Природный парк Оленьи Ручьи – 120 км от Екатеринбурга — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Природный парк Оленьи Ручьи – 120 км от Екатеринбурга

2022-10-05 45
Природный парк Оленьи Ручьи – 120 км от Екатеринбурга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фото: olen.ur.ru

Известная достопримечательность Урала – парк Оленьи Ручьи: лесопарковые тропы, подвесные мосты над извилистыми реками, целующиеся скалы, прохладные пещеры и знаменитый на весь мир Ангел единой надежды.

https://vsetyah.ru/top-18-mest-na-urale-kuda-poexat-v-vyxodnye-uralskaya-saxara-ferma-s-700-olenyami-i-gornoe-lazurno

https://tripplanet.ru/dostoprimechatelnosti-urala/

Маршруты по Южному Уралу

Южный Урал – это рай для туристов. Здесь найдется более сотни интересных мест и достопримечательностей, которые стоит посмотреть в обязательном порядке.

Аракульские Шиханы

Маршрут до Аракульских Шиханов очень популярен среди туристов-автолюбителей. Можно как остановиться на берегу озера Аракуль с палаткой, так и оставить машину в близлежащих деревнях Силач и Аракуль. А затем дойти пешком до гребня.

Туристы приезжают сюда как на один день, так и на несколько.

Аркаим

В Аркаим ездила на автобусе, но мечтаю вернуться на автомобиле. Доехать сюда можно на любой машине. Кроме того, поездка на автомобиле будет удобнее, комфортнее и дешевле, чем на автобусе.

На территории Аркаима можно встать с палаткой. Имеется питьевая вода. И множество интересных мест, которые стоит посмотреть. Кроме древнего городища, увидите Казачью усадьбу, Мельницу, Реконструкции, Музей Природы и Человека.

Мне в Аркаиме очень понравилась степь. Она может быть разной, но всегда необычайно красива.

А тем, кто интересуется эзотерикой и подобными учениями, Аркаим будет интересен с этой точки зрения.

Большие Аллаки

Рекомендую съездить до Святилища Аллаки, что находится на берегу одноименного озера. Находится недалеко от трассы М5 «Челябинск-Екатеринург». Сюда можно приехать без ночевки.

Большие Аллаки – место удивительное. Посреди степи стоят несколько скальных останцев причудливых форм. Это завораживает.

Доехать сюда можно на любом автомобиле.

Златоуст и Таганай

Златоуст и окрестности обязан посетить каждый уважающий себя турист, живущий на Южном Урале. Так же это место будет интересно для всех других. В Златоусте можно посетить Башню-Колокольню, парк Бажова, национальный парк «Таганай», оружейную фабрику, парк птиц «Таганай», Александровскую сопку.

В Златоуст можно приехать как с однодневной поездкой, так и на несколько дней.

Кыштым и окрестности

Уральское Бали, усадьба Демидова, Деханов пруд, гора и пещера Сугомак, Слюдорудник – это лишь небольшой перечень того, что можно посмотреть в окрестностях Кыштыма.

 

Приезжайте сюда как на один день, так и на несколько.

Озеро Иткуль

Иткуль интересен, прежде всего, Шайтан-камнем, скальным останцем, который стоит у юго-восточного берега озера.

Если у вас внедорожник, то можно доехать почти до камня, который стоит в 20 метрах от берега.

Национальный парк «Зюраткуль»

В национальный парк, лучше всего, ехать на автомобиле. Общественный транспорт сюда не ходит. Можно поехать к озеру Зюраткуль или до кордона «У трех вершин», с которого начинаются маршруты до Нургуша, Большого Увана и других хребтов Зюраткуля.

В национальном парке «Зюраткуль» можно остановиться как с палаткой, так и на базах отдыха и гостевых домах.

Тургояк

Озеро – жемчужина Южного Урала. И оно оправдывает это название. Здесь красиво в любое время года, особенно, летом.

