Формы культурно-развивающего досуга детей, подростков и молодежи — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Формы культурно-развивающего досуга детей, подростков и молодежи

2022-02-10 25
Формы культурно-развивающего досуга детей, подростков и молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Акция - это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов.

Атака – акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда (трудовые атаки).

Аукцион игровой - игра, где копируются правила настоящих аукционов: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают знатоки-игроки, которые при правильном ответе получают возможность «купить» приз или балл. Для проведения игры необходимо заготовить призы или баллы (которые в конечном итоге можно обменять на главный приз) для «продажи», а также вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. На аукцион могут быть выставлены и «вещи», предметы как вопрос.

Ассамблея — разновидность литературного вечера, стилизованная под эпоху XVIII века. В России ассамблею насаждал Петр I.  На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, пили кофе и, в отличие от салонов ХIХ века, практически не вели умных разговоров. В библиотечных условиях возможны творческие выступления, как читателей, так и библиотекарей.

Ассорти — мероприятие с набором разнообразных тем и форм работы.

Бал — литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором тем, следующих в заранее определённым порядке.

Бал-маскарад — костюмированный бал.

Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.

Бенефис - вечер, на котором чествуется конкретный человек. Главное условие – его непременное участие. В рамках встречи герой ведёт диалог со зрителями, звучат фрагменты его выступлений, презентуются новые номера, уместны инсценировки и викторины по теме.

Блицтурнир - очень быстрый, проводимый за короткое время турнир или содержащее список вопросов, ответ на которые дается за очень короткое время.

Брейн-ринг — игра между двумя (и более) командами в ответы на вопросы. Преимущества данного мероприятия в том, что оно предполагает элемент соревновательности, проходит в неформальной обстановке, дает возможность проявить себя и свои знания, способствует приобретению опыта коллективного мышления, развивает быстроту реакции, позволяет проверить познания и начитанность целого отряда.

Викторина – вариант интеллектуального турнира (очная, заочная).

Вечер - вечернее собрание, дружеская встреча целью развлечения. Могут быть литературными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими и т. д.

Вечер при свечах — мероприятие, которое посвящается поэзии, сопровождается музыкой и чтением стихов всеми присутствующими или большинством.

Вечер вопросов и ответов - комплексное мероприятие актуальной тематики (общественно - политические события, достижения науки, литературы и искусства, медицины, этические проблемы и т.д.). Выбор темы определяется местными условиями, необходимостью привлечь внимание читателей к определённым вопросам. В период подготовки библиотекарь составляет вопросы и знакомит с ними читателей (размещает на книжных выставках, плакатах, объявляет устно), организует книжные выставки, проводит обзоры, беседы (индивидуальные и групповые). Вечер открывает ведущий. Он кратко говорит о теме, характере имеющихся вопросов, информирует о порядке ответов, представляет консультантов, задает вопросы, предварительно систематизируя их в определенном порядке. Он же подводит итоги высказываний по каждому вопросу, в случае необходимости делает поправки и рекомендует литературу, которая поможет разобраться в теме. Когда вопросы исчерпаны, подводятся итоги.

Вечер литературный - комплексное мероприятие, основанное на литературных произведениях, с использованием разнообразных приёмов, элементов игры, театрализации, импровизации. В основе вечера лежит литературный сценарий. Его можно посвятить любой теме или знаменательной дате. В канву мероприятия могут вписаться литературно-музыкальная композиция, выступление писателя, искусствоведа, историка, актера. Желательно, чтобы каждый новый отрывок или цитата произносилась другим чтецом – разница тембров голосов создает дополнительный положительный эффект для восприятия смысла. Для вечеров характерны уютная обстановка, доверительные, дружеские отношения, стремление подчеркнуть неформальный характер общения. Нередко они проводятся при свечах, с чаепитием. Вечер может быть стилизован (гостиная, салон, бал, парад и т.д.). Форму подскажет поэтика автора, тип и вид издания, жанр книги, стиль эпохи, традиции страны. Литературные вечера могут быть разными по масштабу привлечения читателей - от имеющих большую аудиторию до носящих камерный характер.

