Район от 17-го века до наших дней — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Район от 17-го века до наших дней

2022-10-05 35
Район от 17-го века до наших дней 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Север Удмуртии – верховья Вятки и Камы – начал заселяться в Х-ХIV веках предками удмуртов, а также других финно-угорских народов, а затем и русскими, которые пришли сюда в 14-15 веках. Русские были выходцами из Нижегородско-Суздальского и Галицкого княжеств, северных владений ростовских князей, Вологодской и Двинской земель. Вятская земля стала частью Московского княжества в 1498 году. В 16-м веке на Вятке регулярно проводились переписи населения, поэтому известны фамилии первых вятичей — от служилых людей до простых крестьян.

К сожалению, многие документы о переписях населения Вятского края не сохранились, а эти переписи были неполными по охвату территории, поэтому история создания некоторых населенных пунктов в бассейне Чепцы нигде не отражена, об их реальном возрасте можно только делать предположения. В переписи 1615 года красногорских населенных пунктов еще нет. Более тщательно проведены переписи 1646 и 1678 годов, именно тогда в перечне поселений появились деревни Большая и Малая Игра, которые считаются старейшими населенными пунктами на территории района. По материалам второй ревизии 1744 года на карте появляются Дебы, Курья, Большой Селег (сведения опубликованы на сайте Администрации Президента и Правительства Удмуртии).

В XVIII веке наш район оказался поделен по водоразделу Чепцы и Кильмези между Вятской и Казанской губерниями, тогда называвшимися уездами. На карте того времени, опубликованной в книге «Справочник по административно-территориальному делению Удмуртии» (Ижевск, 1985 г.), есть Курья, Селег, Порез, Мал.Полом, Валамаз, оказавшиеся в «казанской» части Удмуртии, и Дебы – на чепецкой, вятской стороне. К сожалению, документов о переписи населения в курьинской стороне нет даже в известной книге П.П.Луппова «Документы по истории Удмуртии XV – XVII веков».

Административное деление России в 17-19 веках менялось не раз. В 1841 году созданы волости, которые объединяли несколько десятков находившихся относительно близко между собой деревень. Причем центр волости находился не в самом большом населенном пункте, а в том, который размещался примерно посредине волости. Например, В 4-й стан Глазовского уезда входили Мухинская волость с селами Курьинским, Васильевским и Кокманским заводом; Леденцовская (не существующая сейчас деревня между Селегом и Унями) – села Валамазское, Сележское, Утинское. В 3-й стан входили Сюрзинская волость (в ныне маленькой деревне Сюрзяне) с селами Святогорским, Дебинским, Архангельским. Итого в уезде было 42 волости, 2747 селений.

Наиболее подробный перечень населенных пунктов нынешнего Красногорского района, имевшихся в середине 19 века, есть в «Списке населенных мест Российской империи по сведениям 1859 -1873 годов», с которым первым познакомился основатель нашего музея Владимир Иванович Могилев, передавший выписки из документа в районный архив. В списке все поселения даны с указанием расстояний от Глазова и названиями речек, на которых находятся. Есть и численность населения, в сумме она составила 13235 человек – 6102 мужчины и 7133 женщины. В списке три села (Святогорское, Большая Курья, Валамаз – селтинский), один завод (Кокманский), восемь деревень (Тараканово, Дебы, Большая и Малая Игра, Убытьдур, Ново-Чурино, Старое Кычино и Малягурт), остальные – починки. Статус деревень имели более крупные и старые населенные пункты. Например, в Малягурте (прежнее название — Сердеябык) проживало в 49 дворах 449 человек! Мне кажется, это даже более старый населенный пункт, чем Большая и Малая Игра, просто его в свое время не нашли переписчики.

Достаточно полный список тогдашних населенных пунктов можно найти в церковных документах, опубликованных в книге «Православные храмы Удмуртии» – за каждым приходом были закреплены свои села и деревни. В частности, к Александро-Невской церкви села Дебы относились в 1885 году: с. Дёбы, починки: Силемский, Над ключом Венижем, Верх по Убыти над Венижем, Кинмемский, Верх — Убытский, Гужношурский, Верх – Дёбинский, Чумовайский, Убытский Караул, Старый Полкар,Тутуевский, Алексеевский. В этих названиях угадываются нынешние населенные пункты Красногорского и Юкаменского районов. К Васильевской церкви в 1893 году отнесены с. Васильевское, деревни Косаргинская, Огородниковская, починки Ардашевский, Хлебниковский, Пронинский, Богачёвский, Пестеринский, Пронинский, Ямновский, Шехровский, Васильевский, Киселёвский.

