Откуда в Яранске работы Бубновой и Кандинского? — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Откуда в Яранске работы Бубновой и Кандинского?

2022-10-04 40
Откуда в Яранске работы Бубновой и Кандинского? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наш городской сайт не однократно публиковал информацию на темы, что Яранск хранил долгие десятилетия рисунки Бубновой и акварели Кандинского, но вот снова Вятским художественным музеем упомянута работа художницы Варвары Бубновой с сопровождением об ее появлении в фондах Вятского музея с такого вот адреса: «Поступление 1965 года из Яранского краеведческого музея Кировской области». (https://vk.com/vxmbv)    И снова люди спрашивают: «Откуда в Яранске работы Бубновой?!». Поведаем эту историю еще раз.

На заре советской власти в конце 1919, начале 1920 годов кукарскими (советскими) энтузиастами-искусствоведами любителями живописи организовывались выставки в районном музее, за экспонатами которых их устроители ездили не только в Вятку, но и в столицы – Москву, Петроград. Так, как свидетельствует альманах библиотеки имени Герцена «Вятские записки» (№ 18) Весной и летом 1920 года представителями музея были получены «из музейного отдела Наркомпроса несколько произведений для пополнения районного музея, которые были также включены в экспозицию выставки (работы Н. Пуссена, Т. Шевченко, Ж. Доре и др.).

Дальше — больше: «Третья художественная выставка в г. Советске, экспонированная в октябре 1921 г., была очень представительной – 332 произведения пятидесяти семи современных авторов насчитывал её каталог. В нём указывалось даже место работы художника, а иногда и принадлежность его к тому или другому направлению в искусстве» (см. там же).

«Больше всего москвичей, их двадцать пять, и среди них – С. Малютин, И. Мешков, Ф. Федоровский, В. Бубнова, В. Фалилеев, Д. Штеренберг, А. Родченко. Тринадцать художников – из Казани, некоторые из них показывают свои работы в Советске второй раз – Н. Фешин, В. Богатырёв, В. Вильковисская, И. Денисов.Но немало и беспредметного – это акварели В. Кандинского, конструкции линий, плоскостей и объёмов С. Фёдорова «Чёрное на чёрном», «Линии» А. Родченко и т. д.».

«Работы такого плана кажутся новаторскими и современными, рождёнными зарёй новой жизни. «Пусть пройдут здесь перед зрителем разные направления, в их исторической пестроте и в этой их «разности» зритель пусть сам найдёт своё, близкое ему лично, его среде и откликнется на призыв этой зари, откликнется по-своему на призыв к красоте», – писали об экспозиции той выставки на страницах печатных изданий тех лет.

Эта мысль близка высказанному А. В. Луначарским ещё в 1919–1920 гг. мнению: «Пусть слушает и оценивает пролетариат всё: старое и новое. Не будем ничего ему навязывать, будем, однако, ему показывать всё»

Третья выставка оказалась в Кукарке последней. «Главной причиной тому был голод, подступивший к уезду ещё летом 1921 г., а к весне следующего года охвативший весь юг Вятской губернии. С большим трудом выставку всё же перевозят в соседний городок Яранск – один из пунктов обширного маршрута третьей выставки, задуманной как передвижной».

В Яранске выставка открылась в день четвёртой годовщины Октября 7 ноября 1921 года и экспонировалась до 30 ноября 1921 г.

«Из отчёта директора районного музея А. А. Артёмова известно, что в Яранск выставка пришла в несколько изменённом составе – не было работ восьми современных авторов: А. Кравченко, О. Малютиной и других. Кроме того, появились и новые экспоненты – яранские художники З. А. Башмакова и М. П. Костромитинов.

Выставку посетило 2 666 человек – для маленького города цифра очень большая. Но, по свидетельству автора отчёта, крестьянство посещало выставку слабо, причиной чему были и бездорожье, и начавшийся в уезде голод, да и просто малая доступность искусства для зрителя, в массе своей в те годы неграмотного» (там.же «Вятские записки» № 18.)

Сообщение о грандиозной выставке в «Вятских записках» завершается так: «С большим трудом через много месяцев удалось вернуть экспонаты выставки из Яранска в Советск, а затем в Вятку. Многие из них остались здесь и хранятся в фондах Кировского областного художественного музея».

