Советские репрессии и духовенство Мурмана — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Советские репрессии и духовенство Мурмана

2022-02-10 19
Советские репрессии и духовенство Мурмана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Советские репрессии и духовенство Мурмана

 

В 2017 - 2018 учебном году в Мурманском Арктическом Государственном университете прошла встреча студентов-историков с председателем комиссии по канонизации святых Мурманской епархии священником Василием Вольским. Наш город был основан мучеником Государем Николаем Вторым в 1916 году и назван Романов-на-Мурмане, поэтому для нас особенно важна правда о трагических событиях октября 1917, гражданской войны, Большого террора 1937 года. Встречу провел настоятель Введенского и Трифоновского храмов Мурманска протоиерей Сергий Поливцев.

 

Отец Василий начал с рассказа о казнях духовенства во время Гражданской войны:

 - В то время Мурман в церковном отношении входил в состав Архангельской епархии. В Архангельских архивах сохранились документы о зверствах большевиков: «Случаи насилия по отношению к верующим в начальный период Гражданской войны фиксировались в «Архангельских епархиальных ведомостях» (епархиальной газете). Например, там опубликовали заметку о том, что на глазах у прихожан красноармейцы разрубили священника на восемнадцать частей. С одной стороны, люди просто не восприняли эту власть с ее кровавми гонениями. С другой стороны, на Севере при монархии никогда не было таких больших социальных конфликтов, как в других губерниях. Здесь все было налажено. Север никогда не знал крепостного права. В 18 веке после секуляризации земель монастырские крестьяне Кольского полуострова были переведены в разряд государственных крестьян (ранее они подчинялись Соловецкому и другим монастырям),органом управления являлась сельская община. Государство тогда не притесняло крестьян. Подоходный налог, например, был 0,5% со двора. Описывался дом, хозяйство крестьянина, его доходы от добычи рыбы и морского зверя и потом брали налог 0,5%. Много это или нет? В настоящее время у нас в России подоходный налог 13%. А тогда при царе брали 0, 5%. На эти деньги строились храмы, школы, больницы, почтовые отделения, содержались учителя, Армия. И при том, что тогда не было развитой социальной защиты, то есть домов престарелых, больших детдомов, Север не знал такого, чтобы люди скитались без крова, чтобы старики были бездомными или дети беспризорными. Жизнь людей была хорошо налажена, а большевики несли разрушение.  

До февраля 1920 года существовало Временное правительство Северной области, которе возглавлял генерал Евгений Карлович Милллер. Он был ранее в эмиграции, но его вызвали в Архангельск, и он возглавил Белое Движение в этом регионе. Миллер также собирал ополчение, чтобы двинуться на Петроград и свергнуть ненавистный русским людям большевицкий режим.

Когда мы, люди средних лет, в свое время учились в школе в восьмидесятые годы, то по учебникам истории у нас складывалось впечатление, что люди с радостью приняли советскую власть. Но когда знакомишься с архивными материалами, получается совсем иная картина. Вот, например, сохранилсь письмо наместника Трифонов Печенгского монастыря Паисия (Рябова) наместнику Валаамского монастыря, где Паисий поздравляет с новым годом и пишет: «Дай Бог, чтобы рухнул этот режим по молитвам пострадавших».

 

Когда же начались на Севере открытые гонения на церковь? С периода установления советской власти, когда стали действовать ее декреты об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.

 

Протоиерей Феодор Миролюбов

Последний священник, который до войны оказался на Кольском полуострове, это протоиерей Федор Михайлович Миролюбов. Это кандалакшский священник, ему было уже 72 года, когда его арестовали. Приход в Кандалакше был закрыт в 1940 году. Он был осужден по делу о шпионаже в пользу Финляндии, уже до этого дела он трижды пережил аресты. Семью он держал на расстоянии, беспокоясь за судьбу жены и детей. Мы не знаем, как он закончил свою жизнь. Отец Федор был осуждлен на пять лет концлагерей, и след его затерялся. С закрытием прихода в Кандалакше закончилась церковная жизнь Кольского полуострова перед войной. Ни одного действующего храма не оставили.

