Группового интеллектуального теста — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Группового интеллектуального теста

2022-02-10 54
Группового интеллектуального теста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОПИСАНИЕ

ГРУППОВОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТЕСТА

 

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Он предназначен для диагностики умственного развития детей 10–12 лет – учащихся 5–6-х классов. Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников осуществлены в 1993 г. кандидатами психологических наук М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой [1]. При этом в тест были внесены существенные изменения с тем, чтобы все задания стали понятными для наших школьников и могли бы дифференцировать их по умственному развитию.

      Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия; всё это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса.

Тест был исследован на надежность, валидность, получил довольно широкое распространение и хорошо зарекомендовал себя на практике. ГИТ относится к таким методикам, которые обладают всеми преимуществами тестов, а именно: удобством пользования, краткостью проводимого испытания, возможностью стандартизации и математической обработки данных, кроме того, он учитывает не столько количественные результаты, сколько качественные характеристики выполнения заданий

По своей структуре ГИТ содержит 7 субтестов:

2. Исполнение инструкций.

3. Арифметические задачи.

4. Дополнение предложений.

5. Определение сходства и различий.

6. Числовые ряды.

7. Аналогии.

8. Символы.

Тест разработан в двух формах – А и В, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 минут), всего теста – около 30 мин.

Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:    

а) осуществление контроля за эффективностью школьного обучения;

б) выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;

в) определение причин школьной неуспеваемости;

г) сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;

д) сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;

е) отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.


ПРАВИЛА ТЕСТИРОВАНИЯ

 

1). Экспериментатор должен говорить громко, отчетливо и медленно, решительным тоном.

2). Инструкции необходимо произносить точно, лучше их записывать или заранее выучить наизусть.

3). Во время зачитывания инструкций все должны положить карандаши, никто не должен работать.

4). Время для решения каждого субтеста регистрируется по секундомеру.

5). Школьники, сидящие на одной парте, работают с параллельными формами.

6). Желательно, чтобы тестирование проводили два экспериментатора, разделив между собой выполнение функций.

7). Помещение для тестирования должно быть тихим, изолированным, исключающим помехи.

 

 

ВРЕМЯ РЕШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СУБТЕСТОВ

1). 2). 3). 4). 5). 6). 7). Исполнение инструкции Арифметические задачи Дополнение предложений Определение сходства и различий Числовые ряды Установление аналогий Символы – 4 мин. – 6 мин. – 5 мин. – 1,5 мин. – 4 мин. – 3 мин. – 4 мин.

 

      ИТОГО:                                                     27,5 мин.

 

 

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТИРОВАНИЯ

 

Сначала экспериментатор объясняет испытуемым, чего он от них ждет. Он обращается к учащимся с такими словами: “Вы будете решать задания, которые отличаются от тех, что вы обычно решаете в школе. При этом вы должны показать, как вы умеете быстро и правильно думать. Старайтесь работать как можно лучше. Каждый (даже тот, кому в школе до сих пор не везло) имеет возможность показать, чего он может добиться. Задания наверняка вас заинтересуют, вначале они легче, а потом будут сложнее. Вероятно, вам не удастся решить в установленное время все задания. Но если вы будете стараться работать быстро и правильно, то ваши результаты будут хорошими. Перед каждым типом задания я буду объяснять вам, как его решать. Как только начнете работать, уже нельзя будет ничего спрашивать и оглядываться. Будьте очень внимательны и делайте только то, что я вам скажу.

Подготовьте карандаш (ручку) и положите его перед собой. Все остальное с парты уберите”.

Экспериментатор должен убедиться, все ли приготовили карандаши или ручки. Потом он говорит: “Сейчас я вам раздам тетради с заданиями. Положите их перед собой, без моего разрешения не перелистывайте их. На первой странице тетради напечатано “Дата”. Впишите туда сегодняшнюю дату и рядом урок (первый, второй, третий и т.д.). На следующей строчке напишите свою фамилию и имя, ниже – дату своего рождения, потом номер школы и класса. Кто все сделал, положите ручки”.

 

 

ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ

 

После того как все дети написали сведения о себе, экспериментатор говорит: “Переверните страницу – только одну. Ручки пока не трогайте. На этой странице написано “Тест 1”.

Необходимо проверить, все ли правильно перевернули страницу, и осуществлять такую проверку перед выполнением остальных тестов.

Тест 1.

