Нагуализм нового цикла и сновидения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Нагуализм нового цикла и сновидения

2022-10-04 37
Нагуализм нового цикла и сновидения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из наиболее интересных и глубокомысленных продолжателей идей К. Кастанеды в России, а может быть и во всем мире является Алексей Петрович Ксендзюк. К настоящему времени под его авторством выпущено около десяти книг, посвященных анализу и систематизации творчества К. Кастанеды, дальнейшему развитию идей и психотехник учения дона Хуана, описанию своего многогранного опыта самосовершенствования на пути магов.

Анализируя работы А. П. Ксендзюка, несложно заметить постепенную эволюцию его идей, за которой чувствуется неустанный исследовательский труд, проистекающий из искреннего и бескорыстного устремления философского ума к Истине. Учитывая огромное количество критиков К. Кастанеды, вполне закономерно, что автор, особенно в первых книгах, часто обращается к оправданию К. Кастанеды и защите, обозначенной в его книгах парадигмы. А. П. Ксендзюк сам неоднократно указывает на противоречия в книгах К. Кастанеды, на абсолютную уникальность знаний учения дона Хуана (что не может не настораживать), на несоответствие и даже противоречие своего опыта тому, что описывается у К. Кастанеды, но все эти факторы не рассматриваются как маленькие свидетельства в пользу большого разгула фантазии К. Кастанеды при создании своих трудов и, как следствие, сомнительности многих постулатов учения дона Хуана. Буйство воображения К. Кастанеды интерпретируется как то, что он не боялся быть смешным, показаться невежественным, противоречивым, что мог позволить себе только человек, действительно свободный. Он мог быть безответственным и непунктуальным, сочинял о себе массу неправдоподобных историй и делал это настолько непринужденно, что, очевидно, совсем не боялся разоблачений [1]. Возможно, все именно так, ведь мы сами решаем, является ли стакан наполовину пустым или наполовину полным. На самом деле, для А. П. Ксендзюка не имеет особого значения, являются ли работы К. Кастанеды результатом вымысла или реального обучения у мексиканского шамана. Важны сами идеи, следование которым может привести к глубинной Трансформации человека.

Если в своем мировоззрении вы далеки от парадигмы К. Кастанеды, то во многих работах А. П. Ксендзюка вас могут насторожить или даже напугать ненавязчивые, но многочисленные превозношения учения дона Хуана и склонность автора весь свой опыт (в том числе опыт сновидений) интерпретировать через призму этого учения. Возникает впечатление, что сам автор не замечает, что часто его восприятие опыта полностью слито воедино с его интерпретациями. Это создает парадоксальную ситуацию. С одной стороны А. П. Ксендзюк указывает на важность освобождения от описаний реальности, обуславливающих восприятие. Описание – это всего лишь модель, которая не должна гипнотизировать и вызывать обусловленные впечатления. С другой стороны эти идей А. П. Ксендзюка об освобождении от любых описаний мира звучат из прокрустова ложа описаний мира К. Кастанеды.

Тем не менее, справедливости ради, необходимо отметить, что в слепой вере в учение К. Кастанеды А. П. Ксендзюка обвинить вряд ли когда-либо было возможно, так как на всех этапах своего творчества он призывал читателей и исследователей к здоровому скептицизму, критическому мышлению и экспериментальному познанию. Более того, взяв за основу базовые положения учения дона Хуана, А. П. Ксендзюк уходит далеко за рамки того, что было описано в книгах К. Кастанеды. Так далеко, что ортодоксально настроенные последователи толтекской традиции обвиняют его в отступничестве и крайне субъективном истолковании учения дона Хуана, говоря, что «это уже не Кастанеда». А. П. Ксендзюк согласен с этим и считает, что учение дона Хуана – это система, открытая для новых интерпретаций, идей и психотехник. Это убеждение он обосновывает тем, что по заявлению К. Кастанеды «старый цикл развития учения завершен» и для развития на магическом пути теперь не обязательно объединяться в специальные группы под руководством Нагвалей. Каждый человек может самостоятельно познавать энергетическую Реальность, рассчитывая только на свои физические, психологические и магические силы. Исходя из этого, А. П. Ксендзюк развивает своё философско-практическое учение, называемое им Нагуализмом Нового Цикла, направленное на самосовершенствование человека, расширение поля восприятия, развитие способности управления вниманием и усиление осознания. В нагуализме нового цикла осуществляется глубокое философское осмысление идей дона Хуана, под которые подводится фундамент из психологии внимания и психологии восприятия. На основании собственного практического опыта А. П. Ксендзюк дает описания энергетической вселенной, энергетического тела человека, своего опыта сновидений и т. д.

