Рассмотрено и                                                     УТВЕРЖДАЮ — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Рассмотрено и                                                     УТВЕРЖДАЮ

2022-02-10 32
Рассмотрено и                                                     УТВЕРЖДАЮ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрено и                                                     УТВЕРЖДАЮ

Рекомендовано             

На заседании кафедры                                       Декан факультета

конфликтологии ЮФУ                                       (зам.декана по учебной       

Протокол №________                                                                  работе)

«____»___________2016 г.                              _____________________

Зав. кафедрой__________                                _____________________

                                                                           «____»_____________2016 г.

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины «НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Бакалавриатской программы по направлению

Конфликтология»

Составитель д.ф.н., профессор В.Н.Коновалов

 

Ростов - на - Дону

20 1 6

 

I. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

    Целями освоения курса «Национальная и региональная безопасность» являются

– изучение состояния национальной и региональной безопасности России на современном этапе с использованием междисциплинарного аналитического дискурса; 

- умение   методологически ори­ентироваться

· в конфликтологической экспертизе угроз региональной безопасности;

· в правовом обеспечении конституционной безопасности;

· в региональной деятельности федеральных органов исполнительной власти и Правительства РФ.

Комплексной целью дисциплины «Национальная и региональная безопасность» является умение классифицировать и систематизировать угрозы безопасности по сферам человеческой деятельности, по источнику угроз, по отношению к вероятности реализации, по последствиям; а также знание территориально-пространственных особенностей Северокавказского региона, внутриполитических проблем региональной безопасности, военно-политических процессов на Юге России, внешнеполитических аспектов региональной безопасности.

 Основными задачами дисциплины «Национальная и региональная безопасность», связанными с формированием у студентов профессиональных компетенций, служат:

знание истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, виды, детерминирующие факторы, особенности динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможные способы работы с ними, условия, обеспечивающие предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром (ПК- 1);

проведение исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, умение анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия (ПК-2);

применение методологии междисциплинарного анализа конфликта и мира, использование категориального аппарата гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира (ПК- 3);

знание теоретических и практических компонентов прикладного исследования, умение концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, способность самостоятельно планировать исследовательский проект, знание основных методов анализа информации, умение анализировать информацию и составлять аналитический отчет, обладание основными навыками работы со статистическим пакетом SPSS for Windows (ПК- 4).

1.2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

       Данная дисциплина «Национальная и региональная безопасность»  относится к профессиональному циклу и предназначена для студентов 4 курса бакалавриата.  Предшествующие дисциплины профессионального цикла («Общая конфликтология», «Методология исследования конфликта», «Политическая конфликтология», «Конфликтология международных отношений» и др.) уже сформировали у студентов знание  о специфике зарождения, протекания и разрешения конфликтов и поддержания мира в различных сферах жизни социума.

В процессе изучения данного курса студенты получают навыки теоретического исследования широкого круга проблем безопасности различного уровня.

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения данного курса студенты получают навыки теоретического исследования широкого круга проблем безопасности различного уровня.

По завершению курса «Национальная и региональная безопасность» студенты должны квалифицированно владеть такими понятиями и категориями как структура безопасности; субъекты и объекты; уровни безопасности; глобализация и регионализация; новый мировой порядок; глобальные конфликты; национальный интерес и государственный интерес; классификация национальных интересов; национальная безопасность; региональная безопасность; политическая безопасность; экономическая безопасность.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- различные теоретические концепции и подходы к анализу национальной и региональной безопасности.

- степень актуальности различных угроз национальной и региональной безопасности;

Уметь:

- классифицировать и систематизировать угрозы безопасности по сферам человеческой деятельности, по источнику угроз, по отношению к вероятности реализации, по последствиям;

-интерпретировать понятия глобальных проблем, причины их возникновения, их структуры и причин обострения на современном этапе.

- применять полученные в ходе изучения курса знания для подготовки дипломных работ и магистерских диссертаций;

Владеть:

- Сравнительным анализом различных угроз безопасности

- соответствующим инструментарием, способствующим преодолению разрыва между теоретической и практической подготовкой; 

Для осуществления цели и задач курса используется следующие формы организации учебного процесса.

