измене Родине и как многие другие, чья судьба была такой же, был обвинен по 58-й статье и сослан в Сибирь. Реабилитировавшись через восемь лет, вернулся в родное село. Начал работать в родном колхозе «Мзехурей» – ныне «Москва». Более 20 лет работал бригадиром полеводческой бригады, вплоть до выхода на пенсию. В 2000 году отметил 100-летний юбилей. Он прожил долгую, полную радостных и трагических событий жизнь и ушел с полным сознанием выполненного долга перед родичами, детьми, внуками и правнуками.

Человек, о котором, я хотел бы напомнить, не нуждается в лишних словах. Всем нам хорошо известно имя Магомеда Кичибатыровича, активного участника Великой Отечественной войны. После войны, вернувшись к мирному труду, начиная с 50-х годов он бессменно, до выхода на пенсию, руководил колхозом «Москва». К боевым наградам военного времени прибавилось и мирные награды. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Его имя навечно останется в истории нашего тукума и нашей республики.

С чувством уважения и глубокой признательности мы обязаны помнить и чтить имя Таукана Маиковича. Это был добрейшей души человек, отзывчивый и гостеприимный. Письма с фронта, которые он отправлял родителям, полны оптимизма и веры в победу. В октябре 1944 года на него пришла похоронка *. Всем смертям назло он выжил, вернулся домой живым и невредимым. Прожил большую и интересную жизнь. Награжден орденами и медалями. Трудился в г. Нальчике на различных должностях вплоть до выхода на пенсию. Его дружная семья сейчас живет в п. Кенже.

Живой легендой для нас остался Ассадуллах Исаевич, родившийся в 1918 году. До последнего времени он был старейшиной нашей ветви Атабиевых. Об Ассадуллахе было написано несколько статей в послевоенные годы.

Вот несколько строк из его личных воспоминаний. После окончания войны его демобилизовали в 1946 году. Вернулся, но его родины у него не было. Народ был выслан. В Мухоле его встретили лишь пустые развалины обгорелых и обрушенных домов. Он долго с печалью смотрел на них; в голове его воскресали образы родных, близких и односельчан. Узкие каменистые улочки, некогда заполненные веселым гомоном играющих детей, сейчас были пустынны и безмолвны. Обида комом подкатывала к горлу, в глазах стояли слезы. «Как могли обвинить целый народ в бандитизме?» – спрашивал его внутренний голос на протяжении многих лет.

А что было далее? Далее – Казахстан. Горестные встречи с соплеменниками и родственниками. Печальная весть о смерти отца и матери. Одна лишь радость – нашел сестер. Потом потянулись долгие годы жизни на положении изгоев, с мечтой о скором возвращении на историческую родину. И лишь февраль 1957 года принес долгожданную свободу.

Народ вернулся в родные места. Начиналась новая жизнь. В Мухол Ассадулах уже не вернулся, слишком горестными были воспоминания о пережитом. Местом жительства избрал поселок Кенже. По отзывам односельчан старшего поколения, это был человек, который с первых же дней окунулся в гущу сельских дел. Всегда подтянутый, деятельный, он отличался душевным благородством.

Вместе с женой Мариям он вырастил и воспитал четырех дочерей, которые со временем заняли достойное место в жизни.

Пришло время, Ассадуллах вышел на заслуженный отдых. К нашему большому сожалению, совсем недавно Ассадуллаха Исаевича не стало. Он умер в июне 2008 года. В наших воспоминаниях он останется как обаятельный, добрый и отзывчивый человек. Фронтовик, награжденный за заслуги перед отечеством: орденами Отечественной войны, Красной Звезды и медалями.

 

* * *

Немало трудностей и испытаний выпало на долю тех, кто родился в конце 20-х – начале 30-х годов. Будучи детьми, они многое повидали и как взрослые вынесли на своих хрупких плечах все ужасы военных, послевоенных лет и переселения. В восемь, десять, двенадцать лет жизнь уже поставила их в такое положение, что они стали сразу взрослыми. Им приходилось выживать вместе с полуголодными, больными родителями, если повезло, и родители были, большинству же пришлось выживать самим. Те, к кому судьба благоволила, выжили. А многие, так и не дожив до светлого дня, остались лежать песках Средней Азии и степях Казахстана. Жаннетли болсунла. Аллах аланы унутдурмасын *.

Те, кто прошел все испытания и остался жив, после реабилитации вернулись на историческую родину. Именно они, в своем большинстве, дали жизнь последующему поколению нашего тукума.