В основе нагуализма нового цикла лежит дихотомия Реальности на тональ (кажущееся) и нагуаль (истинное), исходя из которой, постулируется, что человеку ничего не известно о подлинной природе Реальности, так как наши представления о ней не более чем описания, «карты», имеющие неизвестный коэффициент корреляции с оригиналом («территорией»). Сущность всех вещей, явлений и феноменов характеризуется абстрактным понятием «Энергии» (панэнергетизм). Поэтому на глубинном уровне камень, цветок и человек – все это некие энергетические феномены Бытия. В соответствии с этим сознание и сновидение также имеют энергетическую природу.

Если мы не можем знать, чем действительно являются воспринимаемые нами объекты во время бодрствования, то, к тем более, нам неизвестна природа воспринимаемых явлений во время сна. В науке доминирующей является гипотеза, в соответствии с которой сновидческому опыту приписывается галлюцинаторная природа. В свою очередь рабочая гипотеза нагуализма заключается в том, что в сновидениях человек сталкивается как с продуктами собственной психики, имеющими галлюцинаторную природу, так и с потусторонними энергиями безграничной Вселенной (сигналами из «внешней Реальности»). На основе первых и вторых в соответствии с нашей памятью, желаниями, установками и т.д., мы автоматически конструируем те или иные сновидческие образы. Следствием такой гипотезы является вопрос о том, как отличить внешние сигналы от внутренних? Как отличить обычные осознанные сновидения от энергетических сновидений? К сожалению, А. П. Ксендзюк не дает какого-либо принципиально нового (в сравнении с К. Кастанедой) и удовлетворительного ответа на этот вопрос, в чем мы сможем убедиться несколько ниже.

В начале сновидческой практики человек сталкивается с обычными осознанными сновидениями, в которых энергетическое взаимодействие сновидца с внешним полем настолько мало, что им можно пренебречь. Это могут быть сны с относительно стабильным восприятием, яркими визуальными образами, где сновидец встречается с существами из иных измерений, духами и кем-либо еще, но все это, по большему счету, не более чем деятельность тоналя, создающего виртуальную реальность без сенсорной поддержки извне. Сталкиваясь с этими сновидениями, человек взаимодействует с образами своего внутреннего мира. Это относительно безопасная площадка для развлечений и психотерапевтической работы.

Единственный способ вырваться из этого комфортабельного мирка, по А. П. Ксендзюку – заняться трансформационной психотехнологией нагуализма, что означает усердную работу над своей личностью, вниманием и восприятием. Человек «должен развить свое внимание до такой степени, что даже самый слабый сенсорный импульс, достигший его сознания в этой позиции, вывел бы его из роскошного театра тоналя „за кулисы“ – в Реальность. Специальным образом отточенное внимание найдет и выведет, но на этом этапе вы тут же утратите блаженную безопасность, поскольку начнете встречать реальные объекты и реальных существ, которые для бодрствующего сознания просто находятся за порогом восприятия. Они могут причинить вам вред, могут одарить нечеловеческой силой. Так или иначе, вы столкнетесь с Миром-вне-вас, а от этой штуки можно ожидать чего угодно» [2]. Это и есть толтекские (магические, энергетические) сновидения, в которых восприятие, как процесс энергообмена, выходит к полям внешних энергий, существующих независимо от сновидца. Эти «поля внешних энергий» могут относиться либо к известной нам физической действительности, либо к каким-либо потусторонним мирам.

