Основные этапы этногенеза народов Африки. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Основные этапы этногенеза народов Африки.

2022-10-05 73
Основные этапы этногенеза народов Африки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История Африки вообще и ее этническая история, в частности, изучены пока не достаточно. Намечены лишь основные вехи и направления развития этнической истории Африки. Научные открытия, сделанные в Африке, особенно за последние десятилетия, не оставляют никакого сомнения в том, что этот материк входил в область формирования человека. На африканском палеоантропологическом материале можно проследить весь процесс антропогенеза от человекообразной обезьяны от архантропов и палеоантропов к человеку современного вида.

Разнообразие климатических условий Африки привело к формированию на ее территории на заре человеческой истории различных рас, отличительные признаки которых вырабатывались в условиях относительной изоляции в определенной природной среде:

• на севере Африки распространена европеоидная раса в ее южном варианте

• к югу от Сахары лежит область расселения негроидов

• население Северо-Восточной Африки (Эфиопия и Сомали) относится к эфиопской расе, образовавшейся на стыке европеоидной и негроидной рас и поэтому совмещающей в себе признаки той и другой рас.

• включаемые в состав большой негроидной расы пигмейская и койсанская (бушмены и готтентоты) малые расы отличаются своими особыми чертами, сложившимися в своеобразных местных условиях.

С древнейших времен этногенез народов Африки протекал вполне самостоятельно, без преобладающего участия пришлых этнических элементов. Население в те времена расселялось иначе, чем в наши дни. Сахара, пустыни юга Африки, малозаселенные области Восточной Африки были когда-то обитаемы. Благодаря мягкому и влажному климату нынешние пустыни были травянистыми саваннами, прорезанными мощными реками. Судя по «вади», высохшим руслам рек, водные потоки устремлялись с плоскогорья Ахаггар на север и юг. Горные леса, кустарниковые заросли и травянистые саванны покрывали всю Северную Африку и Сахару. Вдоль рек тянулись галерейные леса.

Просторы зеленой Сахары были густо населены. Об этом свидетельствуют не только археологические находки (в Сахаре и Сомали типичные орудия эпохи раннего палеолита находят часто прямо на поверхности земли), но и памятники наскальной живописи. Они обнаружены во многих районах Сахары, однако больше всего их в Тассилин-Аджере. Подобные же памятники есть и в Восточной, и в Южной Африке. Лучше всего изучена сейчас сахарская наскальная живопись и петроглифика. Самые первые изображения относятся к началу VIII—VI тыс. до н. э. и последние, по-видимому, к началу II в. н: э. По этим памятникам можно проследить изменения в жизни населения древней Сахары. Первые охотничьи сцены сменяются картинками из пастушеской жизни; изображения диких животных уступают место домашним. Население вело оседлый образ жизни: на памятниках много изображений хижин и даже селений. Подобные же рисунки, с изображениями быков с длинными, изогнутыми рогами, сцен охоты, сражений, танцев найдены в Эфиопии, в горах Каррара и БаатиСуллум.

Картина расселения африканцев в эпоху палеолита может быть намечена лишь весьма приблизительно.

Переход к неолиту происходил далеко не одновременно в разных районах Африки. Ранее всего этот процесс начался в северо-восточных областях Африки, в верхнем течении Нила, на территории древней Нубии (современная Республика Судан). Древнейшие периоды истории остальной Африки изучены несравненно более слабо. Находки неолитических орудий здесь чаще случайны и не систематизированы. Местное население, живущее на границе леса и в саваннах Судана и Центральной Африки, считало каменные полированные топоры «небесными камнями» и хранило их как амулеты для защиты от молнии. Первой установленной неолитической культурой была тумбийская (открыта на берегах озера Тумба в Заире).

Находки ранненеолитического времени, хотя и немногочисленные, сделаны и в Западном Судане: в районах Ниоро, Бамако, в окрестностях Аукера. Во многих местах каменные орудия найдены в сочетании с медными, бронзовыми и железными предметами.

Именно с неолитом связаны значительные миграции народов Африки. Неолитическая революция, связанная с появлением скотоводства и земледелия, привела к резкому увеличению численности населения и откочевки части его на новые земли. Следует добавить, что примерно к III тыс. до н. э. началось постепенное высыхание Сахары, некогда плодородной и густонаселенной области. Как полагают современные географы, причинами его были не только геологические условия (в частности, общее потепление климата), но и деятельность человека: интенсивное пастбищное скотоводство в немалой степени способствовало вытаптыванию и уничтожению травяного покрова и ускоряло опустынивание степей.