Лекции – для изложения основных теорий национальной и региональной безопасности, разнообразных методологических подходов к анализу различных угроз безопасности.

Семинарские занятия – для расширения и углубления знаний студентов по проблематике конфликтологии в сфере ее методологии, подробного анализа конкретных теорий и подходов, их сопоставления и сравнения; получения навыков публичных выступлений и дискуссий.

Самостоятельная работа – для более подробного и углубленного изучения первоисточников, дополнительной литературы, подготовки эссе и рефератов, докладов и  дипломных работ.

II.Учебно-тематический план

Количество часов, отводимых для освоения дисциплины: всего – 216 часов, аудиторные занятия – 82 часа (32 часа лекций; 50 часов семинаров), 89 часов – самостоятельная работа.

П/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

Семинары

Самостоятельная работа всего
  Модуль 1. «Глобальные структуры безопасности»    

 

       
1. Современное понятие безопасности А 1,2

4

6 10 20 Участие в семинарах и выполнение практических заданий
2. Крушение биполярного мира и отражение его на глобальной структуре безопасности.   А 3,4

4

6 10 20 Участие в семинарах и выполнение практических заданий
3.   По­нятие глобального конфликта А   5,6  

4

 

6   10   20   Участие в семинарах и выполнение практических заданий  
4.   Типология глобального кон­фликта А 7,8

4

6 11 21 Участие в семинарах, обсуждение эссе, подготовка презентаций  
5 Понятие национального интереса А 9,10

4

6 10 20 Участие в семинарах, обсуждение проблемных заданий и эссе, подготовка презентаций
  Модуль 2. «Национальная и региональная безопасность России».    

 

       
6 Формирование основных структур безопасности России   В 1

2

4 8 14 Участие в семинарах, обсуждение проблемных заданий и эссе, подготовка презентаций  
7 Классификация угроз безопасности В 2

2

4 8 14 Участие в семинарах, обсуждение проблемных заданий и эссе, подготовка презентаций
8. Понятие региональной безопасности В 2

2

4 8 14 Участие в семинарах, обсуждение проблемных заданий и эссе, подготовка презентаций  
9. Геополитика Северо-Кавказского региона. В 3

2

4 8 14 Участие в семинарах, обсуждение проблемных заданий и эссе, подготовка презентаций  
10. Геостратегические процессы на Большом Кавказе: моделирование и сценарные прогнозы В 4

4

4 8 14 Участие в семинарах, обсуждение проблемных заданий и эссе, подготовка презентаций  

Итого

32

50 89 171(216) Зачёт, экзамен
                   

Содержание модуля

  Тема 1.Современное понятие безопасности.

Введение. Предмет и задачи курса. «Болевые точки» нынешнего этапа развития региональной и национальной безопасности. Безопасность как неотъемлемое естественное право человека. Эволюция содержания и представлений о безопасности. Политическое употребление понятия «безопасность».

 Структура безопасности. Субъекты и объекты. Уровни безопасности (личная или индивидуальная, социетальная или безопасность общества, национальная или безопасность государства, международная или коллективная, всемирная или глобальная. Промежуточный между индивидом и обществом - групповой, или уровень общности, между национальным и международным - региональный уровень). Угрозы безопасности (внешние и внутренние). Аспекты или виды безопасности.

Концепты безопасности.

Соотношение глобальной, национальной, региональной безопасности.

Тема 2. Крушение биполярного мира и отражение его на глобальной структуре безопасности.

Концептуализация современного мирового развития и нового мирового порядка. Общая теория мирового порядка (Х.Булл). Понятие нового мирового политического порядка. Истори­ческие типы международного политического порядка. Вест­фальская модель мира. Версальско-Вашингтонская система. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений.

Новый мировой порядок или глобальный беспорядок. Гло­бализация и фрагментация современного мира. Международ­ное сотрудничество и процессы интеграции.

Глобальное управление и международные институты. Идея глобального управления, необходимость создания системы гло­бального управления.

Асинхрония современного мира как одна из главных про­блем управления человечеством.

Россия в координатах современного мирового порядка.

Тема 3. По­нятие глобального конфликта.  

