Игры на развитие звуковысотного слуха — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Игры на развитие звуковысотного слуха

2022-10-04 36
Игры на развитие звуковысотного слуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Качели»

 

Ход игры.

 Определить по музыке, где находятся качели—внизу или вверху, можно показать рукой.

 

 

«Бубенчики»

Ход игры.

Звучит музыка в трёх разных регистрах. Определить по звучанию какой бубенчик «прозвенел» -- высокий, средний, низкий.

 

 

«Птичка-мама и птенчики»

Ход игры.

Звучит музыка в» низком или высоком регистре. Дети угадывают, кто прилетел -- птичка-мама или её птенчики.

 

 

«Курочка и цыплята»

 

Ход игры.

 Ведущий рассказывает: «Вышла курочка с цыплятами гулять, зёрнышек поклевать». Звучит музыка в низком регистре. «Чья это музыка?» «Ко-ко-ко.Это курочка клюёт».Звучит музыка в высоком регистре. «Чья это музыка?» «Пи-пи-пи. Это цыплята клюют».

 


Приложение 5

 

Игры на развитие музыкальной памяти и слуха

                                                                                                                                                                   

«Сколько звучит»

 

Ход игры.

Прослушивается аудиозапись различной музыки (солист, дуэт, трио, хор, оркестр,…)Дети слушают и определяют количество прозвучавших голосов, инструментов и названия инструментов. Вызванный ребёнок подходит и выбирает нужную карточку.

 

 

«Слушаем музыку»

 

Ход игры.

Дети слушают различную по характеру музыку (инструментальную, вокальную, с сопровождением, без сопровождения, о природе, о животных). Вызванный ребёнок отвечает.

 

 

«Назови композитора музыки»

 

Ход игры.

Выставляются портреты известных композиторов. Прослушивается различная по характеру музыка. За правильный ответ ребёнок получает нотку. У кого больше?

 

 

«Какая музыка»

 

Ход игры.

Выставляются карточки с изображением танцующих. Звучит различная по характеру музыка. Дети отвечают и находят нужный рисунок.

 

 

«Волшебный смычок»

 

Ход игры.

Прослушивается различная по характеру музыка. Дети рукой (волшебным смычком) «дирижируют» под музыку.

 

«Дети польку танцевали»

Ход игры.

Группа делится на 2 и более команды. Выстраиваются вдоль боковых стен зала, под польку выполняют танцевальные движения. Под вальс стоят и дирижируют «А под вальс смычок все взяли».

 

 

«Ты возьми меня с собой»

Ход игры.

Дети встают в шеренгу. Водящий берёт за руку рядом стоящего ребёнка и они танцевальным шагом под маршевую музыку проходят в конец шеренги. На быструю музыку следующий водящий перебегает в начало шеренги и под маршевую музыку переводит следующего ребёнка.

 

 

«Запомни мелодию»

Ход игры.

Группа делится на 2 и более команды: «Полька», «Вальс», «Марш». Выстраиваются вдоль боковых стен зала. Дети, услышав свою мелодию, В центре зала выполняют свои танцевальные движения. По окончании музыки дети должны занять своё место.

 


Приложение 6

 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«Море волнуется»

Ход игры.

Звучит различная по характеру музыка. Дети выполняют различные имитационные движения, согласуя их с музыкой. При этом используют знакомые танцевальные движения. Перед выполнением движений говорятся слова: Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три

Фигура……замри.

Под музыку дети двигаются. С окончанием музыки замирают.

 

 

Интеллектуальная игра

«Поле чудес»

Ход игры.

Игра проводится по типу телевизионной игры.

Жеребьёвка участников. Всем присутствующим задаются вопросы. Тот, кто первый отвечает на вопрос, становится участником игры.

Вопросы 1 отборочного тура:

1. Как называется целлулоидный предмет, при помощи которого извлекаются звуки на домбре? (медиатор)

2. Соотношение между двумя звуками называется…? (интервал)

3. Назовите 3 ударных инструмента (барабан, литавры, тарелки)

Тур

Название какого музыкального инструмента переводится как «королевский»?