Выходит, что в Советск и Вятку работы из Яранского музея вернулись не все и не сразу. Рисунки В. Бубновой, как мы сейчас видим – только в 50-х годах, акварели Кандинского – лишь в начале 2000-х. Правда что и в Яранске с 1921 года они широкой публике к сожалению представлены не были – хранились в фондах краеведческого музея.

 

                     

Грандиозную находку обнаружили в Кировской области. В подвале одного из местных краеведческих музеев нашли работы Кандинского и других знаменитых мастеров живописи и графики XX века. Оказалось, картины были оставлены здесь после передвижной выставки и пролежали порядка ста лет.

Произведения обнаружил искусствовед Андрей Сарабьянов, посетивший Советск по приглашению коллеги в 2017 году, где увидел каталог выставки. Потом он отправился в один из музеев Кировской области и там, в хранилище, раскрыв папки с графикой, увидел акварели Кандинского. Как оказалось, в 1921 году в Кукарке (Советске) проходила передвижная выставка. Её организовал Евгений Медведев, уроженец Вятской губернии, получивший образование в Варшаве, работавший в Москве в Наркомпросе и направленный поднимать культуру на малую родину.

Здесь Медведев решил провести выставку и собрал 380 произведений искусства – от реализма до абстракции – авторов из Вятки, Москвы и Казани. Собрав, повёз их на телеге показать жителям Кукарки. Выставка длилась несколько месяцев, и за это время её посмотрели, как говорят, около двух тысяч человек. Время – везти выставку дальше. – Но тут наступила зима, и работы остались в одном из городов. Прошло около ста лет, и я попал в этот музей. В полуподвальном помещении там хранились произведения искусства. Для меня это была полная неожиданность, – рассказал Андрей Сарабьянов в интервью телеканалу «Россия – Культура». – Сначала я увидел работы вятских и казанских мастеров, например, Фешина, который потом уехал в Америку и стал знаменитым портретистом. Потом мне принесли три небольшие папочки на тесёмках, сильно выцветшие. Я открыл одну и увидел акварель Кандинского. Удивлению моему не было конца. Это был эффект разорвавшейся бомбы. Всего эксперт обнаружил три акварели знаменитого художника Василия Кандинского, основоположника абстракционизма, а также произведения одного из родоначальников конструктивизма, талантливого графика и классика советской фотографии Александра Родченко, его жены, известного художника и дизайнера Варвары Степановой и других авторов. По его словам, в музее не располагали информацией о них, но понимали ценность произведений.

 

В ВХМ Андрей Сарабьянов и Наталья Мюррей занимались подготовкой новой передвижной выставки русского авангарда

С рабочим визитом в Кирове побывали авторитетные искусствоведы и популяризаторы русского авангарда Андрей Сарабьянов (Москва) и Наталья Мюррей (Лондон), которые познакомились с коллекцией ВХМ, а также прочитали публичные лекции для всех любителей изобразительного искусства.

Произведения художников-авангардистов из собрания вятского музея пользуются заслуженным вниманием исследователей на протяжении двух последних десятилетий. Это работы Ильи Машкова, Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Василия Кандинского, Александра Родченко, Варвары Степановой и др. Они постоянно востребованы как в экспозиционном пространстве музея, так и на различных российских и зарубежных выставках. Например, на нашумевших выставках в Москве в Еврейском музее «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» и в Мадриде «Дада в России, 1914-1924» («Dada ruso, 1914-1924»).

Андрей Сарабьянов и Наталья Мюррей не ограничились работой только в фондах ВХМ, но и совершили поездки в Яранск и Слободской, где в музеях хранятся некоторые редкие произведения художников-авангардистов.

- Сейчас мы занимаемся подготовкой выставки для Ельцин-центра в Екатеринбурге, которая будет повторять экспозицию Третьей передвижной художественной выставки 1921 года в городе Советске Вятской губернии. Среди 55 ее участников были известные мастера – Василий Кандинский, Варвара Бубнова, Александр Древин, Александр Родченко, Варвара Степанова, Николай Фешин, Давид Штеренберг и другие. Мы хотим показать широкой публике не самые известные работы художников первой четверти ХХ века из региональных музеев. Выставка запланирована на осенью 2020 года. После Екатеринбурга она отправится в другие города. Конечно, мы планируем ее показать в Вятском художественном музее, - сказал Андрей Сарабьянов.

Вятский художественный музей им. Васнецовых, 1 ноября 2019

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.