Я Ми, 2-я Си, 3-я Соль, 4-я Ре, 5-я Ля, 6-я Ми — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Я Ми, 2-я Си, 3-я Соль, 4-я Ре, 5-я Ля, 6-я Ми

2022-02-11 18
Я Ми, 2-я Си, 3-я Соль, 4-я Ре, 5-я Ля, 6-я Ми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игра по НОТАМ на гитаре

Названия семи “основных” нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си

Октава – расстояние в восемь нот (например от ноты До до следующей ноты До или, например, от ноты Ля до следующей Ля)

Хроматическая музыкальная гамма (шкала) – последовательный порядок звуков. На фортепиано – игра всех клавиш по порядку, включая чёрные. Движение осуществляется по полутонам. Полтона – минимальное расстояние между нотами (например, интервал между нотой До и чёрной клавишей, находящейся справа от неё – полтона. Расстояние между нотами Ми и Фа, а также между Си и До – тоже полтона, из-за отсутствия между ними чёрной клавиши. На гитаре полтона это расстояние между двумя любыми соседними ладами.

Диез – подразумевает повышение ноты на полтона, и обозначается значком #. Например нота До, повышенная на полтона, будет называться До диез (До#). На фортепиано нота До диез – это чёрная клавиша справа от ноты До

Бемоль – подразумевает понижение ноты на полтона, и обозначается значком b. Например, нота Ре, пониженная на полтона, будет называться Ре бемоль (Реb). На фортепиано нота Ре бемоль – это чёрная клавиша слева от ноты Ре

Следует обратить внимания на то, что в данном случае одна и та же нота имеет два названия (Додиез / Ре бемоль). Из этого следует то, что любая чёрная клавиша фортепиано имеет два названия. При повышении белой клавиши на пол тона, к её названию добавляем – Диез, при понижении – Бемоль. Чёрных клавиш – Ми диез, Фа бемоль, а так-же Си диез и До бемоль не существует.

 

 

Обозначения пальцев левой и правой руки:

 

При желании сыграть диез или бемоль, следует повысить или понизить ноту на полтона, (повышение производится слева-направо, а понижение справа-налево, идентично порядку на фортепиано). Например, нота Ля диез (она же Си бемоль), на третьей струне гитары будет находиться на третьем ладу, между нотами Ля и Си.

Расположение нот на грифе гитары

На данном этапе заучивать ноты нет необходимости, они хорошо запоминаются при игре упражнений!

ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ОТКРЫТЫХ СТРУН НА НОТНОМ СТАНЕ:

 

 

 

Струны считаем снизу-вверх – от самой тонкой струны к самой толстой:

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ пишется вначале каждой строки. Это символ, который никак не играется. Он просто, как-бы “помещает” ноту Соль первой октавы на вторую линейку нотоносца. Является самым распространённым ключом в музыке.

ПЕРВАЯ ИГРА ПО НОТАМ

 

Упражнение 1 – “Ми, Фа, Соль”

Начните игру указательным пальцем правой руки (i). Обратите внимание на то, что в левой руке КАЖДЫЙ ПАЛЕЦ ИГРАЕТ “СВОЙ ЛАД”: первый палец – 1й лад (нота Фа), третий палец – 3й лад (нота Соль). Пальцы левой руки обозначаются цифрами (1 2 3 4), а правой буквами (p i m a).

Играйте медленно, не торопясь. Проиграйте несколько раз. Лучше проговаривать (или петь) названия нот при игре, так, запомнить их будет гораздо легче. Не забывайте про длинные и короткие ноты: голая нота со штилем – половинная, (считаем “раз (и), два (и)”), закрашенная со штилем – четвертная, (считаем “раз (и)”).

Упражнение 2 – “Солнышко”

В этом упражнении используются теже ноты. Последняя нота Ми – целая, (считаем “раз (и), два (и), три (и), четыре (и)”). Обратите внимание на то, что можно считать каждую ноту по отдельности, а можно суммировать счёт в каждом такте – “раз (и), два (и), три (и), четыре (и)”. Считайте так, как вам будет удобно.

Две линии с двумя точками в конце последнего такта означают повторение материала ещё раз с самого начала. Этот знак называется “Реприза”.

 

 

 

Не забывайте про длинные и про короткие ноты, а также про аппликатуру левой руки. Помните, каждый палец играет “свой” лад.

