Завершение Венской встречи СБСЕ (январь 1989) и изменение политики СССР в отношении прав человека — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Завершение Венской встречи СБСЕ (январь 1989) и изменение политики СССР в отношении прав человека

2022-10-04 26
Завершение Венской встречи СБСЕ (январь 1989) и изменение политики СССР в отношении прав человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В январе 1989 г. Венская встреча СБСЕ завершилась. В ее ито­говом документе, принятом 15 января, было зафиксировано множе­ство важных положений военно-политического и экономического характера. Главным среди них было обязательство стран-участниц «обеспечивать, чтобы их законы, административные правила, прак- тика и политика сообразовывались с их обязательствами по между­народному праву и были гармонизированы с положениями Деклара­ции принципов и другими обязательствами по СБСЕ» (п. 3 раздела «Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе»). Одобрив этот документ, Советский Союз впервые официально согласился с принципом приоритетности международного права по отноше­нию к внутреннему законодательству СССР. Был сделан круп­ный шаг к распространению в Советском Союзе европейских стандартов и представлений о фундаментальных ценностях и личных свободах.

Реализации венских договоренностей должна была неизбежно привести к формированию в СССР нового типа личности гражда­нина, этические и моральные ориентиры которого должны были включить в себя существенный компонент общеевропейского, обще­западного мышления и понимания социальных, культурных, полити­ческих и иных реалий.

Общегуманитарная и правозащитная темы были предметом дальнейших обсуждений в рамках СБСЕ на парижском (1989), копенгагенском (1990) и московском (1991) совещаниях СБСЕ по человеческому измерению. Советское внутреннее законодательство стало приводиться в соответствие с международными конвенциями и договорами. Это дало новый толчок деятельности правозащитных организаций и движений внутри СССР, которые теперь могли не опасаться преследований. Еще в декабре 1986 г. из горьковской ссылки в Москву было разрешено вернуться А.Д.Сахарову, кото­рый стал неформальным лидером советского правозащитного дви­жения. 8 апреля 1989 г. была отменена статья 70 Уголовного кодек­са РСФСР, предусматривавшая преследование за проявления по­литического инакомыслия.

В Советском Союзе усиливалось влияние прозападного ради­кально-демократического, по сути антикоммунистического, оппо­зиционного движения, которое резко критиковало М.С.Горбачева, считая его политику недостаточно радикальной. Оно требовало ус­корения демократизации, установления многопартийности, ликвида­ции монопольного господства КПСС в государстве, а также рефор­мы отношений между союзными республиками СССР.

Одновременно против М.С.Горбачева стала решительно высту­пать консервативная оппозиция внутри компартии, деятели которой тоже критиковали политику «перестройки», называя ее опасной и вредной. Они требовали прекратить демократизацию и сосредото­чить внимание на укреплении контроля КПСС над политическими процессами в стране.

Наряду с консервативным антигорбачевским течением, внутри КПСС возникло также направленное против М.С.Горбачева тече­ние радикально-реформистской оппозиции во главе с Б.Н.Ельци­ным. В отличие от консерваторов, оно требовало не свертывания реформ, а их трансформации в «революционно-демократическое»русло. Радикалы-реформаторы внутри КПСС действовали на па­раллельных курсах с антикоммунистической оппозицией.

Таким образом, к 1989 г. М.С.Горбачеву противостояли три типа оппозиции. Две из них выступали изнутри правящей партии, одна — извне ее. Позиции М.С.Горбачева слабели. Он стремился компенсировать неудачи внутренней политики успехами во внешней. Репутация советского лидера за пределами СССР была ярче, чем внутри страны, которой он руководил.

Решение о переводе СССР на международно-правовые стан­дарты внутренней политики в соответствии с документами Венской встречи имело далеко идущие последствия для отношений между союзными республиками внутри Советского Союза, а также между СССР и социалистическими странами Восточной Европы. Актив­ность усилившихся в этих республиках и восточноевропейских госу­дарствах националистических сил до 1989 г. сдерживалась политико-идеологическим прессом. После Венской встречи националистиче­ская оппозиция получила правовое основание для своей легализа­ции. Она стала открыто добиваться изменения внутреннего законо­дательства соответствующих стран и республик бывшего СССР, непосредственно апеллируя к международным правовым актам. Официальные власти не могли игнорировать подобные требования, будучи скованными обязательствами, принятыми на себя согласно решениям в Вене. На пространстве СССР и Восточной Европы стали усиливаться центробежные настроения.

 

14 апреля 1988 г. в Женеве было подписано пять отдельных, но взаимосвязанных соглашений по афганскому вопросу.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.