Эволюция индивидуальных спасательных средств — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эволюция индивидуальных спасательных средств

2022-02-10 44
Эволюция индивидуальных спасательных средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Вода не прощает ошибок» – избитое, но правдивое изречение. В то же время, всем известно, что человеку свойственно ошибаться. И в открытом море ошибки могут привести к тяжёлым последствиям, самые опасные из которых – опрокидыва-ние судна и выпадение человека за борт. Если кому-то доводилось оказаться в одеж-де в воде, он прекрасно знает, как намокшая одежда сковывает движения, отнимая все силы, а через некоторое время начинает буквально тянуть на дно.

Уже через десять минут человек, оказавшийся за бортом в намокшей одежде и без индивидуальных средств спасения, настолько ослабевает в борьбе с накатываю-щимися волнами, что бывает не в силах просто держаться на воде, не говоря уж о том, чтобы самостоятельно взобраться на борт яхты. И это без учёта того факта, что температура забортной воды может оказаться низкой и через несколько минут может привести к термическому шоку от переохлаждения и потере сознания. По статистике, более 90% летальных случаев на море происходят из-за пренебрежения средствами спасения на воде. Поэтому, согласно Морскому регистру, любое судно обязано иметь на своём борту средства индивидуального спасения в количестве, соответствующем числу членов экипажа и пассажиров. Не составляют исключения и малые суда, в частности яхты и катера всех классов. Сегодня существует большое количество всевозможных индивидуальных спасательных средств различных конст-рукций: спасательные круги, жилеты, нагрудники, лини. Попробуем разобраться в их многообразии.

 

Немного истории

Первым документальным упоминанием об индивидуальных плавательных средствах является ассирийский барельеф, изображающий неких воинов, переправ-ляющихся через реку при помощи надутых воздухом бурдюков из-под воды.

Подтверждением применению надутых мешков из козьих шкур в качестве вспомогательного плавательного средства служит и клинописная подпись под барельефом, гласящая, что это вражеские солдаты, спасающиеся вплавь через реку от доблестных ассирийских солдат. И в дальнейшем нередко в истории античности упоминались надутые бурдюки, применяемые для переправы целых армий через широкие реки. По оценкам современных учёных, подобное индивидуальное средст-во могло иметь «грузоподъёмность» до 20÷25кг; этого вполне достаточно для того, чтобы удержать на плаву взрослого человека.

Однако о применении подобных надувных приспособлений на морских судах той эпохи ничего не написано. Если судить по древним эпосам и легендам, то един-ственным средством спасения мореплавателей античной, да и средневековой эпох становились деревянные доски и иные части корабля, оставшиеся на поверхности моря после кораблекрушения. Неудивительно: при довольно скромных габаритах судов того времени возить с собой на всякий случай надутые мешки из шкур по числу всех находившихся на борту людей было бы верхом непрактичности.

 

Спасательный линь

К сожалению, и в античные, и в гораздо более поздние времена основным средством индивидуального спасения служил спасательный линь. А если точнее - любой попавшийся под руки трос; исторические свидетельства говорят, что веревки издревле использовались для подъема человека из воды на борт. Собственно же спасательный линь появился только в начале ХХ века. В 1914 году матрос Василий Александров сконструировал его для спасения лиц, оказавшихся за бортом. В честь этого российского матроса спасательный линь получил наименование «конец Александрова». Вероятно, своим успехом данная конструкция обязана значительно-му опыту матроса: он служил в спасательной службе Выборга и лучше многих представлял, какой должна быть простейшая спасательная конструкция.

Конец Александрова состоит из плавучего синтетического троса, который имеет на конце петлю диаметром около полуметра; на петлю надеваются два или три пробковых поплавка оранжевого или красного цвета. Конец дополнен утяжелителем в виде кожаного или брезентового мешочка с песком для большей дальности метания.

При оказании помощи тонущему конец Александрова нужно метать петлёй вперёд, чтобы человек смог надеть кольцо с поплавками на себя. В этом случае пробки будут играть роль спасательного жилета, а петля позволит подтянуть человека к спасателю. Интересный факт: вплоть до 80-х годов ХХ века конец Александрова оснащался вместо мягкого мешочка с песком полуфунтовым свинцовым шариком. Это требовало известной осторожности при метании линя, ведь чересчур «меткий» бросок мог значительно усугубить положение тонущего.

Сегодня конец Александрова должен в обязательном порядке присутствовать в комплектации малых судов при их сертификации в Госинспекции по малым судам. Также подобными спасательными линями снабжаются и спасательные посты на пляжах, переправах, мостах. В советское время щиты с концами Александрова и шарами Суслова (см. ниже) располагались на мостах через Неву в Ленинграде.

На современном рынке снаряжения имеются спасательные лини и других конструкций, имеющие аналогичный способ применения. Также существуют специальные ручные пушки, выстреливающие конец линя с грузиком с помощью пиротехнического заряда в сторону тонущего человека. Дальность действия таких приспособлений достигает сотен метров, что важно, если яхта движется с большой скоростью или человек за бортом был обнаружен не сразу. В сложной же ситуации на яхте спасательным линем может оказаться любой свободный конец, брошенный оказавшемуся за бортом человеку, если нет времени на поиск специализированных средств.

Спасательный круг

Время появления новинок в сфере индивидуальных средств спасения относит-ся к эпохе Возрождения и связано с именем великого изобретателя Леонардо да Винчи. Итальянец, создавший проекты подводной лодки, танка, парашюта просто не мог обойти стороной такую тему, как средства спасения моряков. Именно ему приписывается изобретение самого известного средства спасения на воде – спаса-тельного круга. Эскиз приспособления, точь-в-точь напоминающего современный спасательный круг, был создан им примерно в годы начала испанской колонизации Америки, известной также как конкиста. Правда, детального описания своего круга Леонардо не оставил, поэтому мы не знаем, из чего предполагалось изготовлять этот полезный предмет. Увы, об изобретении Леонардо приходится говорить в сослага-тельном наклонении, а ведь немало жизней моряков спасло бы оно вплоть до ХХ века, если бы было принято на вооружение в эпоху Ренессанса.

Признание спасательного круга действительно заняло немало времени: он был официально принят в качестве обязательного корабельного оснащения лишь в 1915 году, через год после начала Первой мировой войны с её широким применением подводных лодок. Одной из причин, заставивших британское адмиралтейство принять на вооружение спасательные круги, стала ужасная катастрофа у берегов Ирландии. В мае 1915 года немецкая подлодка отправила на дно британский пассажирский лайнер «Лузитания». Жертвами этой трагедии стали почти 1200 чел. Главной причиной катастрофы было то, что судно сразу же получило большой крен, и спуск спасательных шлюпок стал невозможен.

Современный спасательный круг, согласно ГОСТу, имеет внутренний диаметр 44см, наружный - 68÷76см, массу - 4,5÷7кг. Изготавливается в виде тора «бублика» с оболочкой из поливинилхлорида и внутренним заполнением из пенополистирола, пробки, полиуретана и т.д. Главное - соответствие нормативам плавучести: он должен удержать на плаву груз массой 14кг в течение суток. Согласно регистру, яхты длиной менее 30м должны иметь минимум два спасательных круга, а длиной свыше 30м - минимум четыре. Окрас их может варьироваться, но, тем не менее, быть заметным на поверхности воды: красным, оранжевым, с двумя - тремя белами полосами. Зачастую круги снабжаются леерами, за которые могут держаться несколько человек. Для подъёма упавших за борт круг крепится к яхте с помощью прочного троса.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.