Результаты освоения профессионального модуля — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Результаты освоения профессионального модуля

2022-02-10 34
Результаты освоения профессионального модуля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Выявлять и устранять возникшие в процессе эксплуатации неполадки текущего характера и принимать участие в ремонте.  
ПК1. 2. Вести установленную техническую документацию.  
ПК 1.3. Анализировать результаты своей работы и работы подразделения.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

 


  3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля ПМ.04 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ»

3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 04.

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего, часов

В т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект), часов Всего, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов
1 2 3 4

5

6 7 8 9 10
ПК1.1- Раздел 1. Выполнение работ по профессии электромонтер 2 разряда 198 60

50

- 30 - 36 72
ПК1.2-ПК1.3 Раздел 2. Выполнение работ по профессии электромонтер 3 разряда 340 227

106

- 113 - - 72
  Производственная практика (по профилю специальности), часов  

 

 
  Всего: 610 287 156 143   36 144
                     

       3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ04)

Наименование разделов профессионального модуля(ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем  часов Уровень освоения
1

2

3 4
Раздел  1 МДК 04.01. Выполнение работ по профессии электромонтера 2 разряда

 

   
Введение

Ознакомление с рабочим местом электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, ознакомление с порядком получения и сдачи инструмента и приспособлений.

Ознакомление с квалификационной характеристикой и программой выполнения работ электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2-го разряда.

2 1

Тема 1.1 Безопасность труда электробезопасность и пожарная безопасность

 

   
  Содержание    
1 Типовая инструкция по безопасности труда. Виды и причины травматизма. Мероприятия по предупреждению травм, основные правила и инструкции по техники безопасности, оказание первой помощи при получении травм. Электробезопасность. Отчетливое представление об опасности поражения электрическим током и приближения к токоведущим частям. Требования безопасности труда при работе с электроинструментом и электроприборами. Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках. Оказание доврачебной помощи при поражении человека электрическим током. Пожарная безопасность. Причины пожаров. Правила пользования электронагревательными приборами. Хранение и транспортировка легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Правила поведения при пожаре. Пользование ручными средствами пожаротушения. Устройство и правила пользования огнетушителями. Оказание первой помощи при ожогах. 2 1

Тема 1.2 Основы электромонтажных

работ

1 Содержание Ознакомление со структурой и основным оборудованием предприятия, выпускаемой продукцией, системой контроля качества продукции. Ознакомление с электрооборудованием промышленного предпри­ятия. 2 1
  Практические занятия    
1 Ознакомление с набором электромонтажных инстру­ментов. 2 2
2 Упражнение в прокладке электропроводки 4 2
3 Упраж­нения в определении неисправностей в цепях освещения, простой; пускорегулирующей арматуры, и их устранение 6 2

Тема 1.3. Такелажные работы

       
  Содержание 2 2
1 Ознакомление с такелаж­ным оборудованием и оснасткой, применяемой при монтаже и ре­монте электрооборудования. 4 1
  Практические занятия    
1 Выбор стальных, пеньковых и капроновых канатов для разлетных такелажных работ. Смазка, размотка и намотка канатов. 2 2
2 Стропы, применяемые при такелаже электрооборудования. Вязание концов при застроповке. Зачалка канатов на крюк 2 2
3 Застроповка грузов и их подъем при помощи талей, лебедок, тельферов. Основание приемов сигнализации между рабочими и крановщиком. 2 2
4 Работа с реечными, винтовыми и гидравлическими домкратами. Работа с лебедками, талями, блоками и полиспастами. Проверка исправности такелажного оборудования. 2 2

Тема 1.4. Монтаж, обслуживание и ремонт и электрооборудования

 

  Практические занятия   2
1 Обслуживание электроустановок. Изучение на рабочем месте правил технической эксплуатации и безопасного обслуживания промышленных электроустановок. Ознакомление на рабочем месте с производственными инструк­циями, журналами осмотров и ремонтов оборудования, порядком ведения в них записей, а также с другой технической документа­цией. 2 2

 

