ПН в сфере организации и проведения закупок товаров работ услуг для гос и муниципальных нужд. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ПН в сфере организации и проведения закупок товаров работ услуг для гос и муниципальных нужд.

2022-02-10 38
ПН в сфере организации и проведения закупок товаров работ услуг для гос и муниципальных нужд. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Одной из важнейших задач органов прокуратуры на современном этапе является обеспечение исполнения законодательства в сфере размещения заказов, направленного на создание условий для добросовестной конкуренции и равенства прав участников торгов, эффективное и целевое использование бюджетных средств, предотвращение коррупции (Указание Генеральной прокуратуры РФ от 10 ноября 2009 г. № 355/7 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов) Прокурорский надзор заметно отличается от контроля в сфере закупок, осуществляемого иными органами. Согласно ст. 99 Закона о контрактной системе контрольными полномочиями в сфере закупок наделены органы Федеральной антимонопольной службы РФ, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ, Федерального казначейства РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, а также органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый из этих органов осуществляет контроль за исполнением законов о контрактной системе в соответствующей (ограниченной) сфере (например, в сфере обеспечения конкуренции, в сфере расходования бюджетных средств и т. п.). Заметным отличием органов прокуратуры является универсальный характер надзора за исполнением законов независимо от предметной сферы. Такое свойство прокурорского надзора наиболее привлекательно для участников закупки, права и законные интересы которых нарушены заказчиками. 

Мы считаем правильным подход, при котором прокурорский надзор, не подменяя органы государственного контроля, выступает дополнительной гарантией законности в их деятельности (см. об этом: [2; 3]).

Одним из важнейших направлений прокурорского надзора за исполнением законов о контрактной системе является надзор за исполнением законов в сфере эффективного расходования заказчиками бюджетных средств. Основу для этого направления прокурорского надзора составляет закрепленный в ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Методика.

Во-первых, следует проверить, все ли закупки товаров, работ, услуг отражены в плане-графике заказчика. План-график – это своего рода «рабочий план закупок» заказчика на весь календарный год, в котором отражаются сведения обо всех планируемых к закупке товарах, работах, услугах. План-график составляется заказчиком исходя из доверенных ему лимитов бюджетных обязательств, поэтому осуществление закупки, не отраженной в плане-графике, создает риск закупки товаров, работ, услуг, не обеспеченной финансовыми ресурсами.

Во-вторых, целесообразно проверять, надлежащим ли образом заказчик обосновывал начальные (максимальные) цены контрактов. Значение этой обязанности обусловлено, во-первых, стремлением законодателя создать условия для закупки товаров, работ, услуг по ценам, не превышающим рыночные цены, и, во-вторых, минимизировать возможность проявления со стороны заказчиков коррупционных правонарушений.

В-третьих, органы прокуратуры могут проверить правильность установления заказчиками обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов. Эти обеспечительные меры служат гарантией добросовестного поведения контрагентов заказчиков, а именно гарантией своевременного заключения ими контрактов и исполнения.

В-четвертых, эффективное расходование бюджетных средств проявляется в надлежаще составленной и размещенной на официальном сайте отчетности об итогах исполнения контракта. В такой отчетности заказчик показывает соответствие или несоответствие результатов исполнения контракта его условиям, отражает сведения о начисленных неустойках, информацию об изменении или расторжении контракта.

Вторым основным направлением прокурорского надзора за исполнением законов о контрактной системе является проверка обеспечения заказчиком конкуренции среди участников закупки. В рамках проверки органами прокуратуры указанных требований стоит сосредоточить особое внимание на нескольких моментах.