Мы все обязаны помнить это. Должны быть благодарны тем, кого сейчас нет с нами, и тем, кто живет рядом. Мы обязаны сделать все возможное, для того чтобы труд, который они вложили в нас, не пропал даром.

К нашему великому сожалению, среди нас нет радушного и душевного Хасана Чоттаевича, которого мы все хорошо знали. Всю свою жизнь он посвятил воспитанию и обучению детей. Не только мне, но и вам часто приходилось слушать душевные воспоминания его воспитанников. Хасан, вместе с женой Бабли, вырастили и воспитали большую и дружную семью, в которой нашли продолжение лучшие традиции нашего тукума. Их сыновья всегда дружны, служат надежной опорой друг другу в повседневной жизни, хотя и живут в различных населенных пунктах нашей республики.

Я не ставлю целью, да и не сумею дать характеристики каждому члену тукума. Но все же не могу пройти мимо еще двух представителей рода Атабиевых. Первый – Таукан Билялович. В нем преобладало чувство благородства и понимания нужд человека. Мастер на все руки, он готов был всегда прийти на помощь. Еще одна из его заслуг: он истинный поборник единства тукума. В Бабугенте, да и в других селах не найдешь  человека, который добрым словам не вспомнил бы о нем. Его нет с нами, но у него много потомков, которые будут его достойным продолжением.

Второй, Жалим Маикович, личность незабываемая, добрейшей души человек. Вспоминая о нем, думаешь, как мало он прожил, но как много сделал. Всегда приветливый, отзывчивый, готовый выслушать и дать добрый совет, а при необходимости оказать посильную помощь. Его жизненное кредо – «Мы братья и должны жить во взаимопонимании и единстве», должно стать убеждением и главным принципом жизни не только для его потомков, но и для всех нас.

 

* * *

Мы, ныне живущее поколение тукума, должны себе четко уяснить: каждый человек в составе нашей патронимии, проживший жизнь, оставил о себе память и достоин того, чтобы о нем знали. Знали не только по имени (так зачастую случается), а помнили как личность и то, что он для нас сделал.

Черекская ветвь

Продолжая, я обращаю ваше внимание на факт разрастания Черекской ветви генеалогического древа тукума, начиная от трех братьев – сыновей Солтана: Жамборы, Исмаила и Атаби. В силу реальных, жизненных обстоятельств, обособившись из Ата юй, Забо – сын Жамборы, тем самым образует новый атаул. Сыновья Исмаила и Атаби остаются в нем, образуя малые атаулы. Так как у Асхана – сына Исмаила большая семья, в которой три сына, они также образуют атаул в составе Ата юй. В последующем атаулы разрастаются и перерастают в каумы по имени родоначальника: Атаби, Асхан, Забо, Мыша, а потомки Зарахмата – каум жемталинских Атабиевых. Им последовали Ахмат – брат Малкарука (Хабаз) и Иналук – сын Малкарука, брат Цоры (Быллым).

Однако этот вариант развития Черекской ветви имеет ряд недоработок, требующих уточнения.

Второй вариант, предложенный мной вашему вниманию, в некоторой степени отличается от первоначального. В него внесен ряд изменений и поправок. В основном они касаются периода образования трех основных ветвей и последующего деления их на каумы, охватывающий период второй половины XVIII – XIX и начала XX веков.

Продолжая анализировать этот период с учетом альтернативных сообщений, нельзя не принять во внимание некоторые моменты. Они утверждают, что отцы Атаби, Исмаила и Жанборы разные. Действительно, есть факты, убеждающие нас в том, что информаторы правы. Первый аргумент – потомки Атаби и Исмаила живут вокруг ата юй, а Жанборы – отдельно. Второй – у погибшего брата Теку – Али был сын Туугъан, который, по утверждению Бориса Аллакаевича, имел двух сыновей: Атаби и Исмаила. Возможно, в этот период и произошло разделение?

Второй немаловажный вопрос. Прав ли информатор Магомед Маткериевич, утверждающий, что именно Забо выходит из состава большой семьи, которая до этого периода была доминирующей?
В нашем случае – это семьи Солтана или его двоюродного брата Туугъана. Думаю, что это был не Забо, а его отец Жанбора. Аргументация такова. Как мы знаем, после смерти или при недееспособности главы рода, власть переходила к старшему из сыновей. Это главенство было намного слабее, старший сын в такой ситуации не мог в той же степени влиять на своих родичей. Мне думается, среди братьев возникают разногласия, которые привели к тому, что Жанбора решается выйти из состава ата юй (см. схему).

