Раздел 1. Философия и Методология науки. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Раздел 1. Философия и Методология науки.

2022-02-10 49
Раздел 1. Философия и Методология науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Наука как социокультурное явление. Социальный статус науки. Наука и социум. Наука и культура. Наука – это детище XVII века. Наука как объект анализа. Функции науки: описание, объяснение, предвидение, понимание. Наука и социальные эстафеты (М.А. Розов). Образцы и программы поведения как эстафеты. Новация и взаимодействие программ. Смена теорий и решение парадоксов, головоломок (Т. Кун). Эпистемология науки. Обоснование норм, принципов и методов научного знания. Эволюционная эпистемология К. Поппера.

· Модели научного познания. Гипотетико-дедуктивная модель. Модель научного познания К. Поппера. И. Лакатос о факторах устойчивости научных теорий, исследовательских программ. Конкуренция теорий, исследовательских программ как главный источник развития науки. Учение о научных традициях Т. Куна. Понятие «нормальной науки». Понятие научной парадигмы. Процесс перехода от одной парадигмы к другой. Научные открытия. Попытки построения различного рода логик открытия (индуктивный метод Ф. Бэкона, правила поиска нового знания Р. Декарта). Современная методология науки об интуитивном характере научных открытий. Научные революции. Личностное знание и творческое воображение. Обыденное знание (мифология, религия, "живое" знание индивидуальной активности человека и т.д.).

· Механизмы научного познания. Критерии научного знания: систематизированность, обоснованность (доказательность), непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления. Структура научного знания. Специфика эмпирического и теоретического уровня научных знаний. Уровень философских предпосылок, философских оснований научных знаний. Методы научного познания. Индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, описание, объяснение, предсказание, гипотеза, подтверждение, опровержение и пр. Наблюдение и эксперимент как основные методы получения эмпирического знания в науке. Методы построения научных теорий (мысленный эксперимент, моделирование, философское осмысление сложившихся познавательных традиций, рассмотрение изучаемой реальности в контексте картины мира).

· Понятие научного сообщества. Научная школа и её характеристика (общая методология, специфика научного подхода, стиль научного мышления, требования к эмпирической проверке и др.). Социальные характеристики научного сообщества. Институты научного сообщества. Ценностные и этические основания научной деятельности. Этическая оценка науки. Социальная ответственность ученого и проблематика, направления исследований. Зависимость знаний от познающего субъекта. Борьба школ и направлений. Межличностные отношения. Пристрастность и амбициозность.

· Диалогический дискурс как условие постижения мира в конструктивном взаимодействии различных точек зрения и позиций. Дискурс как целостность, представленная в речевых актах, текстах, диалогах. Дискурс и понимание смыслов. Дискурс – правила, стратегии и концепты. Природа методологического плюрализма в науке. Классические представления о науке. Понятие эталонной науки. Современные представления о науке. Инструментализация научного знания как форма дискурсивной практики. Теория выполняет функцию символической репрезентации. Теория и символический проект. Процедура объяснения формы символической концептуализации. Мультипарадигмальность наук. Множественность способов описания и объяснения. Ясность и методологическая прозрачность исходных принципов и посылок. Научное знание как построение вероятных гипотез.

· Критерии научности: идея истины замещается идее правдоподобности гипотез и теоретических конструкций; внутренние достоинства (согласованность, убедительность, продуктивность, эвристичность, степень вероятности). Новый критерий К. Поппера, не версификации, а опровержение или фальсификация. Научно-исследовательские проекты. Национальные и корпоративные проекты. Критерии оценки научных теорий. Верифицируемость. Эвристическая ценность. Внутренняя согласованность. Экономичность. Широта охвата. Функциональная значимость. Научный факт. Факт и теория. Интерпретативная структура ученого и научный факт. Факт и концептуальные рамки осмысления. Дискуссия в науке – это споры о том, как интерпретировать тот или иной факт. Игнорирование фактов. Объяснение зависит: от онтологического устройства мира и его организованностью в систему причинно следственных связей, а также от особенностей нашего разума. Структура психологических теорий.

· Методология научного познания. Определение методологии. Методология предписывает, философия науки объясняет. Культивирование методологии (достоинства и недостатки). Психологические и методологические кризисы. Критические периоды развития мировой и отечественной науки. Борьба двух методологий рациональной и иррациональной.

· Методология как предмет специальной теоретической рефлексии. Сократ и диалектическая природа мышления. Познание идей, по Платону. Платон культивировал диалог. В дальнейшем диалогизм рассматривали М. М. Бахтин, М. Купер, Флоренская (диалог в практической психологии) и т. п. В диалоге формируется мышление. Аристотель создал учение о категориях как организующих формах разума, мышления. Кант ввел принцип достоверности знания, разработал учение об апперцепции, анализировал априорные формы созерцания и мышления. Гегель в работе "Феноменология духа" разработал категории и законы диалектики, систему категорий, обозначил закон диалектики, взаимопереход абстрактного и конкретного, тезис, антитезис, синтез.

