Икона Владимирская Ростовская — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Икона Владимирская Ростовская

2022-10-04 27
Икона Владимирская Ростовская 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В городе Ростове, в соборном Успенском храме, по левую сторону от царских врат, поставлена чудотворная икона Богоматери, именуемая Владимирской. О происхождении этого образа в житии преподобного Алипия Печерского рассказывается следующее.

Один благочестивый киевлянин, соорудивший в Киевском Подоле церковь и пожелавший украсить ее семью большими иконами, пришел в Киево-Печерский монастырь и обратился там к двум знакомым ему монахам, прося их договориться с преподобным Алипием-иконописцем. Когда эти два инока изъявили свое согласие, заказчик дал им достаточное количество серебра и вручил приготовленные для икон доски. Однако иноки деньги оставили при себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Через некоторое время заказчик прислал узнать, написаны ли иконы. Монахи ответили, что Алипий требует еще денег. Деньги были тотчас же присланы и опять удержаны монахами. Так знакомые заказчика несколько раз от имени Алипия требовали с него денег и, наконец, объявили, что Алипий, взяв деньги, совершенно отказывается писать иконы. Тогда заказывавший явился с жалобой на Алипия к печерскому игумену преподобному Никону. Сколько Алипий ни уверял своего настоятеля, что ему ничего не известно о заказе, последний не верил ему и для изобличения во лжи даже приказал принести приготовленные для икон доски. Когда же доски были принесены, то все с удивлением увидели на них священные изображения. А между тем сам игумен в прошедший день видел доски пустыми! Столь чудесное событие послужило ясным доказательством невиновности преподобного Алипия-иконописца и обличило клеветников.

На одной из этих чудесным образом написанных икон был изображен Спаситель, на другой — Божия Матерь с Предвечным Младенцем, а на остальных — лики святых. Оба монаха, уличенные в воровстве, были с бесчестьем изгнаны из монастыря. Тогда они, затаив в сердцах своих злобу, стали распространять среди верующих клевету на святые иконы, утверждая, что они сами написали их. Этим они произвели соблазн и охладили усердие многих благочестивых христиан, хотевших видеть и лобызать святые иконы. Но ложность распространяемого ими слуха скоро была обнаружена, и Господь Сам показал, что все эти иконы — чудесные: весь Подол был охвачен пожаром, истребившим и ту церковь, в которой хранились св. иконы. Последние, к радости и успокоению верующих, были найдены в пепле нисколько не пострадавшими от огня.

Весть об этом чудесном событии достигла до великого киевского князя Владимира Мономаха. Тот сам прибыл на место пожара и лично убедился в целости икон. Одну икону с изображением Пресвятой Богородицы с Младенцем Иисусом он взял и перенес в Ростов, где и велел ее поставить в местный ряд иконостаса в каменной церкви, построенной в честь Успения Богоматери. Здесь этот св. образ Богоматери неоднократно был прославлен чудесами.

Однажды своды Успенской церкви обрушились, но икона Богоматери осталась невредимой. Ее перенесли в новую дубовую церковь. Последняя в 1160 году, во время большого пожара в Ростове, была уничтожена. Огонь и в этот раз не коснулся св. образа. В 1213 году было положено основание новому каменному храму Успения, куда и была затем перенесена св. икона. В 1408 году в Ростове опять произошел страшный пожар, от которого крыша соборной церкви растопилась, а своды и глава пали внутрь; пламя сильно повредило церковную утварь и все иконы, но чудотворная икона Богоматери не пострадала от огня и в этот раз.

В настоящее время эта Владимирская икона Божией Матери находится, как было уже сказано, в городе Ростове, в Успенском соборном храме. Вся она украшена серебряным с позолотой окладом. На последнем сделана надпись, в которой икона и называется «Владимирской». Такое наименование ей дано, вероятно, от имени князя Владимира Мономаха, принесшего ее в Ростов.

Сурдегская икона

Сурдегская икона Богоматери находится в Свято-Духовском мужском монастыре, который также называется Сурдегским от местечка Сурдеги. Он расположен в Вилькомирском уезде Ковенской губернии, в 35 верстах от города Поневежа, в центре проживающей в Литовском крае жмуди. Этот окруженный лесами и бедными деревнями монастырь служит для нас древнейшим памятником православия в Литовском крае: в продолжение нескольких веков он переживал все смуты и гонения, но не поддался никаким проискам латинян.

Самые ранние исторические известия о Сурдегском монастыре относятся к 1510 году, когда знатный православный помещик Богдан Шиш-Ставецкий построил в этом крае церковь. Через 20 лет, т. е. в 1530 году, невдалеке от обветшавшей уже церкви явилась над ключом воды икона Пресвятой Богородицы. Это чудесное явление возбудило благочестивую ревность в помещике Алексее Феодоровиче, по прозванию Владыка. На месте обретения он выстроил другую церковь, во имя св. Троицы. Наконец, в 1550 году возле этой церкви был основан монастырь. Основала его владелица сурдегского поместья Анна Шишанка-Ставецкая и обеспечила его дальнейшее существование большими угодьями.