Вечер-портрет - комплексное мероприятие, посвящённое конкретной персоне - выдающемуся деятелю литературы, искусства, науки. Библиотекарь преследует цель не только призванное с творчеством героя мероприятия, но и рассказать о том, какой он человек, откуда его корни, рассказать о его семье и т.д. Одним словом «нарисовать его портрет всеми возможными средствами». Центральным элементом оформления вечера является собственно портрет героя.

Вечер-реквием — вечер памяти, посвященный печальным или трагическим датам истории.

Вечер – комильфо - (вечер хороших манер) — вечер, посвященный этикету.

Викторина - интеллектуальная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей знаний с целью расширения образовательного кругозора читателей. Разновидности тематические, литературные, музыкальные, тестовые, сюжетные. Библиотекарь заранее готовит вопросы, учитывая возраст детей уровень их знаний. Количество вопросов определяется заранее, они должны быть конкретными и связанными одной темой. Победителем викторины признаётся читатель, давший наибольшее количество правильных ответов. Организаторы озабочены обеспечением зрелищной привлекательности викторины: элементы театрализации, использование компьютерной и аудио- и видеотехники.

Викторина-шанс — викторина, в которой участвующему даются варианты ответов.

Встреча — собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-нибудь, беседы, обсуждения, торжество по поводу прибытия кого-либо.

Встреча с интересным человеком - специально организованный диалог детей с незаурядной личностью (писателем, общественным деятелем, представителем профессии, путешествие, героем и др.), в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).

Газета живая — театрализованное представление, основанное на газетном материале или на острых злободневных фактах жизни, сценарий которой написан, придуман и поставлен с соблюдением жанров журналистики.

Гостиная - комплексное мероприятие, оформленное как тематическая встреча в камерной обстановке. Различают поэтические музыкальные, театральные гостиные. Сбор гостей сопровождается музыкой, достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяева гостиной помогают всем удобно расположиться, каждого одаряют улыбкой, приветствуя. Представление гостей может быть остроумным, шутливым, серьезным, веселым.

Тематика гостиной определяет и тематику разговоров, музыкальные или поэтические фрагменты, слайды или советы. В гостиной всегда звучат анекдоты - остроумные короткие рассказы. Театральная гостиная может быть костюмирована, уместны сцены из спектаклей, элементы театрального капустника.

Десант – трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвуют добровольцы (обычно часть отряда).

Диспут – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. Для него характерно: полемичность проблемы, демонстративное столкновение мнений.

Дискуссия — специально организованный обмен мнениями (спор единомышленников) по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решений.

Структура: определение темы, представление участников, объяснение условий дискуссии, выступление основных участников не более 20 минут, приглашение к обсуждению других людей, подведение итогов и краткий анализ высказываний.

Необходимо соблюдение регламента и повестки дня, приличий во время дебатов. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.

Дуэль — мероприятие в форме поединка, происходящего по определенным правилам, между двумя противниками на различные темы.

Дискотека – тематический танцевальный вечер.

Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск-жокеем.

В середине 70-х появился музыкальный стиль «диско» (сегодня – «техно»), главная особенность которого состоит, прежде всего, в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи.

Вторая особенность «диско» - его танцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали возможность отдохнуть и пообщаться.

Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга – лекций, концертов, кружков…

Согласно «Примерному Положению о молодежной дискотеке» они могли быть профессиональными и самодеятельными. Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, как металлисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск-жокеев (сейчас их называют Ди-джеи).

Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остается танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам была тематическая дископрограмма, сейчас утратившая свою силу. Чаще тематическая дискотека заменяется вечеров знакомств.

Большие шоу-дискотеки представляют собой чередование дискотечной программы в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы.

Сейчас такие дискотеки практикуются во многих городах к сезонным праздникам. Главной фигурой в такой дискотеке становится ведущий (ди-джей), который берет на себя основную роль общения со зрителем, представления артистов и связок между номерами.

Часто ведущий импровизирует по ходу программы, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций (выход на сцену нетрезвого человека, драка, технические заминки с музыкой).

Живой журнал - театрализованное представление, основанное на конкретном тематическом материале.

Защита проекта – акция, во время которой дети делятся на группы и выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем-либо.