“Пока не берите ручки. Под названием “Тест 1” написана инструкция. Я буду ее читать, а вы внимательно следите по своей тетради. Затем по моей команде “Начинайте” вы будете выполнять задания. Старайтесь работать быстро и правильно. Прочитайте сначала все предложение, обдумайте, что в нем от вас требуется, и сделайте это. Работайте до тех пор, пока я не скажу “Достаточно”.

Далее зачитывается инструкция и дается команда: “Начинайте”.

Через 4 минуты дается команда: “Достаточно, положите ручки”. Необходимо проследить, чтобы все школьники выполнили указание.

Тест 2.

“Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: “Тест 2”. Под ним вопросы. Это задачи по математике. Решайте их быстро и правильно. Если не сможете в уме, считайте на полях бумаги. Начинайте”.

Через 6 минут дается та же команда, что и после 1-го теста.

Тест 3.

“Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: “Тест 3”. В предложения впишите недостающие слова. На место каждой пунктирной линии надо вписать только одно слово”. Объясните пример: “Ученик …………… задачу. Какое слово надо вписать? Следующий пример: У лошади четыре …………….

Не трогайте ручки. Когда я дам команду, начинайте вписывать недостающие слова в предложения так, чтобы каждое предложение имело смысл.

Помните, что в каждый пропуск можно вписать только одно слово. “Начинайте”.

Через 5 минут дается та же команда, что и после предыдущих тестов, и добавляется: “Переверните всю тетрадь. У всех тест 4?”.

Проверьте, чтобы все правильно перевернули тетрадь. Помните, что расположение тестов 4–7 отличается от предыдущих.

Тест 4.

“Читайте инструкцию. Если два слова имеют одинаковое или очень похожее значение, то напишите между ними букву “С”, если у них разные значения, то напишите между ними букву “Р”.

Разберите с детьми 3 примера, приведенных в описании теста.

“Аналогично будете выполнять все задания. Начинайте”.

Через 1,5 минуты дается команда “Достаточно! Положите ручки”.

Тест 5.

“Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: “Тест 5”. Прочитайте детям инструкцию и разберите примеры. “Посмотрите на первый пример. Как сгруппированы эти числа? Какая цифра идет после 12-ти? … А потом? …” и т.д.

Затем экспериментатор говорит: “Дальше идут ряды чисел, каждый ряд составлен по своему особому принципу. Внимательно просмотрите каждый ряд, еще раз пересчитайте и на пустые места справа напишите два числа таким образом, чтобы ряд продолжался правильно. К каждому ряду припишите только два числа. Начинайте”.

Через 4 минуты дается команда: “Достаточно! Положите ручки”.

Тест 6.

“Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: “Тест 6”. Далее следует прочитать инструкцию и разобрать примеры. Прочитав первый пример, говорите: “Вам надо выбрать одно из 4-х слов. Какое вы выберете?” Следующие примеры разберите аналогичным образом.

“Как и в примерах, в следующих заданиях подчеркните то их 4-х слов, которое связано с третьим словом так же, как первое со вторым”. Чтобы испытуемые не перепутали строчки и могли следить за ними, необходимо предложить им пользоваться линейкой. Через 5 минут дается обычная команда.

Тест 7.

“Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано “Тест 7”. Далее следует прочитать инструкцию и объяснить обозначения. “В ключе нарисованы различные значки и под ними в квадратиках цифры от 1 до 9. Ваша задача – написать под каждым значком ту цифру, под которой этот значок находится в ключе. Работайте быстро и правильно. Не пропускайте ни одного квадратика. Номера значков ставьте в той последовательности, в какой они идут друг за другом. Будет ошибкой, если вы напишите сначала только единицы, потом – только двойки и т.д. Начинайте!”.

Через 4 минуты дается команда “Достаточно. Положите ручки. Закройте тетрадь”.

Соберите тетради. Следите, чтобы в это время никто не работал.

 

 

I. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

При обработке результатов в первую очередь необходимо придерживаться следующих принципов.

1. Каждое выполненное задание должно оцениваться экспериментатором или как правильное, или как неправильное.

2. Если испытуемый исправил ответ, то оценивается исправленный.

Для обработки результатов первых 6-ти субтестов используются соответствующие шаблоны (для формы А и формы Б), которые удобно сложить по намеченным линиям в форму гармошки. Перевертывание страниц этой гармошки дает возможность совмещать правильные ответы на задания с результатами их выполнения в тетрадях.