Во-первых, следует проверять исполнение заказчиками обязанности по предоставлению законно установленных преимуществ отдельным категориям участников закупки. Законом о контрактной системе такие преимущества установлены в отношении организаций инвалидов, учреждений уголовно-исполнительной системы, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также в отношении поставщиков, поставляющих товары из Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

 

Во-вторых, в рамках надзора за исполнением законов о защите конкуренции органы прокуратуры вправе проверить заказчиков на предмет правильности выбора ими способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В ст. 24 Закона о контрактной системе все способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поделены на две группы – конкурентные и неконкурентные. К конкурентным способам относятся аукционы (электронный и закрытый), конкурсы (открытый с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием и закрытый двухэтапный), запрос котировок и запрос предложений; к неконкурентным – закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом по общему правилу заказчик при осуществлении закупки самостоятельно выбирает способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В-третьих, обеспечение заказчиками конкуренции может быть проверено органами прокуратуры посредством оценки соответствия требованиям законов сроков опубликования заказчиками информации о совершении отдельных действий по осуществлению закупки. К числу таких действий относится опубликование на официальном сайте извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, различных протоколов и т. п. От того, насколько своевременно заказчиком будет опубликована такая информация, зависит возможность участников закупки отреагировать на нее путем подачи заявок, внесения изменений в поданные заявки, подачи жалоб на действия (бездействие) заказчика и т. д. Напротив, нарушение заказчиками подобных сроков, как правило, сказывается на недостаточной информированности участников закупки о совершенных заказчиками действиях и, как следствие, на ограничении количества участников закупок, задействованных в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

И, наконец, в-четвертых, надзор за соблюдением конкуренции включает в себя проверку законности изменения заказчиками существенных условий заключенных контрактов. Значимость таких проверок обусловлена необходимостью пресечения недобросовестных действий заказчиков по изменению заключенных контрактов в целях предоставления отдельным контрагентам необоснованных преимуществ (например, уменьшение объема закупаемых товаров, работ, услуг, увеличение цены контракта, изменение сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и т. п.).

Следует учитывать, что в силу ст. 95 Закона о контрактной системе существенные условия контрактов могут быть изменены лишь по соглашению сторон и только в случаях, предусмотренных ч. 1 этой статьи. Изменение контракта по иным основаниям (например, предусмотренным главой 29 ГК РФ) законом не предусмотрено.

При осуществлении прокурорского надзора следует учитывать, что названные требования применяются ко всем участникам закупки в сфере осуществления заказов для государственной и муниципальной службы в отличие от положений ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которые распространяются только на должностных лиц государственной и муниципальной службы.

 

 53. Механизм обеспечения соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере закупок по 44-фз

 ПН осуществляется в отношении: заказчиков; контрактных служб и контрактных управляющих; закупочных комиссий; уполномоченных органов, уполномоченных учреждений и специализированных организаций; операторов электронных площадок. Субъект надзора — это непосредственный участник надзорной деятельности, а именно прокурор, осуществляющий проверку. Целью ПН в сфере обеспечения применения 44-ФЗ является установление соответствия правовых норм и законности тем положениям и условиям, которые регулируются действующим контрактным законодательством. Предметом в сфере закупок выступает соблюдение требований (п. 8 ст. 99 44-ФЗ): обоснования заказа; нормирования закупочной деятельности; обоснования НМЦК; соответствия поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта; полноты и достоверности отражения в документах учета поставленных ТРУ; соответствия использования приобретенных ТРУ целям заказа. Виды прокурорского надзора в области закупочной деятельности подразделяются на контроль за эффективностью расходования бюджетных средств и за соблюдением конкуренции при осуществлении торгов, а также на комплекс мер по противодействию коррупции, так как контрактная сфера является зоной повышенных коррупционных рисков. Внеплановый контроль производится на основании определенного повода для проведения проверки — сигнала о нарушении организацией-заказчиком норм действующего законодательства

Сама процедура не имеет никакого законодательного нормирования и регулирования.

Алгоритм прокурорского надзора состоит из следующих шагов: прокурор отправляет в адрес заказчика письменное уведомление о предстоящей проверке закупочной деятельности с указанием даты проверки, проверяемого периода и списка документов, подлежащих контролю; в письме указывается порядок предоставления документации в орган прокуратуры; заказчик подготавливает пакет документов и направляет его прокурору, предварительно уточняя, нужно ли заверять копии документов; прокурор рассматривает переданную ему документацию, при необходимости требует дополнительные материалы или же вызывает заказчика для получения личных разъяснений; по результатам проверки выдается протест на правовой акт (ст. 23, 28 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992), представление об устранении нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1) или постановление о возбуждении уголовного производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ № 2202-1).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.