Расселение древнего населения Сахары, по-видимому, проходило разными путями:

• часть его, несомненно, двинулась к востоку, в долину Нила, значительно увеличив население Египта и Нубии;

• другие волны миграций были направлены к югу и юго-западу.

По-видимому, именно совместным существованием на просторах сахарских саванн предков древних египтян и многих африканских народов можно объяснить ряд общих явлений культуры. Многие афроцентристски настроенные ученые склонны видеть здесь прямые заимствования или даже свидетельства непосредственного происхождения отдельных народов черной Африки от древних египтян.

В Африке, как и в некоторых других районах земного шара, железный век следовал непосредственно за каменым.

До сих пор не утихли споры о генезисе металлургического производства в Африке. Наряду со сторонниками теории заимствования индустрии железа (из Азии через долину Нила) есть и довольно многочисленная группа исследователей, утверждающая ее автохтонность и самобытность. Наиболее аргументирована гипотеза о проникновении железа несколькими путями (с севера континента и из долины Нила в Западную Африку, а затем в Восточную и Южную). Данные же о металлургии Центральной Африки, в частности бассейна реки Конго, позволяют предположить автохтонное в этом районе возникновение железной и медной индустрии.

Один из центров древней металлургии — северная Нигерия. Культура Нок датируется IX в. до н. э., а время расцвета этой культуры — по-видимому, III в. до н. э. Подобные же памятники были обнаружены в западной части Уганды.

В северо-восточной Африке существовал в I тыс. до н. э. и начале н. э. еще один центр древнейшей металлургии — Мероэ на Среднем Ниле. Более поздним временем датируются находки на территории Замбии и Малави (II в. до н. э. — II в. н. э.), в Руанде (VI—I вв. до н. э.) и Танзании (III в. до н. э.). Еще более позднее время — культура санга (VIII—IX вв. н. э.) и близкие ей культуры в Замбии и на берегах озера Кисале в Заире.

Ко времени эпохи раннего железа относится один из этапов этногенеза народов Африки — движение банту и начало их расселения по всей Центральной, Восточной и Южной Африке. Этот процесс, по мнению многих исследователей, был довольно тесно связан с переселениями многих народов из Сахары к югу, юго-востоку и юго-западу, по­теснивших прежних насельников сахельской зоны. В тот период значительную часть Западного и Центрального Судана занимали родственные народы, близость происхождения которых до сих пор прослеживается в их языках.

Благодаря совместным усилиям ученых многих специальностей (историков, археологов, лингвистов) может быть нарисована приблизительная картина расселения банту. Используя данные своих наук они высказали целый ряд гипотез, которые в целом могут быть сведены к следующей картине.

• Первый бурный рост населения в Африке, вызванный неолитической революцией, происходил на незначительной территории, ограниченной Сахарой. Он еще не оказал серьезного влияния на другие регионы континента. Однако последующее распространение земледелия в степи Судана (предположительно III—II тыс. до н. э.) и связанное с ним второе резкое увеличение населения Африки прямо коснулось негрских народов Западного и Центрального Судана. Границей этой второй фазы были экваториальные леса и болота долины Нила. В I тыс. до н. э. негроидное население суданской зоны состояло из земледельцев железного века. Данные лингвистики и антропологии довольно убедительно свидетельствуют, что районом, где лежала прародина народов банту, заселивших всю Центральную, Восточную и Южную Африку, могли быть только Камерун и Нигерия. Их переселения были направлены к востоку, в обход труднопроходимых девственных лесов бассейна Конго. Этот первый этап расселения банту проходил, вероятно, на рубеже новой эры не ранее половины I в. до н. э. и после I в. н. э. Первой областью, где банту остановились, были, скорее всего, плоскогорья Катанги (современная провинция Шаба в Заире), плодородные земли со множеством рек и речек, с залежами медных и железных руд, доступ­ных разработке простейшими инструментами.

• Второй этап экспансии банту — движение их из Катанги на запад и восток, распространение от Атлантического до Индийского океана. Археологический материал подтверждает вторичность культур Восточной Африки по отношению к культурам Центральной. По-видимому, банту появились в Восточной Африке в начале I тыс. н. э.

• Третий этап экспансии банту, согласно последним исследованиям, можно датировать второй половиной I тыс. н. э. Он был связан с основанием тропических сельскохозяйственных культур, что дало возможность заселить более влажные районы. По-видимому, основным направлением было движение к северу вдоль побережья, а также освоение межозерья Танганьики и озера Альберта и переселение к югу, на территорию современного Зимбабве.

