Тема 1. Проектная деятельность как форма достижения результата — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 1. Проектная деятельность как форма достижения результата

2022-02-10 32
Тема 1. Проектная деятельность как форма достижения результата 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Проектный подход как способ реализации стратегических целей.

2. Стратегическое планирование в Российской Федерации.

3. Международные и национальные стандарты проектной деятельности.

4.
Проектные процессы.

 

 

Материалы к Теме 1.:  

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" 

2. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" 

3. Национальный стандарт Российской Федерации «Руководство по проектному менеджменту»

4. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54869-2011 "Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1582-ст)

5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58771-2019 "Менеджмент риска. Технологии оценки риска" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2019 г. N 1405-ст)

6. https://национальныепроекты.рф/

7. Тихомирова, О. Г. Управление проектом: комплексный подход и системный анализ: монография / О.Г. Тихомирова. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 300 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/673. - ISBN 978-5-16-006383-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1709593 – Режим доступа: по подписке.

8. Управление проектами: учебник / под ред. Н.М. Филимоновой, Н.В. Моргуновой, Н.В. Родионовой. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 349 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5a2a2b6fa850b2.17424197. - ISBN 978-5-16-013197-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1836589 – Режим доступа: по подписке.

9. Романова, М. В. Управление проектами: учебное пособие / М.В. Романова. — Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020. - 256 с.: ил. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-8199-0308-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1039340 – Режим доступа: по подписке.

 

Терминология:

Базовый план проекта: Принятый к исполнению план проекта, содержащий сведения об основных временных и стоимостных параметрах проекта. Базовый план является основой для сравнения фактических показателей проекта с запланированными и оценки прогресса реализации проекта.

Бюджет проекта: Документ, содержащий общую сумму финансовых средств, распределенных по статьям и временным периодам.

Допущение: Фактор, который считается верным для проекта без привлечения доказательств.

Заинтересованные стороны в проекте: Лица или организации, чьи интересы могут быть затронуты в ходе реализации проекта.

Изменение в проекте: Модификация утвержденного ранее содержания, сроков, ресурсов в проекте, а также установленных процедур.

Контрольное событие проекта: Существенное событие проекта, отражающее получение измеримых результатов проекта.

Корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия плану проекта.

Ограничение: Сдерживающий фактор, влияющий на ход исполнения проекта.

Предупреждающее действие: Действие, предпринятое для снижения вероятности или последствий отрицательных рисков проекта.

Продукт проекта: Измеримый результат, который должен быть получен в ходе реализации проекта.

Проект: Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений; комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений; уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами и предпринятых для достижения цели.

Проектная деятельность - деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов.

Процесс: Совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных результатов.

Работа проекта: Действие, выполняемое для достижения цели проекта.

Расписание проекта (календарный план): Плановые даты исполнения работ и контрольных событий проекта.

Риск: Вероятное для проекта событие, наступление которого может как отрицательно, так и положительно отразиться на результатах проекта.

Управление проектом: Планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленных на эффективное достижение целей проекта.

 

Классификация проектов по типу проводимых работ

· Исследовательские – полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, совпадающую со структурой научного исследования. Требуют хорошо продуманных целей, выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, продуманных методов исследования, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Результатам проекта такого типа должно стать не только получение нового знания, но и обоснование его применимости. Продуктом такого проекта могут быть:

1) проект нормативного акта, предложенный к принятию соответствующему субъекту;

2) опубликованные результаты исследования в рецензируемых изданиях;

3) подготовленная и представленная на конкурс работа;

4) подготовленная и направленная заявка на грант;

5) организация и проведение научных мероприятий;

6) создание объектов интеллектуальных прав и другое

· Прикладные (практико-ориентированные) – направлены на практическое применение полученных и освоение новых компетенций в процессе непосредственного накопления практического опыта, разработку новых путей и/или направлений решения выявленной проблемы. При этом предложенные разработки должны основываться на доказательной базе, полученной путём эмпирических исследований, расчётов, экспериментов и т.п. Результат проектной деятельности оформляется в виде конкретного продукта, содержащего практические, аналитические, методические и другие разработки. Продуктом такого проекта могут быть:

1) разработанная и оформленная стратегия для организации в какой-либо сфере деятельности с комплектом проектов необходимых локальных нормативных актов;

2) организация деятельности по консультированию в правовой сфере;

3) организация информирования (оформление сайта, например) для целей правового просвещения и консультирования и иное.