В доревлюционное время на Кольском полуострове было 53 храма, 28 часовен, Трифонов Печенгский монастырь. Все это было закрыто или полностью уничтожено, кроме монастыря, который перешел на время к Финляндии вместе с территорией Печенги. В культовых зданиях начали размещать клубы. К началу Великой Отечественной войны в Мурманской области не действовал ни один храм. Мурманск стал исключительным случаем проявления безбожных гонений в советский период. Он был единственным областным центром России, не имеющим ни одного храма.

 

В 1924 году в Мурманске была закрыта единственная временная деревянная церковь святителя Николая. Она находилась недалеко от нас, через дорогу, напротив университета, там, где находится теперь магазин «Сувениры». В областном архиве сохранилась фотография этой церкви. Храм был потом перестроен под общежитие грузчиков порта. До революции предполагалось, что постоянный храм святителя Николая будет построен на центральной площади, на месте нынешнего ДК Кирова, там, где 4 октября 1916 года архиепископ Архангельский Нафанаил совершил молебен на строительство церкви и закладку города Романов-на-Мурмане. А до постройки постоянного храма жители Мурманска молились во временном деревянном. Но в 1924 году он был закрыт. Таким образом, до 1946 года в Мурманске не было никакого храма.

 

Протоиерей Илия Кутузов

 

Отец Илия родился в 1903 году. В тридцатые годы был пять лет в заключении в Свирьлаге. В 1947 он был назначен настоятелем Никольской церкви старинного поморского села Ковда на юге Мурманской области. Тогда Ковда была большим селом с населением примерно тысячу человек. А сейчас там только несколько человек осталось. В советское время плотиной там перегородили реку Ковду, построили элетростанцию, рыба перестала заходить. Жизнь замерла, так как вседа поморы в Ковде занимались рыболовством. Отец Илья прослужил в Ковде до закрытия храма в 1959 году. Он приехал в село с девочкой, дочкой. Его жена умерла в Архангельске от голода. Поначалу в послевоенные годы были прихожане, но при Хрущеве начался новый виток гонений. Как вспоминает дочь священника (она еще жива), в последние годы перед закрытием храма отец слжил в одиночестве, сам и пел, а из прихожан в храме стояла только она одна. Когда советские чиновники решили закрыть храм в Ковде, то ее жители не согласились, они не подписали бумаги с предложением закрыть приход. Рядом был создан уже в советский период поселок Лесозаводский, в котором было новое, пришлое население. Жители этого поселка и подписали заявление о необходимости закрытия церкви в Ковде. До закрытия прихода отец Илья духовно окормлял и поселек Зеленоборский, и город Кандалакшу, так как в Кандалакше в то время не было храма. От Ковды до железной дороги 10 километров, и отец Илья проходил их пешком. Он одолевал этот долгий путь, потом садился на поезд, ехал в Кандалакшу. Удивительно, но Господь сохранил письма прихожан из разных районов к отцу Илии. Ящик с этими письмами нашли в углу на колокольне. Кто-то в преклонных годах просил его исповедать и причастить, кто-то окрестить младенца. После закрытия прихода отец Илья служил в Кировске в Казанском храме. За 21 год служения он ни разу не был в отпуске. Когда ему говорили, чтобы взял отпуск хотя бы на неделю, то он отвечал: «Если я неделю не послужу в храме, то я умру». Так оно и случилось. Он заболел в Мурманске попал в больницу и через неделю умер. По его завещению, хоронить его привезли в Кировск.

 Сделаю небольшой экскурс в мировую историю по теме отличия гонений на древних христиан в Римской Империи в первые века христианства и гонений советского периода.