Сурдегская обитель, несмотря на то, что было время господства униатов, осталась вместе с хранимой в ней святой иконой в руках православных. Неоднократно латиняне захватывали монастырские имения, разгоняли монахов и сделали даже попытку завладеть чудотворной иконой. Предание говорит, что Сурдегская икона Богоматери была уже привезена в Трашкунский католический монастырь бернардинов.

Однако, как только ее внесли в костел, лик Богоматери на иконе тотчас же стал невидим для народа, а у похитителей перекосило челюсти. Бернардинский настоятель, вразумленный этими знамениями, немедленно с крестным ходом возвратил чудотворную икону в Сурдегский монастырь.

Во время крестного хода в Сурдегскую обитель один католик, раздраженный неудачей, с фанатической злобой против чудотворной иконы громко сказал:

— А, чародейка! Не захотела быть у нас!

Он тотчас же потерял рассудок, и исступление, им овладевшее, было столь велико, что родственники невольно должны были заковать его в цепи.

В это же время одна слепая нищая приблизилась к св. иконе и с благоговейной молитвой опустилась перед ней на колени, чтобы по местному обычаю пройти под святыней. Она тотчас же получила прозрение.

С этого времени почитание Сурдегской иконы Богоматери и уважение к монастырю значительно увеличились. Даже до сих пор в Сурдеги благоговейно притекают для поклонения св. образу не только православные, но и католики, и старообрядцы. Сурдегская икона Богоматери привлекает к себе богомольцев из Курляндии и Белоруссии, но особенное усердие к ней имеют русские купцы из Риги. Они возобновили и своей поддержкой охранили монастырь от упразднения. К 15 числу августа, к празднику Успения, они съезжаются вместе со своими семействами в Сурдеги и в особом монастырском корпусе живут по целым неделям. Здесь они говеют и заказывают отслужить «круг», т. е. всенощную, водосвятный молебен с акафистом Богородице, литургию и затем панихиду по умершим родственникам. Кроме того, они сами прислуживают в храме, поют, читают на клиросе, продают свечи, ходят с кружкой и даже занимаются чисткой церковной утвари.

В день праздника Успения образ Богоматери полагается в особо устроенный киот и обносится женщинами вокруг церкви. Путь не большой, но шествие длится довольно долго, часто с остановками по получасу и более, чтобы дать возможность присутствующим пройти под иконой.

Замечателен и другой обычай сурдегских поклонников: почти у каждого из них есть свой синодик с именами всех иноков и настоятелей Сурдегской обители, из которых многие уже не одно столетие почивают на братском кладбище. На другой день после праздника, т. е. 16 августа, богомольцы обходят с крестным ходом и пением церковных песнопений в честь Богоматери братские могилы и совершают заупокойные литии. Вот ясное доказательство того, как глубоко понял и оценил русский народ благотворное служение иноков Сурдегского монастыря на пользу нашего отечества и дорогой нам православной веры

Патриаршая икона

Эта древняя икона принадлежит к числу местночтимых икон Богоматери и находится в Пустынском монастыре, расположенном в 8 верстах от города Мстиславля Могилевской губернии. В летописях этого монастыря сохранился следующий рассказ о Патриаршей иконе.

Однажды один из владетельных князей мстиславских, по имени Симеон, живший в первой половине XII века, заболел глазами. Потеряв всякую надежду на помощь врачей, его лечивших, он обратился к Небесной Царице и долго молился о своем исцелении. И вот во сне он увидел благообразного старца, который, обратившись к нему, сказал:

— Если ты желаешь исцелиться от своей слепоты, то иди в пустынь, умойся водой из находящегося там источника, и получишь желаемое прозрение.

Князь Симеон пробудился от сна и стал расспрашивать, где находится пустынь с протекающим в ней источником. Его расспросы долго не имели успеха, пока, наконец, не нашелся один старец, который согласился провести князя на то место, где теперь находится в обители источник.

Благочестивый Симеон с верой и молитвой омыл свои глаза, и к нему точтас же вернулось зрение. Когда он с благодарностью возвел свои очи к небу, то увидел сияющую благодатным светом икону Божией Матери, стоявшую в ветвях тенистого липового дерева, росшего над источником.

Князь, глубоко сознавая, что своим исцелением он всецело обязан милости Пречистой Богоматери, в благодарность за полученную милость приказал на месте своего прозрения соорудить часовню, а впоследствии основал иноческую обитель.

Здесь, перед Патриаршей иконой, в течение целого ряда веков совершались многочисленные исцеления от различных болезней. Эти чудесные события привлекали в Пустынский монастырь множество богомольцев: шли сюда и православные, шли и католики, и лютеране; шли они из ближайших поселений, но часто — и из очень отдаленных местностей.

