Вопрос . Международная политика в области занятости. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Вопрос . Международная политика в области занятости.

2022-02-11 19
Вопрос . Международная политика в области занятости. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендации и Конвенции МОТ

Международная организация труда ведет активную нормотворческую деятельность. За время ее существования было принято 188 конвенций и 200 рекомендаций.

К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ. В них закреплены основные принципы правового регулирования труда. Это следующие конвенции.

Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.), Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.) устанавливают право всех трудящихся и предпринимателей без предварительного на то разрешения создавать организации и вступать в них. Государственные власти не должны это право ограничивать или препятствовать его осуществлению. Предусмотрены меры по защите права на свободу объединения, защите профсоюзов от дискриминации, а также организаций трудящихся и предпринимателей против вмешательства вдела друг друга.

Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.) содержит требование упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. Определен перечень работ, не входящих в понятие принудительного или обязательного груда.

Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) ужесточает требования и закрепляет обязательства государств не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;

метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;

средства поддержания трудовой дисциплины;

средства наказания за участие в забастовках;

меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) признает необходимость проведения национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению.

Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.) требует от государств поощрения и обеспечения претворения в жизнь принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путем национального законодательства, любой системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством, коллективными договорами между предпринимателями и трудящимися, либо сочетания различных способов. Для этого также предусматривается принятие мер, способствующих объективной оценке выполняемой работы на основе затрачиваемого труда. Конвенция затрагивает вопрос основной заработной платы и других вознаграждений, предоставляемых прямо или косвенно в деньгах либо натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним определенной работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола.

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.) принята в целях устранения детского труда. Минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.) обязывает государства немедленно принять эффективные меры по запрету и искоренению наихудших форм детского труда. Целенаправленная деятельность МОТ в последние два десятилетия, а также принятие Декларации 1944 г. способствовали увеличению числа ратификаций указанных конвенций.

Еше четыре конвенции отнесены МОТ к числу приоритетных:

№ 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) — закрепляет обязательство государств иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях для обеспечения применения положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы. Она определяет принципы организации и деятельности инспекций, полномочия и обязанности инспекторов;

№ 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г.) — на основе положений Конвенции № 81 формулирует положения об инспекции труда с учетом специфики сельскохозяйственного производства;

№ 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) — предусматривает осуществление ратифицировавшими ее государствами активной политики по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости;

№ 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.) — предусматривает трехсторонние консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся на национальном уровне по вопросам разработки, принятия и применения конвенций и рекомендаций МОТ.

В целом можно выделить следующие основные направления правового регулирования МОТ:

основные права человека;

занятость;

социальная политика;

регулирование вопросов труда;

трудовые отношения и условия труда;

социальное обеспечение;

правовое регулирование труда отдельных категорий работников (особое внимание уделяется запрету детского труда, охране труда женщин; значительное число актов посвящено регулированию труда моряков, рыбаков и некоторых других категорий трудящихся).

Принятие конвенций нового поколения обусловлено значительным количеством актов МОТ и назревшей необходимостью адаптации содержащихся в них стандартов к современным условиям. Они представляют собой своего рода систематизацию международного правового регулирования труда в определенной области.

На протяжении всей своей истории МОТ уделяет значительное внимание регулированию труда моряков и работников в рыболовном секторе. Это обусловлено характером и условиями труда указанных категорий лиц, особо требующими разработки международных стандартов правового регулирования. Вопросам регулирования труда моряков посвящено около 40 конвенций и 29 рекомендаций. В указанных сферах в первую очередь были разработаны конвенции МО Г нового поколения: «Отруде в морском судоходстве» (2006 г.) и «О труде в рыболовном секторе» (2007 г.). Эти конвенции должны обеспечить качественно новый уровень защиты социально-трудо- вых прав этих категорий работников.

Такая же работа была проведена в отношении норм об охране труда — речь о Конвенции № 187 МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.), дополненной соответствующей Рекомендацией. Конвенцией предусмотрено, что ратифицировавшее ее государство содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве. Для этого на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников на национальном уровне разрабатываются соответствующие политика, система и программа.

Национальная система безопасности и гигиены включает:

нормативные правовые акты, коллективные договоры и другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;

деятельность органа или ведомства, отвечающего за вопросы безопасности и гигиены труда;

механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;

меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.