Как же отличить обычный осознанный сон от толтекского? По мнению А. П. Ксендзюка, характерной чертой обычных осознанных снов является отсутствие у субъекта тела сновидения. Человеку может увидеть в осознанном сне руки, ноги, туловище, но это не означает, что у него есть реальное, а не иллюзорное тело сновидения. Реальное сновидческое тело – результат многолетних специальных тренировок. Настоящее тело сновидения объединяет переживание мира сновидений и мира бодрствования. Поэтому толтекские сновидения автор сравнивает с тем, что в других школах осознанных сновидений именуют «выходами из тела». Но, широко известно, что внетелесные переживания также чаще всего являются просто иллюзиями. При «толтекском» выходе из тела человек может воспринимать реальные события бодрствования и оказывать определенные воздействия на физические объекты. Эти особенности могут выступать надежным критерием различения «толтекского» выхода из тела и обычного внетелесного переживания. Но мы не можем опереться на них, когда речь идет о «толтекских» путешествиях в другие миры.

А. П. Ксендзюк в качестве других критериев, по которым можно понять, что у вас не обычный, а толтекский сон называет следующие: специфические ощущения в теле после пробуждения, вызванные воздействиями на энергетическое тело внешних полей (боль, жжение, покалывания в разных частях тела, «металлический» привкус во рту, странные пятна в местах контакта с существами из сновидения и т.д.) [3]; ложные пробуждения [4]; звуковые и осязательные ощущения (тональные галлюцинации предпочитают лишь визуальное оформление) [5] и т. д.

Представленные критерии выглядят довольно сомнительными и субъективными. Практический сновидческий опыт людей, не принадлежащих к парадигме К. Кастанеды, ни в коей мере не свидетельствует о том, что эти критерии дифференцируют друг от друга два типа различных сновидений. Так многие практики из других школ осознанных сновидений могут припомнить в своем опыте наличие необычных ощущений в теле после осознанных сновидений, но каких-либо различий между этими снами и теми, после которых эти ощущения отсутствовали, не называют. Ложные пробуждения – универсальное явление в практике осознанных сновидений, встречающееся у представителей самых различных школ, но особое значение ему приписывается только у К. Кастанеды и его последователей. Каким образом ложные пробуждения могут свидетельствовать в пользу «толтекского» сновидения, никому, кроме некоторых последователей учения дона Хуана не ясно. Также вопросом является то, почему звуковые и осязательные ощущения при контакте с объектами сновидений – это признак их реальности? Утверждение о том, что тональные галлюцинации предпочитают лишь визуальное оформление – результат только личного авторского опыта, экстраполяция которого на сновидения других людей является достаточно смелым шагом.

Поэтому кроме видения, как способа сверхнормального прямого познания сущностной природы объектов сновидений, четкого и ясного критерия, позволяющего разделить обычные осознанные сны и толтекские сновидения, последователи К. Кастанеды не называют. Но видение существует только в парадигме К. Кастанеды, и нет ни одного исследования или каких-либо достоверных данных, которые бы подтвердили, что оно есть нечто большее, чем миф, самогипноз, результат самопрождения в опыте сновидений и бодрствования, принятой человеком парадигмы. Говоря это, мы не отрицаем принципиальную возможность видения, а лишь подчеркиваем необходимость исследований этого явления.

Видение – это результат длительной работы над собой и признак высокого уровня развития на магическом пути, что обуславливает его недоступность для подавляющего большинства последователей К. Кастанеды и А. П. Ксендзюка. Поэтому единственное реальное отличие осознанных и магических сновидений в практике современных последователей толтеков – это некие субъективные ощущения, которым они приписывают особое значение и верят в него. А, как известно, вера – дело сугубо личное и среди цивилизованных народов добровольное.

Во многом А. П. Ксендзюк сам согласен с тем, что четко различить обычные осознанные сны и толтекские сновидения крайне сложно. В одной из своих книг он описывает опыт сновидений своей жены [6], указывая, что предпринятые попытки разделения её сновидений на осознанные и толтекские не увенчались успехом. Эти два типа сновидений плавно перетекают друг в друга. Если обратиться к анализу этих сновидений, очистить их от кастанедовского эзотерического «тумана», то можно увидеть, что это самые обычные осознанные сновидения с возможными элементами экстрасенсорного восприятия. Эти сны становятся толтекскими только в результате интерпретаций сновидческого опыта через призму парадигмы К. Кастанеды. В итоге А. П. Ксендзюк говорит о том, что «все, что вам снится, может оказаться реальностью» и приводит несколько правил безопасности для сновидящих, которые не хотели бы стать жертвой неоргаников и закончить жизнь в психиатрической лечебнице [7].