Интересно, что церковные документы в архивах сохранились достаточно в полном объеме. Так, по церкви села Святогорского они есть с момента ее открытия в 1837 году! Это отчеты о составе священнослужителей, метрические книги и т.д. К сожалению, данные материалы краеведы почти не изучали, хотя они могли бы дать богатый материал о составе населения святогорских деревень, рождаемости, смертности в то время, о священнослужителях наших церквей. Например, в одном из церковных отчетов за 1838 год сказано, что в Святогорском приходе проживают: православных – 723 мужчины и 815 женщин, раскольников – 60 и 74 соответственно, то есть, в сумме 1772 человека. Это самый маленький приход среди сорока удмуртских приходов Вятской губернии. То есть, территория ныне основной части района была тогда слабо заселена. Удивляет и малая численность раскольников (старообрядцев). Значит, они начали селиться здесь чуть позднее, в середине 19-го века. Но для сравнения скажем, что в городе Глазове в тот же год жили всего 1185 человек. Впрочем, есть и другие цифры, по которым на тот же 1838 год в Святогорском приходе проживает 3433 человека – православных русских и удмуртов, а также раскольников, которых числилось 762 человека. Видимо, дело в количестве деревень, охваченных учетом.

Однако уже в начале ХХ века в населенных пунктах на территории нынешнего Красногорского района проживало около 30 тысяч человек – в три раза больше, чем сейчас! Во время коллективизации в районе создали 155 колхозов, по одному на каждую деревню. Сейчас населенных пунктов в районе – менее семидесяти. Вот как проходили административные изменения в советский период.

В 1917-1919 годах существовавшие в царское время границы менялись лишь частично. Например, 8 сентября 1918 года образована Селеговская волость из селений Леденцовской и Васильевской волостей.

4 ноября 1920 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР была образована Вотская автономная область, а 5 января 1921 года утверждены ее границы. В Глазовский уезд входили Валамазская (образована из части Леденцовской), Васильевская, Святогорская, Селеговская волости. Декретом ВЦИК от 8 декабря 1921 года утверждено новое деление, по которому в Глазовском уезде из 27 волостей остались 19: это объяснялось необходимостью сократить штаты чиновников. Вместо всех «красногорских» волостей осталась одна Святогорская, а Васильевская, Селеговская, Валамазская перешли в Селтинский уезд. С 28 июля 1924 года в Глазовский уезд вошли Святогорская и Курьинская укрупненные волости, причем последняя состояла из бывших Васильевской и Селеговской волостей и передана из упраздненного Селтинского уезда.

В это время в Курьинскую волость входили 5 сельсоветов, где в 1926 году проживали 12565 человек, только русские:

1. Большеполомский с центром в с Б.Полом. Селения: деревни Бухма, Бушмели, Заимки, сельхозартель «Заутинский орел», Малый Полом, Мосенки, Погудино, Поповнята, Пуга, Рябиновцы, Тарасенки, Усынята, мельницы: Большеполомская, Бухминская, Бушмелевская, Рябиновская, Тарасенская, хутор Мясникова, починок Малые Чуваши.

2. Васильевский с центром в этом селе. Селения: деревни Артык, Косарги, Колотовцы, Огородники, Рожки, Хлебники, Черныши, мельницы Артыкская, Демидовская, Клабуковская, Пестеринская, Чернышевская, починки Бутырский, Васильев, Демидовцы, Коровкинцы, Мельниченки, Пестери, Пронинцы, Савастьяновцы, Шохрово, Ямново.

3. Курьинская с центром в этом селе. Селения: деревни Батаниха, Большие Котляки, Курья, Малые Котляки, Мухино, Прозвон, Рай, Самушенки, Чумаки, Шаши и пять мельниц, где проживали люди.

4. Осипинский с центром этом селе. Селения: деревни Бараны, Вожгалицы, Гаинцы, Каркалай, Коробята, Логово (деревня и одноименное село), Лукашинская, Мосинцы, Осипинцы, Полянцы, Селифоновцы, Суховцы, Юдино, Кокманский, завод, Кокманский совхоз, Коробовский выселок, починок Суслопары и пять мельниц.

5. Селеговский с центром в одноименном селе. Селения: деревни Вотское большое, Герасимовцы, Дюпята, Раменцы, Селифоновцы, Селег Большой и малый, Харюшата, Чуваши большие, село Лукошечное большое и деревня Лукошечное малое, Алексеевское сельхозтоварищество, сельхозартель «Сухой ключ», Первомайская сельхозартель, починки Афонинцы, Вотское малое, Жаркие, Моховцы, Сычи, хутор Дюпиных, хутор Кривцовых, четыре мельницы.