 

Проект состоит из уникального набора процессов. Процессы состоят из координируемых и контролируемых работ с датами начала и окончания, которые выполняются для достижения целей проекта. Достижение целей проекта требует получения определенных результатов, отвечающих конкретным требованиям.

Проект может отличаться:

- получаемыми результатами;

- составом влияющих на проект заинтересованных лиц;

- используемыми ресурсами;

- существующими ограничениями;

- особенностями использования процессов проектного менеджмента для получения результатов.

Каждый проект имеет определенное начало и окончание и, как правило, делится на фазы. Каждая фаза проекта обеспечивает получение определенного результата. В ходе реализации проекта необходимо регулярно проверять эти результаты на соответствие требованиям инвестора, заказчика и других заинтересованных лиц.

Проекты обычно являются средствами достижения стратегических целей.

Целью проекта является получение измеримых преимуществ и впоследствии реализация выбранных возможностей.

Управление проектом включает совокупность следующих процессов

- инициации,

- планирования,

- организации исполнения,

- контроля и

- завершения проекта.

Последовательность процессов управления проектом определяется условиями конкретного проекта, при этом:

- проект должен начинаться с процесса инициации проекта;

- проект должен оканчиваться процессом завершения проекта;

- выполнение процессов организации исполнения и контроля проекта начинается не раньше процессов планирования.

В остальном процессы могут идти параллельно.

 

Процесс инициации проекта

Цель процесса: формальное открытие проекта.

Выходы процесса определяются и документируются следующими параметрами проекта:

- наименование проекта;

- причины инициации проекта;

- цели и продукты проекта;

- дата инициации проекта;

- заказчик проекта;

- руководитель проекта;

- куратор проекта (всегда преподаватель).

Определение цели проекта дополнительно уточняется за счет описания получаемых результатов. Цель достигается в момент извлечения выгод от реализации проекта. Продукт проекта обязательно должен быть направлен на удовлетворение потребностей заказчика, а не команды проекта, и должен иметь свойства позволяющие обеспечить возможность его использования/внедрения.

Необходимо провести оценку своих возможностей с тем, чтобы можно было в дальнейшем принимать обоснованные решения по выбору проекта, при помощи которых отобранные возможности могли бы быть воплощены в преимущества. Возможности могут соответствовать, в частности, новым потребностям рынка, текущим потребностям заказчика или новым требованиям законодательства.

Выявленные цели и преимущества должны быть представлены в виде экономического обоснования. Цель обоснования состоит в получении поддержки проекта.

Ролевая (организационная) структура управления проектами может в значительной степени различаться в зависимости от их специфики, но в каждом проекте должны быть определены следующие роли:

- заказчик проекта - физическое или юридическое лицо, которое является владельцем результата проекта;

- руководитель проекта - лицо, осуществляющее управление проектом и ответственное за результаты проекта;

- куратор проекта - лицо, ответственное за обеспечение проекта ресурсами и осуществляющее административную, финансовую и иную поддержку проекта (всегда преподаватель);

- команда проекта - совокупность обучающихся, объединенных во временную организационную структуру для выполнения работ проекта (минимальный состав 2 человека).

Схема взаимодействия указанных лиц:

Процессы планирования проекта

 

Процесс планирования содержания проекта

Цель процесса: определение требований проекта и состава работ проекта.

Выходы процесса:

а) требования к проекту со стороны заказчика/куратора, других заинтересованных сторон проекта, а также законодательства и нормативных актов определены, проанализированы на предмет возможности их выполнения, согласованы с заказчиком/куратором проекта и документированы;

б) определены, согласованы с заказчиком/куратором и документированы ключевые данные по продукту проекта, а именно:

1) назначение, свойства и характеристики продукта;

2) критерии и методы приемки продукта проекта и его составных частей;

3) допущения и исключения, касающиеся продукта проекта;

4) определены, согласованы с заказчиком и документированы работы проекта, а также допущения и исключения, касающиеся работ проекта.