Вокруг озера идет асфальтовая дорога отличного качества. Остановиться можно как с палатками в многочисленных кемпингах, либо на базах отдыха, пансионатах или отелях, которых здесь найдете великое множество.

Саткинский район

Что откроете для себя в Саткинском районе Челябинской области? От самого города Сатка до ГЭС «Пороги», старинных печей у поселка Межевой и Айских Притесов.

Чашковский хребет-Устиновский каньон

Если поедете в сторону села Черновское, которое расположено недалеко от Миасса, то на расстоянии нескольких километров друг от друга найдете Чашковский хребет и Устиновский каньон.

Устиновский каньон интересен своими скалами красноватого цвета. А Чашковский хребет – скалами удивительных форм, с которых открываются красивейшие виды на Уральские горы.

Кстати, несмотря на свою красоту, места эти не очень популярны среди туристов.

Доехать до этих мест можно на любом автомобиле.

Приятных открытий!

И не забывайте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить что-то новое и интересно о путешествиях не только по Южному Уралу!

https://zen.yandex.ru/media/hiker74/10-marshrutov-dlia-puteshestvii-na-avto-po-iujnomu-uralu-5cc1f1993d89f500b3cec8c2

Река Чусовая

Чусовая – самая известная река Урала с удивительной по красоте природой и богатой историей. Река Чусовая пробила себе проход с одного склона Уральских гор на другой. Таким образом, Чусовая, начинаясь в Азии, пересекает Уральские горы и течет в Европу. Еще в 1728 году в «Описании уральских и сибирских заводов» главный начальник Уральских заводов Вильгельм де Геннин писал по этому поводу:

«Все реки, которые из оного Уральского камня текут в полуденную сторону, те прошли в Сибирь, а которые в полночь, те ушли в Русь. Сквозь те Уральские горы в Русь никоторая река, кроме Чусовой… не прошла, а Чусовая прошла сквозь и поперек их из Сибири в Русь и впала в Каму».

Камень Столбы

Значение топонима «Чусовая»

Существует несколько вариантов объяснения названия реки Чусовой. Вот основные из них.

1. Чусовая = «Часовая». Эту версию в XVIII веке выдвинул во время своей экспедиции по Уралу академик И.И. Лепихин. Вот что он писал: «Может статься, что наименование реки сея перепорчено, и она должна называться Часовая река, а не Чусовая: ибо должно ожидать известного времени или часа, в который суда отпустить можно». Однако название реки сложилось еще до начала отправки по ней железных караванов, поэтому гипотеза не выдерживает критики.

2. «Чуоси» на языке коми - «священная река».

3. По самой фантастической гипотезе название реки состоит из четырех слов четырех разных языков: тибетское «чу», тюркское «су», коми-пермяцкое «ва» и мансийское «я». Все эти слова означают «река». То есть название реки по версии автора этой гипотезы должно означать «река-река-река-река».

4. Самая распространенное и, похоже, наиболее близкая к истине – производное от слова «Чусва». «Чус» на удмуртском языке означает «бойкий», «проворный», а «ва» на коми-пермяцком - «вода». То есть «бойкая вода». Исследователи полагают, что слово «чус», отсутствующее в современном коми-пермяцком языке, было забыто этим народом, но сохранилось в родственном ему удмуртском языке. Русские, придя в эти места, перестроили слово «Чусва» под более привычное себе «Чусовая».

5. Есть и еще одна версия, выдвинутая исследовательницей коми-пермяцкого языка А.С. Кривощековой-Гантман. Она предположила, что "чус" - архаическое коми-пермяцкое слово, означающее "глубокий овраг", "каньон", "теснина". По этой гипотезе Чусва (Чусовая) - "река в каньоне" или "река теснин".

Многочисленные названия озер и поселков, а также города со словом «чусовая» возникли уже позже, по названию реки.

География реки Чусовой

Чусовая – левый приток реки Камы. Общая протяженность Чусовой - 592 километра. Большую часть пути Чусовая течет по территории Свердловской области.