 

Паузы и лиги

Подобно нотам, – паузы в музыке тоже имеют длительности. Выдерживаются они так же, как и ноты. Целая пауза “ раз (и), два (и), три (и), четыре (и) “, половинная “ раз (и), два (и) “, четвертная “ раз (и) “, восьмая “ раз ” или “ и “, (в зависимости от доли).

Обозначаются паузы следующим образом:

Попробуйте сыграть следующее упражнение, правильно выдерживая не только ноты, но и паузы. Можно, как мы уже говорили, суммировать счёт каждого такта, считая до четырёх. Произносить “И”, после счёта каждой доли, не обязательно.

Упражнение 7 – “Я на солнышке лежу”

Обратите внимание на дугу, соединяющую ноты двух последних тактов. Она называется “ лига “, и обозначает объединение двух (или более) нот в одну. В данном случае мы играем только одну ноту До, но держим её восемь долей (четыре + четыре).

 

 

Упражнение 8

Фактура. Элементы фактуры.

Любая музыка в исполнении ансамбля музыкантов, или же всего одного музыканта, состоит из одинаковых составляющих элементов.

Это мелодия, гармония, бас.

Эти три элемента вместе составляют музыкальную фактуру.

Давайте рассмотрим, что из себя представляют эти элементы, и какая роль у каждого из них.

· Мелодия — самый главный элемент музыкального произведения. В песнях она поется голосом (солистом), в инструментальных произведениях ведущим (солирующим) инструментом. Мелодия всегда звучит ярче всего, и именно она запоминается. Когда мы напеваем какую-либо музыку мы поем именно мелодию. В ней заключена главная музыкальная мысль произведения. Мелодия это то, что мы можем пропеть голосом. Также к мелодии относятся подголоски и вспомогательные мелодические фразы.

· Гармония — это все звуки, которые не относятся к мелодии. Это аккомпанемент, сопровождение. Когда певец поет песню, он поет мелодию. Если ему аккомпанирует ансамбль, то ансамбль играет гармонию. У гармонии есть одна особенность. В ней используются строго определённые ноты, которые входят в состав текущего аккорда. Гармония - это набор нот, который используется в аккомпанементе мелодии. Этот набор нот определяется текущим аккордом гармонии.

· Бас - с одной стороны, является частью гармонии, а с другой самостоятельным элементом музыки. Бас - это фундамент произведения. Бас всегда звучит внизу, это самые низкие ноты. Звуки баса выстраиваются в самостоятельную мелодическую линию — басовую. Можно сказать что бас это вторая мелодия, которая звучит внизу. Так как бас является частью гармонии, он тоже строится по нотам текущего аккорда гармонии, но иногда в нем могут встречаться и не аккордовые звуки.

 

Тут важно сразу понять, что эти составляющие элементы музыки не привязаны к определённым инструментам. Например, мелодию может исполнять абсолютно любой инструмент или голос. Так же как и гармонию. Чаще всего гармонию играют сразу несколько инструментов ансамбля или даже оркестр. Бас может играться контрабасом, бас-гитарой, синтезатором, любым инструментом который способен извлекать низкочастотные звуки.

Все три элемента фактуры также могут играться на одном инструменте, в один момент времени, одним человеком. Для этого инструмент должен быть многоголосным. Таким как фортепиано, гитара, аккордеон. На этих инструментах возможно играть все три элемента фактуры. Образно говоря, одному играть за целый ансамбль.

А вот например флейта, скрипка, голос и др. не подходят для этой задачи. Это одноголосные инструменты, в одиночку они могут играть только мелодию. Но ансамбль из нескольких скрипок, флейт, голосов или других одноголосных инструментов, уже способен играть не только мелодию, но и гармонию.

Наша задача как исполнителя — научиться находить эти три элемента фактуры в гитарных нотах. Мелодию, гармонию и бас. Это не так сложно, как может показаться.

Мелодия

Мелодию найти проще всего. Если вам знакома музыка, которую вы разбираете, то мелодия у вас уже на слуху, вы её можете пропеть. В песне мелодическими будут те ноты, на которые приходятся слова.

Здесь надо упомянуть о подголосках и вспомогательных мелодических фразах. Часто бывает что солист поёт или играет основную мелодию, а ансамбль играет вспомогательные мелодические вставки. Или в виде подголосков (коротких мотивов), или в виде более крупных фраз. Как правило, такие мелодические вставки звучат во время пауз в основной мелодии. В гитарной аранжировке они также нередко встречаются, и их надо правильно определять. Они тоже относятся к мелодии, хоть и вспомогательной.