 

Процесс разработки расписания

Цель процесса: определение дат начала и окончания работ проекта, ключевых событий, этапов и проекта в целом.

Выходы процесса:

- определены взаимосвязи между работами проекта;

- проведена оценка длительности работ проекта;

- определен и утвержден график привлечения ресурсов, необходимых для выполнения проекта в срок;

- определено и документировано расписание проекта;

- утвержден базовый календарный план проекта.

 

Процесс планирования бюджета проекта

Цель процесса: определение порядка и объема обеспечения проекта финансовыми ресурсами.

Выходы процесса:

- определена и документирована структура статей бюджета проекта, позволяющая контролировать затраты на проект в ходе его реализации;

- определена плановая стоимость всех ресурсов проекта (материальных и людских) с учетом всех известных ограничений на их использование;

- определена стоимость выполнения работ проекта;

- утвержден базовый бюджет проекта;

- определен и документирован порядок поступления денежных средств в проект.

 

Процесс планирования персонала проекта

Цель процесса: определение порядка обеспечения проекта человеческими ресурсами.

Выходы процесса:

- определены и документированы роли участников проекта, их функции и полномочия;

- определен численный и квалификационный состав команды проекта, а также требования к условиям труда;

- персонально определены основные члены команды проекта.

 

Для успешной реализации проекта следует достаточно подробно описать состав заинтересованных лиц (сторон). Требуется определить роли и зоны ответственности заинтересованных лиц, а также донести их до других участников проекта в соответствии с целями проекта в целом.

Организационная структура проекта — это временная структура, включающая в себя проектные роли, описание зон ответственности, а также уровней и границ полномочий, которые должны быть четко определены и доведены до сведения всех заинтересованных лиц проекта.

 

Процесс планирования закупок в проекте

Цель процесса: определение порядка и объема обеспечения проекта продукцией и услугами, приобретаемыми у сторонних организаций.

Выходы процесса:

а) проведен анализ необходимости закупки продукции и услуг для достижения целей проекта;

б) в случае если по результатам анализа принято решение о целесообразности закупок продукции и/или услуг в проекте, то:

1) определены требования к закупаемой продукции (услугам), в том числе ограничения по стоимости и срокам поставки;

2) определены требования к приемке закупаемой продукции (услугам);

3) запланированы мероприятия по выбору и оценке поставщиков на основе определенных критериев.

 

Процесс планирования реагирования на риски

Цель процесса: определение основных рисков проекта и порядка работы с ними.

Выходы процесса:

- выявлены и документированы риски проекта;

- проведены оценка и ранжирование по вероятности и степени влияния на результат проекта всех идентифицированных рисков;

- разработаны мероприятия по изменению вероятности и степени влияния наиболее значимых рисков, а также созданы планы реагирования на случай возникновения таких рисков;

- учтены результаты разработки упреждающих мероприятий по реагированию на риски в связанных с ними планах.

Реагирование на риски представляет собой процесс анализа вариантов и разработки действий по максимизации возможностей и минимизации угроз с точки зрения целей проекта.

Риски рассматривают в порядке их приоритетности; при необходимости в бюджет и расписание проекта вводят дополнительные ресурсы и работы.

Мероприятия по реагированию на риски должны соответствовать масштабу рисков, быть экономически эффективными и своевременными, а также реалистичными в контексте проекта. Предпринимаемые меры должны быть понятны всем вовлеченным сторонам; должны быть назначены лица, ответственные за их реализацию.

Реагирование на риски включает разработку мер по предотвращению (избежанию) рисков, минимизации рисков и их отклонению (передача и принятие) рисков, а также формирование планов действий на случай наступления опасных ситуаций.

Процесс управления рисками предназначен для минимизации неблагоприятных последствий наступления рисков путем контроля реализации мер реагирования на риски и оценки эффективности этих мер.

Процесс реализуют через отслеживание идентифицированных рисков, выявление и анализ вновь возникающих рисков, принятие решений по реализации планов действий в непредвиденных ситуациях, а также оценку реализации мер по реагированию на риски и определение их эффективности.

Необходимо периодически проводить оценку рисков проекта на протяжении его жизненного цикла, при идентификации новых рисков, а также по мере достижения ключевых вех.

