Возрождение российской науки и преодоление технологического отставания России — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Возрождение российской науки и преодоление технологического отставания России

2022-02-10 23
Возрождение российской науки и преодоление технологического отставания России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективная организация НИОКР и использование научных знаний способны дать необходимый импульс экономическому развитию. Именно наука способна обеспечить место России среди великих держав XXI века. Без роста интеллектуального потенциала, связанного с развитием науки, не удастся решить острые социальные проблемы, достичь гражданского согласия, построить развитое демократическое общество.

За годы реформ науке удалось достичь некоторых положительных результатов: была ликвидирована формально-правовая изоляция российского научного сообщества, появились негосударственные научные институты и государственные научные фонды, осуществляющие конкурсное финансирование научных разработок
Тем не менее, кризис российской науки так затянулся, что общество и власть перестали осознавать необходимость поддержания научных изысканий, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Этот кризис имеет четыре основных составляющих:

  • Резкое сокращение финансирования науки по сравнению с советским периодом. В СССР финансирование науки составляло 2-2,5% ВВП, в сфере науки работало более 2 млн. человек, а сегодня в России совокупные бюджетные расходы на науку составляют менее 1% существенно меньшего ВВП, при сокращении численности занятых в несколько раз. Более того, российская наука столкнулась с невозможностью планировать исследования и разработки по программам и проектам из-за непредсказуемого и недостаточного финансирования, неразвитой конкурсной системы, несовершенного механизма доведения бюджетных средств до конечного исполнителя.
  • Отсутствие ясных стратегических научно-технических ориентиров в новых реалиях - сегодня в России ведутся работы по направлениям, которые охватывают до 52% мирового спектра фундаментальных исследований. Научно-техническая политика непоследовательна, является компромиссом противоборствующих ведомств.
  • Кризис воспроизводства научных кадров - средний возраст специалиста в научно-технической отрасли приблизится к 55 годам, продолжается "утечка мозгов" за рубеж, уход специалистов на более оплачиваемую работу внутри страны.
  • Кризис управления наукой - разрастание количества "заинтересованных" ведомств, между которыми нет чёткого разделения обязанностей.

"ЯБЛОКО" категорически не согласно с тем, что наука должна сама приспосабливаться к рыночным условиям. Мы считаем, что государство должно играть определяющую роль в сохранении и развитии передовых направлений российской науки. Для этого необходимо:

  • Создать эффективный механизм финансирования российской науки;
  • Определить приоритеты государственной научно-технической политики;
  • Создать систему воспроизводства научных кадров;
  • Создать механизм эффективного управления российской наукой;
  • Приступить к реализации активной инновационной политики.

1. Создание эффективного механизма финансирования науки предполагает:

  • увеличение доли расходов федерального бюджета на науку в соответствии с разработанным "ЯБЛОКОМ" законом "О науке и государственной научно-технической политике" до 4% от расходной части при одновременном росте региональной составляющей расходов на науку (до 2-4% от расходной части бюджетов субъектов);
  • поддержку системообразующей структуры науки (РАН, Государственных научных центров, Государственных научных фондов и т.п.);
  • чёткое определение прав научных организаций на использование в уставных целях доходов от использования закреплённого за ними федерального имущества; обеспечение эффективного общественного контроля за расходованием средств, выручаемых от аренды, в интересах саморазвития организации.
  • принятие регионами мер косвенной поддержки научно-технических организаций: снижение тарифов за энергоресурсы и коммунальные услуги для научных организаций, освобождение от налога на ту часть прибыли, которая направляется на расширение и модернизацию производства; снижение ставок арендной платы за пользование землей и зданиями;
  • включение расходов предприятий на науку в состав затрат в целях привлечения в науку внебюджетных средств;
  • увеличение доли конкурсного финансирования фундаментальных исследований через государственные научные фонды и программы до 15-20% от расходной части федерального научного бюджета;
  • увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;
  • реструктуризацию части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитыми финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурами; санацию и закрытие неэффективных организаций;
  • поддержку функционирования научной инфраструктуры.

2. Определение приоритетов государственной научной политики предполагает:

  • создание государственного прогностического научного центра для определения приоритетов развития российской науки;
  • оптимизацию и сокращение числа научно-стратегических ориентиров;
  • совершенствование практики селективной конкурсной поддержки науки и технологий в форме долгосрочных целевых программ;
  • увеличение числа грантов и их размера;
  • обеспечение открытости в деятельности государственных научных фондов: любой заявитель должен иметь право ознакомиться с рецензиями на конкурсный проект, на основании которых фонд выносил по нему решение;
  • разработку рамочной региональной программы развития науки.