Чаще всего мелодия находится выше других элементов фактуры, и занимает верхний голос. В таких случаях, всё, что написано штилями вверх является мелодией. Это бывает чаще всего, но не всегда. Нередки случаи проведения мелодии в среднем регистре или басу. При этом мелодические ноты объединены в рамках одного голоса с гармоническими нотами. В таких случаях нужно будет самостоятельно отделять мелодию от гармонии. Подробнее про голоса и многоголосную запись читайте в разделе "Нотная грамота".

Бас

Если нотная запись трёхголосная, то идентифицировать бас не составляет никакого труда. Самый нижний голос и будет басом.

Но чаще всего гитарные ноты представлены в виде двухголосной записи, где бас и гармоническое заполнение объединены в одном голосе. Подробней об этом читайте в главе "Условность нотной записи для гитары" из раздела "Нотная грамота".

В случае с двухголосной записью вам нужно будет научиться отделять бас от гармонии. По каким признакам мы можем отличить басовую ноту от гармонической?

· Басовые ноты самые низкие. Практически все ноты на 6 и 5 струне - басовые, за редким исключением.

· Басовые ноты чаще всего располагаются на сильных и относительно сильных долях такта, но также могут быть и на любых других. У баса выше приоритет чем у гармонии, поэтому он занимает ключевые доли. Например, первую и третью доли в размере 4/4. Или первую и четвёртую в размере 6/8. А также затактовые и вводные доли, басовая нота на сильной доле часто как-бы подготавливается затактовой басовой нотой.

· Если говорить образно, то бас самый неповоротливый и тяжёлый из всех элементов фактуры. Чаще всего он звучит крупными длительностями, как будто равномерно шагает. Он спокойно и важно звучит внизу, в то время как вверху бегают мелодия с гармонией. Например, типична ситуация когда на первой доле звучит основной бас, а в середине такта происходит его смена на дополнительный.

· Если бас и соизволит пройтись более мелкими длительностями, то только ради того, чтобы сыграть какой-то подголосок, мотив. Это в любом случае будет что-то осмысленное, какая-то законченная фраза, или связующий басовый ход.

Гармония

Чаще всего находится между мелодией и басом. Но может быть выше мелодии в отдельных случаях. Где гармонические ноты точно быть не могут, так это ниже баса. Ниже баса может быть только бас.

У гармонических нот вспомогательная роль. Эти ноты заполняют пустоты и являются связующим элементом.

В трёхголосной записи гармония занимает средний голос. В двухголосной она объединена с басом во втором голосе.

Отличить гармонические ноты от басовых мы можем по следующим признакам:

· Как правило, гармонических нот не бывает на 5 и 6 струне. Но в виде исключения могут встретиться и на 5 струне. На 6 струне никогда.

· В отличие от баса, гармония может частить мелкими длительностями.

· Гармонические ноты, по отношению к басовым, чаще всего располагаются на второстепенных долях такта, заполняют пустоты.

 

Упражнение 9 – “В лесу родилась ёлочка”

Не забывайте про ноту Фа диез “при ключе”.

Учимся играть музыкальную фактуру. Разбираем произведение вместе!

 

 

 

 

Игра по НОТАМ на гитаре

Названия семи “основных” нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си

Октава – расстояние в восемь нот (например от ноты До до следующей ноты До или, например, от ноты Ля до следующей Ля)

Хроматическая музыкальная гамма (шкала) – последовательный порядок звуков. На фортепиано – игра всех клавиш по порядку, включая чёрные. Движение осуществляется по полутонам. Полтона – минимальное расстояние между нотами (например, интервал между нотой До и чёрной клавишей, находящейся справа от неё – полтона. Расстояние между нотами Ми и Фа, а также между Си и До – тоже полтона, из-за отсутствия между ними чёрной клавиши. На гитаре полтона это расстояние между двумя любыми соседними ладами.