Таким образом, дифференциация обычных осознанных снов и толтекских сновидений – занятие, которое вызывает трудности даже у лидера нагуализма нового цикла. Если вы верите или хотите проверить, невзирая на предупреждения о многочисленных опасностях, действительно ли существуют толтекские сновидения, то вам необходимо заняться психоэнергетической трансформацией себя. Сразу нужно отметить, что это прогулка не из легких и целой жизни может не хватить для реализации конечных целей нагуализма нового цикла. Конечная цель – это полная Трансформация человека как психосоматической целостности, что означает переход в третье внимание, либо создание «второго тела», независимого от биологического организма, что сулит полноценное посмертное существование. Если вы не понимаете, что такое третье внимание, то расстраиваться из-за этого не стоит, так как это вообще мало кто понимает. Сам А. П. Ксендзюк утверждает, что мы ничего не можем сказать по поводу этого опыта [8]. Это высший уровень интенсивности осознания, при котором происходит «предельная Интеграция всех видов сборки сенсорных (энергетических) пучков, которая радикально изменяет масштаб существования и воплощает в себе наивысшую Свободу» [9]. Это осознание всех энергетических полей, доступных человеку, что ведет к немыслимому с позиций обыденного сознания существованию в бесконечности.

В нагуализме успехи человека в практике сновидений напрямую зависят от его психотехнических занятий во время бодрствования. Осознанное сновидение является результатом накопленного за день импульса, который формирует безупречность, намерение, сталкинг, остановка внутреннего диалога, техники неделания и т. д. В работах А. П. Ксендзюка 2002—2005 гг. («Видение нагуаля», «Человек неведомый» и «Пороги сновидения») рассматриваются эти психотехники и другие аспекты практики нагуализма. Но четко структурированное и системное описание нагуалистская практика получает только в работе «По ту сторону сновидений. Технология трансформации» (2010 г.). Опираясь на эту работу, далее обратимся к краткому рассмотрению этапов практики нагуализма нового цикла и особенностей сновидений, соответствующих этим этапам. Для полноценного знакомства с нагуализмом, его этапами и психотехниками рекомендуем читателю обратиться непосредственно к указанным первоисточникам.

 

5.2. Этапы психоэнергетической дисциплины

А. П. Ксендзюк указывает на двенадцать этапов психоэнергетической дисциплины, представляющих собой последовательность психотехнических процедур и задач, требующих решения на пути повышения психоэнергетического тонуса и усиления осознания.

Каждый этап включает в себя: 1) работу с эмоциями, чувствами и собственными реакциями; 2) работу с вниманием и энергией. Все это обуславливает успешность практики сновидений. При этом в одних случаях прогресс в сновидениях может значительно отставать от успешности обучения наяву, а в других случаях трансформационные процессы в сновидениях могут происходить быстрее, чем изменения во время бодрствования.

1 этап. Основным содержанием первого этапа является сталкинг (выслеживание) себя. Смысл данной работы состоит в определенной перестройке внимания и его удержании в новой позиции. Обычно человек пассивно относится к своему внутреннему миру и не рассматривает свои эмоции и мысли в качестве объектов, которыми можно управлять. В повседневной психической жизни внимание такого человека покорно следует за сильными экзогенными и эндогенными раздражителями или оказывается поглощенным реализацией мыслительных стереотипов. Человек не отличает себя как центр осознания от других содержаний психики и полностью отождествляется с ними, не зная как освободиться от их, возможного, разрушительного и энергопатогенного действия. Сталкинг себя изменяет такое, стихийно сложившееся в ходе жизни, положение дел. За счет осознанного управления вниманием человек учится разотождествляться с содержаниями своей психики, занимая в отношении них позицию осознающего наблюдателя. Смысл сталкинга на первом этапе – это пробуждение осознанности, осуществляемое за счет выслеживания нашего психического поля со всеми его содержаниями.

