Формирование речевого дыхания — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Формирование речевого дыхания

2022-02-10 33
Формирование речевого дыхания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. Работа на данном этапе проводится последо­вательно. Сначала осуществляется распределение выдоха в про­цессе речи, а потом — добор воздуха.

 

Распределение выдоха заключается в овладении умением созна­тельно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного члене­ния фразы на интонационно-смысловые единицы речи — синтагмы.

 

Специальные упражнения сначала проводятся с использова­нием слогов. Для этого можно применять прием наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков: сперва с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество можно увеличить.

 

Затем навыки произношения слогов на одном выдохе перено­сятся на слова, словосочетания и предложения. Каждое удлине­ние «цепочки» на одно слово в среднем должно отрабатываться в течение недели, но может быть и чаще.

 

Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомен­дуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. Выдыхать но­вую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должно быть утечки воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

 

Дыхательный тренинг должен проводиться со всеми детьми, независимо от характера нарушения звукопроизношения. Отли­чаться будет только темп усвоения материала на втором и тре­тьем этапах и подбор речевого материала. Необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, то есть по возмож­ности исключать дефектно произносимые звуки.

 

Для формирования дыхания специалисты часто рекомен­дуют использовать упражнения из парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Эта методика была создана в нашей стране в 30-40-х годах XX века. А. Н. Стрельникова была певицей и, поте­ряв голос, стала искать эффективный способ его восстановления. Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движе­ниях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен и энергичен, выдох — пассивен. В отличие от традицион­ной дыхательной гимнастики делается шумный короткий вдох но­сом при слегка сомкнутых губах. Выдох осуществляется пассивно, через рот. Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.

 

Сама А. Н. Стрельникова при выполнении упражнений сове­тует следовать следующим основным правилам.

1. «Внимание! Дымом пахнет!»

2. Нужно резко, шумно — как собака — нюхать воздух. Не сле­дует втягивать воздух, как если бы вы пили через соломинку. Вдох должен быть коротким, как укол, активный и чем есте­ственнее, тем лучше. Нужно думать только о вдохе.

 

3. Выдох — результат вдоха. Пусть после каждого вдоха воздух уходить как угодно и сколь угодно долго. Единственно, что выдыхать предпочтительно через рот. Выдох проходит само­стоятельно, а вам нужно обращать внимание только на вдох и на то, чтобы он проходил одновременно с движением. Делая упражнения, держите рот слегка приоткрытым. Превратите ды­хательную гимнастику в «игру в дикаря». Упражнения придают короткому активному вдоху достаточный объем и глубину.

 

4. Вдыхайте в таком темпе, как будто накачиваете шину под му­зыку. При этом счет идет на 2, 4 и 8. Паузы между дозами вдохов — 1 -3 секунды.

 

5. Делайте столько вдохов подряд, сколько в данный момент мо­жете сделать без напряжения.

 

 

Исходное положение: встаньте прямо, руки опущены. Немного наклонитесь вперед, к полу, округлив спину, как показано на ри­сунке. Голова и руки должны быть опущены, а шея расслаблена.

 

Сделайте быстрый шумный вдох в конечной точке поклона, как будто вы нюхаете пол. Приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью. В этот же момент сделайте пассивный выдох носом
или ртом. Снова наклонитесь, сделав быстрый шумный вдох и так далее. Это упражнение напоминает накачивание шины. Делать его нужно легко, не оказывая нагрузку на поясницу.

 

Сделайте подряд 8 вдохов, после чего отдохните 5 секунд. И снова 8 вдохов. Норма — 12 подходов по 8 вдохов.

 


На первый взгляд, в этой гимнастике нет ничего сложного. Од­нако если правильно выполнять данные упражнения, результат, как говорится, не заставит себя ждать. К тому же в нашем случае дыхательной гимнастикой будет заниматься маленький ребенок (мы решили по крайней мере попробовать стрельниковский ме­тод) — так что излишних сложностей нам не надо.

 

Следующее упражнение. Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Для удобства можно положить руки по бокам.

 

Поверните голову влево и сделайте быстрый шумный вдох. Затем поворачиваем голову вправо — еще вдох. Выдох делается в промежутке, когда голова поворачивается от левого плеча к пра­вому. Но при этом остановку посередине делать не нужно.

 

Во время упражнения не напрягайте шею, ваши руки и туло­вище должны быть неподвижными.

 

Для начала будет достаточно сделать 8 вдохов. Когда почув­ствуете в себе уверенность, можно увеличить количество подхо­дов. Но не забывайте делать между ними короткие передышки. Норма — 3 подхода по 32 вдоха.

 

Эти и другие упражнения комплекса Стрельниковой оказывают благоприятное действие на всю дыхательную систему человека. Гимнастика учит человека дышать глубоко, всеми легкими, трени­рует диафрагму, заставляя ее активно участвовать в голосообразовании, делает голосовые связки максимально подвижными.

 

Нужно выполнять упражнения по 15-20 минут утром перед за­втраком и столько же вечером после ужина. Первые результаты будут заметны спустя 2-3 месяца: дыхание станет более свобод­ным, а голос — естественным.

 


И еще несколько полезных упражнений по Стрельниковой.

 

Упражнение 1. «Кулачки». Исходное положение: встать прямо, поднять ладони на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновре­менно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

 

 

Упражнение 2. «Поясок». Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто сбрасывая что-то с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

 

 


Упражнение 3. «Кошечка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Нужно подкрадывается к воробью. Нужно повторить её движения- чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносится то на правую ногу, то на левую -на ту вкоторую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

 

 

Упражнение 4. «Обними сам себя». Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

 

 


Упражнение 5. «Большое покачивание». Исходное положе­ние: встать прямо, руки опущены.

 

Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям — шум­ный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи — еще один вдох. Выдох пас­сивный между двумя вдохами — движениями. Вернуться в исхо­дное положение.

 

Упражнение б. «Качаем головой». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо направляется к пра­вому плечу, левое — к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием — вдох.

 

Упражнение 7. «Малое покачивание». Кивайте головой впе­ред-назад, на каждый кивок делайте вдох. Думайте: «Откуда тянет дымом?»

Упражнение 8. «Перекаты». Исходное положение: правая нога впереди, левая — на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах.

 

Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ноги.

 

Упражнение 9. «Потанцуем». Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.

Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге — вдох. Вернуться в исходное положение — пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую — вдох. Выдох свободный.

 

Упражнения для выдоха.

А это упражнения для формирования выдоха. Оказывается, мало воздух правильно вдохнуть, надо еще и правильно выдохнуть. Вдыхаем воздух мы для снабжения организма кислородом, а выдыхаем — для речи. В результате выполнения упражнений ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над выдохом в логопедической практике есть три комплекса упражнений.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.