В 1925 году проведено разукрупнение сельсоветов. В Артыкском сельсовете дополнительно появились починок Ямново и хутор Артык. В списках есть 23 мельницы, где проживали люди. Деревни Аникинцы, Кисели, Клабуки, Смольники переданы из Курьинской волости в Святогорскую (хотя трех последних в списке 1924 года нет).

Волость ликвидирована в 1929 году, когда созданы районы, при этом Большеполомский, Курьинский, Селеговский и Сычевский сельсоветы вошли в Юкаменский район, остальные четыре в Святогорский.

Святогорская волость создана 28 июля 1924 года в составе пяти сельсоветов, где по данным на 1926 год проживали 17193 человека:

1. Отогуртский с центромв одноименной деревне. В него входили Караул Вотский и Караул Русский, Зотово, а также деревни, входящие сейчас в Юкаменский и Глазовский районы.

2. Прохоровский с центром в д.Прохорово. Селения: с. Архангельское, деревни Афеновцы, Беляевцы, Буровцы, Ефремовцы, Захватайцы, Квака, Крысово, Лукашинцы, Нефедовцы, Новобеляевцы, Новокачкашур, Новокулеминцы, Ордес, Порез, Рябиновцы, Самоделкино,Смольники, Созоново, Шиши, починки Барановский, Веретенниковский.

3. Святогорский с центром в Святогорье. Селения: деревни Андреевское, Варовай Верхний, Варовай Нижний, Жужинцы, Игра Большая, Игра Малая, Касаткино, Котомка, Кулемино, Кычино Старое, Рябово, Малягурт, Сюрзянское, Тараканово, Тура, хутор Буторина, хутор Копысова, сельхозартель «Урнэк». Селения Аникинцы, Клабуки, Кисели, Смольники переведены из Курьинской волости в Святогорскую.

4. Шудесский с центром в деревне Кельдыш. Селения: деревни «Багыр Верхний», «Багыр Нижний», Дошкопи, Исаково, Кочино, Караул Новый, Ларионово, Никоновцы, Новочуринское, Першинцы, Потапово, Рыловцы, Убытьдур, Юнга.

5. Ягошурский с центром в д.Старый Качкашур. Селения: деревни Верх-Дасос, Елово, Засеково, Заубыть, Ивановцы, Кеновай, Кондрашонки, Мишинцы, Мурза, Никулинская, Новокычино, Нохринцы, Петрушинцы, Силлем, Тукташевская, Чумовай, село Дебы, починок Крысово (Антипенки).

В 1925 году Святогорская волость разделена на девять сельсоветов: Архангельский, Вотско-Караульский, Дебинский, Малягуртский, Новочуринский, Отогуртский, Прохоровский, Святогорский, Старокачкашурский. Волость ликвидирована в 1929 году связи с созданием районов.

Валамаз образовался после строительства в 1870 году стеклозавода, который на картах именовался «Валамазский завод». Хотя даже в упомянутом выше справочнике по административному делению Удмуртии можно прочитать, что село Валамаз, где в 1846 году открыта церковь (в нашем Валамазе церкви никогда не было), постепенно превратилось в поселок «Валамазский завод» — а ведь эти населенные пункты разделяет 12 километров. Кстати, в Селтинской волости в 1924 году были Валамаз Подгорный, Валамаз Нагорный, Валамаз Малый, хутор и выселок Валамазский – запутаться не мудрено. До революции и в первые годы советской власти поселок входил в состав Глазовского уезда, с 1921 по 1934 годы — в Селтинский уезд и Селтинскую волость. В 1935 году перешел в состав Барышниковского района. В экономическом плане это было такое заметное в масштабах Удмуртии предприятие, что обозначалось на всех картах, и порой его считали райцентром, поскольку Святогорское-Красногорское на картах СССР отсутствовало.

Святогорский район образован 80 лет назад — 15 июля 1929 года из сельсоветов Святогорской и Курьинской волостей в составе 13 сельсоветов: Артыкский, Архангельский, Васильевский, Вотско-Караульский, Дебинский, Дошкопиевский, Малягуртский, Осипинский, Отогуртский, Пестеринский, Прохоровский, Святогорский, Старокачкашурский. Однако уже 3 ноября 1929 года Вотско-Караульский и Артыкский сельсоветы были упразднены. Вот какую характеристику дали Святогорью при выборе населенного пункта под ёрос-центр 1929 году: «Население – 173 человека, из них удмуртов – 29. Центр укрупненной волости. Ближайшая железнодорожная станция в Балезино в 50 верстах. Самый крупный в еросе торговый центр, имеется 12 торговых заведений с годовым оборотом около 160 тысяч рублей. Еженедельно бывают базары и в год – три ярмарки. Имеется почтово-телеграфное агентство, школа первой ступени и библиотека, больница ветфельдшерский пункт, агрономический и судебный участки, контора лесничества». Для сравнения – в Юкаменском тогда проживали 104 человека, имелось 13 торговых заведений с годовым оборотом около 180 тысяч человек. В Глазове – 659 человека.