(рояль)

 

Вопросы 2отборочного тура:

1. На каком музыкальном инструменте играл Шерлок Холмс? (скрипка)

2. Дирижера военного оркестра называют………. (капельмейстером)

3. Назвать 3 клавишных инструмента (рояль, пианино, орган, аккордеон….)

Тур

Кто автор известного балета о забавной кукле, умеющей ловко раскалывать орехи, и которую получила в подарок девочка Мария в канун Нового года? (Чайковский)

 

Вопросы 3 отборочного тура?

1. Как называется нотная запись для одного инструмента? (партия)

2. На каком русском народном инструменте играл былинный герой Садко? (гусли)

3. Назвать 3 струнных инструмента (балалайка, скрипка, контрабас, альт…….)

Тур

Название этого инструмента происходит от древнерусского слова «густы» - гудеть, а точнее «гудящие струны». Что это за инструмент? (гусли)

 

Финал

В переводе с латинского названия этот инструмент переводится как «дуновение», «дыхание». В своем звучании он может поспорить с высоким женским голосом. Что это за инструмент? (флейта)

 

Суперигра

Какое дерево используется для изготовления деки для гуслей? (явор, по другому клён)

 


«Поле чудес» (тематическая)

 

В форме игры «Поле чудес» можно провести итоговое занятие в конце учебного года. Цель: обобщить знания учащихся по изученным темам программы.

Жеребьёвка участников. Всем присутствующим задаются вопросы. Тот, кто первый отвечает на вопрос, становится участником игры.

Вопросы 1 отборочного тура:

1. Что означает знак «диез»? (повышение звука на полтона)

2. Между какими нотами расположена нота «соль»? («фа», «ля»)

3. Как называется интервал, состоящий из двух тонов? (терция)

 

Тур

Как называется термин, обозначающий быстрый темп исполнения? (аллегро)

 

Вопросы 2 отборочного тура:

1. Что означает знак «бемоль»? (понижение звука)

2. Какая нота расположена на 3-ей линейке нотного стана? («фа»)

3. Что означает игра на «стаккато»? (отрывистый звук)

 

Тур

Как называется слаженное коллективное исполнение музыкального произведения? (ансамбль)

Вопросы 2 отборочного тура:

1. Что обозначает знак «бекар»? (знак отмены повышения или понижения звука)

2. Какая нота расположена между нотами «ля» и «фа»? («соль»)

3. Как называется тонический аккорд, состоящий из трех звуков? (трезвучие)

  

Тур

Как по-другому называется звукоряд? (гамма)

Финал

Как называется перенесение произведения из одной тональности в другую? (транспонирование)

Суперигра

Как называется специфический способ извлечения звуков на домре, которые заполняют продолжительность звуков? (тремола)

 

 

 


«Что? Где? Когда?»

 

Оборудование: волчок, круг, разделенный на сектора; «черный ящик».

 

Правила игры: Участникам команды заранее сообщается тема игры, дается список литературы для подготовки. Играет команда «знатоков» из 6-ти человек. Игра продолжается до 6-ти очков: если игроки отвечают на вопрос, то получают 1 очко, если нет, то 1 очко получает команда «телезрителей». На обдумывание ответа команде дается 1 минута. 1 раз за игру команда может воспользоваться помощью магистров. Команда может дать досрочный ответ. В этом случае у нее появляется дополнительная минута обсуждения, которую можно использовать для обсуждения другого вопроса. Если выпадает сектор с блиц - вопросом, то за столом остается 1 игрок, который и дает ответ на все 3 вопроса этого сектора.

 

Вопросы:

1 сектор: Какая песня отмечает 100-летний юбилей в 2004 году? Кто её автор? («В лесу родилась ёлочка» сл. Кудашовой Раисы Адамовны. Первоначально стихотворение называлось «Ёлка» и было впервые напечатано в журнале «Малютка» в 1903 г. Леонид Карлович Бекман (музыкант-любитель, а в жизни агроном-биолог, кандидат естественных наук) придумал музыку, а его жена Елена Александровна Щербина записала её на ноты)

 

2сектор: Подумайте и скажите, как взаимосвязаны цвета радуги, цветик-семицветик и музыка? (7 цветов радуги, 7 лепестков у цветика-семицветика

