Итак, основные ноты “первой позиции” грифа гитары мы выучили — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Итак, основные ноты “первой позиции” грифа гитары мы выучили

2022-02-11 38
Итак, основные ноты “первой позиции” грифа гитары мы выучили 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как уже говорилось вначале, не названные промежутки между “основными” нотами, – есть “ диезы ” и “ бемоли “. Они называются также знаками “альтерации”.

“Диез” – повышает ноту на пол тона (пол тона – расстояние в один лад). Обозначается значком #.

“Бемоль” – понижает ноту на пол тона. Обозначается значком b.

Например, нота на втором ладу второй струны, (между До и Ре), будет называться До диез, она-же Ре бемоль, смотря откуда мы начинаем движение. Понижение ноты Ре на пол тона, даёт Ре бемоль, повышение на пол тона ноты До, даёт До диез.

На нотоносце, это записывается следующим образом:

Значок диеза или бемоля ставится перед нотой, это сразу говорит о её повышении или понижении на пол тона. Необходимо помнить, что знак диеза или бемоля, распространяется на все одноимённые ноты такта, которые следуют после диезной или бемольной нотой данного такта! По окончанию такта, действие знака прекращается.

Пример:

Если же знак диеза или бемоля стоит вначале произведения, он распространяется на все одноимённые ноты данного произведения.

Знак “бекара” перед нотой – отменяет действие диеза или бемоля:

Необходимо помнить, что диезные и бемольные ноты несут такиеже функции, как и остальные ноты. Мы условно называли их “промежуточными”, лишь для облегчения процедуры обучения.

 

 

Упражнение 8

Фактура. Элементы фактуры.

Любая музыка в исполнении ансамбля музыкантов, или же всего одного музыканта, состоит из одинаковых составляющих элементов.

Это мелодия, гармония, бас.

Эти три элемента вместе составляют музыкальную фактуру.

Давайте рассмотрим, что из себя представляют эти элементы, и какая роль у каждого из них.

· Мелодия — самый главный элемент музыкального произведения. В песнях она поется голосом (солистом), в инструментальных произведениях ведущим (солирующим) инструментом. Мелодия всегда звучит ярче всего, и именно она запоминается. Когда мы напеваем какую-либо музыку мы поем именно мелодию. В ней заключена главная музыкальная мысль произведения. Мелодия это то, что мы можем пропеть голосом. Также к мелодии относятся подголоски и вспомогательные мелодические фразы.

· Гармония — это все звуки, которые не относятся к мелодии. Это аккомпанемент, сопровождение. Когда певец поет песню, он поет мелодию. Если ему аккомпанирует ансамбль, то ансамбль играет гармонию. У гармонии есть одна особенность. В ней используются строго определённые ноты, которые входят в состав текущего аккорда. Гармония - это набор нот, который используется в аккомпанементе мелодии. Этот набор нот определяется текущим аккордом гармонии.

· Бас - с одной стороны, является частью гармонии, а с другой самостоятельным элементом музыки. Бас - это фундамент произведения. Бас всегда звучит внизу, это самые низкие ноты. Звуки баса выстраиваются в самостоятельную мелодическую линию — басовую. Можно сказать что бас это вторая мелодия, которая звучит внизу. Так как бас является частью гармонии, он тоже строится по нотам текущего аккорда гармонии, но иногда в нем могут встречаться и не аккордовые звуки.

 

Тут важно сразу понять, что эти составляющие элементы музыки не привязаны к определённым инструментам. Например, мелодию может исполнять абсолютно любой инструмент или голос. Так же как и гармонию. Чаще всего гармонию играют сразу несколько инструментов ансамбля или даже оркестр. Бас может играться контрабасом, бас-гитарой, синтезатором, любым инструментом который способен извлекать низкочастотные звуки.

Все три элемента фактуры также могут играться на одном инструменте, в один момент времени, одним человеком. Для этого инструмент должен быть многоголосным. Таким как фортепиано, гитара, аккордеон. На этих инструментах возможно играть все три элемента фактуры. Образно говоря, одному играть за целый ансамбль.