Рекомендация об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, дополняет положения Конвенции и направлена на обеспечение содействия разработке и принятию новых актов, международному обмену информацией в области безопасности и гигиены труда.

В сфере регулирования трудовых отношений большое значение имеют конвенции по вопросам прекращения трудовых отношений и защиты заработной платы. Конвенция № 158 МОТ «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) принята в целях защиты работников от прекращения трудовых отношений без законного основания. Конвенция закрепляет требование обоснованности — должно быть законное основание, связанное со способностями или с поведением трудящегося либо вызванное производственной необходимостью. Также перечислены причины, которые не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений, в том числе: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать представителем трудящихся; выполнение функций представителя грудящихся; подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства; дискриминирующие признаки — раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству; временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.

Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения трудового отношения, так и процедуру обжалования решения об увольнении. Бремя доказывания наличия законного основания для увольнения возложено на предпринимателя.

Конвенция предусматривает право работника на предупреждение о планируемом прекращении трудового отношения в разумный срок или право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка; право на выходное пособие и (или) другие виды защиты дохода (пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным либо другие формы социального обеспечения). В случае необоснованного увольнения, невозможности отмены решения об увольнении и восстановления трудящегося на прежней работе предполагается выплата соответствующей компенсации или другого пособия. В случае прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам на работодателя возлагается обязанность информировать об этом работников и их представителей, а также соответствующий государственный орган. Государства на национальном уровне могут вводить определенные ограничения при массовых увольнениях.

Конвенция № 95 МОТ «Об охране заработной платы» (1949 г.) содержит значительное число норм, направленных на защиту интересов трудящихся: о форме выплаты заработной платы, об ограничении выплаты заработной платы в натуре, о запрете предпринимателям ограничивать свободу распоряжаться своей заработной платой по своему усмотрению и ряд других важных положений. В ст. 11 данной Конвенции закреплено, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся будут пользоваться положением привилегированных кредиторов.

Международная организация труда приняла также Конвенцию №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). В соответствии с ней государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Минимальная заработная плата согласно этой Конвенции «имеет силу закона и не подлежит понижению». При определении минимальной заработной платы учитываются следующие факторы:

потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;

экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Для обеспечения эффективного применения всех положений о минимальной заработной плате принимаются соответствующие меры, например надлежащая инспекция, дополненная другими необходимыми мерами.

вопрос. Международная политика в области занятости.

Международная организация труда и право на труд.

Борьба с безработицей и деятельность, способствующая обеспечению полной занятости, - важнейшие цели Международной организации труда (МОТ), закрепленные в ее уставе. За время своего существования (МОТ была создана в 1919 г.) Организация приняла несколько десятков конвенций и рекомендаций по вопросам учета и организации рабочих мест, организации бирж труда и других служб трудоустройства, страхования по безработице, содействия развитию профессионального обучения, увеличения возможностей занятости отдельных групп трудящихся, установления юридических гарантий против необоснованных увольнений и др.

Несмотря на свою несомненную полезность, эти документы, большинство из которых было принято в 20-40-х гг., даже не ставили перед собой задачу разрешения главной социальной проблемы, стоявшей перед странами капиталистического мира, - проблемы ликвидации массовой безработицы, обеспечения полной занятости и ответственности государств за достижение этой цели.

Ситуация изменилась в 50-60 годы. Еще в 1945 году достижение полной занятости, как одна из целей деятельности Организации Объединенных Наций, было по инициативе советских представителей зафиксировано в Уставе ООН. В 1948 г. Советский Союз совместно с другими прогрессивными силами настоял на включении права на труд во Всеобщую декларацию прав человека, а в 1966 г. - в Пакт об экономических, социальных и культурных правах. То были важнейшие международные документы современности, принятые под эгидой ООН.

В 1964 г. на 48 сессии Генеральной конференции МОТ социалистическим странам удалось добиться принятия конвенции № 122 "О политике в области занятости". В ней провозглашалась обязанность каждого государства - члена МОТ "в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости" провозгласить в качестве главной цели "активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости".