Игра-путешествие - маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра-эстафета. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать содержанию необычность, обратить внимание детей на то, что не замечается ими. Обязательный элемент — процедура целенаправленного движения группы участников по определенной схеме обозначенной в маршрутном листе, к особенностям игры-путешествия относятся; превращение группы читателей в экипаж путешественников где у каждого своя роль; разработка маршрута путешествия и его оформление в виде красочной карты, где обозначены остановки, имеющие интересные названия; выбор транспорта, с помощью которого совершается путешествие. На остановках происходят основные действия сюжета, которые реализуются за счет использования различных форм, методов, приемов, видов деятельности. Пройденные остановки на карте могут отмечаться флажками или другими знаками. Тематика игр-путешествий может быть различной.

Игровая программа - мероприятие, состоящее из цикла игр, выстроенных в логике с элементами театрализации.

Интеллектуальный тир – интеллектуальная игра, в игре принимают участие 2 или более участников (команд); атрибутика: мишени, разноцветные кружки (стикеры), обозначающие места попадания.

Игра проводится в 3 и более этапов. На каждом этапе задается расстояние до мишени от 10 до 100 метров (сложность вопросов), каждый участник получает от 3 до 5 выстрелов (вопросов), правильность ответа означает меткость попадания (от 1 до 5 баллов). Выигрывает набравший больше очков.

Калейдоскоп – мероприятие, построенное с быстрой сменой малых форм массовой работы (викторина, танец, песня миниатюра и т.д).

Капустник - это веселое самодеятельное представление с шутками, пародиями, стихами и песнями на любые темы. Как правило, проводится по методике приветствия КВН

Караван - мероприятие, с неоднократной последовательной сменой тем, образов.

Карнавал - праздник с шествиями, уличным маскарадом, театрализованными играми, костюмированный праздник, в подобных праздниках подразумевается массовость. Важное условие; все участники должны быть в костюмах, иначе праздник теряет смысл.

Карусель игровая – развлекательное мероприятие в игровой форме на различные темы, с быстрой и непрерывной сменой конкурсов, заданий.

«Качели дискуссионные» - диалог-обсуждение, построенный на имитации раскачивающихся качелей; два партнера поочередными толчками раскачивают доску-качели; чем сильнее толчок, тем выше взлет качелей. Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. Предметом обсуждения на «дискуссионных качелях» может быть все, что окружает и занимает детей, что происходит с ними в каникулы, книги, животные, родители, уроки, музыка, а также сквернословие, драка и т.п.

Обсуждаться могут ситуативные вопросы проблемные темы конфликтные коллизии. Дискуссионные качели могут иметь предварительно оглашенные правила поведения: правило одного отряда, правило плюрализма, правило деликатности и т.п. После того как предложен вопрос для обсуждения, участники от каждой группы поочередно высказывают суждения. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, библиотекарь поддерживает ход и ритм дискуссионных качелей, пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. По завершении дискуссии подводятся ее итоги.

КВН (клуб веселых и начитанных) - познавательно-развлекательная командная игра-соревнование. Обычно принимают участие две команды подростков по 10-15 человек. Структура КВН: приветствие команд разминка (блиц-опрос викторина), конкурсы (литературные, интеллектуальные, задания на смекалку), конкурс капитанов конкурс на лучшее домашнее задание.

Композиция литературно-музыкальная - комплексное мероприятие, посвященное определенной теме либо персоне. Сценарий обычно состоит из занимательных сведений расположенных в определенном порядке, поэтических и музыкальных фрагментов. Желательно оформить книжно-иллюстративную выставку, экспозицию живописного, декоративно-прикладного искусства. Если есть возможность — использовать компьютерную проекцию. Оформление интерьера должно быть простым и строгим; журнальный столик, несколько стульев и банкеток.

Костер – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня (костры, посвященные закрытию смены).

Конкурс - личное или командное соревнование с целью выявления лучших участников, исполнителей, лучшей работы и т.д.

Конкурс может быть самостоятельной формой работы (литературный, поэтический, фольклорный, музыкальный, экологический) или составной частью комплексного мероприятия, праздника, игры. В конкурсе – все потенциальные участники, и все потенциальные зрители.

Концертная программа – это традиционный способ организации праздничного мероприятия в рамках организации культурного досуга.

