Нарушения социального познания при различных расстройствах — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Нарушения социального познания при различных расстройствах

2022-02-10 29
Нарушения социального познания при различных расстройствах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время нарушения социального познания при различного рода психических расстройствах вызывают повышенный интерес со стороны психиатров и клинических психологов. Дефицитарность может привести к серьёзным нарушениям в области социальных когниций, а также к затруднениям повседневного и социального функционирования пациентов, что формируется исходя из специфики социального познания у различной категории больных.

Широкое распространение в исследованиях социального познания приобрело понятие ментализации как основы социальной адаптации. А другими словами, данный процесс представляет собой способность создавать репрезентации как собственного психического состояния, так и состояний других людей, а также понимать природу ее возникновения и влияние на процесс формирования поведения и его проявление.

Сравнительные исследования социального познания в форме способности к ментализации у больных различных диагностических категорий важны с позиции модели спектра психологической патологии. Особое внимание было привлечено к диагностируемым единицам, которые составляют шизофренический и аффективный спектры расстройства, лежащие на пересечении этих важных секторов. До сих пор нарушения социального познания у больных в широком ряду психических расстройств в плоскости аффективных и шизофренических спектров исследованы не глубоко.

При шизофрении нарушение социального познания было отмечено еще при первых клинических наблюдениях, когда концепция схизофрении Э. Блейлера уже в некоторой степени отразила сомнения в отношении истинности слабоумия, которое обнаруживается к больных. Помимо прочего исследователем подчеркивалось, что слабоумие имеет некую специфику, которую он трактовал как псевдослабоумие, как результат взаимного влияния нарушений ассоциаций, феномена аутиста, аффективной дискордантности, акцентируя значительное снижение продуктивности именно в области социальной адаптации, социального взаимодействия. Идеи Э. Блейлера нашли отражение в последующих работах, которых психопатологические процессе трактовались как феномены, имеющие психологические причины. Изначально данные вопросы решались психоаналитиками. Например, З. Фрейдом был предложен ряд моделей, которые могли бы полностью описать психоз и причины его возникновения. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует достаточно много работ и практики по терапевтическим интервенциям, психоанализ не располагает единой и общепризнанной концепцией шизофрении.

Исследования социальной перцепции при шизофрении началась еще в 60-70 годы, когда в качестве модели нарушений переработки информации предложены были определенные дефекты при шизофрении.

Нарушения социального познания расценивались как часть более общего дефицита, но позже были выдвинуты гипотезы определенных специфических черт нарушений собственно социального познания. Дополнительный толчок к развитию данных исследований дали классические работы, посвященные феноменам госпитализма.

Исследователи делают разграничения между процессами познания, которые относятся непричастным социальным стимулам, а также описывали присущие больным шизофренией феноменов (нарушение восприятия эмоциональной экспрессии по записанному голосу или фотографии).

Этот подход базировался на восприятии социальных ролей, схем и сценариев, которые относятся к той или иной социальной ситуации. Было доказано, что больные шизофренией с затруднением воспринимают эмоции других людей. Было также доказано, что эмоции могут воздействовать на социальное восприятие, когда оно много хуже случаев высокой эмоциональной насыщенности, субъективной значимости, либо не имеют значения для больного.

Одно исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что для больных сложнее воспринимать цели и мотивы участников при межличностных взаимоотношениях, нежели осуществляемые им действия, роли и правила поведения, подтвердилась также сниженная способность запоминать последовательность развития социальной ситуации при шизофрении.

Для исследования шизофрении и ее проявлений применялась и модель эмоционального интеллекта, которая направлена на четкое и инструментальное рассмотрение явлений, которые основаны на плохо структурированной области феноменов психологии, к которым относятся чувства, эмоции. Помимо этого, было доказано наличие не только отчетливого нарушения всех входящих в модель компонентов эмоционального интеллекта у больных шизофренией, но и проявление характерного дефицита с иными характеристиками исследованных групп.

Наиболее разработанной и лидирующей является модель «индивидуальная теория психики», которая позволила обобщить понимание состояния и намерения другого человека. Безусловна близость данного конструкта к более привычным отечественному психологу: рефлексия, эмпатия, самосознание, метакогнитивные образования.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.