Каждое задание в субтестах 1–6 справа обозначено цифрой. Если решение ошибочно, то соответствующая цифра в тестовой тетради при обработке зачеркивается. Если задание пропущено, то цифра, обозначающая пропущенное задание, обводится кружком. Под номером последнего выполненного задания проводится горизонтальная линия, которая отделяет выполненные задания от невыполненных. При такой обработке количество не зачеркнутых и не обведенных кружком цифр отражает количество правильно решенных заданий.

Обработка субтеста 7 ведется по единому для форм А и Б шаблону. Для этого в нем необходимо вырезать строчки символов над строчками цифр. После наложения шаблона на задания субтеста таким образом, чтобы в прорезь попали цифры, обозначенные детьми в тестовых тетрадях, последние сравниваются с цифрами, проставленными в шаблоне. Не правильные решения зачеркиваются. Количество правильных решений является первичным результатом, на основании которого подсчитываются баллы, полученные школьниками за выполнение данного субтеста (см. ниже).

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

I. КОЛИЧЕСТЕННЫЙ АНАЛИЗ

 

После обработки и определения первичных показателей по отдельным субтестам результаты переносятся в таблицу на 1-й странице тестовой тетради и складываются. В результате получается общий первичный показатель. В соответствующие колонки вносятся также ошибки и суммируются. Для суммы ошибок по всем субтестам пока точных норм нет. Ориентировочно количество ошибок оценивается так: от 0 до 5 – очень мало; 10–25 – среднее их количество; свыше 35 ошибок – очень большое количество. С возрастом количество ошибок уменьшается.

Далее подсчитывается процент правильно выполненных заданий как по каждому субтесту в отдельности, так и по тесту в целом. Эти сведения переносятся в соответствующие колонки таблицы на 1-й странице тестовой тетради.

Кроме того, проводится графическое изображение результатов на сетке, расположенной рядом с колонками первичных баллов и их процентов. Для этого на сетку наносятся точки, соответствующие проценту правильно выполненных заданий по каждому субтесту. После нанесения точек вычерчивается график, отражающий индивидуальную структуру умственного развития школьника.

Для оценки индивидуальных результатов детей используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. Для российских школьников возрастная норма расположена: для пятиклассников в интервале от 80 до 100 баллов, для шестиклассников – от 90 до 110 баллов. Если баллы по тесту у учащегося 5-го класса расположены в интервале 60–79 баллов, то уровень его умственного развития оценивается как близкий к нормальному (немного ниже нормы). Если уровень выполнения оценивается 40–59 баллами, то это свидетельствует о низком умственном развитии. Если балл ниже 39, то умственное развитие признается очень низким. Балл выше 100 указывает на высокое умственное развитие ребенка.

Для шестиклассников уровень выполнения теста оценивается следующим образом: возрастная норма 90–110 баллов; немного ниже нормы – 70–89 баллов; низкий уровень умственного развития – 50–69 баллов; очень низкий уровень – ниже 49 баллов; высокий уровень умственного развития – выше 110 баллов.

Для удобства оценки уровня интеллектуального развития ребенка индивидуальные результаты можно представить в виде следующей таблицы:

 

  Очень низкий Низкий Близкий к нормальному Возрастная норма Высокий
  Для 5 кл-ов   ниже 39   40-59   60-79   80-100   выше 100
  Для 6 кл-ов     ниже 49   50-69   70-89   90-110   выше 110

 

 


II. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

 

Уже в начале 90-х г. в лаборатории Е.М.Борисовой был проведен качественный анализ по результатам тестирования около 200 учащихся 5-х классов московских и подмосковных школ [2]. Далее этот качественный анализ будет представлен.

Дополнительно в 2001 г. специалистами регионального социопсихологического центра Самарской области был осуществлен лингвистический анализ всех субтестов и психологический анализ на основе методологии учебных задач известного чешского психолога Даны Толлингеровой. Причем, не менее интересная информация была получена при сравнении двух форм (А и Б) ГИТ.

Напомним, что Д.Толлингерова предложила по аналогии с классификацией Блюма таксономию учебных задач, разделенных по их оперативной структуре, то есть по операциям, необходимым для их решения […]. Учебные задачи в ней разделены на пять категорий содержащих 27 типов учебных задач (взято из “Методов программированного обучения”):

          ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО Д.ТОЛЛИНГЕРОВОЙ

1.00 Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:

1.1 задачи по узнаванию

1.2 задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий

1.3 задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил

1.4 задачи по воспроизведению больших текстов блоков, стихов, таблиц, и т.п.