и 7 нот в музыке)

 

3 сектор: Какие часы используются в музыке и для чего? (Метроном для отсчитывания ритма)

 

4 сектор: Кто из русских композиторов сумел объединить в единое целое 4 времени года? Как? (П.И.Чайковский создал альбом под названием «Времена года»)

 

5 сектор: Вспомните музыкальную сказку «Ветер-музыкант» и скажите, кто дирижер в этой сказке? (Ветер) 

 

6 сектор: Блиц – вопрос

 а) О = И

          Разгадайте ребус и скажите, какое отношение имеет это   млекопитающее к музыке? (три кита музыки: марш, песня, танец)

КОТ=КИТ

 

б) Вспомните, что обозначают цвета светофора и скажите, что обозначают цвета музыкального светофора?

 

г) Назовите регулировщика звучащей музыки? (дирижер)

 

7 сектор: Каждый раз по утру

         Надеваю я трубу.

         Но не догадаться вам

         Она зовется…..

         - О какой трубе идет речь? (сарафан-саксафон)

 

8 сектор: Какой современный музыкальный инструмент может заменить целый ансамбль? (синтезатор)

 

 9 сектор: Какую русскую народную песню использовал Н.А.Римский –Корсаков, чтобы рассказать о белке в своей опере «Сказка о царе Салтане»? («Во саду ли в огороде»)

 

10 сектор: Черное, белое, лебедь, озеро. По этим ключевым словам назовите музыкальное произведение? Кто автор? (балет «Лебединое озеро»)

 

11 сектор: Назовите жанр музыкального произведения, в котором рассказывается о снежной девочке? Кто автор? (опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»)

 

12 сектор: Как называется песня в опере? (ария)

 

13 сектор: Интернет – вопрос – Кого считают основоположником первого оркестра русских народных инструментов? (Андреев А.)

 

14 сектор: «Черный ящик» В ящике находится инструмент, который издает чистый звук «ля»? Что в «черном ящике» и для чего это нужно? (камертон нужен для настройки любых инструментов)

 

15 сектор: В каком мультфильме исполняется известная детская песня про зеленое насекомое? (песня «В траве сидел кузнечик» из мультфильма «Приключения Незнайки»)

 

 


«Музыкальный калейдоскоп»

 

В игре участвуют 2 команды по 5 человек остальные – зрители. Команды сидят за столами, расположенными полукругом.

 

Ведущий: Я рад приветствовать всех собравшихся в этом зале! Начинаем наш музыкальный калейдоскоп.

 

Первый тур «Разминка»

Команды по очереди отвечаю на вопросы, на обдумывание даётся 30 сек.

Если команда не отвечает, то на этот же вопрос отвечает следующая команда.

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

 

У него особый дар:

Пищит тонко как комар.

О каком певце идет речь?

                     (Витас)

 

                                  Меня танцуют и поют,

                                  На Украине овощем зовут.

                                                              (бульба)

 

«Наша крыша – небо голубое,

Наше счастье – жить такой судьбою».

Кто пел эту песню?

                    (Бременские музыканты)

 

                                        Спектакль какой – то необычайный,

                                         Здесь все поют, при том отлично!

                                         Что это?                        

                                                          (опера)

 

Есть у меня колесики, есть у меня педали,

Но сколько б вы на них не нажимали –

Не тронусь с места я, а в мировые дали

Я музыкой вас увести могу…

Скажите, вы меня уже узнали?

                                (фортепиано)

 

                                          Чтоб слишком нам не напрягаться,

                                          Пленяя пенья красотой,

                                          Мы предлагаем сразу – сдаться.

                                          Совет, вам скажем, неплохой!

                                          О какой группе идет речь?

                                                                      («Руки вверх»)

Вверху петля, внизу крючок,

Стою в начале нотных строк.

Отвечайте – ка, друзья,

Догадались вы, кто я?

                              (скрипичный ключ)

 

В лесу выросла, на стене повисла,

   На руках плачет, кто слушает – скачет.