3. Преодоление кризиса воспроизводства научных кадров предполагает:

  • переход на контрактную систему найма с заключением временного договора-контракта с научным работником на период выполнения им конкретного задания или на все время работы в данной организации. Контракт позволит устанавливать особые условия оплаты труда для наиболее активных ученых и специалистов высшей научной квалификации, для творческой элиты; предоставление повышающих коэффициентов ЕТС (более 10) для лиц младше 30 лет;
  • создание системы специальных молодежных грантов и стипендий талантливым молодым ученым и студентам;
  • выплату повышенной стипендии талантливым российским ученым, работающим по специальности за счет средств специально созданного бюджетного фонда; компенсацию для них процентных платежей по жилищным ссудам;
  • реализацию программы интеграции науки и высшей школы, в рамках которой студенты будут вовлекаться в процесс современного научного исследования в сотрудничестве с профессорами и сотрудниками Академии наук.

4. Преодоление кризиса управления российской наукой предполагает:

  • преобразование РАН в некоммерческую организацию - ассоциацию; наделение РАН статусом ассоциации снимает проблему субъекта права собственности на имущество самой Академии и входящих в нее организаций;
  • стимулирование преобразования заинтересованных научно-технических организаций из государственных учреждений в автономные некоммерческие организации, для чего необходимо изменить формулировку закона "О некоммерческих организациях", предусматривающую такое преобразование лишь через ликвидацию;
  • создание координационных межведомственных региональных советов (для учёта интересов регионов) и наблюдательных советов (для учёта общественного мнения) с совещательными полномочиями;
  • создание в уставах научных организаций ученых (научных, технических, научно-технических) советов как одного из органов управления. Разработку "Типового положения об ученых советах", которое наделило бы их полномочиями решать финансовые, кадровые и другие важные вопросы.

5. Проведение активной инновационной политики предполагает:

  • поддержку малого предпринимательства в инновационно - научной сфере, создание системы предоставления кредитов организациям малого научного бизнеса, не требующих возврата процентов при условии, что сэкономленные средства передаются "материнским" НИИ и КБ на НИОКР;
  • создание технопарков - научно-инновационных центров на базе государственных НИИ для интеграции науки и малого предпринимательства; предоставление таким организациям льгот по уплате налогов, таможенных сборов, иных платежей, освобождение их от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом, а также предоставление их спонсорам льгот по уплате налогов;
  • переход от финансирования научных организаций к финансированию конкретных НИОКР, а затем от финансирования НИОКР - к их поддержке, отбирая наиболее перспективные для российской экономики проекты;
  • развитие венчурного инвестирования в научно-технической сфере;
  • развитие страхования инновационных рисков;
  • принятие законов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регламентирующие выявление нарушений прав авторов объектов интеллектуальной собственности, а также принятие законов в сфере экспорта интеллектуальной собственности;
  • субсидирование государством импорта новых иностранных технологий;
  • активизацию деятельности государства по продаже лицензий на результаты творческой деятельности изобретателей и патентованию продуктов их деятельности за рубежом;
  • поощрение развития в России оффшорного программирования (выполнения заказов по разработке программного обеспечения для зарубежных компаний российскими программистами);
  • стимулирование заключения отечественными компаниями-разработчиками лицензионных соглашений с зарубежными компаниями на реализацию программного обеспечения (готового продукта) с выплатой роялти;
  • поддержка тесных контактов с российской научной диаспорой - долговременные совместные исследования, проведение совместных семинаров и летних школ и т.д.

Повышение открытости государства путем создания "электронного правительства"

В большинстве стран мира развитие интернет-технологий является одним из главных приоритетов государственной политики. Интернет является общественным благом, что означает обеспечение его всеобщей доступности. США и Великобритания уже объявили о начале общегосударственных программ по обеспечению всеобщего доступа к Интернет.

Важнейшим признаком нового общества является взаимодействие органов государственной власти с гражданами через Интернет. Подобные проекты в большинстве стран получили название "электронное правительство". Они проводятся под лозунгом большей открытости и подотчетности государства гражданам. Подотчетность означает не простое распространение официальных пресс-релизов, а предоставление самого широкого спектра возможностей, от прямого доступа ко всем услугам, предоставляемым госсектором и их оплаты, до непосредственного общения с политиками и голосования.