Сталкинг себя требует сильного и хорошо контролируемого внимания. Поэтому на первом этапе человек приступает к развитию способности концентрировать и деконцентрировать внимание. Вы сами вольны выбрать конкретные техники, направленные на развитие этих способностей. Для начала важно обрести опыт устойчивого переживания максимальной сосредоточенности внимания на фоне глубокой релаксации физического тела. Это позволяет отделить психическую активность от физиологической (напряжение внимания от напряжения мышц). Обычно освоение концентрации внимания начинается с визуального канала восприятия. В дальнейшем вы переключаетесь на иные каналы сенсорных сигналов (слуховой, кинестетический и т.д.) и работаете с соответствующими видами концентрации. А. П. Ксендзюк предупреждает, что главное во всех этих занятиях помнить, что концентрация внимания не должна смешиваться с физическим или физиологическим напряжением: «чем более искусными в релаксации мы станем, тем эффективнее для нас будут техники по управлению вниманием – концентрация и деконцентрация. Этот навык затем распространится на все используемые психотехники и повысит их эффективность» [10]. В дальнейшем будет необходима способность к концентрации/деконцентрации на фоне отсутствия релаксации. Но это будет в дальнейшем. По точно такому же алгоритму практик работает над деконцентрацией внимания. Ознакомиться с техниками деконцертации можно, обратившись к работам О. Г. Бахтиярова [11].

Концентрация и деконцентрация внимания дают субъекту опыт разотождествления осознания (сознания) с различными психическими содержаниями. Внимание выступает орудием осознания, которое позволяет ему захватывать внутренние и внешние объекты и отпускать их. В процессе нагуалистской практики субъект совершенствует это орудие и усиляет осознание.

На первом этапе чаще всего практику вообще не удается пробудить осознание в сновидениях. Обычно осознанные сновидения появляются только на втором или даже на третьем этапе. Тем не менее, А. П. Ксендзюк рекомендует предпринимать попытки к пробуждению осознания в сновидениях с самого начала. Перед засыпанием он предлагает использовать несколько проверенных методов концентрации: 1) концентрацию внимания на макушке головы (или над макушкой); 2) концентрацию слухового внимания в центре головы («внутренний звук»). На первом этапе главная задача сновидящего – осознать себя в сновидении и на какое-то время постараться сохранить осознанность и произвольность внимания. Проделанная на первом этапе работа (новая позиция «Я» в результате сталкинга, опыт концентрации/деконцентрации внимания), является сильным стимулом к пробуждению осознания в сновидениях.

2 этап. На втором этапе работа с чувствами и эмоциями заключается в выслеживании, так называемых, «базальных комплексов психоэмоционального реагирования». Если я правильно понял А. П. Ксендзюка, то под базальными комплексами он понимает глубинные психоэнергетические образования, ядром которых выступают сильные ранние впечатления (импринты), инстинкты, условные рефлексы, по ходу жизни «обрастающие» соответствующими воспоминаниями, ассоциациями, чувствами и эмоциями, которые все вместе на бессознательном уровне обуславливают те или иные формы мышления, поведения и реагирования индивида. А. П. Ксендзюк указывает на три базальных комплекса, преодолению которых посвящена доктрина безупречности в учении дона Хуана: страх смерти, чувство собственной важности и жалость к себе. Базальные комплексы – это основа личности («Эго») человека. Освобождение от тирании Эго означает освобождение от власти этих базальных комплексов. Все чувства и эмоции, проистекающие из базальных комплексов, объединяет то, что они навязчивы, связаны с напряжением и ведут к энергетическому истощению. Это обычное состояние человеческой психики, которое можно охарактеризовать как состояние «небезупречности». На телесном уровне чувства и эмоции, вызванные активностью базальных комплексов, ведут к формированию стойких мышечных напряжений и негативным соматическим реакциям. На психологическом уровне происходит сужение осознанности. Основная задача сталкинга (выслеживания) разнообразных проявлений базальных комплексов заключается в том, чтобы научиться сохранять осознанность в моменты активизации базальных комплексов и препятствовать энергоистощающим стереотипным поведенческим реакциям.