                                     (балалайка)

 

Второй тур «Буриме»

Ведущий: Сочинение стихов на заданную рифму. Вам нужно придумать начало каждой строфы, а окончание их уже известны, т.е. придумать четверостишие с указанными словами.

(На доске написаны пары слов: «Лидочка – скрипочка, гармошка – немножко»)

 Ведущий: (обращается к зрителям) Пока команды сочиняют, мы тоже займемся стихами. Вам нужно будет закончить строчки стихотворений из жизни нот.

 

Занимается упорно тэквандо

Сильная и ловкая нота…..(до)

Любимая она взрослыми,

                                        Любима и детьми,

                                        Мягкая и нежная,

                                            Проста нота….(ми)

Она со скрипичным ключом очень дружит,

Живет мирно, скромно, ни о чем и не тужит.

Что нужно сберечь – прячет на антресоль.

Что это за нотка? Конечно же…..(соль)

 

                                         Что любит делать нота РЕ?

                                         Гулять с собачкой во …….(дворе)

 

Всегда везде готовая всё начать с нуля

И самая весёлая – это нота……..(ля)

                                         Если услышите ночью:

                                         «Опять не выходит строфа!!!!!»,-

                                          Не бойтесь, не прячьтесь и знайте –

                                         То пишет стихи нота…….(фа)

 

По – французски говорит всем «бон жур», «мерси»

Самая воспитанная – это нота………(си)

Ведущий: (зрителям говорит) А теперь загадки.

У него есть язык,

Он болтать им привык;

Но когда болтает он,

Слышно не слова, а звон.

                           (колокол)

На коленях я часто сижу,

Нахожусь постоянно в движенье,

Как живая, я дышу,

И все слышат мое пенье.

(гармонь)

Зубы черные и белые выстроились в ряд.

Их не бойся – не кусаются,

А если тронешь – зазвучат.

                               (рояль, аккордеон)

 

Третий тур «Картина»

Ведущий: Эта картина составлена по мотивам разных песен. Вам нужно «увидеть» их и спеть (Рис. 1)

(Команды поют по одному куплету из песни по очереди. За каждую песню – 1 жетон)

 

Четвертый тур «Маскарад»

 

Ведущий: Все любят надевать или примерять маски. Песни в этом задании тоже спрятались под маски, попробуйте их узнать.

(Педагог играет для каждой команды свою импровизацию или фрагмент неизвестной детям музыки, в которую вплетает мелодию знакомой песни целиком или часть ее. Команда должна угадать песню. Если команда не угадывает, то отвечает следующая команда. За правильный ответ – балл)

 

 По окончании тура команды подсчитывают количество жетонов, полученных за всю игру.

Ведущий: Молодцы! Вы сегодня продемонстрировали свои музыкальные познания и умения, и в связи с этим участникам присваивается звание «Музыкально образованный 1 степени» или просто «Музобр». Участникам команды, набравшей большее количество жетонов, присваивается звание «Музобр – плюс».

 


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ, ВИКТОРИНЫ

 

 

Игра «Народный артист»

Цель игры: развитие вокально–хоровых навыков, умение слушать, слышать и анализировать музыку, передавать свои ощущения, высказывать свои пожелания, замечания.

 

Желающим предлагается тянуть жребий, где указан номер куплета для исполнения. В соответствии со жребием каждый ребенок исполняет свой куплет. Затем остальные голосуют, высказывают мнение о дикции, интонации, исполнительском развитии. Победителю предоставляется право исполнить всю песню. Может быть, работа исполнительская по жребию детей, по группам.

 

 

Игра «Загадки нот»

 

1. Какое сочетание нот выращивает огород? (фа-соль)

2. А эта нота хоть одна

В кулинарии нам нужна (соль)

3. По целому ты часть найди

4. Две ноты, вспомни, назови (до-ля)

5. Всего две ноты и предлог

Построить я на даче мог (до-ми-к)

6. Названье ноты напиши

Прибавить имя поспеши –

        и покачусь я по дороге,

Или тебе обую ноги (ре-Зина)

 

 

Игра «Угадай мелодию»

 

Задание: По первым нотам отгадать песню или пропеть хотя бы строчку из этой песни. (Проиграть на инструменте или фонограмма)

 

 

Игра «Музыка в кино»

 

Задание: Угадать, что за песня и из какого она фильма, кто ее исполняет.