С 1 января 1932 года район был ликвидирован, его сельсоветы переданы в Юкаменский район, а Отогуртский – в Глазовский.

Восстановлен район 8 января 1935 года сначала как Святогорский (население – 27200 человек), а с 9 марта 1935 по 1938 годы – как Барышниковский. 10 июля 1938 года районный центр переименован в Красногорское, район – в Красногорский в составе 15 сельсоветов и поселка Валамаз. Кстати, ни один другой район в Удмуртии не переименовывался. Тогда же подправили и названия деревень с религиозным и национальным оттенком. Деревня Рай стала Дуброво, Поповнята – Подгорной (1939 год). В 1940 году Малое Вотское стало Малиновкой, Большое Вотское – Виноградово.

Именно перед войной, а точнее – во время коллективизации — начался процесс исчезновения небольших населенных пунктов. В 1941 году исключены с учета выселок Алексеевский, хутор Ардес, выселок Нижний Варавай, хутор Мясниково, починок Никуленки, выселок Сухой ключ, в 1954 году – поселок Холуй переименован в Сосновку. С 1955 года часть сельсоветов объединили, в районе их осталось десять и поселок Валамаз.

В 1957 году исключена с учета деревня Заубыть, Исаково, в 1960 г. – кордоны Кордон-трасса, Котлов омут, Мосинцы, упразднен Новочуринский сельсовет. В 1962 году сняты с учета д.Кочиш, Подгорное, Ямново.

8 декабря 1962 года Красногорский район опять упразднен в ходе хрущевской административно-экономической реформы, его территория в основном передана в Балезинский район, Селеговский и Курьинский сельсоветы – в Глазовский, Валамаз и Кокман в Игринский промышленный район. После этого разделения не только работники райкома и исполкома, но и милиции, военкомата ипрочих организаций вынуждены были переехать с семьями в Балезино. Однако с января 1965 года район восстановлен в составе 8 сельсоветов и одного поссовета.

Тогда же стали видны итоги борьбы с «неперспективными» деревнями и отчетливо стала видна убыль населения после Великой Отечественной, а также демографических и социальных процессов послевоенных лет. Например, после всеобщего введения паспортов сельские жители получили возможность беспрепятственно уехать из своих мест в города или другие регионы. Начался процесс, который многие публицисты теперь называют трагедией деревни: сельское население начало стремительно сокращаться, а населенные пункты просто исчезать с карты. Вот посмотрите этот список, который напоминает надписи на могильных памятниках.

В 1967 году исключены с учета деревни Варавай и Пронинцы, в 1969 году – Афонинцы, Варавай, Кондрашенки, Афеново, Порез, кордон Малиновский, барак Юдинский, деревня Малые Котляки и Покровка, в 1970 году – Комары, Прозвон, Суслопары, Ларионово, Чемошур, барак Анисимовы луга, в 1975 году – Юнга, Колотово, Юдино, Хлебники, Силем, Жужинцы, Малый Полом, Крысово, Красный Поселок и Самоделкино, Виноградово и Дюпята, Заутинский Орел, Малиновка, Малый Селег, Харюшата. В 1976 году – Моховцы, Первый май, Большое Лукошечное, Петрунино. В 1977 году – Жаркие, Малое Лукошечное, Рожки, Логово, Усынята. В 1978 г. – Веретенниково, Рябиново, Коробята, Большие Котляки, Заимки, Мосята; в 1979 – Покровка, Рябиновцы, Бушмели; в 1984 – Герасимовцы, Мурза, Новочурино, Першино, Сухие, Лупашино, Новое Беляево; в 1986 – Квака, Никоново, Чумовай, Аникинцы, Дошкопи, Пестери, Самушенки.

Имена этих деревень теперь знают лишь люди старшего возраста. Молодому поколению они уже ничего не говорят. Сейчас набрала силу новая тенденция: населенные пункты района уменьшаются уже не по количеству, а по численности населения. Как уже сказано, численность населения упала в три раза по сравнению с довоенным периодом. Молодежь покидает красногорские села и деревни, в них все больше пожилых людей, которым уже поздно искать лучшую жизнь на стороне. Остается надеяться, что и при такой демографической ситуации Красногорский район останется жить.

                      с. Красногорское.

В разные периоды многократно переименовывалось: Красногорское, Барышниково, Святогоское, Покровское, Святогорье, Торокан-село.

В списке населенных мест Глазовского уезда Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится: «село Святогорское (Покровское, Святогорье) при речке Убыть.

С древнейших времен является административным и духовным (религиозным) центром (языческим, христианским, старообрядческим). В настоящее время районный центр.