Длина реки Чусовой по регионам:

 

  • Челябинская область - 20 километров;
  • Свердловская область – 377 километров;
  • Пермский край – 195 километров.

До постройки огромного Камского водохранилища длина реки Чусовой была примерно на 150 километров больше. Сейчас же низовья Чусовой - фактически залив Камского "моря".

Долина этой реки - одна из самых древних на Урале. Ширина долины достигает 4-6 километров, а глубина вреза - 200-300 метров. Средняя величина падения - 40 см на 1 км.

Дно реки покрыто галькой, помимо которой на дне часто встречается отколовшиеся от скал большие глыбы.

В Чусовую впадают многочисленные речки и ручьи (всего порядка 150 притоков). Из них наиболее крупные притоки: реки Ревда, Утка (в Слободе), Каменка, Трёка, Утка (в Староуткинске), Дарья, Шайтанка, Илим, Сулем, Межевая Утка, Еква, Серебрянка, Койва, Усьва. Бассейн реки Чусовой занимает 42 000 квадратных километров.

На реке Чусовой находятся Верхнемакаровское и Волчихинское водохранилища, а также оказывает большое влияние Камское водохранилище в Перми.

На Чусовой стоят около 70 небольших деревень и сел (большинство из них – в нижнем течении). При этом на Чусовой и в непосредственной близости от нее лишь четыре города: Полевской, Ревда, Первоуральск в Свердловской области и город Чусовой в Пермском крае. Раньше на реке было куда более оживленно. В наши дни от многих деревень остались лишь зарастающие поляны.

Здесь была деревня Кашка

По берегам Чусовой возвышаются сотни живописных скал, у каждой из которых есть свое название. Именно они и привлекают многочисленных туристов-водников. Многие из скал – памятники природы. Чусовские скалы сложены пермскими и девонскими известняками. Реже встречаются скалы из доломита, ангидрита, сланца. На многих скалах видна слоистость, в некоторых местах эти слои сильно изогнутые. На скалах можно наблюдать бурые потеки окиси железа и желтовато-красные пятна накипных лишайников.

В скалах встречаются гроты и небольшие пещерки. Значительных пещер на Чусовой нет, поскольку карст здесь не такой активный. Самая длинная пещера в бассейне Чусовой (512 метров) находится на ее притоке Поныше и известна под названием Чудесница. Встречаются и карстовые арки, самая известная из которых - Царские Ворота.

Дыроватый камень

Издавна скалы на Чусовой называют камнями, а скалы, на которых в большую воду несет течением – бойцами. Это название не случайно – о бойцы разбивались барки во время весеннего сплава заводской продукции. Об этой странице в истории Чусовой хорошо писал Д.Н. Мамин-Сибиряк.

В долине Чусовой встречается немало редких растений, многие из которых занесены в Красную книгу. Обитают дикие животные. В прилегающих к реке лесах встречаются лоси, волки, рыси, кабаны, медведи, куницы, белки, соболи. Во время сплава вы наверняка заметите погрызенные бобрами деревья. Много птиц, в том числе уток и цапель.

В реке в значительном количестве обитает рыба, в том числе местами встречается хариус и таймень. Искусственно разводится стерлядь.

Камень Омутной

Чусовую условно можно разделить на три части: верхнее, среднее и нижнее течение.

Верхняя часть Чусовой – от истока до Коуровки – мелка, непригодна для сплава и малоинтересна. Скал на этом отрезке очень мало и они невелики.

Средняя часть Чусовой – самая известная и популярная. Именно здесь – от Коуровки и до города Чусового – проходит популярнейший маршрут сплава. Протяженность этого участка более 350 километров. Наиболее высоки и красивы скалы после Усть-Утки и в районе Кына.

Нижняя часть реки – от города Чусового и практически до города Пермь – малоинтересна. Река здесь приобретает равнинный характер, сильно разливается. Здесь чувствуется подпор созданного в середине XX века Камского водохранилища и полностью отсутствует течение.