Категориальное осмысление глобальных конфликтов. Понятия: глобальные проблемы человечества, глобальные проблемы цивилиза­ции, глобальные проблемы современности,глобальные конфликты.       Соотношение терминов «глобальные конфликты» и «глобальные проблемы». Влияние смены системных моделей международных отношений на содержание конфликта. Глобальный конфликт как многомерное явление, затрагивающее ключевые проблемы, от решения которых зависит само су­ществование, сохранение и развитие мировой цивилизации.

Различные интерпретации понятия глобальных конфликтов, причин их возникновения и структуры на современном этапе.

   Критерий геополитической универсальности; универсальной деструктивности, связанный с проблемой выживания.

 

Тема 4. Типология глобального кон­ фликта.

    Теоретические подходы к генезису и классификации глобальных конфликтов. Типология по степени насильственных способов воздействия, по характеру проблемы, по сферам жизнедеятельности.

Пространственные параметры международных конфликтов в условиях «детерриториализации социального». Тенденция суверенизации Арктики и Антарктиды, Мирового океана, околоземного космического пространства. Информационное пространство.

    Угрозы глобальной (международной) безопасности и потенциальные конфликты. Нераспространение ОМУ и контроль над вооружениями; противодействие международному терроризму; защита критической инфрастуктуры; энергетическая безопасность; информационная безопасность; демографическая безопасность и проблемы миграции; экологическая безопасность, глобальное изменение климата; биобезопасность и борьба с инфекционными заболеваниями. Индекс Безопасности.  

            Тема 5. Понятие национального интереса.

Национальные интересы как отражение высших интересов всего общества. Формирование внешнеполитических интересов.

 Национальный интерес и государственный интерес.

Классификация национальных интересов по значимости и типу взаимодействия: главные, второстепенные, общие, конфликтующие, идентичные, взаимодополняющие, постоянные, переменные.

Роль национального интереса в формировании внешней политики России.

Национальные интересы и национальная концепция безопасности России.

3.1.3. Контрольные вопросы для освоения модуля

1. Эволюция содержания и представлений о безопасности.

2. Структура безопасности.

3.  Субъекты и объекты безопасности.

4. Уровни безопасности

5. Угрозы безопасности (внешние и внутренние).

6. Общая теория мирового порядка (Х.Булл).

7. Понятие нового мирового политического порядка.

8. Вест­фальская модель мира.

9. Версальско-Вашингтонская система.

10. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений.

11. Россия в координатах современного мирового порядка.

12. «Глобальные конфликты» и «глобальные проблемы». 

13. Интерпретации понятия глобальных конфликтов, причин их возникновения и структуры на современном этапе.

14.   Угрозы глобальной (международной) безопасности и потенциальные конфликты.

15.Национальный интерес и государственный интерес

3.1.4. Проектные задания к модулю

Содержание модуля

        Тема 6. Формирование основных структур безопасности России.

Проблемы безопасности в Военной доктрине, Концепции внешней политики, Концепции национальной безопасности РФ.

Основное содержание концепции национальной безопасности России: а) Россия в мировом сообществе; б) национальные интересы России; в) угрозы национальной безопасности; г) обеспечение национальной безопасности.

       Тема 7. Классификация угроз безопасности.

Проект №2 «Подготовка эссе с обязательным использованием мультимедийных презентаций»

В рамках проекта студент на основании предложенных (или самостоятельно выбранных) преподавателем тем осуществляет подготовку учебного эссе, прежде всего, с самостоятельным (оригинальным) видением проблемы, подкрепляя полномасштабной мультимедийной презентацией.

Проект оформляется в соответствии с требованиями к составлению рефератов/научных статей. Объем отчета по проекту должен составлять не менее 0,5 п.л.

Результаты представляются для обсуждения на семинаре. Лучшие работы представляются на научную студенческую конференцию.

 

IV. Планы семинарских занятий

План итогового коллоквиума.

Данное занятие проводится как итоговое и включает в себя обсуждение всего комплекса вопросов и подготовленных студентами эссе/рефератов для обсуждения ключевых проблем данного спецкурса:

1. Понятие и структура безопасности, ее основные субъекты, объекты, уровни.

2. Безопасность как неотъемлемое естественное право человека.

3. Эволюция содержания и представлений о безопасности.

4. Политическое употребление понятия «безопасность».

5. Понятие нового мирового политического порядка, его истори­ческие типы.