«Торо» - старейшина, вождь, языческий жрец (удм.), «Канн» - царь, хан (коми-перм), водный источник (инд.-иран); жертвенное место, святилище (манс.). Возможный древний перевод: «Резиденция старейшины и родового жреца, языческого капища у речного источника».

Агриколь.

Примыкал к селу как починок с южной стороны на некотором удалении. Сейчас вошел в черту села Красногорское. «Агра» - острие, вершина, «коль» - шишка(коми-зыр.), «кол» - бивень, клык (удм.). Возможный древний перевод: «Верхняя часть городского поселения ввиде вершины шишки, похожего на острый клык».

По утверждению местных журналистов, они слышали такую легенду образования д. Агриколь: один из жителей в молодые годы был призван на службу в Царскую армию, и попал в русский экспедиционный корпус, который дислоцировался во Франции. В это время началась Первая Империалистическая война, и корпус был интернирован и 2 года находился во Франции. После войны и перед началом революции, корпус был расформирован, распущен. В память о Франции, вернувшись домой, Никифор Павлович Филиппов ставит на отшибе дом, и называет образовавшийся починок «Агриколь», что с французского переводится – «земледелец», «земледельческий».

Артык.

Расположен между деревнями Шахрово и Клабуки, в 4-х км. От дороги на Юкаменск, на р. Лекма. «Артык» (ардыг) – речной порог, брод через реку (тюркс.)

Впервые упоминается в списке населенных мест Вятской губернии за 1859-1873 год, как «починок Артыкской при безымянных ключах с мельницей».

Архангельское.

Село расположено между деревнями Русский Караул и Багыр, в 5 км. От Глазовского тракта по дороге на с. Балезино. Имело Вознесенскую церковь, освященную 12.12.1891г., в честь Вознесения Господня.

Судя по старинному названию «Архан»(Аркан), образовано выходцами Арского княжества после падения Казани, и переводится как «Арское святилище», т.е. древнеудмуртское языческое капище южных удмуртов, на месте которого была поставлена Вознесенская церковь в период христианизации.

Багыр Верхний

Образован из починков: Багыр Нижний и Багыр Верхний, при речке Водзь, которые носили названия (Пермята) от возможного проживания здесь коми-пермяков. На запруде стояла мельница. Упоминается в списке населенных мест Вятской Губернии за 1859-1873г.г. Обжит старообрядцами.

«Багыр» - склон горы(тюрк.). Возможный перевод: «Поселение, расположенное по склону горы.

Бараны

Два поселения с таким названием: одно на дороге в с.Балезино в 5 км., от с. Архангельского, другое по старинному тракту на пос. Валамаз. Последнее упоминается в списке населенных мест Вятской губернии за 1859-1873г.г. в Глазовском уезде, как «починок Шмелевский (Бараны) при безымянным ключе и колодце».

«Баран» - волки (кетск.), «Ба» - река (самод.), «ран» - гора (хант.). Возможный древний перевод: «Выбегающий родник из под горы, стремителен, как волк».

Беляево Старое

Искаженное угро-финское название «Беля». «Бель» - река(сельк.), «Я» - река (манс.). Что в переводе означает «река-река». Это случается, когда пришлое племя, пожив какое-то время на данной территории, уходит в новые места, оставив за собой топонимические названия окрестностей. Новые народы, придя на эту территорию, прибавляют к оставленному названию своё. Отсюда и получаются, на первый взгляд, нелепые двойные переводы.

Бурово

«Буро» - меловой(удм), «Бур» - добро, хорошо, гостеприимный, хлебосольный (удм., коми-перм).

Возможно, в деревне располагалась меловая гора, где с карьера брали мел для побелки, жители окрестных деревень и местные жители радовались возможности пообщаться с соседями, и зазывали их к себе в гости.

Бухма

В списке населенных мест Глазовского уезда за 1859-1873г.г. числится как починок Бухминский возле Плоского ключа, близ реки Бухмы.

Предположительный перевод: «Туманная река».

Вавилово

Исчезающая деревня. «Ва» - река (коми-перм.), «вилы» - вилы(удм., к-п). Деревня находится на одном из истоков речки, которые, соединяясь, образуют рисунок из ручейков ввиде вил». В Сибири словом «Вавилон» обозначают изгиб реки, дороги.

Валамаз

Рабочий поселок безработных. Бывший райцентр. «Вал» - лошадь, конь (удм.), «Амезь, амез» - лемех, сошник (к-п, удм.), от иранского (персидского) – «амаз» - рукоятка плуга. «Лошадь, везущая плуг с одной рукояткой». «Ва»- река, вода (коми-перм), «Ла» - лесная речка (древн. угро-фин), мес (маз) – водный источник (удм. к-п). «Река, состоящая из лесных ручьев и родников». «Вале» - долина (австр), «Вала» - древний (угро-фин), «Вал» - высокая волна (к-п), «Вал» - шест для управления оленями (хант.).