К сожалению, политика российского правительства в данной области свидетельствует, что электронное правительство понимается как повышение эффективности функционирования власти, и, следовательно, механизмов контроля над гражданами в сферах сбора налогов, борьбы с преступностью и т.д. Это - прямое доказательство попытки создать авторитарное бюрократическое государство в России. Эти тенденции отчетливо проявились в попытке введения системы обнаружения и распознавания материалов (СОРМ-2), что, по сути означало подведение российского Интернета под контроль спецслужб, введения законодательного запрета на применение продвинутых криптографических средств в РФ, правительственного законопроекта об электронной цифровой подписи - ЭЦП, предельно затрудняющего ее использование, и таким образом, направленного на изоляцию страны.
Реализация этой концепции предполагает:

1. Создание защищенной правительственной сети и централизованной базы данных, объединяющих как департаменты министерств, так и региональные органы власти.

2. Перевод государственных служащих на использование электронной почты и отказ от бумажной документации. Всю информацию, распространяющуюся внутри государственного аппарата, следует передавать и хранить в электронной форме.

3. Создание в Сети представительств всех государственных учреждений. Публикация всей несекретной информации в сети Интернет. Этот проект должен быть не внутриведомственным (когда каждое ведомство само себя информатизирует), а единым порталом, с удобным для пользователя интерфейсом. Он должен позволять осуществлять поиск органа, в компетенцию которого входит решение данной проблемы, обеспечивать доступ, исходя не только из существующей структуры органов власти, но и из функциональных соображений (обрабатывать запросы "как мне решить такой-то вопрос").

4. Внедрение информационных технологий в сфере государственного обслуживания - использование Интернет для взаимодействия с гражданами (заполнение налоговых деклараций, оплата услуг, в т.ч. коммунальных, уплата штрафов, продление лицензий и т.д.). Это экономит средства государства и время граждан, избавляет их от необходимости иметь дело со сложной внутренней структурой учреждений и обеспечивать многочисленные согласования. Должно осуществляться консультирование on-line и применяться системы экспертной поддержки для заполнения документов и электронных форм.

5. Перенос снабжения и государственных закупок в Сеть. Создание правительственного электронного рынка, на котором органы государственной власти смогут размещать свои объявления о потребности, а уполномоченные поставщики подавать заявки на участие в тендерах. Это предполагает создание внешних сетей, связывающих государство с коммерческими поставщиками, и системы правительственных закупок, обеспечивающей сбор заказов и предложений, проведение тендеров, бездокументарный учет операций, выставление счетов-фактур. Такая система обеспечит экономию за счет более конкурентных торгов, беспрепятственного доступа к поставщикам, сэкономленного за счет онлайновой обработки заказов времени, менее высокого уровня запасов и т.д.

Развитие новых технологий в области образования

Сегодня система образования должна реагировать на вызовы технологической революции. Она должна активно применять лучшие достижения новых информационных технологий для повышения эффективности образовательного процесса.

Перед российской системой образования стоит задача подготовить будущих граждан страны к жизни в условиях информационного общества, обучить их пользованию новыми средствами коммуникации, необходимыми в их будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, проблема информатизации сферы образования уже не может больше рассматриваться только как проблема повышения материально-технической базы образования. Необходимо изменение целей образования, его ориентация на проблемы информационной цивилизации.

Новые образовательные технологии также повышают открытость и доступность образования, позволяют интегрировать различные традиционные и новые методики обучения:

  • использование в обучении сетевых (распределенных) электронных библиотек;
  • разработка и внедрение систем обучения с использованием интерактивных мультимедийных CD-ROM;
  • Интернет-обучение,
  • развитие обучения с помощью видеоконференций и транслирования лекций преподавателей через Интернет;
  • развитие распределенных региональных учебных терминалов для обучения студентов;
  • электронное тестирование, компьютерные тренинги.

Реализация государством программы внедрения новых информационных технологий в образование предусматривает решение следующих задач:

  • обеспечение интеграции новых информационных технологий в учебный процесс: техническое оборудование учебных заведений и установление сетевых связей между ними;
  • подготовка преподавателей с учетом требований минимальной компьютерной грамотности;
  • освоение и использование в системе образования информационных потоков, а также производство и распространение документов и материалов, основанных на новых информационных технологиях (ИТ);
  • развитие открытого образования.