Древние акты и грамоты называют Успенскую Пустынскую обитель «монастырем Св. Пречистой в Пустынках» или «домом Пресвятыя Богородицы». Знатные лица Мстиславского княжества очень часто поддерживали своими пожертвованиями существование этой обители и вообще отличались особым усердием к Патриаршей иконе Богоматери.

На этом образе Богоматерь изображена склонившей Свою голову к Сыну, который приник к Ее ланите. Изображение поясное. Икона украшена серебряной с позолотой ризой с камнями и имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 — в ширину. Она помещена в киоте, за правым клиросом, в соборной монастырской церкви.

Фальковичская икона

Фальковичская церковь, в которой находится того же имени образ Богоматери, расположена в 13 верстах от г. Витебска, по Московскому шоссе, в местечке Фальковиц. Образ найден в начале XVIII столетия в березовой роще, на берегу протекающей близ церкви речки. На месте явления был построен храм, посвященный имени Небесной Заступницы, в котором обретенная икона прославилась многими чудесами. Ревизионная запись от 1785 г. называет уже Фальковичскую икону Богоматери древней и давно слывущей своими милостями и чудотворениями.

Во время Отечественной войны Фальковичский храм подвергся разграблению от французов. Один солдат подставил лестницу к иконе с намерением снять с нее ризу. Лишь только рука святотатца коснулась самой ризы на образе Богоматери, как лестница оборвалась и упавший солдат получил смертельное увечье. Кровавое пятно, оставшееся на полу, было видно до последнего времени, пока новая окраска пола не уничтожила следов праведного гнева Богоматери.

Этот образ Божией Матери особенно прославился в 1831 году. В это время неожиданно стала свирепствовать холера, наведшая ужас на все население Фальковицы. Народ обратился за помощью к Богу. Собравшись в церковь, он просил священника совершить вокруг местечка Фальковицы крестный ход с чудотворной иконой Богоматери. Тотчас после крестного хода обнаружилось заступничество Царицы Небесной: смертность прекратилась в этом месте, и слава о чудотворной иконе Богоматери быстро распространилась не только в ближайших селениях, но и в отдаленных краях.

Кроме 15-го августа, празднование Фальковичской иконе Божией Матери совершается еще 22-го числа того же месяца.

Хахульская икона

В 6 верстах от Кутаиса, бывшего некогда столицей Колхиды, находится Гелатский монастырь, основанный в честь Успения Богоматери в VIII веке св. царем Давидом. Хахульская икона составляет замечательнейшую святыню этого древнейшего монастыря.

Предание говорит, что этот образ Богоматери был написан евангелистом Лукой. Он совершенно сходен с иконой, находящейся в Петербурге, в Зимнем дворце. Богоматерь изображена без Предвечного Младенца и в молитвенном положении. Лик Ее темного колорита. Икона украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Многие украшения были пожертвованы известной грузинской царицей Тамарой.

Одно из преданий рассказывает, что Тамара однажды собиралась к литургии в Гелатский монастырь. В это время ей доложили, что какая-то неизвестная нищая просит у ее терема милостыни. Царица приказала ей подождать. Когда же она через некоторое время вышла из терема, чтобы подать милостыню, нищей уже не было, и нигде ее не могли отыскать. Тамара встревожилась. Подумав, что в лице нищей она отказала Самому Господу, она сняла с себя то, что было причиной замедления — царскую повязку, и возложила ее на образ Богоматери.

В этом же Гелатском монастыре находятся еще две чтимые иконы — Гелатская и Ацкурская. Первая из них, подобно Влахернской, не писана красками, а вычеканена из позолоченного серебра. Принесена она сюда в монастырь царем Багратом и царицей Еленой, в конце X века, в дорогом серебряном киоте очень искусной работы. Гелатская икона Богоматери раньше находилась в г. Пицунде в Абхазии, почему и называется иногда Пицундской. Что же касается второй — Ацкурской иконы Богоматери, то она принесена из г. Ацкура тем же царем Багратом. Предание говорит, что этот образ был принесен в Грузию св. апостолом Андреем.

Икона «Подательница ума»

Этот образ Богоматери носит еще и другое наименование — «Прибавление ума». Он находится в Спасопреображенском храме города Рыбинска Ярославской губернии. Богоматерь изображена на нем в рост и с Предвечным Младенцем на руках. В этом изображении вылилась в соответствующие внешние формы глубокая религиозная вера православных христиан в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Богом и Ее Сыном о даровании людям благ вещественных и духовных, между которыми просвещение ума и сердца светом Божественной истины занимает первенствующее место. Поэтому, родители тех детей, которые не оказывают особых успехов в усвоении начальных оснований веры и грамотности, нередко обращаются с молитвой к Богоматери и Ее Младенцу Иисусу как источнику высшей и неземной мудрости и разума, и просят о «прибавлении ума» их скудоумным от рождения детям и о даровании помощи в усвоении ими книжного учения, преподаваемого в школе.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.