Возможно, древний перевод связан с буйным нравом и быстрым течением реки: «Лодка мчится по волнам, как необузданная кобылица по древней долине, что нечаянно может пробить копытом борт». Под «копытами» имеется ввиду многочисленные лесные завалы по реке, а «борт» подразумевает лодку.

Все варианты перевода «условно» верны, выбирайте, что больше понравится.

Васильевское.

В селе действует с 26.10.1893 года Пророко-Ильинская церковь, в честь святого Пророка Ильи. «Ва» - река(коми.-перм), «Силь» - холка (удм.), «Холм» (холка), с которого сбегают речки и ручьи.

Гаинцы.

В списке населенных пунктов Глазовского уезда Вятской губернии за 1859-1873г.г. числится как «починок Калининский(гаинцы) при безымянном ключе и колодце». Образован старообрядцами. «Гай» - роща, лиственный лес.

Дебы

Старинное село. Здесь 04.04.1985г. построена и освящена Александро-Невская церковь в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. В списке населенных мест Вятской губернии за 1859-1873 г.г. значится: «деревня Дебинская (Деба) при реке Убыть. Здесь же находилось древнее языческое святилище.

«Де» - лес, тайга, вершина горы(эвенк.), «Ба, Би, Бу, Бы» - река (самод.) Возможный перевод: «Поселение, у реки на вершине холма, покрытого лесом».

Демидовцы

Старообрядческое поселение. В списке населенных мест 1859-1873г.г. значится: «починок Верхушевской (Демидовцы) при безымянном ключе и колодце».

Возможный перевод: «Заселенный холм у реки, поросший лесом».

Елово

В списке поселений 1859-1873г.г значится как «починок Кеновайский (Еловский) при ключе Кеновайском» «Ел» - ключ, родник (Хант.). «Ёль» - лесной ручей, речка (коми).

Ефремово

В списке поселений 1859-1873г.г. значится как «Починок под талым ключом у речки Кен (Ефремовцы) на вершинах речек Сепыча и Кена».

Название образовано из угро-финских слов «Ев» - река, «Ра» - небольшая речка. «Река-река».

Захватай

Основана старообрядцами на роднике дающем начало р.Юнда. Судя по названию, захватили понравившееся место у предыдущих жильцов.

Зотово

В списке населенных мест за 1859-1873 г.г. значится как «Починок подле реки Убыть (Зотовцы). Деревня удмуртская. Возможно, название получила от имени первопоселенца.

Ивановцы

Названа по имени первопоселенца.

Игра Большая

В списке населенных мест Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится «д.Саля дальняя (Игра старая, Игра большая) при безымянном ключе».

В писцовой книге за 1646 г. описания поселений бассейна р.Чепца появляется упоминание д. Большая Игра.

Образована поселенцами воршудно-родового племени «Эгра».

Игра Малая

Первое упоминание встречается в описании поселений бассейна р. Чепца: «Население Каринского стана, Хлыновского уезда 1615 года, как деревня Малая Игра.

В списке населенных мест Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится: «д.Игринская (Новая Игра, Малая Игра) при речке Саля.

Возможно, первопоселенцами являлись пришедшие из Зауралья воршудно-родовое племя «Эгра».

Караул Новый

Бывшая центральная усадьба колхоза «Первый май».

«Кар» - город, деревня, поселение (удм.), «аул» - деревня, поселение (тюрк.). Перевод «Деревня-деревня».

Караул Русский

Смешанное русско-удмуртское поселение. В списке поселений Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится: «Починок Вотский старый караул (Русский караул) при речке «Убыть».

Караул Удмуртский

Смешанное Удмуртско-русское поселение. В списке поселений 1859-1873г.г. значится: «Починок Убытский караул (Вотский караул) при речке «Убыть».

Каркалай

Свое название получила от одноименной речки. В списке поселений Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится: «починок Корколайский (Корколай) при талом ключе».

«Кар» - город, деревня, поселение (удм.), «кал» - ворон (самод.), тесемка (связка), рыба (удм.).

Предполагаемый древний перевод: «Люди рода «Ворон» жили как рыба в одной связке на городище у лесной речки».

Бывшая усадьба колхоза им.Кирова.

Касаткино

Примыкает к селу Красногорское с западной стороны, «Ка» - древняя река (угро-фин.), «Сад» - насадка сетей, садок для рыбы (удм.). Возможный перевод: «Пойманную сетями рыбу держали в садках»

В списках поселений 1859-1873г.г. значится как: «Починок под ключом Каменным (Касаткино) при реке Убыть».