Процесс планирования качества включает:

- определение и согласование с куратором проекта и другими заинтересованными лицами стандартов, соответствие требованиям которых необходимо обеспечить;

- определение инструментов, процедур, методов и ресурсов, необходимых для обеспечения соответствия вышеописанным стандартам;

- определение методологии, методов и ресурсов, необходимых для реализации систематических процедур обеспечения качества;

- разработку плана обеспечения качества, который определяет виды обследований, области ответственности и состав участников, а также календарный план мероприятий в рамках расписания проекта;

- консолидацию всей информации, связанной с обеспечением качества, в плане по качеству.

 

Процесс проверки соблюдения требований к качеству результатов и проекта. Этот процесс включает все инструменты, процедуры, методы и ресурсы, необходимые для обеспечения соответствия этим требованиям.

Включает:
- проверку того, что основные цели проекта и стандарты качества, требования которых должны быть соблюдены, доведены до сведения соответствующих сотрудников, правильно поняты, приняты ими к исполнению и неукоснительно соблюдаются;

- выполнение плана по качеству в ходе реализации проекта;

- обеспечение того, чтобы выбранные инструменты, процедуры, методы и ресурсы фактически применялись.

В данный процесс необходимо вовлекать внешних экспертов, в том числе представителей работодателей.

Назначение процесса контроля качества состоит в определении того, достигнуты ли результаты проекта, соблюдены ли требования в области качества и обеспечено ли соответствие стандартам. Кроме того, в рамках процесса осуществляется выявление случаев несоответствия требованиям и разработка методов устранения выявленных несоответствий.

 

Процесс контроля качества следует осуществлять на протяжении всего жизненного цикла проекта. В рамках процесса проводят:

- мониторинг обеспечения качества конкретных результатов проекта и процессов и выявление дефектов с использованием установленных инструментов, процедур и методов;

- выявление возможных причин возникновения дефектов;

- определение необходимых действий по предотвращению возникновения дефектов и формирование требований изменений;

- доведение информации о корректирующих действиях и требованиях изменений до соответствующих членов организационной структуры проекта.

Мероприятия по контролю качества позволяют выявлять причины низкого качества процессов или продукта и в случае необходимости их устранения могут привести к формированию перечня рекомендуемых действий или запросов на изменения.

 

Процесс планирования обмена информацией в проекте

Цель процесса: определение порядка обмена информацией между лицами, участвующими в реализации проекта и заинтересованными в результатах проекта.

Выходы процесса:

- определены все участники информационного обмена, а также их потребности в информации;

- определены методы и средства распространения информации по проекту;

- определена процедура разработки, согласования, утверждения, распространения проектных документов;

- определены место и правила хранения информации по проекту.

Распространение информации — это процесс предоставления необходимой информации заинтересованным лицам в соответствии с планом коммуникаций, а также при реагировании на неожиданно возникающие запросы информации.

В результате реализации процесса могут быть изменены, дополнены или сформированы разделы организационной политики, отдельные процедуры и другие документы.

Целью процесса управления коммуникациями является удовлетворение информационных потребностей заинтересованных лиц проекта, а также разрешение вопросов, касающихся информационного взаимодействия в рамках проекта, в случае их возникновения.

Успех или неудача проекта может зависеть от того, насколько хорошо налажены коммуникации участников команды и других заинтересованных сторон проекта. Процесс управления коммуникациями направлен на:

- улучшение понимания между различными участниками проекта путем налаживания эффективных коммуникативных связей;

- предоставление своевременной, достоверной и объективной информации;

- разрешение вопросов, касающихся информационного взаимодействия, с целью предотвращения неблагоприятных воздействий на проект, возникших вследствие неразрешенных коммуникационных проблем или недопонимания.

 

Процесс планирования управления изменениями в проекте

Цель процесса: определение порядка работы с изменениями в проекте.

Выходы процесса:

а) определен и документирован процесс работы с изменениями в проекте, а именно:

1) выявление изменений;

2) согласование и утверждение изменений;

3) организация учета версий документов и продуктов проекта;

4) доведение информации об изменениях до заинтересованных сторон.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.