6. Глобальное управление, глобальный конфликт, необходимость создания системы гло­бального управления.

7. Национальная безопасность России: национальный интерес и государственный интерес, их соотношение.

8. Основное содержание концепции национальной безопасности России.

9. Определение критериев и параметров угроз, отвечающих требованиям национальной безопасности России.

10. Количественная оценка уровней угроз и безопасности. Пороговые показатели экономической безопасности РФ.

11. Причины пересмотра главных угроз национальной безопасности в Концепции 2000 г.

12. Понятие региональной безопасности, угрозы региональной безопасности в Северо-Кавказском регионе.

13. Военно-политические процессы на Юге России. Проблемы и перспективы региональной безопасности.

14. Математические модели как экспликация политических неформальных моделей.

15. Сценарии развития ситуации в кавказском геостратегическом комплексе.

V. Самостоятельная работа

5.1. Методические рекомендации по выполнению проектных заданий.

Проект № 2 «Подготовка эссе с обязательным использованием мультимедийных презентаций»

В рамках проекта студент на основании предложенных (или самостоятельно выбранных) преподавателем тем осуществляет подготовку учебного эссе, прежде всего, с самостоятельным (оригинальным) видением проблемы, подкрепляя полномасштабной мультимедийной презентацией.

Проект оформляется в соответствии с требованиями к составлению рефератов. Объем отчета по проекту должен составлять не менее 0,5 п.л.

Тематика эссе [1] /рефератов:

  1. Эволюция содержания и представлений о безопасности. Политическое употребление понятия «безопасность».
  2. Структура безопасности. Субъекты и объекты. Уровни безопасности.
  3. Угрозы безопасности (внешние и внутренние). Аспекты или виды безопасности.
  4. Крушение биполярного мира и отражение его на глобальной структуре безопасности.
  5. Национальная безопасность России.
  6. Понятие национального интереса.
  7. Классификация национальных интересов по значимости и типу взаимодействия: главные, второстепенные, общие, конфликтующие, идентичные, взаимодополняющие, постоянные, переменные.
  8. Роль национального интереса в формировании внешней политики России.
  9. Национальные интересы и национальная концепция безопасности России.
  10. Формирование основных структур безопасности России.
  11. Проблемы безопасности в Военной доктрине, Концепции внешней политики, Концепции национальной безопасности РФ.
  12. Основное содержание концепции национальной безопасности России:
  13. Классификация угроз безопасности.
  14. Понятие региональной безопасности.
  15. Угрозы региональной безопасности. Правовое обеспечение конституционной безопасности. Политическая безопасность. Экономическая безопасность.
  16. Геополитика Северо-Кавказского региона.
  17. Внутриполитические проблемы региональной безопасности. Военно-политические процессы на Юге России.
  18. Внешнеполитические аспекты региональной безопасности.
  19. Взаимодействие России с южными соседями. Проблемы и перспективы региональной безопасности.
  20. Миграционные процессы в контексте региональной безопасности.

5.2.1. Методические указания по подготовке эссе (рефератов)

Эссе или реферат включает обоснование актуальности выбранной Вами темы; краткий обзор литературы, первоисточников, которыми Вы пользовались, их анализ, сопоставление и самостоятельные выводы.

Подготовка эссе или доклада, реферата способствует развитию навыков самостоятельной работы с источниками, анализа различных точек зрения, обобщения материала, аргументации собственной позиции, выявления проблемы. Студент приобщается к публичному выступлению, отстаиванию своей позиции, отвечая на вопросы, либо вступая в диалог со своим оппонентом. Тем самым он учится использовать усвоенный теоретический материал практически.

Как правило, эссе, доклад (реферат) предусматривает введение (актуальность темы, ее анализ в литературе), основную часть (суть проблемы, ее содержание, пути решения), заключение (выводы, оценки, прогнозы), список использованной литературы, в том числе источников из Интернета.

Работа над эссе, докладом (рефератом) предусматривает разработку соответствующей компьютерной презентации, которая дополняет текст схемами, графиками, наглядными изображениями, обобщающими или конкретизирующими излагаемый материал. Предлагается подготовить от 5 до 10 слайдов, с помощью которых студент может более полно донести до аудитории свою позицию.