Качкашур Новый

Относительно молодая деревня. Возможно, образована переселенцами из Старого Качкашура.

Качкашур Старый

Судя по названию, старинное село «Качка» - грязное, топкое место, трясина. Такие места ещё зовут «Грязи». «Шур»-река (удм.). «Река с топкими заболоченными берегами». В списке поселений 1859-1873г.г. значится: «Починок Ягошурский (Качка-шурской) при речке Убыть»

Кеновай Старый

Старинная деревня. «Кен» - сноха(удм.), «вай» - ответвление(удм.). «Родня со стороны снохи».

Кеновай Новый.

Возможно, образована переселенцами из Старого Кеновая.

Кисели

Возможно, название дали русские переселенцы, одно из старых названий согласно списка населенных мест Вятской губернии.

«починок Киселевский (сверх Артыкских верховин) при речке Пестерь».

 

Клабуки

«Клобук» - вершина (тюрк.), исток (начало) реки Пестерь. В списке поселений за 1859-1873г.г. значится: «починок Клабуковской (Клабуки) при Пестеринском ключе».

Кокман-лесной посёлок

Образовался в 1850 году в связи со строительством винокуренного завода Малмыжскими купцами Гусевыми. С 1863 по 1925 годы простояла каменная Спасская церковь в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя, построенная на средства купца Первой гильдии И.А.Кононова, владельца Кокманского стекольного завода. Сейчас действует вновь выстроенная деревянная церковь.

Перед самой революцией, имение «Кокман» принадлежало купцам-лесопромышленникам Бушковым, которые заготовленный лес сплавляли до Вятки, через систему пристаней. Кроме винокуренного и стекольного заводов, здесь действовали ещё несколько вспомогательных производств: дроворубный промысел, обжиг извести и древесного угля, выгонка дегтя, помол муки на 2-х мельницах, водяная лесопилка… Все производства обслуживало 400 человек работников, и 200 голов лошадей..

По одной из версий, здесь в 1864-1868г.г. жили и работали родители Народной артистки СССР – Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой.

С 1932 по 1943г.г. здесь располагалась детская колония для беспризорников, 1943-44г.г. колония для малолетних преступников, 1946-1955г.г. – детский дом для сирот, оставшихся без родителей.

Коровкинцы

Упоминается в списке населенных мест Вятской губернии Глазовского уезда за 1859-1873г.г.: «починок Антоновский (Коровкинцы) при речке Пестерь и колодцах». В ближайшей местности многие поселения в своих названиях имели корень «Короб»: Коробовск, Коробовский, Коробы, Коробята, Коробейники…». Не исключено, что и это поселение могло называться: Коробкинцы, Коробки, Короб. Пришедшие из центральных областей России русские-староверы переиначивали названия на свой лад.

«Кар»-плёс (хант.), листья (коми-перм.), бревно (удм.), «бь» - река(самод.), «ов, оп, оу, ау» - вода, река (инд-ир).

Возможный древний перевод: «На ближайшем плёсе, снятый с брёвен луб, освобождался от листвы и замачивался в реке». То есть предположительно получали мочало для хозяйственных нужд.

Котомка

Примыкает к селу Красногорское с северной стороны. В списке населенных мест Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится как: «Починок верх по Убытии (Котомка, Котомской) при безымянном ключе».

Предполагаемый древний перевод: «У лесного ручья располагалась языческая куала, где проводились священные обряды».

Кулемино

Старинное поселение. В списках населенных мест Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится как: «Починок близ Турья речки над Талым ключом(Кулемино, Кулеминский)».

«Куль» - нечисть, бес, черт, сатана, злой дух(коми-перм.), «кулем» - умер, мёртвый, смерть, дух умершего колдуна(удм.), «кулом» - сеть, западня, ловушка (коми-зыр, коми-перм.); мертвый, умерший, смерть(коми-перм.).

Возможно, древний перевод означал следущее:»Сеть нечистой силы и злого духа собирает души умерших в смертельную западню». Это позволяет предположить, что где-то в окрестностях деревни было древнее языческое кладбище, куда хоронили (сжигали) умерших с ближайшей округи…

Курья

Старинное село. В списке поселений Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится: «село Большекурьинское при речку Ути». Православная Николаевская церковь (01.01.1860-10.08.1938г.г.) освящена в честь Святого Николая Чудотворца. Бывшая центральная усадьба колхоза «Ударник», в последствии совхоза «Курьинский».

«Курья»-речной залив, заводь (удм., коми-перм.).

Кычино Старое

Старинное поселение на истоке реки Убыть. В списке населенных мест Глазовского уезда Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится: деревня Верх-Убытская (Кыча Старая) при реке Убыть.