За счет различных приемов, на втором этапе практикующий добивается остановки внутреннего диалога (ОВД). В нагуализме нового цикла ОВД – это нечто совершенно иное, чем широко известная остановка внутренней речи, практикуемая в ряде восточных духовных дисциплин (хотя К. Кастанеда, судя по всему, под ОВД понимал именно «внутреннюю тишину» – остановку внутренней речи). В нагуализме нового цикла ОВД – это прекращение взаимодействия между сенсорными сигналами и интерпретирующим аппаратом. С помощью концентрации внимания человек вычленяет фигуры из фона восприятия, превращая сенсорный хаос в упорядоченное описание мира. За счет деконцентрации внимания человек способен прекратить сборку (интерпретацию) поступающих сигналов, то есть приостановить процесс воспроизводства стереотипного описания мира. Длительность ОВД зависит от наличия энергетического избытка, возникающего в результате успешной практики безупречности. ОВД возможна за счет фокусировки на каком-либо канале восприятия. Например, при фокусировке на зрительном канале восприятия об ОВД будет свидетельствовать то, что вы смотрите на какую-либо надпись, но не можете опознать буквы и сложить их в слова. Вы разглядывайте их, как бессмысленный узор. Это является признаком глубокой ОВД. В некотором смысле, можно сказать, что это «чистое» восприятие, максимально лишенное семантической нагрузки.

Обретая опыт ОВД, человек значительно расширяет сферу своего осознания. Именно благодаря ОВД открывается возможность восприятия Реальности-как-она-есть на самом деле. Это опыт познания того, что мы живем внутри сложно организованного энергетического поля и сами имеем энергетическую природу. Большинство людей воспринимает высказывания о «сужении осознания» во время активации базальных комплексов как некую абстракцию. В свою очередь опыт ОВД позволяет с особенной ясностью и остротой как факт непосредственной данности ощущать моменты сужения и расширения осознания. В целом, первый и второй этапы ведут к развитию чувствительности энергетического тела.

Сталкинг базальных комплексов в течение дня порождает бдительность осознания, которая частично сохраняется и на время ночного сна. Дневной сталкинг усиливает стабильность поля восприятия в сновидении (наблюдаемые объекты сна не исчезают, не трансформируются при смещении взгляда или при переключении внимания) и способствует обретению четкой позиции в пространстве сновидения воспринимающего субъекта (сновидец не идентифицируется с другими персонажами сна и четко противопоставляет себя воспринимаемому полю). Самый интересный феномен сновидения на данном этапе связан с ОВД внутри сна, что может привести к всплеску видения или какому-либо другому необычному эффекту восприятия. А. П. Ксендзюк подробно описывает последовательность действий, ведущих к ОВД во время сновидения [12].

3 этап. Этот этап связан с формированием фигуры безупречности. Занимаясь сталкингом базальных комплексов, человек сталкивается с эмоциональными процессами в своей психике, которые отражают изменения в привычных паттернах реагирования и поведения, приостановку обычного для социальных реакций сужения осознания. Человек начинает интенсивно переживать себя как «мертвого война» (того, кто принимает смерть, что позволяет сильнее ценить жизнь и воспринимать мир с экзистенциальным облегчением, отрешенностью и просветлением), бесстрастного (того, кто осознает, что человек сам наделяет явления смыслом и важностью, но это не является причиной для обесценивания всего вокруг, а дает способность к сознательному выбору в установлении значимости вещей и событий) и безжалостного (того, кто не испытывает жалости к себе или другому (это не исключает чувств сострадания, заботы и т.д.), исходя из осознания равенства любых человеческих форм и состояний) субъекта. Эти переживания не есть состояние безупречности, а лишь начало трансформационного процесса. По А. П. Ксендзюку безупречность – это абсолютная свобода выбора и непривязанность. Человек может испытывать страх смерти, чувство собственной важности и жалость к себе, так как они могут быть крайне полезны для выживания в природных и социальных условиях. Важно то, что он осознает все это и принимает, не отождествляется с этими переживаниями и легко переключается с них на противоположные или какие-либо другие. Он непривязан к ним, то есть свободен.