Если обратиться к истории древней Церкви, то мученичество было явным, были явные мученики, переносившие страдания за Христа, пытки на глазах больших масс населения. Тогда даже некоторые гонители при виде мужества мучеников и чудесной помощи свыше, исповедовали Христа и тоже подвергались мучениям и казни, принимая крещение в своей крови. По- другому происходили гонения в Росии в 20 веке. Это гонение было тайным. И в условиях таких тайных гонений перед человеком вставал еще больший соблазн отречься от Христа. Никто ведь ничего не узнает. И человеку надо было остаться верным перед своей совестью и перед Лицом Божиим. Если еще сопоставить гонения первых веков христианства с гонениями в СССР, то отличие будет еще и в том, что в Римской Империи политика разных императоров менялась, иногда гонения прекращались или слабели. В СССР гонения не прекращались постоянно в течение почти векового периода истории.

 

 В СССР гонения на православных были и со стороны государства, и со стороны народа, когда верующие люди считались людьми третьего сорта, изгоями или умалишенными или отсталыми, а религию вобще пережитком буржуазного общества.

 

статью подготовила журналист Введенского храма Мурманска Галина Сиротинская

 

Советские репрессии и духовенство Мурмана

 

В 2017 - 2018 учебном году в Мурманском Арктическом Государственном университете прошла встреча студентов-историков с председателем комиссии по канонизации святых Мурманской епархии священником Василием Вольским. Наш город был основан мучеником Государем Николаем Вторым в 1916 году и назван Романов-на-Мурмане, поэтому для нас особенно важна правда о трагических событиях октября 1917, гражданской войны, Большого террора 1937 года. Встречу провел настоятель Введенского и Трифоновского храмов Мурманска протоиерей Сергий Поливцев.

 

Отец Василий начал с рассказа о казнях духовенства во время Гражданской войны:

 - В то время Мурман в церковном отношении входил в состав Архангельской епархии. В Архангельских архивах сохранились документы о зверствах большевиков: «Случаи насилия по отношению к верующим в начальный период Гражданской войны фиксировались в «Архангельских епархиальных ведомостях» (епархиальной газете). Например, там опубликовали заметку о том, что на глазах у прихожан красноармейцы разрубили священника на восемнадцать частей. С одной стороны, люди просто не восприняли эту власть с ее кровавми гонениями. С другой стороны, на Севере при монархии никогда не было таких больших социальных конфликтов, как в других губерниях. Здесь все было налажено. Север никогда не знал крепостного права. В 18 веке после секуляризации земель монастырские крестьяне Кольского полуострова были переведены в разряд государственных крестьян (ранее они подчинялись Соловецкому и другим монастырям),органом управления являлась сельская община. Государство тогда не притесняло крестьян. Подоходный налог, например, был 0,5% со двора. Описывался дом, хозяйство крестьянина, его доходы от добычи рыбы и морского зверя и потом брали налог 0,5%. Много это или нет? В настоящее время у нас в России подоходный налог 13%. А тогда при царе брали 0, 5%. На эти деньги строились храмы, школы, больницы, почтовые отделения, содержались учителя, Армия. И при том, что тогда не было развитой социальной защиты, то есть домов престарелых, больших детдомов, Север не знал такого, чтобы люди скитались без крова, чтобы старики были бездомными или дети беспризорными. Жизнь людей была хорошо налажена, а большевики несли разрушение.  

До февраля 1920 года существовало Временное правительство Северной области, которе возглавлял генерал Евгений Карлович Милллер. Он был ранее в эмиграции, но его вызвали в Архангельск, и он возглавил Белое Движение в этом регионе. Миллер также собирал ополчение, чтобы двинуться на Петроград и свергнуть ненавистный русским людям большевицкий режим.

Когда мы, люди средних лет, в свое время учились в школе в восьмидесятые годы, то по учебникам истории у нас складывалось впечатление, что люди с радостью приняли советскую власть. Но когда знакомишься с архивными материалами, получается совсем иная картина. Вот, например, сохранилсь письмо наместника Трифонов Печенгского монастыря Паисия (Рябова) наместнику Валаамского монастыря, где Паисий поздравляет с новым годом и пишет: «Дай Бог, чтобы рухнул этот режим по молитвам пострадавших».

 

Когда же начались на Севере открытые гонения на церковь? С периода установления советской власти, когда стали действовать ее декреты об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.