Арка Новикова камня

История Чусовой

Люди давно приметили для себя Чусовую. Археологи сделали на ее берегах немало открытий. Найдены многочисленные стоянки древнего человека эпохи неолита и бронзы. Тем не менее, можно с большой долей вероятности предположить, что многие открытия еще впереди, поскольку археологами берега реки исследованы достаточно слабо (особенно это касается верхнего и среднего течения реки Чусовая).

В средние века на Чусовой жили башкиры (в верхнем течении), манси (в среднем) и коми-пермяки (в нижнем течении). Пропитание себе добывали охотой и рыбалкой. Зверья и рыбы в те времена на Урале хватало.

С Чусовой начиналось освоение этого края русскими. Впервые Чусовая была упомянута в летописи Нестора 1396 года. В ней она названа рекой Чусва.

Первое русское поселение на этой реке (Нижнечусовские городки) возникло в 1568 году. Именно с этой реки, из Нижнечусовских городков, начал свой поход Ермак со своей дружиной. К сожалению, после создания Камского водохранилища, памятное место, где стояли Нижнечусовские городки, было затоплено. Остался лишь небольшой островок.

В селе Сулём

В 1692 году вверх по Чусовой поднимались Избрант Идес и Адам Бранд по дороге в Китай, где они возглавили русское посольство. Они оставили первое письменное описание реки. Из записок Идеса:

«Должен сказать, что довольно плотно населенные земли по этой реке можно считать в числе самых красивых в мире. И когда я выходил на берег…, находил всевозможные и прекраснейшие цветы…, издававшие чудный аромат. Повсюду в очень большом количестве встречалась различная дичь, крупная и мелкая».

Из записок Бранда:

«Пошли мы вверх по небольшой и узкой реке Чусовой… Здесь нами овладело беспокойство, поскольку упомянутая река в определенное время выходит из берегов… Наши суда много раз задевали верхушки деревьев: глубина реки внушала нам большой страх». Далее, когда вода спала, он писал: «Путешествие по реке было очень приятным, так как мы все время плыли мимо великолепных тенистых лесов по обоим берегам реки и красивых и привлекательных гор из чистого гипса и алебастра».

Демидовский крест

Позже, спустя более века после похода Ермака, Чусовая стала главным транспортным путем для отправки продукции уральских заводов в Россию. Каждую весну на реку спускали сотни барок, нагруженные заводской продукцией. Часть из них налетала на скалы-бойцы, разбивалась, гибли люди. Бывало, что барки садились на мель.

Два века Чусовая выполняла важнейшую функцию транспортной артерии. С постройкой железной дороги транспортное значение своенравной Чусовой утратилось.

Непростые времена ждали Чусовую в противоречивом XX веке. По ее берегам возникло несколько десятков поселков спецпереселенцев, которых насильственно переселили сюда с родных земель. Появились и лагеря ГУЛАГа. Остатки одного из лагерей («Створа») можно увидеть чуть выше по течению от города Чусовой, а другом лагере, ниже Чусового, сейчас работает музей «Пермь-36». Переселенцы рубили лес и сплавляли его молем и в плотах. Немало деревьев тонуло, забивало дно и берега. Утонувшая древесина начинала гнить, отравляя воду. Молевой сплав запретили лишь в 1970-х годах. В тех же 1970-х прошла волна ликвидации «неперспективных» поселений. Десятки деревень на Чусовой были ликвидированы.

Сильно отразилось на реке Чусовой строительство заводов в Первоуральске и Ревде. Особенно губительное воздействие на реку оказал завод «Хромпик», сбрасывающий в нее отравленные сточные воды. Сейчас экология Чусовой стала получше, тем не менее в пробах воды экологи до сих пор фиксируют повышенное в несколько раз содержание хрома шестивалентного. Поэтому воду во время туристических сплавов лучше брать из родников и ручьев, а не из самой реки. Также не стоит употреблять в пищу выловленную здесь рыбу, поскольку в ней концентрируются все вредные вещества.