Основу концертной программы составляют разножанровые номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды — дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные.

Дивертисментные концертные программы составляются из номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения.

Тематические программы проводятся в связи с праздниками, юбилейными датами и имеют строго выраженное тематическое содержание, но могут и не иметь единого сюжета.

В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концертные программы — разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое.

Театрализованный концерт представляет собой синтез различных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением праздников, фестивалей.

В отличие от тематической, театрализованная концертная программа помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию.

Конфетти новогоднее – новогодний праздник, включающий в себя набор различных шуточных, театрализованных, игровых форм и подразумевающий участие всех присутствующих.

Лабиринт – мероприятие, игра-поиск со сложными, запутанными ходами, заданиями.

Лото игровое - специально организованное состязание в различных областях знаний по правилам традиционного лото. В лото играют две команды с равным числом игроков. Представитель команды выбирает из заранее подготовленного набора карточку с заданием и зачитывает вслух. Задания на карточках. Если ответ, по мнению жюри, верный, то игрок заштриховывает одну клетку своего игрового поля. Выигрывает та команда, которая заштрихует раньше (больше) клетки своего поля.

Линейка – организационная форма работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление (торжественные, рабочие).

Марафон – цикл массовых мероприятий, объединенных общей тематикой. Спортивное название оправдывает преодоление некоего маршрута от старта к финишу, наличие препятствий, состязательный характер. Интеллектуальные вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют программу библиотечного марафона, который может длиться несколько дней. В марафоне принимает участие большое количество игроков.

Музчас – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие.

Огонек – это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек - это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.

Поход – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию, лагерь-бивак.

Развлекательная программа - мероприятие, состоящее из конкурсов и игр.

Разведка – форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется обычно как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел.

Ринг - мероприятие, где в каждом «раунде» 2 участника один против другого отвечают на сложные вопросы зрителей, участниками могут быть известные люди, лучшие ученики.

Сбор – общее собрание всех членов отряда, всех ребят лагеря для обсуждения совместно с педагогами важнейших вопросов жизнедеятельности на смене.

Спринт-конкурс – конкурс, проведенный быстро, за короткое время, может быть частью большого мероприятия.

Творческая лаборатория – мероприятие по обмену опытом, знаниями и т.д. в интересной, творческой форме.

Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра, направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;

Ток-шоу - на обсуждение выносится какой-либо философский вопрос (например: что такое любовь?). Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Руководит обсуждением взрослый. Цель — нравственное воспитание.

Турнир – состязание в определенном виде деятельности, проводящееся, как правило, по круговой системе, когда все участники имеют между собой личную встречу с целью выявить лучшего, победителя. Данная форма используется и в спорте, и в интеллектуальных соревнованиях.

Устный журнал - активная форма пропаганды чего-либо.

 По содержанию и структуре похоже на печатный журнал. Он состоит из ряда разделов — «страниц». Каждая страница содержит информацию по определенной теме и завершается рекомендацией.

Отличительная особенность – отражение актуальных, волнующих многих, проблем.

Утренник – праздничное мероприятие, по определенной теме с элементами игровой программы и театрализации.

Форум - широкое представительное собрание, съезд.

Хронограф – мероприятие–рассказ по годам о каких-либо исторических событиях, построенное по типу летописи.

Церемония – торжественное мероприятие по установленным правилам.

Час игры – игровое, конкурсное мероприятие по заданной теме.

Час вопросов и ответов – мероприятие, проходящее в форме диалога и позволяющее задавать интересующие вопросы и получать на них ответы.

Шоу — мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект.  

Флэшмоб - в переводе с английского «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная толпа». Сбор людей с целью проведения одноразовой акции. Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержания (по сценарию) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало.

Эрудит-шоу – игра, организованная в форме викторины (конкурса знатоков) по различным предметам.

Эстафета – совместная деятельность группы участников, совершаемая в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилами.

Приложение № 2

Структура дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОЛ

1.Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.

6. Список литературы.

В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

• направленность дополнительной образовательной программы;

• новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

• цель и задачи дополнительной образовательной программы

• отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

• возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

• сроки реализации дополни тельной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

• формы и режим занятий;

• ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выстави фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.