Диез – подразумевает повышение ноты на полтона, и обозначается значком #. Например нота До, повышенная на полтона, будет называться До диез (До#). На фортепиано нота До диез – это чёрная клавиша справа от ноты До

Бемоль – подразумевает понижение ноты на полтона, и обозначается значком b. Например, нота Ре, пониженная на полтона, будет называться Ре бемоль (Реb). На фортепиано нота Ре бемоль – это чёрная клавиша слева от ноты Ре

Следует обратить внимания на то, что в данном случае одна и та же нота имеет два названия (Додиез / Ре бемоль). Из этого следует то, что любая чёрная клавиша фортепиано имеет два названия. При повышении белой клавиши на пол тона, к её названию добавляем – Диез, при понижении – Бемоль. Чёрных клавиш – Ми диез, Фа бемоль, а так-же Си диез и До бемоль не существует.

 

 

Обозначения пальцев левой и правой руки:

 

При желании сыграть диез или бемоль, следует повысить или понизить ноту на полтона, (повышение производится слева-направо, а понижение справа-налево, идентично порядку на фортепиано). Например, нота Ля диез (она же Си бемоль), на третьей струне гитары будет находиться на третьем ладу, между нотами Ля и Си.

Расположение нот на грифе гитары

На данном этапе заучивать ноты нет необходимости, они хорошо запоминаются при игре упражнений!

ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ОТКРЫТЫХ СТРУН НА НОТНОМ СТАНЕ:

 

 

 

Струны считаем снизу-вверх – от самой тонкой струны к самой толстой:

я Ми, 2-я Си, 3-я Соль, 4-я Ре, 5-я Ля, 6-я Ми

Классическую гитару обычно ставят на левую ногу:

При этом необходимо помнить:

  • Лучше использовать подставку для левой ноги.
  • Левое колено не отводится влево, оно остаётся напротив пюпитра.
  • Правое колено отведено вправо.
  • Гриф приподнят, примерно 45 градусов относительно пола.
  • Предплечье правой руки лежит на обечайке гитары сверху, кисть не должна быть прижата к деке.
  • Угол сгиба локтевого сустава левой руки составляет примерно 90 градусов.

Как записываются ноты:

Ноты пишутся в виде кружочков на нотном стане (состоящем из пяти линий). Место расположения “головки” ноты (кружочка), указывает на её название. Прибавление к “головке” “штиля” (вертикальной линии), или “флажка” (хвостика над или под “штилем”), указывает на изменение длительности ноты:

Направление флажка или штиля значения не имеет. Обычно у высоких нот штили направленны вниз, а у низких вверх.

 

 

Длительности нот:

Целая нота: самая длинная. Для того, чтобы выдержать целую ноту считаем (про себя или вслух) – “ раз-и, два-и, три-и, четыре-и”.

Половинная нота: в два раза короче целой. Считаем – “раз-и, два-и”.

Четвертная нота: в четыре раза короче целой. Считаем – “раз-и”.

Восьмая нота: в восемь раз короче целой. Считаем – “раз”, или “и” (в зависимости от доли).

Любое произведение поделено на такты, отделённые друг от друга тактовой чертой:

Две цифры в виде дроби, вначале первой строки указывают на музыкальный размер произведения, где числитель показывает число долей в такте, а знаменатель — их относительную длительность.

Простыми словами, верхняя цифра 4 показывает общую сумму длительностей всех нот в каждом такте. Не сумму всех нот, а сумму их длительностей (долей)! В данном случае сумма долей в одном такте всегда равна четырём. В первом такте примера, приведённого выше три ноты: четвертная (одна доля) + четвертная (одна доля) + половинная (две доли) = всего четыре доли. Играя со счётом получим: “ раз (и)” + “ раз (и)” + “ раз (и), два (и)”. Считая доли в каждом такте можно их складывать: раз (и), два (и), три (и), четыре (и). Слог (и) при счёте произносить не обязательно, он служит для удобства (обычно это удобно при счёте восьмых).

Нижняя цифра 4 указывает на то, какой тип ноты (целая, половинная, четвертная и т.п.), будет использован для ведения счёта. При счёте четвертными, пишется – 4 (в этом случае четвертная нота считается как “ раз (и) “). При счёте восьмыми – пишется 8 (восьмая = “ раз (и) “). Шестнадцатыми – 16 (шестнадцатая = “ раз (и) “). Самый распространённый размер в музыке – 4/4, в этом случае всегда считаем четвертными: каждая четвертная нота = “ раз (и) “.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ пишется вначале каждой строки. Это символ, который никак не играется. Он просто, как-бы “помещает” ноту Соль первой октавы на вторую линейку нотоносца. Является самым распространённым ключом в музыке.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.