 

Ата юй

 

Али
Теку
 

                           

 

 

 


 

                                          

 

 

В первой половине XIX века, то есть в последующих поколениях тукума, по мере разрастания, атаулы делятся на каумы. Атаул Исмаила именуется теперь как Асхан-каум, по имени его сына Асхана. (Если верны источники, из атаула выделяется второй сын Исмаила – Зарахмат – основатель жемталинской ветви.)

Атаул Жанборы именуется по имени его сына Забо – Забо-каум (информатор Магомед Маткериевич). Я в корне не согласен с его трактовкой, считаю, что атаул разделился на два каума: Забо и Бора. У Жанборы было не два, а три сына: Забо, Бора, Баба и пять дочерей. Утверждение, что Бора старший сын Забо, неверно и голословно. Попытаемся его опровергнуть и разобраться в этом вопросе. Для доказательства обратимся к этнографическому стандарту, определяющему возраст вступающего в брак мужчины, – 30 лет. Определим примерный год рождения Забо. Возьмем за точку отсчета двух правнуков (по первой версии).

I. Магомед 1930 г. р.– 30 = Маткери 1900 г. р. – 30 = Ж. Хажи 1870 г. р. –30 = Забо 1840 г.р.  

Мусук 1904 г. р.– 30 = Муса 1874 г. р. – 30 = Бора 1844 г. р. – 30 = Забо 1814 г. р.

Получаем две даты: 1840–1814, разница 26 лет. Если Забо 1814 г. р., получается, что он старше Бора на 30 лет, а Ж. Хажи – на 56 лет. Если Забо 1840 г. р., то он старше Бора на 4 года. Надо иметь в виду и тот факт, что Хажи не был младшим из сыновей.

По второй версии – Бора брат Забо. (Правнуком уже будет не Мусук, а его сын Исхак.)

II. Исхак 1935 г. р.– 30 = Мусук 1905 г. р. – 30 = Муса 1875 г. р. –30 = Бора 1845 г. р.

Магомед 1930 г. р.– 30 = Маткери 1900 г. р. – 30 = Ж. Хажи 1870 г. р. – 30 = Забо 1840 г. р.  

Возрастная разница между Забо и Бора 5 лет, а по первой версии – 4 года ставит под сомнение утверждение Магомета Маткериевича.

И еще один довод в пользу второй версии, что Бора брат Забо, – это место жительства – их потомки живут отдельно (см. схему).

 

                Забо                                                                              Асхан                                атаул

                 каум                                        каум                              Атаби


Бора

каум

 

    Мыша                                                                 ата юй

    каум  

Ветви: Забо – Гергок – Ж.Хажи – Мухаммат – Баттай

       Бора – Мусса – Исса – Чотта - Маик 


Мыша

Завершая работу над разъяснением структуры генеалогии Черекской ветви тукума, попытался сделать все возможное, чтобы собрать в единое целое полученную мной информацию в рамках исторической, хронологической достоверности. Это моя точка зрения. Информация, включенная в текст повествования, имеет альтернативные варианты. Они, как и другие сообщения, имеют право на существование. С некоторыми из них я обязан вас ознакомить. Думаю, что они не менее, а может быть и более, реалистичны и требуют изучения.

Один из таких вариантов касается времени жизни сыновей База и его внуков. Пытаясь разобраться в сообщениях информаторов, я пришел к еще одной точке зрения на разрастание ветви генеалогического древа. Информатор убежден, что у Теку был второй сын, не то ненамного старше, не то младше Солтана. Имени его он не помнил, но утверждал, что у Солтана был сын Жанбора, а у второго сына Теку сыновья Исмаил и Атаби.

Мой отец, Кама Цораевич, когда я пытался узнать о родственниках того периода, уверял, что атаул Атабия на одно поколение ближе атаулу Асхана. Таукан Билялович с сомнением утверждал, что Ахмат и Малкарук родные братья, а их двоюродный брат – Кишилик. Как мы видим, на этот счет также нет единого мнения, разрешение этого «ребуса» вопрос времени.

По поводу последнего деления на каумы: Атаби, Забо, Бора, Асхан, Мыша (именно Мыша, но не Миша) и Жемталинского каума Зарахмата, также нет единого мнения.