Начиная с середины XX века, Чусовая стала самой популярной рекой среди туристов Урала. И не удивительно. Благодаря транспортной доступности сюда просто заехать и достаточно просто выехать. Здесь нет никаких препятствий (порогов, шивер, завалов), Чусовая безопасна и доступна даже для новичков. А уж красота Чусовой и чусовских скал никого не оставит равнодушным! Особый колорит в путешествие привносит богатая история реки Чусовой.

В советское время по Чусовой проходил Всесоюзный лодочный маршрут № 58а. В то же время был подсчитан километраж от камня Собачьи Рёбра, на котором стоит Коуровская турбаза (сейчас база отдыха «Чусовая»), до основных скал маршрута. На многих скалах эти таблички сохранились до сих пор. На них нанесено название скалы и километраж от турбазы. В то время не было таких точных приборов, да и все подробные карты были строго засекречены. Поэтому километраж часто отличается от реального на несколько километров. Так, у города Чусового погрешность достигает 10 километров. Современную карту-лоцию реки Чусовой можно найти здесь.

Камень Печка

Чусовая в творчестве

Про Чусовую красочно писали выдающиеся уральские писатели прошлого (Д.Н. Мамин-Сибиряк, Ф.М. Решетников) и настоящего (А.В. Иванов). Первым из писателей про Чусовую написал Ф.М. Решетников в произведении «Подлиповцы».

Любят Чусовую и художники, запечатлевшие ее невероятные красоты на десятках полотен. Также на Чусовой снимали многие художественные фильмы: «Волга-Волга», «Угрюм-река», «Семен Дежнев», «Демидовы», «Золото» и другие.

Туризм и сплавы на Чусовой

Река Чусовая – популярнейший туристический маршрут, идеальная река для сплава, особенно для новичков и неопытных туристов.

Сплавляться по Чусовой можно как весной, так и летом. Никаких серьезных преград (порогов, "расчесок", завалов) на реке нет, поэтому сплав по Чусовой доступен даже неопытным туристам. За летний сезон по Чусовой проплывает несколько десятков тысяч туристов: на катамаранах, резиновых лодках, байдарках.

Благодаря транспортной доступности попасть на реку Чусовую достаточно легко. Весь сплавной участок реки от станции Коуровка до города Чусового длиной примерно 350 километров. Его можно легко разбить на несколько участков, на каждом из которых есть что-то особенное, неповторимое.

Насладиться красотами реки Чусовая и ее достопримечательностями можно не только сплавляясь, но и в пеших походах по долине реки. А около города Чусового создан этнографический парк истории реки Чусовой.

Зимой по реке можно путешествовать на лыжах, а по следам снегоходов и пешком.

Павел Распопов

UPD. В 2017 году в рамках проекта "Ураловед" вышла книга Павла Распопова "Река Чусовая". Это долгожданный подробный путеводитель (порядка 400 страниц) по всему туристическому отрезку реки Чусовой - от Коуровки до города Чусового. Узнать больше о путеводителе можно по ссылке. По всем вопросам и для заказа книги пишите автору на почту [email protected] или личным сообщением в социальных сетях.

Рекомендуем также:

  • Книга Павла Распопова «Река Чусовая». Путеводитель от Коуровки до города Чусового
  • 7 самых красивых скал Чусовой
  • Деревня Каменка. Уральская «фабрика грёз» на реке Чусовой
  • П.П. Верещагин. Картины Чусовой
  • Озера Голубое и Малое Голубое на Чусовой. Глухие камни

 

https://uraloved.ru/mesta/sverdlovskaya-obl/reka-chusovaya

Путеводитель по Чусовой адресован плановым туристам маршрута № 157-79-01 - (58), туристам самодеятельным, а также всем любителям уральской природы. Путеводитель снабжен схемами, рассчитанными на дневной переход.

Левый приток Камы - Чусовая - одна из крупных и красивейших рек Урала. Свое название она получила от искаженного пермяцкого "чусва" - "быстрая вода".

Лето на Чусовой... Оно незабываемо. Достаточно сесть в лодку, отправиться вниз по реке, и вы уже в плену у горной красавицы.