Обычное «небезупречное» состояние человека связано с определенным личностным паттерном, который включает в себя тот или иной стиль поведения, мышления, способ дыхания и реагирования на события, особенности осанки, совокупность мышечных напряжений и т. д. Это целостное самоощущение, которое А. П. Ксендзюк называет «фигурой» небезупречности. Противоположным личностным паттерном будет фигура безупречности, формируемая человеком на основе переживаний и ощущений, свойственных реагированию в состоянии безупречности. Это целостная функциональная единица, создаваемая с помощью произвольного внимания. Это новый личностный паттерн («безупречная» личность), с которым субъект со временем по своей воле может отождествляться или разотождествляться. Он значительно более совершенный и эффективный, чем те, с которыми отождествление происходит стихийно. Сформированная фигура безупречности – целостное образование, поэтому обращение к тому или иному фрагменту фигуры безупречности ведет к её общей активации, в результате чего трансформируется работа базальных комплексов, меняется эмоциональное состояние субъекта, способ реагирования на события и т. д. Наличие в психике этой фигуры (личностного паттерна) обеспечивает человека легкодоступным резервуаром безупречности.

Работа с вниманием на этом этапе связана с психотехниками неделания, направленными на разрушение привычек, автоматизмов и «пузыря восприятия» – картины обыденной реальности (в которую входит и образ себя), порожденной механизмами тоналя. За счет осознанного внимания человек отслеживается и избавляется от ненужных привычек, рефлекторных цепочек, сценариев поведения, что ведет к большей свободе и подвижности точки сборки. Для дальнейшего прогресса необходимо исследование пузыря восприятия. А. П. Ксендзюк описывает устройство пузыря восприятия, выделяя несколько основных блоков, состоящих из множества реактивных связей, за счет которых осуществляется автоматическое делание обыденной реальности. Чтобы вырваться за рамки пузыря восприятия необязательно осознавать все реактивные цепочки. С помощью техник неделания можно воздействовать лишь на некоторые уязвимые места, что приведет к обрушению составных блоков. Рассмотрим несколько таких техник неделания: 1) Неделание привычного пространства, включающего в себя множество объектов (деконцентрировав внимание, перестать выделять «фигуры» из «фона», а «фон» лишить глубины); 2) Неделание сенсорного единства объекта (согласованного реагирования на объект по основным каналам восприятия) может включаться в себя неделание перспективы и объема; неделание размера; неделание формы; неделание цвета. Например, неделание перспективы и объема подразумевает прекращение автоматического наделения (делания) воспринимаемого зрительного поля характеристиками перспективы и объема, в результате чего мир кажется плоским, двухмерным. Для перцептивного аппарата человека игнорировать перспективу и объем при зрительном восприятии крайне сложно, но, тем не менее, возможно. Такой опыт провоцирует необычные переживания, отражающие перемещение точки сборки – изменение самоосознания, открытие новых каналов чувствительности тела и т. д.

Практика сновидений становится содержательнее и интереснее. Сновидцу на этом этапе необходимо привносить в сновидение навыки, обретенные наяву. Безупречность и неделание в сновидении сильно влияют на характер его восприятия и переживания субъектом. Человек учится действовать во сне отрешенно, сохраняя высокий уровень эмоциональной невовлеченности. Благодаря этому пространство сновидения становится шире и субъекту оказывается проще удерживать картину сновидения с относительно большим количеством деталей. Важное место в практике занимает исследование сновидческого пространства, которое представляет собой смесь из сигналов, проистекающих от энергетических полей внешней Реальности и образов внутреннего мира. За счет активизации безупречности, сновидящий избавляется от множества образов, отражающих в сновидении продукцию базальных комплексов, и начинает различать образы, порожденные собственной психикой и относящиеся к внешней Реальности. Первые подчиняются психологическим механизмам (ассоциации, условные рефлексы, гештальты), а вторые – энергетическим. Способность к их различению зависит от личного опыта сновидца.

4 этап. На предыдущем этапе, сталкиваясь с теми или иными событиями, практик вставал перед выбором – вести себя привычным способом или активизировать фигуру безупречности. А. П. Ксендзюк считает, что возможность этого выбора тормозит трансформационные процессы. Необходимо полностью отождествиться с фигурой безупречности – стать ею и жить из этой позиции. В результате исчезает рефлексивная пауза между воздействием стимула и реакцией, во время которой субъект занимается оценкой своих переживаний и волевым воздействием на область эмоций и чувств. Теперь это ни к чему, ибо переживание безупречности становится чем-то естественным.