Выступление должно занимать не более 15-20 минут, включая ответы на вопросы. Независимо от того, в какой форме выполнена работа (эссе, доклад, реферат), в ней необходимо должным образом оформить научно-справочный аппарат (ссылки на источник информации с указанием имени автора, названия работы, места и года издания, номера страницы).

Задания и вопросы для самостоятельной работы.

Задания (являются обязательными и выполняются каждым студентом письменно):

  1. Каковы различия в восприятии безопасности в России и на Западе? (См.: Сравнительный анализ восприятия безопасности в России и на Западе / Восток/Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. М., 2002.). Аргументируйте свое согласие или несогласие с автором.
  2.  Дайте характеристику постсоветского геополитического пространства.
  3. В «Концепции национальной безопасности» отмечается, что главные угрозы национальной безопасности России в настоящее время и в обозримой перспективе «не имеют военной направленности». Какой характер носят эти угрозы? Обратившись к тексту «Концепции..», дайте их характеристику.
  4. Приведите пример/примеры пограничных конфликтов и территориальных споров в регионах, связанных с угрозами национальной безопасности России.

Вопросы для самоконтроля и закрепления учебного материала (выполнение этой работы проверяется преподавателем при проведении итогового контроля, в том числе с применением тестовых заданий как составной части зачета):

1. Какие изменения произошли в евроатлантическом регионе с точки зрения перспектив безопасности в Европе? Каковы российские оценки этих изменений?

2. В чем заключаются интересы России в североатлантическом регионе и как они связаны с ее безопасностью?

3. В чем состоит сегодня международная роль России?

4. Каково место России в многосторонних международных организациях -НАТО, ОБСЕ, Совете Европы?

5. Охарактеризуйте место и роль России в системе безопасности на Кавказе и в Центральной Азии.

6. В чем суть программы НАТО «Партнерство ради мира» и какое место в ней занимает Россия?

7. Развитие отношений РФ и НАТО: особенности и динамика.

8. Охарактеризуйте основные угрозы и потенциальные конфликты в регионе Закавказья и Центральной Азии.

9. Северный Кавказ в системе безопасности России.

10. Как влияют внутренние конфликты в странах бывшего СССР на безопасность России?

11. В чем заключаются роль и вклад региональной безопасности в общенациональную?

12. Как соотносятся между собой международные и региональные режимы безопасности?

13. Что такое нетрадиционные угрозы безопасности? Дайте их характеристику в отношении России.

14. Создают ли угрозу безопасности России современные миграционные процессы?

VI. Итоговая аттестация

Форма итоговой аттестации

Зачёт, экзамен       

 Итоговая аттестация основана на балльно-рейтинговой системе. Выполнение определенного вида работ в рамках аудиторных занятий и контролируемой самостоятельной работы позволяет студенту набрать определенное количество кредитов. Персональный рейтинг студента рассчитывается, исходя из следующей схемы:

- выполнение эссе – 0,5з.е;

- выполнение реферата – 0,4 з.е;

- выступление с докладом на семинарском занятии – 0,5 з.е.;

- выступление с презентацией на семинарском занятии – 0,5 з.е.;

Для получения итоговой аттестации необходимо набрать не менее 6,0 з.е.

6.2. Список контрольных вопросов для итоговой аттестации (экзамена)

1. Эволюция содержания и представлений о безопасности. Политическое употребление понятия «безопасность».

2. Структура безопасности. Субъекты и объекты. Уровни безопасности.

3. Угрозы безопасности (внешние и внутренние). Аспекты или виды безопасности.

4. Крушение биполярного мира и отражение его на глобальной структуре безопасности.

5.   По­нятие глобального конфликта.

6. Типология глобального конфликта.

7. Национальная безопасность России.

8. Понятие национального интереса.

9. Классификация национальных интересов по значимости и типу взаимодействия: главные, второстепенные, общие, конфликтующие, идентичные, взаимодополняющие, постоянные, переменные.

10. Роль национального интереса в формировании внешней политики России.

11. Национальные интересы и национальная концепция безопасности России.

12. Формирование основных структур безопасности России.

13. Проблемы безопасности в Военной доктрине, Концепции внешней политики, Концепции национальной безопасности РФ.