· Понятие идеалов научного познания. Идеалы научного познания (исследования). Античный идеал. Сущность. Идеальные объекты. Теоретические процедуры. Естественнонаучный идеал. Ориентация на инженерию и технику. Гуманитарный идеал. Ценностное отношение. Рефлексивность знания. Объект как текст. Своеобразие человека как предмета научного познания (В. Дильтей). Активность познающего и активность открывающегося (М.М. Бахтин). Диалогичность. Средства научного познания. Инструменты научного познания. Язык науки. Взаимопроникновение методов и средств различных наук..

· Концептуальный язык науки. Базовое отношение для понимания человека «Человек - Мир». Человек в культуре. Регуляция взаимодействия «Человек - Мир». Человек как саморегулируемая система. Система принципов психологии. Философский принцип различения и тождества - основа систематизации принципов психологии (Г. Гегель, М. Хайдеггер). Феномен.Свойство. О собенность.Качество.Атрибут.Категория.Понятие.Закономерность. Принципы.

· Информационный подход в современной науке. Н. Винер и зарождение кибернетики. П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн и начала синергетики. Причины роста популярности кибернетических идей. Основные идеи и понятия кибернетики (управление, объект управления, кибернетическая система, обратная связь и проч.). Сущность кибернетического и информационного подходов в научных исследованиях.

· Концепция информационного общества. Понятие информационной революции. Информационные технологии. Социальные последствия их применения. Информационное общество: характеристики, особенности. Преимущества информационного общества. Проблемы становления информационного общества. Условия построения информационного общества. Формирование единого информационного пространства. Развитие научных исследований. Проблема специальной подготовки и переподготовки кадров. Природа и сущность информационных потребностей. Информационная потребность педагогических работников.

· Кризис образования в контексте глобальных проблем. 1. Кризис социализации. Изменение функций семьи, распад ближайшего социального окружения. Проблема адаптации молодежи к реальной действительности. 2. Нарастание разрыва между образованием и культурой. Школа учит знаниям, а не ценностям и нормам. Духовность, искусство, самосовершенствование, мораль. Субкультура и релаксация. Экзистенциальный вакуум. 3. Увеличивается отставание образования от науки. Интерес к учению падает во всем мире. Мистицизм, терроризм и др. Манипуляция людьми и секты.

· Кризисные тенденции развития образования (Н.К. Чапаев). Откровенный сциентизм в образовании. Перегруженность знаниями и отчуждение от культуры. Технократизация образовательного процесса. Экспансия в образование различных технологий, машинизацию, что приводит к машинизации человека. Преобладание в образовании функционального над сущностным. Отсутствие понимания между взрослыми и детьми. Превращение образования в лабораторию личностно-психологической селекции. Уровневая дифференциация. Крайний антропоцентризм – "гуманизм без берегов". Отсутствует отверственность личности. Фетишизация междисциплинарного синтеза в содержании образования.

· Философские основания образования. Природа и сущность человека. Образование и культура. Греческое понимание образования как пайдеи (М. Хайдеггер). Ценностные приоритеты. Культура и модель идеальной личности. Проект и программа жизни. Жизнь как разворачивание "Я" человека. Главная проблема современности – отсутствие жизненных проектов (Х. Ортега-и-Гассет). Смысл человеческой жизни. Проблема человека (субъект, личность, индивид). Понимание человека. Образование как о-граничение. Парадигмы воспитания и обучения. Учитель и ученик. Поощрение и наказание. Средства и способы обучения и воспитания.

· Образование и будущее. Единство знания и веры. Стратегические приоритеты образования. Культура, ментальность, Синтез знания и веры. Ценностно-целевые приоритеты образования. Проблема целеполагания. Три основных порока целеполагания. Цели образования и жизнь человека. Смысл жизни. Менталитет в системе ценностей и целей образования. Образование синтез знания и веры. Темпоральная проблематизация системы образования (А. Тоффлер). Каждый тип общества строит свою систему образования в соответствии со своей "парадигмой времени". Востребованы люди, обладающие проектным мышлением (стратегическим, стратагемным мышлением.). Нужны те, кто обладает: критическим мышлением, может ориентироваться в новых условиях, быстро определяет новые связи в стремительно меняющемся мире. Школа будущего должна формировать: умение учиться, умение общаться, умение выбирать. Проблема сверхвыбора, т.е. чрезмерно богатого выбора. Проектная культура учащихся и "проектный учитель". Рефлексивное осмысление собственной личности (истории, себя и своего дела). Механизм осмысления. Тоффлер видит проблему именно в педагогах. Учитель – ценности – ученик. Трансляция личности учителя. Ценностное самоопределение. Культурно-ценностное самоопределение учителя – это рефлексивный процесс переосмысления собственной личности в контексте профессионального призвания, сопровождающейся реконструкцией собственной профессиональной реальности (В.Р. Имакаев).

· Информатизация и образование. Цивилизационные вызовы XXI-го века и новые задачи системы образования. Международное признание реальности начавшегося процесса перехода цивилизации на новый уровень своего развития. Глобальные проблемно-ориентированные проекты. Человек и информационное общество. Усиление фундаментальных признаков человека в условиях информационного общества. Культурные и интеллектуальные последствия информационной революции. Информационная культура.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.