• Второе тысячелетие н. э. открывает четвертый этап движения банту, когда происходило широкое расселение народов по всей современной «Африке банту». В это время отмечаются уже и повторные миграции, с севера на юг и с запада атлантического побережья на восток, вглубь материка. Банту активно смешивались с местными народами или оттесняли их в труднодоступные области девственного леса или пустынь. Так оказались загнанными в наиболее глухие области экваториальных лесов разрозненные группки пигмеев, а в сухие полупусты­ни юга — бушмены.

Материковая часть континента была в это время заселена в основном автохтонными народами, и все миграции их проходили в пределах континента. Немногочисленные переселенцы из Финикии, Римской империи, готы и вандалы практически не оказали никакого влияния на этническую историю, оставаясь замкнутыми в городских стенах и не ассимилируя местное население.

Большее влияние на формирование населения северо-восточной Африки оказали древние связи с Аравией. Отдельные переселения аравийских племен на африканский континент имели место еще до н. э., происходила активная метисация и ассимиляция пришлого населения. Часто память об этих переселениях оставалась только в топо- или этнонимике.

Иначе сложилась история заселения Мадагаскара и других островов Индийского океана. Многие черты культуры малагасийского населения указывают на близкое родство не только с негроидным населением континента, но и с Юго-Восточной Азией и Полинезией или Индонезией. Современное население Мадагаскара — результат сложного смешения переселенцев с востока, со стороны океана, с одной стороны, и с недалекого, но труднодостижимого, из-за сильного течения в проливе, континента, с другой.

В средневековье и новое время появились новые факторы, оказавшие немалое влияние на формирование этнической карты континента. В процессе складывания нового мощного государства — Арабского халифата — арабская культура и религия широко распространились и на африканском континенте. Правда, наибольшее влияние они оказали на Северную Африку. В этом регионе большинство населения приняло ислам, арабскийязык, арабскую культуру и настолько арабизировалось, что ныне входит в зону арабского этноса. В других районах Африки большую роль играли не военные завоевания или переселения племен, а торговые и культурные связи. Исключение составляют лишь, пожалуй, северные области Мавритании и Республики Судан и Западная Сахара, где появилось и кочевое арабское население. Однако и здесь оно было этнически довольно изолированно, не смешивалось с автохтонным населением, не ассимилировало его, но и не подвергалось ассимиляции. За пределами образованной прослойки африканского общества ни ислам, ни арабский язык, ни культура в то время не получили распространения.

Вторая зона значительного арабского влияния — Восточная Африка. Именно здесь появляются первые переселенцы с Аравийского полуострова. В последующие столетия было еще несколько волн переселений грабов и персов в страны Восточной Африки. На побережье от Сомали до Мозамбика возникли города, основание которых последующие исследователи приписывали именно арабам. На деле здесь происходил синтез арабской и африканской культур. Арабы- переселенцы в Восточной Африке — это не скотоводческие племена севера и северо-востока континента, перебиравшиеся на новые земли со всем своим имуществом, скотом, чадами и домочадцами, а отдельные купцы и проповедники, как правило, без семей и родни, Они брали жен из местных жителей, нередко воспринимали отдельные его культурные ценности.

В это время основные земли Центральной, Восточной и Южной Африки были уже заняты народами банту. Однако внутри этого большого комплекса народов продолжались миграции на протяжении всего исторического периода.

Именно в средневековье началось в Восточной Африке активное продвижение к югу илотских народов. Они расселились по долинам Кении, Уганды, Северной Танзании. Большинство их (масаи, нанди, кипеигие, луо и другие) и по сей день продолжает заниматься исключительно или преимущественно скотоводством, сохраняет язык, самосознание, обособленность от банту-земледельцев.

На формирование этнической карты Африки осадные в это время влияли не только миграции, вызванные экологическими причинами: поисками новых пастбищ или плодородных земель или расселением народов, значительно выросших численно. Но и факторы политического характера: появление большого числа так называемых «традиционных» государств, вовлечение континента в европейскую работорговлю также в значительной мере перекроили этническую карту.

Уже в раннем средневековье появились первые государственные объединения в Африке южнее Сахары. Со II-III вв. существовал Аксум на территории современной Эфиопии; в долине Нила место древних Мероз и Напаты завяли христианские княжества Алва, Мукурра и другие. Уже в этих ранних политических объединениях жили представители разных народов. Какая-то одна этническая группа обычно составляла ядро государства, вокруг которого группировались остальные народы. Внутри государственных объединений нередко имели место насильственные переселения племен; шли процессы интеграции, смешения в рамках отдельных административных единиц. В ранних государственных объединениях они только намечались. Интенсивнее эти процессы происходили в государствах более поздних.

В громадных государствах с очень сложным этническим составом редко формировались крупные этносы. Однако политическое развитие в более компактных областях способствовало складыванию из близкородственных групп единого компактного целого. Наличие государств и существование городской цивилизации сыграли роль катализатора в ускорения процессов этнического развития.

