Исследование объёма внимания — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Исследование объёма внимания

2022-02-10 118
Исследование объёма внимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы диагностики

по дисциплине: практикум по общей психологии

раздел «Внимание»

 

Выполнила студентка группы:

СО-02-пс

Нагайцева Дарья Артёмовна

Проверил преподаватель:

Сафонов Владимир Константинович

 

Санкт-Петербург, 2021

Исследование объёма внимания

Объём внимания характеризует количество одновременно воспринимаемых объектов. Существуют определенные закономерности, влияющие на выраженность этого свойства внимания. Во-первых, возрастные. Если взрослому быстро предъявлять набор несвязанных между собой предметов, он воспримет их в среднем примерно в количестве 7±2. В аналогичной ситуации ребенок – 3–4. Во-вторых, объем внимания зависит от того, что мы воспринимаем. Если между объектами есть связь, или мы можем ее установить, предметы нам знакомы, то объем взимания увеличивается. Если в наборе объектов встречается совершенно новый для нас объект, то он, стягивая на себя все внимание, резко ограничивает его объем.

Методика «КРЕСТИКИ»

Цель: Измерение объема внимания при малом времени экспозиции.

Оборудование: Секундомер, 8 карточек с крестиками, бланк ответов.

Инструкция: «Сейчас вам будут предъявлять на очень короткое время, всего на одну секунду, фигуры, на каждой из которых изображены крестики. Они будут предъявляться дважды. После предъявления изображения вы должны в течение определенного времени нанести в свой бланк крестики в соответствии с тем, как вы их успели увидеть. На воспроизведение первых четырех фигур (от 2 до 5 крестиков) дается по 10 секунд, 5 и 6 карточки (6 – 7 крестиков) – 15 секунд, 7 и 8 карточки (по 8 крестиков) по 20 секунд».

Фигуры предъявляются по одной, с постепенным усложнением заданий.

Стимульный материал:

Обработка результатов: Подсчитайте количество правильных ответов и оцените по таблице 5 сколько баллов вы получили.

Интерпретация:
9 баллов - очень высокий уровень объема внимания; 7-8 баллов - высокий уровень; 4-6 баллов - средний уровень; 2-3 балла - низкий уровень; 1 балл - очень низкий уровень

 

Источник: Практические указания к курсу «Психология и педагогика». Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти для студентов морских и психологических специальностей/ Чернобай А.Д., Федотова Ю. Ю. - Владивосток: ИПК МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2005.

 

Исследование способности концентрации внимания

Концентрация – это степень сосредоточения на одном объекте, одной деятельности, другими словами, уровень вовлеченности в работу. Концентрация внимания характеризует степень, глубину сосредоточенности на работе. В данном случае поле восприятия резко сужается. Высокая концентрация внимания позволяет замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем при других состояниях психики. Кроме того, высокая концентрация позволяет увидеть в предмете или явлении то, что не дается беглому взору. Высокий уровень концентрации определяется также тем, что человек не отвлекается от «своего» предмета, даже если в поле его возможного восприятия появляются другие очень яркие раздражители.

Оценка результатов:

4 балла – не допустил ни одной ошибки (названы все недорисованные предметы)

3 балла – не назвал 1-2 предмета или объекта, но исправил ошибку по ходу работы, самостоятельно

2 балла – не назвал 1-2 предмета или объекта, исправил ошибки после окончания работы

1 балл – не назвал более 2 предметов или объектов, исправил ошибки с подсказкой

0 баллов – не назвал более 2 предметов или объектов, не исправил ошибки, отказался от работы

Источник: Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008.

 

Методика Т.Е. Рыбакова

Методика «Отсчитывание»

Цель: обнаружение возможности осуществления испытуемым счетных операций, исследование состояния устойчивости внимания

Инструкция: Опыт заключается в отсчитывании от 100 или 200 все время одного и того же числа. Испытуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между числами исследующий равномерно ставит точки (приблизительный хронометраж). Можно фиксировать длительность пауз секундомером. Запись опыта приобретает следующий вид:

(100-7)..93...86…79…72…65..58.51..44..37.30.23.16.2.

При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то что задание становится более лёгким, увеличивается. Возможны два вида ошибок. Первый – ошибки в единицах и главным образом при переходе через десяток – свидетельствуют о некоторой интеллектуальной недостаточности, например:

(100-7)..93….85….78..71….64….58 и т.д.

       Второй – ошибки в десятках – характерен главным образом для больных с неустойчивым вниманием.

Например:

93…86…69..62…..55..38 и т.д.

       При выраженном слабоумии с недостаточностью критики (например, при прогрессивном параличе) отсчитывание ведётся вопреки инструкции и вместо 7 вычитается 10, вместо 17-20. При ошибочном выполнении задания можно либо указать больному на допущенную ошибку, либо, доведя опыт до конца, повторить его сначала.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - Клиническая патопсихология. 2002 г.

 

Методы диагностики

по дисциплине: практикум по общей психологии

раздел «Внимание»

 

Выполнила студентка группы:

СО-02-пс

Нагайцева Дарья Артёмовна

Проверил преподаватель:

Сафонов Владимир Константинович

 

Санкт-Петербург, 2021

Исследование объёма внимания

Объём внимания характеризует количество одновременно воспринимаемых объектов. Существуют определенные закономерности, влияющие на выраженность этого свойства внимания. Во-первых, возрастные. Если взрослому быстро предъявлять набор несвязанных между собой предметов, он воспримет их в среднем примерно в количестве 7±2. В аналогичной ситуации ребенок – 3–4. Во-вторых, объем внимания зависит от того, что мы воспринимаем. Если между объектами есть связь, или мы можем ее установить, предметы нам знакомы, то объем взимания увеличивается. Если в наборе объектов встречается совершенно новый для нас объект, то он, стягивая на себя все внимание, резко ограничивает его объем.

Методика «КРЕСТИКИ»

Цель: Измерение объема внимания при малом времени экспозиции.

Оборудование: Секундомер, 8 карточек с крестиками, бланк ответов.

Инструкция: «Сейчас вам будут предъявлять на очень короткое время, всего на одну секунду, фигуры, на каждой из которых изображены крестики. Они будут предъявляться дважды. После предъявления изображения вы должны в течение определенного времени нанести в свой бланк крестики в соответствии с тем, как вы их успели увидеть. На воспроизведение первых четырех фигур (от 2 до 5 крестиков) дается по 10 секунд, 5 и 6 карточки (6 – 7 крестиков) – 15 секунд, 7 и 8 карточки (по 8 крестиков) по 20 секунд».

Фигуры предъявляются по одной, с постепенным усложнением заданий.

Стимульный материал:

Обработка результатов: Подсчитайте количество правильных ответов и оцените по таблице 5 сколько баллов вы получили.

Интерпретация:
9 баллов - очень высокий уровень объема внимания; 7-8 баллов - высокий уровень; 4-6 баллов - средний уровень; 2-3 балла - низкий уровень; 1 балл - очень низкий уровень

 

Источник: Практические указания к курсу «Психология и педагогика». Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти для студентов морских и психологических специальностей/ Чернобай А.Д., Федотова Ю. Ю. - Владивосток: ИПК МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2005.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.