2.00 Задачи, требующие простых мыслительных операций с дан­ными:

2.1 задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т.п.)

2.2 задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.)

2.3 задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий

2.4 задачи по разбору и структуре (анализ и синтез)

2.5 задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение)

2.6 задачи по распределению (категоризация и классификация)

2.7 задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.)

2.8 задачи по абстракции, конкретизации и обобщению

2.9 решение несложных примеров (с неизвестными величи­нами и т.п.)

3.00 Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:

3.1 задачи по переносу (трансляция, трансформация)

3.2 задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смыс­ла, значения, обоснование)

3.3 задачи по индукции

3.4 задачи по дедукции

3.5 задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верификацией)

3.6 задачи по оценке

4.00 Задачи, требующие сообщения данных:

4.1 задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.

4.2 задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.

4.3 самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.

5.00 Задачи, требующие творческого мышления:

5.1 задачи по практическому приложению

5.2 решение проблемных задач и ситуаций

5.3 постановка вопросов и формулировка задач или заданий

5.4 задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе)

5.5 задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе)

 


К первой категории относятся задачи, требующие от учащегося мнемических операций, содержание которых предусматривает узнавание или репродукцию отдельных фактов или их це­лого.

Во вторую категорию включены задачи, при решении которых уже необходимы элементарные мыслительные операции. Это задачи по выявлению, перечислению, сопоставлению, обобщению и т.п.

Третья категория охватывает задачи, решение которых требует сложных мыслительных операций. Сюда относятся задачи по индукции, дедукции, интерпретации, верификации и др. Следует указать, что к категории 3.1 относятся все задачи, в которых учащиеся должны перевести что-то с одного “языка” на другой, например, выразить словами формулу, прочитать что-либо, перевести текст с родного языка на ино­странный и т.д.

В четвертую категорию включены задачи, предусматривающие для их решения помимо мыслительных операций еще какой-нибудь речевой акт: устный или письменный. Следовательно, сюда относятся все задачи, требующие не только проведения определенных операций, но и высказываний о них. Учащийся в этих задачах дает показание не только о результате решения, но также и о его ходе, условиях, фазах, компонентах, трудностях и т.д.

В пятую категорию входят задачи, которые предполагают самостоятельность при решении задач.

Основными понятиями и операциями в приводимой методологии являются:

Таксация — обозначение задачи одним из чисел настоящей классификации (таксономии).

Индекс вариабельности задач — отношение числа подлинно встречающихся типов задач к числу возможных. 

Размещение в таксономии — запись частоты задач отдельного типа.

Дидактическая ценность теста — проведение всех трех операций и сравнение с дидактическим замыслом разработчика теста.

При выполнении качественного анализа заданий ГИТ при помощи методологии Д.Толлингеровой нами была проведена таксация всех заданий каждого субтеста, вычислен индекс вариабельности каждого субтеста и всего теста в целом, сделаны выводы.

Приведем описание субтестов ГИТ с качественным анализом каждого из них:

 

В первом субтесте (“Исполнение инструкций”) необходимо как можно быстрее и точнее выполнить ряд простых указаний (например, подчеркнуть самое большое из чисел, оценить число букв в трех словах и подчеркнуть то, которое является самым длинным, и т.д.). По мнению Е.М.Борисовой и Г.П.Логиновой, для правильного выполнения всех заданий испытуемому требуются элементарные знания в объеме 3-го класса средней школы, а сложность при выполнении субтеста может состоять в том, чтобы быстро понять смысл инструкции и как можно точнее ее выполнить. Т.к. субтест содержит элементарные задания, то анализ ошибок не дает нам достаточной информации об уровне умственного развития ребенка. Этот субтест характеризует в большей степени динамику протекания мыслительных процессов, нежели их содержательную сторону.

В работе В.Т.Козловой [15] было показано, что успешность выполнения заданий на понимание инструкций отражает не уровень умственного развития испытуемого, а выраженность свойства лабильности нервной системы, проявляющейся в мыслительно-речевой деятельности. Это свойство в определенной степени может послужить основой для быстрого овладения понятиями и умственными действиями. Ссылаясь на работы В.Т.Козловой, Е.М.Борисовой и Г.П.Логиновой было отмечено, что субтест в большей степени характеризует динамику протекания мыслительных процессов и успешность выполнения субтеста зависит от скорости протекания этих мыслительных.