2 Прокладка установочных проводов и кабелей в газовых труб­ках, на рамках и изоляторах. Монтаж, демонтаж, ремонт и замена проводов и тросов (воздушных). 4 2
3 Ознакомление со способами пуска синхронных двигателей. Пуск двигателей. Ознакомление с правилами наблюдения за рабо­той синхронных двигателей. Контроль температуры обмоток ста­тора, подшипников, контроль за работой щеток, колец и др.; обна­ружение перегрузки двигателей. 4 2
4 Ознакомление со способами пуска асинхронных двигателей. Пуск двигателей. Обнаружение неисправностей в работе асинхрон­ных двигателей (перегрев подшипников, неисправность стержней роторов, искрение щеток, неисправность контактных колец и др.). 4 2
5 Обслуживание распределительных и трансформаторных под­станций Ознакомление с устройством распределительной подстанции. 2 2
6 Ознакомление с устройством трансформаторной подстанции и правилами ее обслуживания. Внешний осмотр работающего трансформатора; контроль нагрузки, температуры обмоток и качества масла. 2 2
7 Изучение операций и процесса включения и выключения электрической цепи рубильниками и выключателями: снятие и подача напряжения линейными и шинными разъединителями: смена предохранителей высокого и низкого напряжения; переключение выводов трансформаторов. 2 2
8 Ознакомление с противоаварийными мероприятиями и спосо­бами устранения повреждений (отыскание места короткого замы­кания и устранение его) и других мелких аварий. 2 2
9 Смена и установка предохранителей и рубильников в щитах и коробках распределений.    
10 Сращивание проводов с помощью бандажа, путем скрутки, сварки, пайки и опрессовки 4 3
11 Разборка, ремонт и сборка несложных узлов и деталей электродвигателей, электроаппаратов и электроприборов. 2 3

Самостоятельная работа по разделу:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите

30  

Учебная практика

Виды работ:

1.Выполнение отдельных несложных работ по ремонту и обслуживанию электрооборудования под руководством электромонтера более высокой квалификации.

2.Монтаж и ремонт распределительных коробок клеммников, предохранительных щитков и осветительной арматуры.

 

36  

Производственная практика

Виды работ:

1.Очистка и продувка сжатым воздухом электрооборудования с частичной разборкой, промывкой и протиркой деталей. Чистка контактов и контактных поверхностей.

2.Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов напряжением до 1000 В. Прокладка установочных проводов и кабелей.

3.Обслуживание и ремонт солнечных и ветровых энергоустановок мощностью до 50 кВт.

4.Выполнение простых слесарных, монтажных и плотничных работ при ремонте электрооборудования. Подключение и отключение электрооборудования, и выполнение простейших измерений. Работа пневмо- и электроинструментом.

5.Выполнение такелажных работ с применением простых грузоподъемных средств и кранов, управляемых с пола.Проверка и измерение мегомметром сопротивления изоляции распределительных сетей статоров и роторов электродвигателей, обмоток трансформаторов, вводов и выводов кабелей.

72  
Раздел 2 МДК 04.02. Выполнение работ по профессии слесарь-электрик  3 разряда        

Тема 2.1. Чтение чертежей и схем

  Введение 2 1
  Содержание    
  Общие сведения о чертежах. Условные графические обозначения в схемах. Виды схем: принципиальные, структурные, монтажные, схемы расположения. 20 1
  Практические занятия    
1 Изучение УГО 2 2
2 Построение монтажных схем 2 2
3 Построение схем подключения электрооборудования 2 2
4 Построение схем расположения электрооборудования 2 2

Тема2.2 Электрооборудование подстанций

  Содержание    
  Основное высоковольтное оборудование подстанций: выключатели, силовые трансформаторы, разъединители, измерительные трансформаторы, реакторы. 50 1
  Практические занятия    
1 Изучение конструкции масляных баковых выключателей 2 2
2 Изучение конструкции маломасляных выключателей 2 2
3 Изучение конструкции вакуумного выключателя 2 2
4 Изучение конструкции воздушных выключателей 2 2
5 Изучение конструкции элегазовых выключателей 2 2
6 Изучение конструкции разъединителей 2 2
7 Изучение схем охлаждения силовых трансформаторов 2 2
8 Изучение схем и групп соединения обмоток трансформаторов 2 2

 