Конвенция № 122 была ратифицирована многими государствами и оказала положительное воздействие на развитие национального планирования в социальной области. Учет потребностей населения в сфере занятости, создание и расширение новых рабочих мест стали включаться в качестве приоритетной цели во многие планы развития национальной экономики, особенно в развивающихся странах.

Однако эта конвенция, как и другие документы МОТ, несмотря на все ее значение, и словом не упоминала об основном правовом условии обеспечения всеобщей занятости - о праве на труд. Создавалась парадоксальная ситуация, когда МОТ - главный международный форум, созданный для обсуждения социальных проблем трудящихся и содействия их разрешению, обошел вниманием наиболее важную юридическую гарантию достижения всеобщей занятости.

Советский Союз, другие социалистические страны, а также Всемирная федерация профсоюзов неоднократно подчеркивали необходимость глубокого обоснования и закрепления в одном из юридически обязывающих документов МОТ права на труд. Эта необходимость стала особенно очевидной с наступлением очередного острого социально-экономического кризиса капиталистической системы, начавшегося в середине 70-х годов. В условиях, когда безработица в промышленно развитых капиталистических странах охватила 35 млн. человек, а в развивающихся странах достигла уровня 500 млн. человек, пассивная позиция Организации в этом вопросе стала совершенно недопустимой. "Мы в праве ожидать от МОТ, - говорил на 69-й сессии Генеральной конференции в 1983 г. делегат СССР В. Прохоров, - более активных и решительных действий, направленных на то, чтобы неотъемлемое право каждого человека - право на труд - не оставалось пустым звуком для десятков и сотен миллионов безработных, а стало реально обеспеченной и гарантированной международной нормой..."

Делегации социалистических и ряда развивающихся стран, а также профсоюзы, представленные в МОТ, настаивали на разработке и принятии Организацией нового всеобъемлющего документа, который, провозгласив и юридически закрепив право на труд, наметил бы глубокую научную, обоснованную и реалистическую социально-экономическую политику, обеспечивающую осуществление этого права с учетом современных реальностей, порожденных мировым экономическим кризисом и научно-техническим прогрессом. Право на труд, указывалось в заявлении советской делегации на 70-й сессии Генеральной конференции МОТ, должно в соответствии с этим документом стать "интегральной частью национальной экономической и социальной политики".

Консервативные силы в МОТ, и прежде всего делегаты, представляющие интересы предпринимателей капиталистических государств, долгое время противились принятию какого-либо документа, где содержалось бы просто упоминание права на труд. Но в конце концов они вынуждены были пойти на уступки, и в июне 1984 г. на 70-й сессии Генеральной конференции МОТ была принята новая рекомендация о политике занятости. Разумеется, этот документ несет на себе явственные следы компромисса: консервативным кругам в МОТ удалось не допустить провозглашения и подробного юридического обоснования права на труд, но они не смогли противостоять упоминанию этого права. Рекомендация указывает, что "содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости... должно рассматриваться как средство практической реализации права на труд", что "полное признание государствами-членами права на труд должно связываться с осуществлением экономической и социальной политики, цель которой - содействовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости", что содействие достижению такой занятости "должно быть приоритетной целью и составной частью экономической и социальной политики государств-членов".

В рекомендации перечисляются далее некоторые наиболее эффективные средства повышения уровня занятости; запрещается какая-либо дискриминация в получении занятости и условиях труда; указывается на обязанность государств способствовать приспособлению трудящихся к структурным и технологическим изменениям путем повышения квалификации и переквалификации; подчеркивается, что развитие техники должно не сокращать занятость, а содействовать ее расширению, улучшению условий труда, сокращению рабочего времени, причем "технологическая политика государств должна включать меры по предотвращению потери работы" в результате научно-технического прогресса.