1.Песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке  («Если долго- долго…»    песня Красной Шапочки)

2. Песня о содержании головы, которая для маленького медвежонка не представляет особой ценности (Песенка Винни - Пуха)

3. Песня по слогам (Бу-ра-ти-но)

4. Песня о будущем, которое не должно  быть жестко к нашим современникам («Прекрасное далёко» из к/ф «Гостья из будущего»)

5. Песня про участок суши на котором живут безобразные, но добрые люди («Остров невезения» к/ф «Бриллиантовая рука»)

6. Песня о животных с длинными ушами, работающих косильщиками

лужаек. («Песня про зайцев» к/ф Бриллиантовая рука)

7. Песня 4 друзей, которые любят многое: и женщин, и кубок с вином, и  счастливый исход в драке.(к/ф «Д * Артаньян и три мушкетёра» Песня мушкетёров)

8. Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси.(«Где-то на белом свете…» к/ф «Кавказская пленница»)

9.  Песня о самом радостном празднике, который бывает раз в году.

(«Песенка крокодила Гены» м/ф «Чебурашка»)

 

 

Игра «Пойми меня»

 

         Задание: по краткому содержанию узнать песню.

1. Песня о городе, куда не едут и не летают самолёты («Мальчик хочет в Тамбов»)

2. Песня, об использование улыбки в качестве электричества («Улыбка»)

3. Песня о животном, которого знает каждая дворняжка (Песенка Чебурашки)

4. Песенка о ежедневных занятий детей в течение 10 – 11 лет      («Чему учат в школе»)

5. Песенка о длительном путешествии маленькой девочки  в яркой шапочке («Если долго- долго…»)

6. Песня о содержании   головы, которая для маленького медвежонка не имеет особой ценности («Песенка Винни- Пуха»)

7. Песня о самом радостном празднике, который бывает раз в году («День рождения»)

8. Песня по слогам о деревянном человечке («Буратино»)

 

 

Игра «С миру по нотке»

 

      Задание: Вспомнить за 1 минуту слова, в состав которых входят название нот.

   (Дом,  дорога,  долото, река, революция, мимоза, фартук, фамилия, фасоль, лягушка, лямка, синица, сирень, ребусы, домино, помидор, осина.)

 

   Игра «Загадки о музыкальных инструментах»

 

1. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах,

Зубы чёрные, педаль

Как зовут меня?   (рояль)

2. Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он

Я подсказывать не стану

Всем знаком … (аккордеон)

3. Громче флейты, громче скрипки,

Громче труб наш великан,

Он ритмичен, он отличен

Наш весёлый… (барабан)

4. Хороводом мы пойдём

Песню громче запоём

Забренчит нам, угадай-ка,

Веселушка… (балалайка)

   5. Приложил к губам я трубку

        Полилась по лесу трель

        Инструмент тот очень хрупкий

        Называется… (свирель)

    6. Он огромный словно шкаф,

        Он стоит не на ногах

        Он имеет мощный бас

        Это важный… (контрабас)

    7. Ящик на коленях пляшет-

        То поёт, то горько плачет.    (гармошка)

8.В лесу вырезана

Гладко вытесана,

Поёт, заливается,

Как называется? (скрипка)

9. То ли не красавица - русским людям нравится

Собою хороша - нарядная душа…

Как играть начнёт,

 Шкаф в пляс идёт. (балалайка)

10. Колонна, не стена-- к струне легла струна.  (арфа)

11. Какой инструмент по тембру напоминает человеческий голос? (виолончель)

 

 

Игра «Музыкальная заставка»

 

(Звучат музыкальные заставки телепередач, на плакате они написаны, дети называют их)

 

1. Вести

2. Прогноз погоды

3. Час пик

4. Поле чудес

5. Спокойной ночи

6. Каламбур

7. Смак

8. Доброе утро, страна

9. Пока все дома

10. Смехопанорама

11. Клуб путешественников

12. Колесо истории

13. Угадай мелодию

14. Звёздный час

15. Лего-го

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.222 с.