9 Изучение свойств трансформаторного масла 2 2
10 Изучение конструкции трансформаторов тока и напряжения 2 2
11 Изучение конструкции реакторов 2 2
12 Изучение конструкции разрядников 2 2
13 Изучение источников оперативного тока 2 2
14 Контрольная работа по электрооборудованию подстанций 2 3

Тема 2.3 Распределительные устройства подстанций

  Содержание    
  Классификация подстанций. Конструкция открытых и закрытых распределительных устройств. Комплектные распределительные устройства 18 1
  Практические занятия    
1 Изучение классификации подстанций 2 2
2 Изучение конструкции ОРУ 2 2
3 Построение чертежа ОРУ 2 2
4 Изучение конструкции ЗРУ 2 2
5 Построение чертежа ЗРУ 2 2
6 Изучение конструкции КСО, КРУ 2 2
7 Изучение конструкции КТП 2 2
8 Контрольная работа 4 3

Тема 2.4 Неисправности электрооборудования подстанций

  Содержание    
  Конструкция воздушных и кабельных линий. Виды неисправностей электрооборудования электрических машин, трансформаторов и линий электропередач. 10 1
  Практические занятия    
1 Виды неисправностей ВЛ 4 2
2 Виды неисправностей КЛ 2 2
3 Диагностика силовых трансформаторов 2 2
4 Причины неисправностей силовых трансформаторов 2 2

 

5 Причины неисправностей электрических машин 2 2
6 Диагностика электрических машин 2 2
7 Причины неисправностей высоковольтного оборудования 2 2
8 Диагностика высоковольтного оборудования 2 2
9 Контрольная работа 6 3

Тема 2.5 Ремонт электрооборудования

  Содержание    
  Виды ремонтов высоковольтного оборудования и силовых трансформаторов 14 1
  Практические занятия    
1 Ремонт ВЛ 2 2
2 Составление технологических карт ремонта 2 2
3 Соединение и оконцевание кабелей 4 2
4 Ремонт отдельных частей трансформатора 4 2
5 Составление технологической карты ремонта электрических машин 4 2
6 Ремонт прочего оборудования ПС 4 2
7 Контрольная работа 4 3

Тема 2.6 Оперативные переключения в электроустановках

  Содержание    
  Основные понятия и определения. Организационно-технические мероприятия и техника безопасности. 6 1
  Практические занятия    
1 Регламент оперативных переключений 4 2
2 Организационно-технические мероприятия 4 2
3 Контрольная работа 4 3

Самостоятельная работа по разделу:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите

113  

Производственная практика

Виды работ:

1. Выполнение несложных работ на ведомственных электростанциях, трансформаторных подстанциях с полным их отключением от напряжения, ревизией трансформаторов, выключателей, разъединителей и приводов к ним без разборки конструктивных элементов.

2.Участие в ремонте, осмотре и техническом обслуживании электрооборудования с выполнением работ по разборке, сборке и наладке электрических приборов.

3.Участие в прокладке кабельных трасс и проводки.

4.Проверка маркировки простых монтажных и принципиальных схем.

5. Выявление и устранение отказов, неисправностей и повреждений электрооборудования с простыми схемами включения.

72  

Итого

610  

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


       4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

       4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие рабочего места техника – электрика.

Оборудование мастерской по электромонтажу:

- верстаки;

- наборы электромонтажных инструментов;

-  рабочее место для пайки проводов;

- стенды электромонтажные;

-  информационные стенды  и др.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточенно.

       4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

       Основные источники:

1. Акимова Н.А.Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования –М.: Издательский центр «Академия», 2014.-304с.

2. Кацман М. М. Электрические машины: учебник для СПО. – 9-е изд. – М.: Академия, 2008

3. Казаков В.А. Электрические аппараты.- М: РадиоСофт, 2009, 372 с.

4. Браун М., Раутани Дж., Пэтил Д. Диагностика и поиск неисправностей электрооборудования и цепей управления. - М: РадиоСофт,   2007, 328с 5. 5.Варварин В.К. Выбор и наладка электрооборудования. - М: РадиоСофт, 2008, 240с

5. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2кн. 1кн:учебник для нач. проф. образования –М.: Издательский центр «Академия», 2007.-208с.

6. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. В 2кн.2кн: учебник для нач. проф. образования –М.: Издательский центр «Академия», 2007.-256с.