Большой раздел документа освящен международному сотрудничеству в области обеспечения занятости, где, в частности, указывается, что гоударства-члены должны "обеспечивать мирное разрешение споров между государствами и согласованное сокращение вооружений, которое позволит обеспечить безопасность всех наций, а также прогрессивное перемещение расходов на вооружение и реконверсию военной промышленности на производство необходимых товаров и услуг, особенно тех, которые призваны удовлетворять основные нужды населения и потребности развивающихся стран". Этот пункт (37 б), вызвавший ожесточенное противодействие представителей капиталистических держав, особенно США, и принятый после острой дискуссии, отражает одну из основных причин мирового экономического кризиса и массовой безработицы - гонку вооружений и подготовку к войне, которые ведутся агрессивными кругами империалистических государств. Именно по их вине мировое сообщество государств тратит ежедневно 1,5 млрд. долларов на вооружение (около 500 млрд. долл. в год). По подсчетам экспертов МОТ, для создания одного рабочего места в "третьем мире" необходимо около 6500 долларов, а всего стоимость программ по созданию рабочих мест в этих странах до 2000 года составляет 328 млрд. долларов.

В то же время даже частичное сокращение военных расходов и реконверсия военной промышленности помогли бы в значительной степени решить проблему занятости в мировом масштабе, ибо, по свидетельству экспертов ООН, "изъятие одного места в отраслях, занятых производством вооружений, обеспечило бы создание в среднем двух мест в гражданском секторе экономики".

Новый документ о занятости, принятый в МОТ, знаменует собой очередной этап борьбы за утверждение права на труд в международном плане, в определенной степени учитывает острые социальные проблемы современности и пытается предложить пути и средства их решения. Однако его существенным недостатком является необязывающий, рекомендательный характер. Документу, в котором впервые в истории МОТ упоминается право на труд и предлагаются пути и средства его обеспечения, необходимо было придать характер международной конвенции (договора), подлежащей ратификации государствами-членами и возлагающей на них твердые юридические обязательства, которые они должны неукоснительно соблюдать. Только такая форма документа позволила бы сделать его достаточно эффективным международно-правовым средством обеспечения права на труд. Поэтому с принятием в МОТ рекомендации о политики занятости 1984 года борьба за право на труд не закончена. Авторитетная международная организация, на которую с надеждой смотрят миллионы трудящихся многих стран мира, должна определенно и решительно выразить свое мнение по этому важнейшему для них вопросу.

 

Рекомендации и Конвенции МОТ

Международная организация труда ведет активную нормотворческую деятельность. За время ее существования было принято 188 конвенций и 200 рекомендаций.

К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ. В них закреплены основные принципы правового регулирования труда. Это следующие конвенции.

Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.), Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.) устанавливают право всех трудящихся и предпринимателей без предварительного на то разрешения создавать организации и вступать в них. Государственные власти не должны это право ограничивать или препятствовать его осуществлению. Предусмотрены меры по защите права на свободу объединения, защите профсоюзов от дискриминации, а также организаций трудящихся и предпринимателей против вмешательства вдела друг друга.

Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.) содержит требование упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. Определен перечень работ, не входящих в понятие принудительного или обязательного груда.

Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) ужесточает требования и закрепляет обязательства государств не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;

метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;

средства поддержания трудовой дисциплины;

средства наказания за участие в забастовках;

меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) признает необходимость проведения национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению.

Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.) требует от государств поощрения и обеспечения претворения в жизнь принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путем национального законодательства, любой системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством, коллективными договорами между предпринимателями и трудящимися, либо сочетания различных способов. Для этого также предусматривается принятие мер, способствующих объективной оценке выполняемой работы на основе затрачиваемого труда. Конвенция затрагивает вопрос основной заработной платы и других вознаграждений, предоставляемых прямо или косвенно в деньгах либо натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним определенной работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола.

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.) принята в целях устранения детского труда. Минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.) обязывает государства немедленно принять эффективные меры по запрету и искоренению наихудших форм детского труда. Целенаправленная деятельность МОТ в последние два десятилетия, а также принятие Декларации 1944 г. способствовали увеличению числа ратификаций указанных конвенций.

Еше четыре конвенции отнесены МОТ к числу приоритетных:

№ 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) — закрепляет обязательство государств иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях для обеспечения применения положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы. Она определяет принципы организации и деятельности инспекций, полномочия и обязанности инспекторов;

№ 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г.) — на основе положений Конвенции № 81 формулирует положения об инспекции труда с учетом специфики сельскохозяйственного производства;

№ 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) — предусматривает осуществление ратифицировавшими ее государствами активной политики по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости;

№ 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.) — предусматривает трехсторонние консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся на национальном уровне по вопросам разработки, принятия и применения конвенций и рекомендаций МОТ.