Почти на каждом километре путешественника ждут удивительные места: то быстрый перекат, то тихая заводь, то два-три протока меж островов, то плес... и везде, на всем пути по берегам, как стражи, стоят скалы.
Чусовая - единственная река, перерезавшая поперек Уральский хребет с востока на запад. Длина ее 700 км, площадь бассейна 47 600 кв. км. Протекает Чусовая по территории трех областей: Челябинской, Свердловской и Пермской, Начало берет из озера Сурны в Челябинской области, в среднем течении дважды переходит из Свердловской области в Пермскую и заканчивает свой путь в районе города Перми - в Камском море.

14 сентября 1972 года у истока Чусовой поставлен обелиск с надписью: "Здесь начинается река Чусовая". Шефствуют над обелиском и истоком реки следопыты деревни Черемшанки Верхнеуфалейского района Челябинской области.

Ниже Коуровской турбазы долина Чусовой, пожалуй, самая красивая. Здесь горные породы, как раскрытая книга развития земли, предстают перед взорами путешественников. Обнажения известняков, доломитов, сланцев разного цвета создают сложную палитру красок. Скалы на Чусовой называют "камнями", а наиболее опасные - "бойцами". В среднем течении их около двухсот. Камни возвышаются над водой от 10 до 115 м и тянутся по берегу от 30 м до 1,5 км, в некоторых камнях есть пещеры. Почти все они карстового происхождения, то есть образовались в результате вымывания горных пород водой. Русло реки чрезвычайно извилисто, скорость течения неравномерна.
Вскрывается река в конце апреля. Уровень воды поднимается на 3-4 м. Ледоход непродолжителен. В летние месяцы река сильно мелеет. В конце июля - начале августа глубина на перекатах достигает 7-15 см. Осенью дожди значительно поднимают уровень воды. В ноябре река замерзает.

В средней своей части Чусовая течет на высоте 300 - 350 м над уровнем моря.

На берегах Чусовой растут: ель, пихта, сосна, лиственница, береза, осина. Лес богат ягодами и грибами. Из животных здесь встречаются: лось, медведь, волк, рысь, лиса, заяц, белка, бурундук.
Много тетеревов, глухарей, рябчиков. Осенью на реку садятся утки и гуси. В Чусовой обилие рыбы: гольян, окунь, ерш, чебак, щука, язь, голавль, лещ, хариус. Заходит таймень.

Наиболее крупные притоки Чусовой от Коуровки до города Чусового: Дарья, Сулем, Межевая Утка, Серебрянка, Сылвица, Койва.

Популярность путешествия по Чусовой требует, чтобы современный турист мог получить необходимый минимум знаний об этой реке. Однако издававшиеся ранее путеводители имеются в библиотеках лишь в единичных экземплярах (последний путеводитель Е. В. Ястребова вышел в 1963 году).

Появившиеся в последние годы картосхемы "345 км по Чусовой" (1972) "По Чусовой" (1976 и 1978) вышли малыми тиражами и чрезвычайно лаконичны.

Необходимость издания нового путеводителя по реке Чусовой диктуется и современными условиями жизни. Туризм в нашей стране стал уже не просто спортом и отдыхом, а явлением социальным. Повышение общего уровня образования населения вызывает дополнительный интерес к истории края, достопримечательностям, экологическим и эстетическим проблемам освоения природы.

Разумеется, все эти вопросы требуют специального исследования. У путеводителя задача скромнее. Он адресован в основном туристам, идущим по маршруту № 157-79-01 (58) от Коуровки до Верхней Ослянки (15 дней), но описание реки продолжено до города Чусового, что позволит ориентироваться самодеятельным туристам на протяжении еще 110 км.