Кто же все-таки Мыша? Каково место этого каума в составе атаулов Мухолской ветви? Был ли Мухол постоянным местом жительства этого каума?

Попытаемся разобраться и найти ответ на эти вопросы. Нам известно, что Мыша, по солидарному утверждению информаторов, является основателем этого каума. Однако, разбираясь в структуре атаулов, родоначальников этого каума в их составе найти не удалось. В Мухолской ветви тукума атаулов три. Все они берут свое начало от сыновей Солтана Жанборы и сыновей Туугъана: Исмаила, Атабия. Их потомки образуют три каума: Забо, Бора и Асхан. Спросите – где же четвертый? Четвертый, в этом нет сомнений, остался атаулом Атабия. Хотя он и претерпел небольшие изменения, потомки продолжают жить компактно. Никто из нас не слышал, что есть другой каум или каумы, такие как: Бади-каум, Малкарук-каум или Кишилик-каум. Такое утверждение было бы просто вымыслом, не имеющим ничего общего с реальностью. Скорее всего, главной причиной компактного проживания этого атаула была малочисленность семей его потомков, в которых была еще сильна роль юй тамата, или старшего из сыновей.

Однако вернемся к кауму Мыша.

Анализ предыдущих сообщений информаторов приводит нас к однозначному выводу – они противоречивы и полярны.

Одни утверждают, что Мыша – пришелец в составе нашей ветви тукума, другие, что это найденная девочка по имени Мыша, третьи, что он потомок другой ослабленной патронимии.

Нам трудно согласиться с теми доводами, в которых нет единства, поэтому мы обязаны их оспорить.

Думаю, что информация, полученная в 2007 году, дает нам такую возможность, то есть приоткрыть завесу загадочности вокруг данного вопроса. Информация основана на сообщении Асанова Исхака – внука Зашарбека. Из его информации становится известно, что единственный известный старший представитель Мыша-каума – Асланмырза, отец трех братьев: Батырбека, Зашарбека, Тотурбека, забрав семью, покидает первоначальное место жительства – Холам, перебирается в Черекскую общину и селится в Мухоле (тийре Атабиевых). Как сообщает Зашарбек, ему тогда было 12 лет. Прожил он 90, умер в 1944 году, следовательно, время переезда следует датировать 1866 годом.

Именно для этого периода, то есть для 60–70-х годов ХIХ столетия характерен большой прирост населения в горских обществах. Он-то и повлек за собой сокращение свободной земли, принадлежащей патронимии. Нехватка земли вынуждает отдельные семьи покидать территорию тукумного тийре в поисках другого места жительства. Этот факт подтверждают архивные данные КБР, где читаем, что в 1867 году отмечается массовый выезд отдельных семей различных тукумов из Черекской общины в Жемталу, Зарагиж, Хабаз. Это не единственный факт. Подобные переселения были и в других горских общинах.

Достоверность последнего сообщения не вызывает сомнения. Однако оно дает объяснения лишь частично, остается неясным место проживания и время появления в Мухоле брата Асланмырзы (имя неизвестно), сыновьями которого были Локман, Баттал и Хусей. Неясно также происхождение малого атаула Мусы и кем для них всех является Мыша. И как видим, версий много, а ответа на данный вопрос дать пока невозможно, нет единства, каждый считает свою версию верной.

Теперь, что касается Зарахмата. Наряду с версией, взятой мной за основу, есть и другие, которые нельзя обойти вниманием. Согласно одной из них, Зарахмат в начале женился на девушке из низшего сословия, по имени Биттиу, создал семью. Одни информаторы пытаются убедить нас в своей правоте, другие с ними не согласны. Имен и детей их всех я не знаю, но часть из рассказчиков утверждают, что именно они являются родоначальниками тукума Биттуевых. Это произошло после развода с Зарахматом по причине того, что Биттиу самой пришлось воспитывать детей. Став взрослыми, они приняли за основу фамилии ее имя, так как Атабиевы, недовольные Зарахматом, якобы не захотели принять их в тукум. Зарахмат узнал об этом, находясь в Кабарде. Здесь он познакомился с Сарымой. О дальнейшей его жизни мы уже знаем. И еще один немаловажный аспект в пользу этой версии: семьи Биттуевых жили в одном квартале с Атабиевыми. После реабилитации и возвращения на родину Биттуев Огурлу, поселившись в полуразрушенной комнате своего дома, в родовом тийре в Мухоле, рассказал мне, что южную часть квартала занимали Биттуевы. Слева – отец Огурлу – Бекболат, далее Хажи-Омар Касаевич (имена многих не помню), справа в соседстве с атаулом Атаби – Хамзат Касаевич.