Для решения этих задач необходимы следующие меры:

1. Обеспечение интеграции ИТ в образовательный процесс

  • использование коммуникационных сетей для расширения профессиональных контактов между преподавателями, обмена профессиональным опытом с коллегами;
  • развивитие технологии дистанционного образования и обучения по индивидуальным программам, что помещает конкретного учащегося и студента в центр учебного процесса - это может оказаться особенно полезным для отдалённых и северных районов России, а потому имеет стратегическое значение и должна финансироваться отдельной строкой в бюджете;
  • оборудование и подключение к сети Интернет всех учебных заведений России, обеспечение их электронными адресами, поощрение организации школьных сайтов;
  • завершение компьютеризации всех учебных заведений страны, для чего необходимо разработать программу поддержки приобретения компьютерной техники, причем расходы на реализацию программы должны быть распределены между Федерацией и регионами в пропорции 70:30, федеральные средства должны выделяться по предоставлению региональными комитетами образования модифицированных учебных планов, предусматривающих внедрение ИТ в учебный процесс;
  • поставка компьютеров в учебные заведения;
  • передача компьютеров, списываемых с баланса федеральными министерствами, учреждениям образования;
  • обязать учёные советы ВУЗов в трехлетний срок выработать план вовлечения ИТ в учебный процесс и определить потребности, связанные с его реализацией;
  • обновить курсы по информатике в средней школе.

2. Создание системы подготовки и переподготовки преподавательского состава с учетом требований компьютерной грамотности. Но для этого необходимо, чтобы преподаватели приобрели соответствующие знания и навыки в области работы с информационными технологиями. Современный уровень подготовки молодых педагогов в области использования НИТ не представляется удовлетворительным. Несмотря на усилия по овладению НИТ, предпринимаемые в ряде ВУЗов, уровень подготовки сильно разнится от заведения к заведению. НИТ до сих пор нигде не стали инструментом широкого применения. Для активизации этого процесса необходимо:

  • оценить возможность и потенциал использования информационных технологий при выработке учебных программ и внести соответствующие изменения в уже принятые учебные планы и программы;
  • организовать систематическую работу по сертификации и аттестации учебных компьютерных программ;
  • создать региональные центры информационных образовательных технологий для переподготовки кадров в области образования.

3. Помощь государства в производстве и распространении учебных материалов, основанных на НИТ:

  • поддержка индивидуальных образовательных проектов для скорейшего внедрения инноваций в образовательный процесс, для чего необходимо организовать конкурс индивидуальных образовательных проектов Минобразования и региональных комитетов народного образования;
  • организовать контакты педагогов и производителей программного обеспечения образовательной направленности в том числе - через организацию оплачиваемых государством стажировок преподавателей-победителей конкурсов в фирмах-производителях программного обеспечения.

4. Поощрение распространения образовательных ресурсов в сети Интернет:

  • финансировать создание сайтов и Web-страниц российскими высшими учебными заведениями;
  • обязать вузы и кафедры публиковать в сети Интернет методические требования и рекомендации к предметам (программы курсов, тезисы лекций, календарно-тематические планы, планы семинарских занятий, списки курсовых и дипломных работ, список рекомендуемой литературы), поощрять публикацию в сети конспектов лекций и раздаточного материала;
  • активно способствовать переводу научных знаний в доступную по сети форму - публиковать в сети дипломные работы, отчёты, статьи;
  • активно внедрять ИТ во все центры документации, и особенно университетские библиотеки (их информатизация, кроме того, позволит значительно расширить предложение информации в сети и использовать дистанционные формы работы);
  • завершить создание в десятилетний срок на базе проекта распределенной библиотечной сети LIBWEB объединённого библиотечного каталога российских ВУЗов и библиотек для обеспечения оперативного доступа к библиографическим описаниям, справочной и полнотекстовой информации;
  • создать сервер российских ресурсов в области образования (способствуя установлению прямых связей между учебными заведениями, сервер также призван стать инструментом сотрудничества с русскоязычными учебными заведениями всего мира).

5. Участвовать в международном сотрудничестве в области интеграции НИТ в образовательный процесс:

  • создать систему дистанционного образования государств-участников СНГ;
  • стимулировать участие государственных ВУЗов в реализации проекта Европейского Союза по программе "Коперникус", предполагающий создание международной мультимедиа сети


6. Разработать и принять федеральную целевую программу "Открытое образование XXI века". В системе открытого образования существуют другие стандарты, которые состоят всего лишь из рекомендаций. Современные стандарты не дают вузам возможности реагировать на требования рынка труда и открывать новые специальности. Вуз должен самостоятельно формулировать стандарты и открывать новые специальности. Принципами открытого образования должны стать:

  • возможность доступа к разнообразным образовательным ресурсам единого качества из любой географической точки страны;
  • возможность строить на этой основе индивидуальную программу обучения;
  • любой человек, который хочет получить высшее образование, должен иметь такую возможность. Прием в вузы в системе открытого образования должен проводиться без экзаменов и без требования аттестата об окончании средней школы;
  • максимальная индивидуализация обучения - человек должен обучаться по индивидуальному плану, составленному им самим.

Поэтому необходимо создать во всех вузах материально-технической и интеллектуальной базы "открытого" образования, довести таким образом долю студентов, обучающихся в системе открытого образования до 1/3.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.