Авторы этого путеводителя, братья Постоноговы, сплавились по реке Чусовой от Коуровской турбазы со дня открытия Всесоюзного маршрута (1958) более 30 раз каждый и провели по маршрутам № 58 и 58а по две с лишним тысячи туристов.Привлекая студентов и преподавателей Нижнетагильского и Свердловского пединститутов, Свердловского архитектурного института, альпинистов города Чусового, они организовали несколько экспедиций по маркировке маршрута, по сбору краеведческих материалов, по природоохранительному и эстетическому освоению реки.

 

ИЗ ИСТОРИИ ЧУСОВОЙ

Археологи считают, что именно на берегах реки Чусовой обнаружены наиболее древние следы жизни человека на Урале.

Первое упоминание Чусовой в русских летописях относится к 1396 году. Тогда ее берега заселяли мансийские племена. Первое русское поселение на Чусовой - Нижнечусовские Городки - появилось в 1568 году. С 1579 года гарнизон Нижнечусовских Городков состоял из казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем.

Именно отсюда и начался в сентябре 1581 года поход дружины Ермака в Сибирь.

Вверх по Чусовой дружина поднималась до реки Серебрянки, проникла в ее верховья, а затем переправилась в бассейн реки Тагил. После разгрома Ермаком сибирского хана Кучума Чусовая стала активно заселяться русскими людьми. Но особенно ожили берега Чусовой в XVIII веке, когда на Урале выросли крупные металлургические заводы. Чусовая стала главной транспортной магистралью, по которой с Урала в Европейскую Россию сплавляли на коломенках металл и другую продукцию.

Начало весеннего сплава - самое важное событие года на Чусовой:

"Понятно то оживление, какое охватило всю Каменку, когда по улице пронесся крик:

- Вода пришлa!.. Вода... Лед тронулся!

Это был глубоко торжественный момент.

Все, что было живо и не потеряло способности двигаться, высыпало на берег. В серой, однообразной толпе бурлаков, как маки, запестрели женские платки, яркие сарафаны, цветные шугаи. Ребятишкам был настоящий праздник, и они метались по берегу, как стая воробьев. Выползли старые-старые старики и самые древние старушки, чтобы хоть одним глазом взглянуть, как нынче взыграет матушка-Чусовая"*.

Весенний сплав по Чусовой был опасен. Бурные чусовские воды нередко выбрасывали коломенки и барки на береговые скалы - бойцы. "Чусовая,- писал Д. Н. Мамин-Сибиряк,- одна из самых капризных горных рек... Начать с того, что падение Чусовой превосходит все сплавные русские реки.., в самом гористом месте течения Чусовой это падение достигает двадцати двух сотых сажени на версту".

Поэтому сплав по Чусовой требовал особого искусства. "Тип чусовского сплавщика вырабатывался в течение многих поколений путем самой упорной борьбы с бешеной горной рекой, причем ремесло сплавщика переходило вместе с кровью от отца к сыну"**.

Всю зиму к пристаням подвозились железо, пушнина, хлеб. Многие пристани одновременно были и верфями. Обычно в течение зимы одна или две семьи строили на плотбище (так называлась судоверфь) барку или коломенку из "коломенных" - столетних сосен. На каждую барку уходило до 300 бревен, и стоила она, вместе с работой, по тем временам 500 рублей. По форме барка напоминала громадную черепаху и была длиной 35-40 м, шириной 6-8 м, грузоподъемностью до 200 т. На Чусовой применялось несколько типов судов, аналогичных по конструкции и форме, но различных по габаритам и пропорциям ***:

Конструкция этих судов довольно оригинальна. В основе ее вертикальные борта и плоское дно, суживающееся у носа и кормы. Четыре боковых закругления на участках перехода прямых бортов к носу и корме получили название плеч. Носовые плечи делались шире кормовых на 15-20 см. При укладке груза больше нагружали носовые плечи. Таким образом, центр тяжести смещался к носу. Носовые плечи раздвигали струю воды, что удерживало судно на курсе, и, как говорили сплавщики, "барка не вертелась на ходу".