14. Основное содержание концепции национальной безопасности России:

  1. Классификация угроз безопасности.
  2. Понятие региональной безопасности.
  3. Угрозы региональной безопасности. Правовое обеспечение конституционной безопасности. Политическая безопасность. Экономическая безопасность.
  4. Геополитика Северо-Кавказского региона.
  5. Внутриполитические проблемы региональной безопасности. Военно-политические процессы на Юге России.
  6. Внешнеполитические аспекты региональной безопасности.
  7. Взаимодействие России с южными соседями. Проблемы и перспективы региональной безопасности.
  8. Миграционные процессы в контексте региональной безопасности.

VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. А. Основная литература

1. Арбатов А. Национальная идея и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 5, 6.

2. Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок. М., 2005.

3. Вагиф Гусейнов. Каспийская нефть. Экономика и геополитика. М., 2002.

4. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001.

5. Гареев М.А. Военная доктрина России //Независимое военное обозрение. 1997. № 29, 9-15 августа.

6. Дворкин В.З., Цветков В.В. Возможное дальнейшее сокращение арсеналов СНВ: условия и принципы / Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия. В 4-х тт. / Сост. Т.А. Шаклеина. М.: РОССПЭН, 2002. Т. II.

7. Джарол Б. Мангейма и Ричард К. Рич. Политология: методы исследования. М., 1997. 

8. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин А.М. Управленческие и кадровые условия обеспечения национальной и региональной безопасности на Северном Кавказе. Ростов н/Д, Изд-во СКАГС, 2000.

9. Игнатов В.Г., Таранцов В.П., Понеделков А.В., Старостин А.М. Проблемы обеспечения общенациональной безопасности на Северном Кавказе. Ростов н/Д, Изд-во СКАГС, 2000.

10. Коновалов В.Н. В чем состоит национально-государственный интерес в современной России // Политология в вопросах и ответах. М., 1999.

11. Коновалов В.Н. Какую роль играет Россия в системе международных отношений // Политология в вопросах и ответах. М., 1999.

12. Коновалов В.Н. Новый мировой политический порядок // Политология. Краткий словарь. Ростов-на-Дону:Феникс, 2001.

13. Коновалов В.Н., Хоперская Л.Л. Национальная и региональная безопасность на Юге России// Регионоведение. Учебник (Гриф МО). Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.

14. Коновалов В.Н., Цветоват М. Геостратегический процесс на Кавказе и Каспийском регионе: системный и целевой анализ//Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество. Сборник докладов на международной научно-практической конференции 29-30 сентября 2006г. Ростов-на-Дону, 2006.

15. Концепция национальной безопасности // Независимое военное обозрение. 2000. № 1. (Приложение к Независимой газете).

16.  Кортунов А.В. Возможности ООН в поддержании мира на территории бывшего СССР//Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия. В 4-х тт. / Сост. Т.А. Шаклеина. М.: РОССПЭН, 2002. Т. II.

17.  Кортунов А.В. СБСЕ и перспективы создания системы коллективной безопасности в Евразии//Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия. В 4-х тт. / Сост. Т.А. Шаклеина. М.: РОССПЭН, 2002. Т. II.

18. Кортунов С.В. К вопросу о постмадридской стратегии России //Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия. В 2-х тт. В 3-х кн. / Сост. Т.А. Шаклеина. М.: МОНФ, 1999. Т. 1. Кн. 1.

19. Кривохижа В.И. Некоторые методологические основы выработки концепции национальной безопасности России//Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия. В 4-х тт. / Сост. Т.А. Шаклеина. М.: РОССПЭН, 2002. Т. II.

20. Куклина И.Н. Деформация глобальных структур безопасности и Россия // Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. Сб.3. Особый случай России. М., МОНФ, 1999.

21. Максимычев И.Ф. Угрозы безопасности России, связанные с началом расширения НАТО//Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия. В 4-х тт. / Сост. Т.А. Шаклеина. М.: РОССПЭН, 2002. Т.11.

22. Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики. М., 2006. С.145-160.

23. Он же. Какую роль играет Россия в системе международных отношений // Политология в вопросах и ответах. М.: Гардарика, 1999.

24. Политический дискурс: национальный и государственный интерес в современной мировой политике // Полис. 2000. № 1.