Все эти версии имеют в своей основе реальные факты, и их надо досконально изучить… Напоминаю, что это всего лишь пробное толкование истории тукума. Надеюсь, что оно заинтересует моих последователей, которые более скрупулезно изучат полученную информацию, дополнят архивными данными и обоснованными, наиболее реальными версиями, напишут историческую летопись нашего тукума.


ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

 

Атаби
………………

 


        Шауай?  –                    Зашарбек?   –      Асхат?

Бадий – Цико          Малкарук – Ахмат  Кишилик – Мажархан

                                                                                        

                                                                                                                  (Каркаев Кден)

         
Шаутаева
 


                           

                       Цора – Иналук

                      Цора ( 1869–1933)    ––––– Хасауова Науш

 

Маммета – Абул – Кама – Хадис –  Фатимат (1896)

 

                                    (1917–1943)   Османов Тюрклю

 

                    Маммета  (1898–1948)         ––––– Настуева Арзият

                                   Кеккез 

 

                                  Абул    (1904–1944)     ––––– Глашева Кези


                               Мухарби (Хажидауд) – Блина (Халимат)

 

                  

        Кама ( 1913–2001) ––––– Кадырова Зухра

Борис – Музафар –   Зоя   –  Мариям    – Мадина

             
     


                 (Алтуев Абулла) (Биттиров Руслан)   (Атаев Назир)

 

Борис ––––– Манияева Алла

                        Элеонора – Казбек (умер 2.11.1983 г.)

                                  

                          ( 1    –––––    Сарыева Алтын

 

          Ахмат – Сафият (1913) – Магомед

                                  (Ногайлиев)

 

(1921–1992)
Ахмат ––––– Рахаева Нафисат

Оюс – Нухчук – Махти – Эльяс – Хызыр – Мариям – Мухаммат

 


                                                                       (Жазаев Мустафир)

 

(1948–1995)
  Оюс –––––– Жабоева Шерипа

                          Арсен – Анна   

 

(Мусукова Мадина)      (Мусуков Асадуллах)

 

                          Ислам – Аминат

Нухчук –––––  Геляхова Люба

 

         Танзиля – Аслан

 

Махти ––––– Толгурова Таслимат

          Зухра – Аскер

 


                    Хызыр –––––  Сарбашева Света

                            Эльяс ––––––  Аня

 


                                       Рустам

                                       Магомед –––––  Хапаева Халимат

1960–1999

                                      Алим – Курман – Жаммет

 

 


              Кокунай –      Деуле


                                         (Кубадиев Итлук)

                    Кокунай ––––– Тетуева Насыпхан (Тету)

 

Хыйса – Апон – Адрахман – Хамид – Муса – Кыдык – Айшат –  

1908    1902    1905     1900 1912
– Зайнаф                                      (Кадыров Байрамук) (Османов Хасанби)

 

(Хасауов Батырбек)

 

  Апон ––––– Зезаева Аминат

1902–1975

Магомед – Али – Цюли –   Захида     –       Асият –  

         
   

                                 (Токлуев Солтан)  (Наршауов Борис)  (Шахмурзаев Муталиф)

                                          

                                                                                – Кули

 

 

 

 1949-1998                                              (Баштоков Сафар)

                        Магомед     ––––– Ржиева Рая

                         Алим – Азнор (1972–1997)

Хамид ( 1900–1944)   ––––– Токлуева Шохият

Кума – Байдуллах – Фатимат –      Жаурият

 

                     (Караев Борис) (Дюсенов Конкубай)

   Кума ––––– Мокаева Шейда

1930–2001

 

                   Мухаммат – Зейтун

               Зайнаф – Зурият - Омар Альбина-Аминат

                       Байдуллах ––––– Абдуллаева Мариям

             Батыр – Арсен

 Адрахман  –––– Ульбашева Фатимат

(1905–1993)

                                    Зоя


                    Асанов Хусей

 

Ибагат Настаева
                                                       

                   

     Аскер – Мандай – Ортабай – Журумхан –  Шефи –  Зузек

         
   


                                                    (Асанов Керим) (Настаев) (Глашев Якуб)

 

         Аскер ( 1874–1945) –––––  Байкишиева Дюгерхан (Дюге)

Адрахман – Ахмат – Фатимат (Фаття) – Ш


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.