Методика комплексного изучения аккультурации Дж. Берри. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методика комплексного изучения аккультурации Дж. Берри.

2022-10-04 114
Методика комплексного изучения аккультурации Дж. Берри. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Согласно теории аккультурации, разработанной Дж. Берри, процесс вхождения в новую культуру связан с двумя основными проблемами, которые решает иммигрант: поддержание культуры (в какой степени им признается важность сохранения культурной идентичности) и участие в межкультурных контактах (в какой степени ему следует включаться в иную культуру или оставаться среди «своих»).

В зависимости от комбинации ответов на эти два важнейших вопроса выделяют четыре основных стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция [Berry, 2003, 2005; Berry, Phinnely et al., 2006].

Ассимиляция – вариант аккультурации, при котором эмигрант полностью идентифицируется с новой культурой и отрицает культуру этнического меньшинства, к которому принадлежит.

Сепарация означает, что представители этнического меньшинства отрицают культуру большинства и сохраняют свои этнические особенности.

Если мигрант не идентифицирует себя ни с культурой этнического большинства, ни с культурой этнического меньшинства, результатом является этнокультурная маргинализация. Это может быть следствием отсутствия возможности (или интереса) поддержания культурной идентичности (часто из-за вынужденных или навязанных культурных потерь) и отсутствия желания установления отношений с окружающим обществом (из-за отвержения доминирующей культурой или дискриминации).

Интеграция характеризуется идентификацией как со старой, так и с новой культурами.

Две главные цели, преследуемые в процессе аккультурации, изначально рассматривались только с точки зрения недоминирующих этнокультурных групп. Однако определения аккультурационного процесса указывали на то, что в него включены обе контактирующие группы. Поэтому в 1974 г. было добавлено измерение влияния доминирующей группы на процесс взаимной аккультурации [Berry, 1980]. Введение этого измерения привело к появлению дублирующей структуры аккультурации. Ассимиляция, проводимая доминирующей группой, получила название стратегии плавильного котла. Сепарация в терминах доминирующей группы становится сегрегацией, а маргинализация – исключением. Наконец, в случае интеграции, когда культурное разнообразие становится целью общества в целом, говорят о стратегии взаимного приспособления или мультикультурализма.

В случае с доминирующей группой стратегии аккультурации получили название аккультурационных ожиданий [Berry, 2003], а вместе их можно определить как стратегии межкультурного взаимодействия.

Таким образом, поскольку мигранты и доминирующее население находятся в постоянном взаимодействии и стратегии адаптации мигрантов определяются во многом не только их особенностями, но и аккультурационными ожиданиями принимающего населения, необходимо изучать обе взаимодействующие стороны, а не только мигрантов. Поэтому методология исследования аккультурации, предложенная Дж. Берри, предполагает опрос не только мигрантов, но и доминирующего населения.

Первая методика предназначена для опроса мигрантов, вторая – принимающего населения. Соответственно, полученные с помощью обеих методик результаты можно сопоставлять, оценивая реципрокность взаимных установок мигрантов и принимающего населения. В табл. 3.1 можно видеть основные показатели, содержащиеся в обеих версиях опросника.

Как видно из табл. 3.1, не все методики, входящие в опросник, находятся в обеих его версиях. Есть конструкты, которые оцениваются только у представителей доминирующей группы, например «ориентация на поддержание мультикультурной идеологии» или «мигрантофобия». Также есть показатели, которые подлежат оценке только у мигрантов, например, «языковая компетентность (сохранность родного языка и знание языка принимающей культуры)». У принимающего населения оцениваются также аккультурационные ожидания, а у мигрантов – аккультурационные установки. Ниже приводятся обе версии опросника и ключи к методикам, входящим в опросник там, где это необходимо.

 

 

Заключение

 

Миграция населения играла и играет большую роль в развитии общества. Являясь одной из форм адаптации людей к меняющимся условиям жизни сообщества, миграции существенно влияют на географию, структуру и динамику населения мира - от отдельных населенных пунктов, районов до целых стран и континентов. В прошлом известны массовые перемещения людских масс по самым разным причинам, как природным, так и социально-экономическим.

Современные миграции представляют собой сложный социальный процесс. Они тесно связаны с уровнем развития производительных сил и их размещением в разных регионах. Высокий уровень подвижности населения обеспечивает более полное использование рабочей силы, перераспределение ее между индустриальными центрами и осваиваемыми территориями, способствуя экономическому прогрессу. Специалисты отмечают, что степень подвижности населения обычно отражает общий уровень развития страны.

В то же время результаты миграции противоречивы, поскольку массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, оказывать чрезмерное давление на социальную инфраструктуру, или, например, способствовать концентрации криминальных элементов. Отрицательной стороной миграции также могут быть значительное обезлюдение и экономический регресс районов массового выезда населения.

Миграции приводят к изменениям демографической структуры населения и в районах выселения, и в районах вселения мигрантов. Поскольку наиболее подвижной частью населения в России является население в трудоспособном возрасте, и прежде всего молодежь, то в районах выезда сокращаются темпы прироста населения, и не только за счет оттока, но и за счет сокращения естественного прироста, «старения» населения. В районах значительного притока мигрантов население растет более высокими темпами, формируется специфическая возрастная структура, в которой доля жителей трудоспособного возраста, особенно молодежных групп, значительно выше средних показателей. Кроме того, из-за большей миграционной подвижности мужской части населения происходит маскулинизация районов массового притока мигрантов. Под воздействием миграций меняются социальная структура, этнический состав, размещение и расселение населения.

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Борисов «Демография»/Борисов:-М.,1999

2.Бреева Е.Б. «Основы демографии»/Е.Б.Бреева:-М.,2004

3.Медков В.М. «Демография»/ В.М.Медков:-Р-н-Д, 2002

4.Щербаков А.Н., Мдинарадзе М.Г. «Основы демографии»/ А.Н.Щербаков, М.Г.Мдинарадзе:-М.,2005

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.