А вот например флейта, скрипка, голос и др. не подходят для этой задачи. Это одноголосные инструменты, в одиночку они могут играть только мелодию. Но ансамбль из нескольких скрипок, флейт, голосов или других одноголосных инструментов, уже способен играть не только мелодию, но и гармонию.

Наша задача как исполнителя — научиться находить эти три элемента фактуры в гитарных нотах. Мелодию, гармонию и бас. Это не так сложно, как может показаться.

Мелодия

Мелодию найти проще всего. Если вам знакома музыка, которую вы разбираете, то мелодия у вас уже на слуху, вы её можете пропеть. В песне мелодическими будут те ноты, на которые приходятся слова.

Здесь надо упомянуть о подголосках и вспомогательных мелодических фразах. Часто бывает что солист поёт или играет основную мелодию, а ансамбль играет вспомогательные мелодические вставки. Или в виде подголосков (коротких мотивов), или в виде более крупных фраз. Как правило, такие мелодические вставки звучат во время пауз в основной мелодии. В гитарной аранжировке они также нередко встречаются, и их надо правильно определять. Они тоже относятся к мелодии, хоть и вспомогательной.

Чаще всего мелодия находится выше других элементов фактуры, и занимает верхний голос. В таких случаях, всё, что написано штилями вверх является мелодией. Это бывает чаще всего, но не всегда. Нередки случаи проведения мелодии в среднем регистре или басу. При этом мелодические ноты объединены в рамках одного голоса с гармоническими нотами. В таких случаях нужно будет самостоятельно отделять мелодию от гармонии. Подробнее про голоса и многоголосную запись читайте в разделе "Нотная грамота".

Бас

Если нотная запись трёхголосная, то идентифицировать бас не составляет никакого труда. Самый нижний голос и будет басом.

Но чаще всего гитарные ноты представлены в виде двухголосной записи, где бас и гармоническое заполнение объединены в одном голосе. Подробней об этом читайте в главе "Условность нотной записи для гитары" из раздела "Нотная грамота".

В случае с двухголосной записью вам нужно будет научиться отделять бас от гармонии. По каким признакам мы можем отличить басовую ноту от гармонической?

· Басовые ноты самые низкие. Практически все ноты на 6 и 5 струне - басовые, за редким исключением.

· Басовые ноты чаще всего располагаются на сильных и относительно сильных долях такта, но также могут быть и на любых других. У баса выше приоритет чем у гармонии, поэтому он занимает ключевые доли. Например, первую и третью доли в размере 4/4. Или первую и четвёртую в размере 6/8. А также затактовые и вводные доли, басовая нота на сильной доле часто как-бы подготавливается затактовой басовой нотой.

· Если говорить образно, то бас самый неповоротливый и тяжёлый из всех элементов фактуры. Чаще всего он звучит крупными длительностями, как будто равномерно шагает. Он спокойно и важно звучит внизу, в то время как вверху бегают мелодия с гармонией. Например, типична ситуация когда на первой доле звучит основной бас, а в середине такта происходит его смена на дополнительный.

· Если бас и соизволит пройтись более мелкими длительностями, то только ради того, чтобы сыграть какой-то подголосок, мотив. Это в любом случае будет что-то осмысленное, какая-то законченная фраза, или связующий басовый ход.

Гармония

Чаще всего находится между мелодией и басом. Но может быть выше мелодии в отдельных случаях. Где гармонические ноты точно быть не могут, так это ниже баса. Ниже баса может быть только бас.

У гармонических нот вспомогательная роль. Эти ноты заполняют пустоты и являются связующим элементом.

В трёхголосной записи гармония занимает средний голос. В двухголосной она объединена с басом во втором голосе.

Отличить гармонические ноты от басовых мы можем по следующим признакам:

· Как правило, гармонических нот не бывает на 5 и 6 струне. Но в виде исключения могут встретиться и на 5 струне. На 6 струне никогда.

· В отличие от баса, гармония может частить мелкими длительностями.

· Гармонические ноты, по отношению к басовым, чаще всего располагаются на второстепенных долях такта, заполняют пустоты.

 

Упражнение 9 – “В лесу родилась ёлочка”

Не забывайте про ноту Фа диез “при ключе”.

Учимся играть музыкальную фактуру. Разбираем произведение вместе!

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.