 

В субтесте можно выделить следующий виды заданий:

 

  Форма А   Форма Б
- выполнение простой инструкции;    – № 1, 2, 3, 4, 7, 8
- выполнение сложной инструкции путем осуществле-ния самостоятельного логического выбора; – № 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20
- отнесенность заданий к разным областям знаний, осведомленность; – № 5, 6, 9, 13, 15,    16, 19, 20
- отнесенность заданий к разным школьным пред-метам:    
Математика – № 12, 17
Русский язык – № 5, 16, 18 – № 6, 16, 18

 

Проведя анализ субтеста на основе методологии Д.Толлингеровой, можно отметить, что задания субтеста требуют от учащихся не только элементарных знаний в объеме 3-го класса, и, следовательно, результат выполнения этих заданий может дать дополнительную информацию об уровне умственного развития ребенка. Таксация заданий 1-го субтеста выглядит следующим образом (форма А):

 

№ задания 1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5  
1   +                                                    
2                 +                                      
3               +                                        
4                 +                                      
5                         +           +                  
6                         +           +                  
7               +                                        
8               +                                        
9         +                                     +        
10                 +                                      
11   +                                                    
12         +                           +                  
13                 +   +                                  
14               + +   +                         +        
15   +                                 +                  
16                                     +                  
17         +       +                                      
18                 +     +                                
19               +     +                                  
20               +     +                                  
 

8,8 %

70,6 %

14,7 %

-

5,9 %

 

 

Так задания №1 и 11 – это задания на воспроизведение отдельных фактов (1.2 согласно таксономии Д.Толлингеровой) и, следовательно, они относятся к самой низкой первой категории. При выполнении заданий №2, 3, 4, 7, 8, и 10 ребенку приходится выполнять уже одну из простых мыслительных операций: несложный разбор данных или их сопоставление (2.4, 2.5). Выполняя задания №13, 17, 18, 19, 20, ребенок выполняет несколько мыслительных операций второго уровня в различном их сочетании (2,4, 2.5, 2.7, 2,8), а задания №5, 6, 9, 12, 14, 15 – несколько мыслительных операций различных уровней, причем 9 и 14 можно отнести к проблемным заданиям (5.2), так они содержат избыток информации.

Анализ субтеста показал, что около 15% всех заданий обязательно содержат оценку данных в инструкции (3.6), что предполагает наличие в этих заданиях третьего уровня когнитивной сложности, и, следовательно, они вряд ли могут быть оценены как простые.

Отметим, что существенных отличий в содержании данного субтеста по формам А и Б не обнаружено. В форме Б, по сравнению с формой А, лишь переставлены местами первые два задания.

Всего из проводимых учащимися действий около 9% относятся к первому уровню когнитивной сложности согласно таксономии Д.Толлингеровой, около 71% - ко второму уровню, около 15% - к третьему, около 6% - к пятому. Индекс вариабельности (ИВ) = 0.26.

Второй субтест (“Арифметические задачи”) – содержит 20 заданий, построен по принципу теста достяжений. Он выявляет овладение учащимися конкретными учебными навыками в области математики и, следовательно, по мнению Е.М.Борисовой и Г.П.Логиновой, качественный анализ этого субтеста представляет интерес не столько для психолога, сколько для педагога.

Независимо от формы ГИТ (А или Б) все задачи можно разделить по сложности их выполнения на:

- простые арифметические задачи на выполнение одного какого-либо действия; – № 1,2,4,5
- задачи в несколько действий или со сложными схемами смешанного типа. – № 3,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,   17,18,19,20

 

Проведенный нами качественный анализ субтеста на основе методологии Д.Толлингеровой позволил дополнить информацию. Таксация заданий 2-го субтеста выглядит следующим образом (Форма А):

 

№ задания 1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 замечания
1         +                                              
2                     +                                  
3         +                                              
4         +                                              
5                     +                                 Некор.сфор. задание
6                     +                                  
7                     +                                  
8               +     +                                  
9               +         +                             Некор.сфор. задание
10                     +                                  
11                         +                              
12                         +                              
13                         +                              
14                     +                                  
15                         + &

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.