  Дополнительные источники:

1. Алиев, Исмаил Ибрагимович. Электрические аппараты. Спра вочник: справочное издание / И. И. Алиев, М. Б. Абрамов. - М.: РадиоСофт, 2004

2. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Главгосэнергонадзор России, 1994.

3. Камнев В.Н. Пусконаладочные работы при монтаже электроустановок.-М.: Высшая школа, 1990

4. Справочник по монтажу электроустановок промышленных предприятий. Под ред. Б.И. Андрюкова.-М.: Энергоатомиздат, 1993.

5. ВСН 123-90. Инструкция по оформлению приемосдаточной документации по электромонтажным работам.- М.: ВНИИ проектэлектромонтаж, 1990.

Интернет-ресурсы:

1. Первая помощь при поражении электрическим током. [Электронный ресурс]: Инструкция по оказанию первой доврачебной неотложной помощи. – Режим доступа: http://ph117nnr.narod.ru/neot.php.htm#9 – Загл с экрана.

2. Электрик. Международный электротехнический журнал [Электронный ресурс]: Сайт – Режим доступа: http://www.electrician.com.ua/ Загл. с экрана.

3. Электрические сети [Электронный ресурс]: Сайт – Режим доступа: http://leg.co.ua/ Загл. с экрана.

Электронные библиотеки:

1. Библиотека электроэнергетика [Электронный ресурс]: Сайт. Режим доступа: http://www.elektroinf.narod.ru Загл. с экрана.

2. Мир книг [Электронный ресурс]: Сайт Режим доступа: http://www.mirknig.com/ Загл. с экрана.

3. Сайт для энергетиков и электриков [Электронный ресурс]: Сайт Режим доступа: http://www.energomir.net Загл. с экрана.

4. Технические нормативы [Электронный ресурс]: Сайт. – Режим доступа: http://www.norm-load.ru Загл. с экрана.

5. Библиотека гостов, стандартов и нормативов [Электронный ресурс]: Сайт – Режим доступа: http://www.infosait.ru Загл. с экрана.

6. Школа для электрика. Все секреты мастерства [Электронный ресурс]: Сайт Режим доступа: http://www.elektricalschool.info Загл. с экрана.

7. Электроспец. Сайт для начинающих электриков и профессионалов [Электронный ресурс]: Сайт Режим доступа: http://elektrospets.ru/index.php Загл. с экрана.

       4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к освоению профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочего» является освоение  учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках учебной практики.

       4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Выполнение работ по профессии рабочего»  и специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».

       Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Электрические аппараты», «Электрические машины».

Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере является обязательным.

 

       5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Выявлять и устранять возникшие в процессе эксплуатации неполадки текущего характера и принимать участие в ремонте. - точность и скорость чтения чертежей; - выбор технологического оборудования и технологической оснастки: приспособлений, режущего, мерительного и вспомогательного инструмента; точность и грамотность оформления технологической документации.

Текущий контроль в форме:

- защиты практических заданий;

 

Зачеты по учебной, производственной практикам и по каждому из разделов профессионального модуля.

 

Вести установленную техническую документацию умение оформлять отчетную документацию  
Анализировать результаты своей работы и работы подразделения - умение пользоваться контрольно- измерительными приборами   - -выполнение работ со всей поверочной и измерительной аппаратурой;

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - демонстрация интереса к будущей профессии  

Экспертное наблюдение и оценка в ходе конкурсов профессионального мастерства, выставок технического творчества, олимпиад, научно-практических конференций

 

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

 

 

Изготовление полезной продукции по заказам предприя-тий, интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения модуля

 

Экспертиза портфолио личных достижений учащегося, интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения модуля

 

 

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения профессионального модуля.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество -обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;   -  демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий - самоанализ и коррекция результатов собственной работы; - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации - организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля; - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности - анализ инноваций в области разработки технологических процессов изготовления деталей машин;

 

Рабочая программа

профессионального модуля ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

для студентов очной формы обучения специальности

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

 

 

Подписано в печать    . Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л.. Уч.-изд. л..Тираж экз. Заказ

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-

педагогический университет», Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

_______________________________________________________________

Ризограф ФГАОУ ВО «РГППУ». Екатеринбург, ул. Машиностроителей,11


* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.