Возможный древний перевод: «Утреняя заря на реке восходящего солнца, в тумане, плотном как дым».

Кычино Новое

Образована переселенцами из Старого Кычино. Бывшая усадьба колхоза «Им.Сталина».

В списках поселений Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится: «починок Гужношурской (Новое Кычино) при речке Убыть».

Ларионово

На древних языках «ла» и «ра» обозначали «реку». «Река-река».

Малягурт

Старинное поселение, бывшая центральная усадьба колхоза «Красный Октябрь». В списке населенных мест вятской губернии за 1859-1873г.г. значится: «деревня Сердеябык (Малягурт) при вершине речки Убыти». «Мал» - вершина, исток реки (нен.), «я» - земля, суша (нен.), «гурт» - деревня, поселение (удм.). Возможный перевод: «Деревня, расположенная у вершины холма, из под которого начинается речка». В данном случае деревня расположена на плоскогорье, с которого берут начало реки Убыть и Саля. По легенде поселение образовано воршудно-родовым племенем «Маля».

Мельниченки

Одна из старых деревень. В списке поселений Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится: «починок Феткинской (Мельниченки) при безымянном ключе и колодце. Возможно, название получила от существовавшей тогда мельницы.

Мухино

Возможно, название получило от русских поселенцев. В списке поселений Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится: «починок Сверх Дубровки Мухинской (Мухино) при безымянном ключе. Здесь располагалась сельская расправа, ведавшая рассмотрением гражданских дел государственных крестьян, подведомственного ей сельского общества.

Нефедово

Возможно, названа по имени первопоселенца.

Нохрино

Бывшая усадьба колхоза «Красная звезда». Возможно, название получила по фамилии первого поселенца. В списке поселений Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится как: «починок у речки Сылшора(Нохрино).

Огородники.

Старое поселение. Упоминается в списке населенных мест Вятской губернии за 1859-1873г.г. как «починок Дудыревской (Огородниковской), при безымянном ключе и колодце». Бывшая усадьба им М.Горького.

«Огыр» - жар, горячие угли…(коми-перм). Возможно жители поселения были «углежогами», и в старину занимались смолокурением и производством древесного угля.

Осипинцы.

Упоминается в списке населенных мест Вятской губернии за 1859-1873г.г. как «починок Ореховой Мыс (Осипинцы), при безымянном ключе и колодце».

Возможно, название получила от имени первопоселенца. Здесь стояла Иоанно-Предтечинская единоверческая церковь во имя Рождества Святого Иоанна Крестителя (03.12.1904 – 14.04.1936г.г.). Деревня находилась в вершине Полянского пруда.

Пестери

Названа по одноименной реке. Восстановленная деревня фермером Нохриным с компанией единомышленников. «Пес» - дрова, поленья (коми-перм.) «терь(тырь)» - гора, холм (финно-угор.). Возможно, древний перевод: «холм, поросший лесом, где заготавливают дрова».

В списке поселений Вятской губернии за 1859-1873г.г. значится: «починок Пестеринской (над Пестеринскими верховинами) при безымянном ключе и колодцах. Здесь стояла мельница.

Пивовары.

Исчезнувшая деревня. Образована русскими переселенцами Вятской губернии, основной промысел которых, возможно, состоял из приготовления пива.

Полом Большой

Упоминается в списке населенных мест Вятской губернии за 1859-1873г.г.как «починок Большой Полом над речкой Бухмой». Здесь стояла мельница. Бывшая усадьба колхоза «Победа». Получила название от одноименной реки, впадающей в р.Уть.

«Полом» - испуг, страх (коми-перм), «пол» - среда, окружение (буреломы, завалы поваленного леса) (удм.) «Ом» - река (самод.)

Возможный перевод: «Окружающая среда у реки представляла такие сплошные завалы и буреломы, что вызывала оторопь и страх». Подтверждением может служить такой случай. В 1978-79 годах в этих местах прошел ураган, поваливший около сотни гектаров спелого леса. Через год на очистку завалов была направлена бригада лесорубов Кокманского лесопункта. По воспоминаниям очевидцев, картина была жуткая, обстановка была опасна для работы. Одного лесоруба спиленное дерево, спружинившее от поваленных рядом деревьев, подбросило метра на три вместе с бензопилой. К счастью, обошлось без травм.

Полянцы

Образована выходцами Вятской губернии на свободных землях (полянах) у реки, на холмах. В списке поселений Вятской губернии за 1859-1873г.г.значится: «починок Полянской» (Полянцы) при реке Убыть. Стояла мельница. Здесь расположен самый большой и красивый пруд в районе.

Потапово

Возможно, названа в честь первопоселенца.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.