Декоративныеэлементыдеревянного зодчества — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Декоративныеэлементыдеревянного зодчества

2022-10-04 31
Декоративныеэлементыдеревянного зодчества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Традиция украшать дома резными деревянными наличниками и другими декоративными элементами возникла в России не на пустом месте. Первоначально резьба носила культовый характер. Древние славяне наносили на свое жилище языческие знаки,призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий. Недаром в стилизованных орнаментах до сих пор можно угадать знаки,обозначающие солнце, дождь, женщин,воздевших руки к небу, животных или причудливое переплетение растительности. В дальнейшем, религиозный смысл деревянной резьбы утрачивался, но традиция придавать различным функциональным элементам фасада дома художественный вид осталась до сих пор.

Практически в каждом селе, деревне или городе можно встретить удивительные образцы деревянного кружева. Причем, в различных областях можно наблюдать совершенно различные стили оформления домов резьбой. В одних районах используется преимущественно глухая резьба, в других скульптурная, но в основном, дома украшены, пропильной или иначе - прорезнойрезьбой, а также ее разновидностью - накладной.

Глухая (плоская) резьба по дереву –один из распространенных видов резьбы(См. рис. 1.8). Применялась для украшения жилья: оконных наличников, дверей, фасадов. Данный вид резьбы характеризуется непрорезным (или глухим) фоном, а также рисунком, остающимся практически на одном уровне с доской. Глухая резьба по дереву бывает геометрической, состоящей из кружков, треугольников, различных четырехугольников и прочих фигур,и элементов. В давние времена часто наделялась мистическим смыслом и считалась оберегом. Со временем резьба утратила мистическое значение и стала применяться просто в качестве украшения.

 

Пропильная резьба - резьба, при которой узор на деревянной доске или фанере выполнялся путем сквозного пропила и предназначался к восприятию на просвет. Обработанные таким образом подзоры, причелины и «полотенца» благодаря сквозному орнаменту контрастно смотрятся на фоне северного неба.(См. рис. 1.9)

 

Рис. 1.8;1.9 Глухая резьба; Пропильная резьба.

 

Филёнчатые ставни –деревянные затворы к окнам, гладкое поле которых украшалось профилированной рамой и глубокими резными выемками (филёнками) в виде прямоугольников, ромбов, полусолнц и т.д.(См. рис. 10)

 

Рис. 1.10 Филёнчатые ставни.

 

Парапет (франц. –parapet, итал. - parpetto) - ограждение балкона, лестницы, крыльца, состоящее из перил, балясин или невысокой сплошной стенки.(См. рис. 1.11)

Рис. 1.11 Резной парапет.

 

Полотенце –короткая, украшенная сквозной резьбой доска, закрывавшая стык причелин.(См. рис. 12)Полотно полотенца украшалось солнечной розеткой, символизировавшей движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде дома располагались три полотенца, закрывавших верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе, олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.

 

Охлупень (шелом) –выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию безгвоздевой крыши. (См. рис. 13) Под охлупень подводились верхние торцы кровельного тёса, наружная часть охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец охлупня оформлялся сакральным коником (вырубаемое в виде коня или птицы украшение). Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше –в избе тише».

 

Рис. 1.12;1.13 Полотенце; Конь-Охлупень.

 

Поскольку главными заказчикамив то времябыли дворяне и купцы, то, естественно, их потребности и вкусы влияли нахудожественное творчество в первую очередь.Декоративно-прикладное искусство все ширевходило в быт и служило его нуждам.Новые устремления эпохи, тяга к материальности уживаются в искусстве с нарядностью ироскошью. Яркая красочность, богатство русского узорочья достигают теперь особой пышности, становятся характерными и для широкого круга изделий русских ремесленников. Будучивыходцами из народа, они в значительной степени выражали и народные вкусы.

 

Пышная ажурная резьба, где главным элементом были растительный побег, цветок,гроздь винограда, украшала иконостасы; царские врата —они сияли в храмах позолотой.(См. рис. 1.14) Густое узорочье «каменной рези» вносилоприхотливый ритм в образ архитектурных сооружений. Здесь сказывались и опыт богатыхтрадиций, илюбовь к орнаменту русских мастеров, и тот особый склад их художественногомышления, в котором фольклорная фантастика, вымысел имели большое значение. Исключительное мастерство русских резчиков по дереву и камнюс блеском запечатлелось во многих художественных ансамблях XVII века.

 

Рис. 1.14 Густое узорочье.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.