В целом можно выделить следующие основные направления правового регулирования МОТ:

основные права человека;

занятость;

социальная политика;

регулирование вопросов труда;

трудовые отношения и условия труда;

социальное обеспечение;

правовое регулирование труда отдельных категорий работников (особое внимание уделяется запрету детского труда, охране труда женщин; значительное число актов посвящено регулированию труда моряков, рыбаков и некоторых других категорий трудящихся).

Принятие конвенций нового поколения обусловлено значительным количеством актов МОТ и назревшей необходимостью адаптации содержащихся в них стандартов к современным условиям. Они представляют собой своего рода систематизацию международного правового регулирования труда в определенной области.

На протяжении всей своей истории МОТ уделяет значительное внимание регулированию труда моряков и работников в рыболовном секторе. Это обусловлено характером и условиями труда указанных категорий лиц, особо требующими разработки международных стандартов правового регулирования. Вопросам регулирования труда моряков посвящено около 40 конвенций и 29 рекомендаций. В указанных сферах в первую очередь были разработаны конвенции МО Г нового поколения: «Отруде в морском судоходстве» (2006 г.) и «О труде в рыболовном секторе» (2007 г.). Эти конвенции должны обеспечить качественно новый уровень защиты социально-трудо- вых прав этих категорий работников.

Такая же работа была проведена в отношении норм об охране труда — речь о Конвенции № 187 МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.), дополненной соответствующей Рекомендацией. Конвенцией предусмотрено, что ратифицировавшее ее государство содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве. Для этого на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников на национальном уровне разрабатываются соответствующие политика, система и программа.

Национальная система безопасности и гигиены включает:

нормативные правовые акты, коллективные договоры и другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;

деятельность органа или ведомства, отвечающего за вопросы безопасности и гигиены труда;

механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;

меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.

Рекомендация об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, дополняет положения Конвенции и направлена на обеспечение содействия разработке и принятию новых актов, международному обмену информацией в области безопасности и гигиены труда.

В сфере регулирования трудовых отношений большое значение имеют конвенции по вопросам прекращения трудовых отношений и защиты заработной платы. Конвенция № 158 МОТ «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) принята в целях защиты работников от прекращения трудовых отношений без законного основания. Конвенция закрепляет требование обоснованности — должно быть законное основание, связанное со способностями или с поведением трудящегося либо вызванное производственной необходимостью. Также перечислены причины, которые не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений, в том числе: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать представителем трудящихся; выполнение функций представителя грудящихся; подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства; дискриминирующие признаки — раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству; временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.

Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения трудового отношения, так и процедуру обжалования решения об увольнении. Бремя доказывания наличия законного основания для увольнения возложено на предпринимателя.

Конвенция предусматривает право работника на предупреждение о планируемом прекращении трудового отношения в разумный срок или право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка; право на выходное пособие и (или) другие виды защиты дохода (пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным либо другие формы социального обеспечения). В случае необоснованного увольнения, невозможности отмены решения об увольнении и восстановления трудящегося на прежней работе предполагается выплата соответствующей компенсации или другого пособия. В случае прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам на работодателя возлагается обязанность информировать об этом работников и их представителей, а также соответствующий государственный орган. Государства на национальном уровне могут вводить определенные ограничения при массовых увольнениях.

Конвенция № 95 МОТ «Об охране заработной платы» (1949 г.) содержит значительное число норм, направленных на защиту интересов трудящихся: о форме выплаты заработной платы, об ограничении выплаты заработной платы в натуре, о запрете предпринимателям ограничивать свободу распоряжаться своей заработной платой по своему усмотрению и ряд других важных положений. В ст. 11 данной Конвенции закреплено, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся будут пользоваться положением привилегированных кредиторов.

Международная организация труда приняла также Конвенцию №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). В соответствии с ней государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Минимальная заработная плата согласно этой Конвенции «имеет силу закона и не подлежит понижению». При определении минимальной заработной платы учитываются следующие факторы:

потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;

экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Для обеспечения эффективного применения всех положений о минимальной заработной плате принимаются соответствующие меры, например надлежащая инспекция, дополненная другими необходимыми мерами.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.