На четвертом этапе субъект продолжает совершенствование навыков неделания, с которыми познакомился ранее; продолжает разрушать привычные последовательности реакций и «пузырь восприятия». Это длительное занятие, требующее, как минимум, нескольких лет регулярной и настойчивой практики. Постепенно усиливается чувствительность человека к ощущениям, проистекающим от энергетического тела.

Осознание в сновидениях активизируется настолько, что человек переживает сновидческий опыт как полноценный режим восприятия. Обостряется чувствительность к тому, какие феномены отражают символически представленные переживания сновидца, а какие являются продуктом переработки внешних сигналов. В это время сокращается и полностью исчезает разрыв непрерывности осознания при переходе от бодрствования ко сну и начинается серьезная работа с телом сновидения.

5 этап. Здесь субъект может столкнуться с потерей мотивации для дальнейшего развития на нагуалистском пути. Для преодоления кризиса мотивации А. П. Ксендзюк рекомендует метод, который он называет «тотальным сталкингом». Занимаясь тотальным сталкингом, человек выслеживает тесную взаимосвязь различных полей, из которых он состоит. Соматика, чувства, мысли – все это тесно взаимосвязано и образует энергетическую целостность. Целью тотального сталкинга является достижение субъектом психоэнергетичесой самодостаточности – способности извлекать энергию из собственного тела, психики, внешних эманаций, не прибегая к активизации организма посредством традиционных перцептивных и биохимических стимулов. На пятом этапе происходит переход от неделания, преобладавшего на предыдущих ступенях, к деланию новых форм восприятия и нового тела («второго тела», «энергетического тела»).

Делание энергетического тела – это работа над непростой задачей по сборке сенсорных сигналов в фигуру, отражающую реальные психоэнергетические процессы. А. П. Ксендзюк описывает технологическую последовательность делания энергетического тела: 1. Погружение в состояние глубокой релаксации; 2. ОВД, которая позволяет с одинаковой интенсивностью воспринимать сигналы, идущие от физического тела и энергетических полей; 3. Безоценочное созерцание данного нам поля телесных сигналов; 4. Изменение привычной схемы тела и возникновение отдельных ощущений, относящихся к тем или иным участкам энергетического тела; 5. Фиксация вниманием, образовавшейся фигуры из соматических, кинестетических, проприоцептивных и других сигналов; 6. Удержание измененной схемы тела и исследование ее.

Если наяву на этом этапе человек занимается формированием энергетического тела, акцентируя внимание на ощущениях, связанных с непривычной схемой тела, то в сновидении практик занимается противоположным – точно моделирует физическое тело, которым он обладает в физической реальности.

6 этап. Проделанный путь сильно меняет психологию практика, перестраивает систему ценностей и мировосприятие. Человек знакомится с видением. Одна из главных задач на этом этапе – научиться жить со всем этим новым опытом.

Во время бодрствования субъект приступает к систематическому деланию главных компонентов энергетического тела – фронтальной (лицевая сторона телесного поля) и задней (обратная сторона) пластины. Делание фронтальной пластины – очень важная задача, так как именно здесь расположены важнейшие каналы энергетического обмена. Управляя их активностью, человек может значительно влиять на общий тонус энергетического тела. А. П. Ксендзюк описывает последовательное делание фронтальной пластины. Практику необходимо расслабиться, войти в состояние неделания и постараться осознать как можно больше телесных сенсорных сигналов. Далее осторожно выходите из состояния неделания, сохраняя необычные ощущения, возникшие вне привычной формы физического тела. Сосредоточьтесь на уплотнении ощущений, словно перед вашим телом плотный слой или пленка. Постарайтесь спроецировать на нее все осязательные ощущения. Отработайте стабильность сделанной формы и вернитесь в состояние неделания, чтобы заново построить фронтальную пластину. Если все было сделано правильно, то вы ощутите некоторые искажения. Процедуру поочередного неделания и делания надо будет повторить много раз, чтобы вычленить те аспекты психоэнергетического поля, которые относятся к нашим проекциям. Зафиксируйте реальные неоднородности в ощущаемом поле при помощи делания. Это ощущения различных энергетических центров. Дальнейшая работа с фронтальной пластиной позволяет ощутить энергетические потоки и другие образования (воронки, кр<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.