Другие зоны государственности в Африке — Центральная и Восточная. В Центральной Африке государственные объединения возникли значительно позднее. Как полагают современные исследователи, самое раннее из них, Конго. Именно в рамках государств проходило формирование единых этносов, банонго и бакуба, например. В государстве Конго провинции создавались не по племенному, а по’ территориальному принципу, а внутри провинций складывалась надплеменная общность. Именно в рамках государства из 17 разнородных этнических групп формировался этнос бакуба, происходил процесс складывания единого самосознания и общего языка.

Причины разрушения африканских цивилизаций, отставание африканских народов в последние столетия от европейских и многих азиатских народов различны:

• географический фактор – труднодоступность и слабая освоенность обширных областей

• определенная этническая разобщенность и естественная изолированность от мировых экономических центров

• специфика исторических условий.

В XIV-XV в., когда большинство африканских цивилизаций переживало наивысший подъем, на континенте процветали многолюдные и богатые города, обширные государства. Тем не менее производительность труда оставалась низкой, техника – примитивной: нигде, кроме Эфиопии и Нубии, не употребляли пахотных орудий, землю обрабатывали мотыгами и палками. В Тропической Африке не было гончарного круга, ремесленники пользовались самыми простейшими орудиями. На изготовление прекрасных произведений африканские мастера затрачивали несравненно больше труда, чем в Западной Европе, Китае, Индии или Японии. В связи с этим в Тропической Африке сохранялись примитивные формы кооперации труда. Основу мелкого натурального производства составляла большесемейная община и патронимия – родовое и хозяйственное объединение родственников. Нигде южнее Сахары не сложился единый класс феодально- зависимых крестьян. Если Нубия и часть Эфиопии вступили в развитый феодализм, то Западная Африка лишь кое-где приближалась к этому уровню развития (долина Нигера, страна Хауса), а многие обширные районы. Только что вступили в стадию раннего феодализма. Наконец, часть населения Африки жила еще в условиях первобытнообщинного строя.

На материке не сложилось единой зоны цивилизаций, а прогресс отдельных цивилизованных стран сдерживался их постоянным контактом с доклассовыми, менее развитыми обществами, окружавшими их. Варварские завоевания порой начисто сметали с лица земли старые культурные центры. В результате в средние века (и вплоть до XIX в.) Тропическая Африка вывозила в основном не продукты сельского хозяйства и ремеслен.ыой промышленности, а побочные продукты охоты и собирательства (слоновая кость, смолы, специи т. п.), золото, рабов. И лишь в XIX в. сельское хозяйство Тропической Африки стало приспосабливаться к нуждам мирового рынка. Между тем еще в период средневековья во внешнем мире – от Японии до Англии – происходило возрождение, подготовленное подъемом производительных сил, ростом товарности общественного хозяйства, городов. В главных цивилизованных странах, включая Египет и Тунис, зарождались капиталистические отношения. В этом смысле Африка южнее Сахары отставала от европейских и азиатских стран.

В культурном отношении доколониальная Африка не была белым пятном. Ее народы обладали знаниями и мастерством, они создали работы, представляющие огромную ценность в области архитектуры, скульптуры, музыки, танца, поэзии и устной литературы.

С конца XVI-ХVII вв. во всей Африке наступил застой и упадок. У ее берегов появились конкистадоры эпохи Великих географических открытий: китайцы, турки, особенно же португальцы, испанцы и другие европейцы. Африка оказалась связанной с внешним миром не только торговыми контактами, но и перипетиями мировой политики. Контакты с Европой в период первоначального накопления капитала привели этот огромный материк в состояние длительного застоя. Работорговля и связанные с нею войны унесли примерно 100 млн. человеческих жизней и труд многих поколений. Выросшие на торговле с арабским миром старые города неуклонно приходили в упадок, их место заняли фактории европейских держав, ставшие простым придатком мировой торговой системы, посредством которой богатства Африки перекачивались в Европу и Америку. Традиционные ремесла были подорваны наплывом дешевых промышленных товаров. Географическое разделение сопровождалось разрушением временных контактов. Колониализм стремился порвать связи Африки с ее прошлым, ее традициями, ее культурой.

Таким образом, этнокультурные процессы, происходящие в современной Африке, сложны. Перед Африкой стоит много проблем, и они имеют отнюдь не теоретический характер. Сейчас большинству независимых африканских государств приходится сталкиваться со сложными проблемами национальной культуры, взаимоотношения местных африканских языков и языков бывших метрополий, языкового строительства, выработки письменности.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.