В носовой и кормовой части укрепляли пыжи - большие бревна. Поперек барки на днище укладывали средней величины бревна, так называемые кокоры или корчи. К кокорам деревянными гвоздями пришивали днище и борта.
Рядом с пыжами вертикально ставили березовые столбы - огнива, до 30 см диаметром, на которые впоследствии наматывался толстый канат при остановке барки. Вся внутренность барки - это сплошной трюм для укладки груза. Сверху в носу и корме устраивались палубы для бурлаков. Середина закрывалась конем - крышей на два ската, в центре которой сооружалась высокая скамейка для сплавщиков. Руля у барки не было. Его заменяли огромные весла - потеси, или поносные (весной четыре, а летом при низком уровне воды - два). На конце потеси, называемом губой, ставился сильный и опытный подгубщик, остальные бурлаки держались за специальные колышки - кочетки. Наиболее распространенным типом судна была коломенка.

Особой прочностью отличались суда Горрблагодатских и Верх-Исетских заводов. Барки Верх-Исетских заводов обивались изнутри полосовым железом. Подобные барки могли ходить до 10 навигаций.
История реки Чусовой XVIII и XIX веков - это сотни погибших коломенок и тысячи загубленных человеческих жизней.

Транспортное значение Чусовой упало после 1878 года, когда, на Урале построили первую железную дорогу, связавшую Екатеринбург с Пермью через Нижний Тагил.

У реки Чусовой и своя революционная история. На Ревдинском, Васильево-Шайтанском и других причусовских заводах еще в XVIII веке происходили крупные волнения работных людей. А в знаменитом ревдинском восстании 1841 года принимало участие несколько тысяч мастеровых и приписных крестьян. В 1905 году чусовские металлурги организовали забастовку, а затем начали вооруженное восстание.

В годы гражданской войны на берегах Чусовой шла ожесточенная борьба Красной Армии с белогвардейцами и интервентами. Об этом рассказывают памятники красным героям, погибшим на чусовских берегах.

В верхнем и нижнем течении Чусовой расположены крупные промышленные города: Полевской, Ревда, Первоуральск, Чусовой, Пермь. В средней части находятся сравнительно небольшие рабочие поселки и деревни, крупные колхозы и совхозы.

Общее направление развития сельского хозяйства долины Чусовой - откорм молодняка крупного рогатого скота и выращивание злаковых и корнеплодов. Кроме того, в ряде поселков и деревень местное население работает на лесоучастках леспромхозов Кашкинского, Висимо-Уткинского и Коуровского.

В рабочем поселке Староуткинске примерно четверть населения работает на металлургическом заводе и в тресте Ижевскнеруд.

В связи с укрупнением колхозов и совхозов в бассейне Чусовой некоторые деревни оказались вдалеке от головных сел, и жители их переехали в более крупные селения (в деревнях Пермякова, Волегова, Усть-Серебрянка, Чизма и других сейчас никто не живет).

Но в целом река течет по довольно населенному району. Достаточно сказать, что слева от Чусовой на расстоянии 15-40 км почти параллельно реке проходит железная дорога. От станции Калино можно проехать в город Чусовой или в Пермь. Минимальное расстояние между железной дорогой и Чусовой около села Кын - 15 км. Кроме того, имеется автобусное сообщение: Староуткинск - Свердловск, село Чусовое - город Шаля, село Чусовое- станция Илим.

Транспортное значение Чусовой в настоящее время невелико. После окончания сплава "железных караванов" по реке стали сплавлять плоты с лесом. С 30-х годов начался молевой сплав (одиночных деревьев), и только в 1973 году прошел последний сплав. Сейчас берега реки очищены, и ничто не мешает наслаждаться их красотой. Однако волей человека пейзаж Чусовой может измениться. Начиная с прошлого века было предложено много проектов по соединению бассейнов Волги и Оби через Чусовую и Исеть. Но пока ни один не претворен в жизнь. В случае осуществления транс-уральского пути из Европы в Азию на Чусовой возникнет ряд плотин, исчезнут прежде опасные камни - бойцы, а небольшие поселки превратятся в крупные речные порты.

 

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.