25. Политический дискурс: национальный интерес // Полис. 1997. № 1.

26. Понятие национального интереса // Национальные интересы: теория и практика. ИМЭМО АН СССР, 1991.

27. Попов А.В. Конституционные основы регионального управления на Северном Кавказе // Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития. Доклады Всероссийской научно-практической конференции (Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. Ростов н/Д, 22-23 декабря 1999г.). Ростов н/Д, 2000.

28. Проблемы региональной безопасности и регионального экономического развития в условиях дифференцированной этнокультурной среды. Доклады и сообщения на международной научно-практической конференции. Ростов н/Д, Изд-во СКАГС, 2000.

29. Проэктор Д.М. Новые измерения российской политики безопасности на рубеже столетий. М., 1997.

30. Соколов С.В. Партнерство с НАТО в свете геополитического, формационного и цивилизационного кризиса России // Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия. В 4-х тт. / Сост. Т.А. Шаклеина. М.: РОССПЭН, 2002. Т. II.

31. Станченко В.И. Некоторые особенности геополитической модели в эпоху глобализации и Россия // Там же.

32. Страус А.Л. Униполярность. Концентрическая структура нового мирового порядка и позиция России // Полис.1997. № 2

33. Хоперская Л.Л. Факторы социально-политической стабильности и стратегия безопасности на Северном Кавказе. Ростов н/Д, изд-во СКАГС, 2000.

34. Чешков М.А. Глобальный контекст постсоветской России. М.,МОНФ, 1999.

35. Шаклеина Т. Российская внешнеполитическая мысль в поисках национальной стратегии. М., 1997.

36. Energy and Security: Toward a New Foreign Policy Strategy / Jan H. Kalicki and David L. Goldwyn (eds.). Washington – Baltimore: Woodrow Wilson Center Press, Johns Hopkins University Press, 2005

37. Freeman L.C. Centrality in social networks: conceptual clarifications. Social Networks. 1979. Vol. 1. P. 215-236.

38. Saaty, Thomas L. (1980) The Analytical Hierarchy process. New York: McGraw-Hill.

39. Wasserman, S., Faust, K., 1994. Social Network Analysis. Cambridge: Cambridge University Press. Pp. 345-393

 

7.2. Б. Дополнительная литература

1. Бирюков Ю. Прокуратура быстрого реагирования // Независимая газета. 28 февраля 2001 г.

2. Каплан М. Система и процесс в международной политике // Теории международных отношений. Хрестоматия /под.ред. П.А. Цыганкова. М., 2002.

3. Косолапов Н.А. Контуры нового миропорядка // Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. Сб.1.Общие проблемы постиндустриальной эпохи. М., МОНФ,1999.

4. Кулагин В.М. Мир в XXI веке: многополюсный баланс сил или гло­бальный Pax Democratica? // Полис. 2000. № 1.

5. Лебедева М.М. «Воронка причинности» при исследовании мировых политических процессов. // Полис. 2002. №5.

6. Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. «Переходный возраст» современного мира // Международная жизнь. 1999. №10

7. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2001.

8. Политика США в меняющемся мире. М., Наука. 2004.С.183-207; 276-290

9. Саати Т., K.Keрнc. Аналитическое планирование. Организация систем. M., 1991.

10. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. СПб.: Питер, 2005.

11. Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Владивосток, 2000.

 

Информационное обеспечение дисциплины

Рабочая программа дисциплины // http://incampus.ru/

-   Информационный Интегрирующий Комплекс Южного федерального университета – http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup

-   Цифровой Кампус Южного федерального университета - http://incampus.ru/     

 


[1] Эссе – (с франц. – попытка, проба, очерк) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. …Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и имеет философский, историко-биографический, публицистический…характер. – Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.516-517.

Эссе – жанр философской, эстетической, литературно-критической, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением… - Советский энциклопедический словарь. М., 1987. С.1552.

 

Рассмотрено и                                                     УТВЕРЖДАЮ

Рекомендовано             

На заседании кафедры                                       Декан факультета

конфликтологии ЮФУ                                       (зам.декана по учебной       

Протокол №________                                                                  работе)

«____»___________2016 г.                              _____________________

Зав. кафедрой__________                                _____________________

                                                                           «____»_____________2016 г.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.169 с.