Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-10-05 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
1. Общие сведения……..………..…………………………………………….4
2. Рекомендации по выбору марки среднеуглеродистой
улучшаемой стали, назначению режимов закалки и
высокого отпуска деталей машин….………………………………………...4
3. Рекомендации по выбору способа поверхностного
упрочнения деталей машин, марки стали
и режимов обработки………………………………………………………..10
Список рекомендуемой литературы………………………………………19
Общие сведения
Детали машин представляют собой отдельные составные части машин: валы, оси, зубчатые колеса, подшипники, муфты и др. В процессе работы в машине они испытывают различные механические нагрузки: растяжение, изгиб, кручение, сжатие, сочетание нескольких видов нагрузок и другие воздействия. Для обеспечения долговечности деталей машин, под которой понимается время сохранения их работоспособности, необходимо обоснованно выбрать марку материала и рациональную технологию упрочняющей термической обработки.
Работа выполняется в следующем порядке:
· выбор объемного или поверхностного упрочнения; конкретной термической обработки;
· выбор класса стали, разновидности по степени нагруженности детали, конкретной марки стали;
· назначение режимов операций термической обработки и выбор нагревательных устройств;
· составление маршрутной технологической карты.
Рекомендации по выбору марки среднеуглеродистой улучшаемой
стали, назначению режимов закалки и высокого отпуска деталей машин
Выбор марки стали
Среднеуглеродистые стали с содержанием 0,3…0,5 % углерода выбирают в случае необходимости обеспечения объемного упрочнения детали по всему сечению или части сечения. Это достигается проведением полной закалки с последующим высокотемпературным отпуском (500…650 0С). Далее необходимо выбрать группу стали по степени нагруженности заданной детали машины (табл. 1).
|
Таблица 1
Группы улучшаемых конструкционных сталей по степени нагруженности
Рекомендации по выбору способа поверхностного упрочнения
Деталей машин, марки стали и режимов обработки
Выбор вида поверхностного упрочнения и марки стали
При необходимости поверхностного упрочнения деталей машин выбор способа проводят в соответствии с рекомендациями табл. 5.
Для этого исходят из приводимых в задаче технических требований в отношении твердости поверхностного слоя, толщины (глубины) упрочняемого слоя. В соответствии с назначенной операцией химико-термической обработки или поверхностной термической обработки выбирается ориентировочно типовая марка стали.
Таблица 5
Основные способы поверхностного упрочнения деталей машин
Типовая глубина упрочняемого слоя, мм |
Упрочняющая обработка | Твердость поверхностного слоя | |
HV | HRC | ||
0,1…0,2 | Борирование | 1800…2000 | - |
0,3…0,5 | Азотирование | 850…1050 | 65…68 |
0,2…0,8 | Нитроцементация, закалка и низкий отпуск | - | 58…64 |
0,5…1,0 | Лазерное термоупрочнение | 950…1200 | 67…72 |
1,5…1,8 | Цементация, закалка и низкий отпуск | - | 58…62 |
1,5…2,0 | Объемно-поверхностная закалка и низкий отпуск | - | 58…61 |
1,6…5,0 | Поверхностная индукционная закалка ТВЧ и низкий отпуск | - | 45…55 |
В случае назначения цементации для цементуемых сталей в зависимости от заданной величины предела текучести и других показателей выбирается группа стали по степени нагруженности (табл. 6) и конкретная марка (табл. 7).
Таблица 6
Группы цементуемых конструкционных сталей по степени нагруженности
Деталей машин и механическим свойствам сердцевины деталей
После цементации, закалки и низкого отпуска
Типовые примеры марок
цементуемых сталей | Механические свойства сердцевины деталей
| ||
Предел прочности sв, МПа | Предел текучести s0,2, МПа | ||
1. Малонагруженные детали машин (прокаливаемость при закалке малая); s0,2 < 300 МПа | |||
Углеродистые стали марок 10, 15, 20 | 380…460 | 245…300 | |
2. Средненагруженные детали машин (прокаливаемость при закалке в сечениях 10...20 мм); s0,2 < 700 МПа | |||
Легированные стали марок 15Х, 20Х, 15ХР, 20ХН и др. | 730…830 | 590…700 | |
3. Высоконагруженные детали машин (прокаливаемость при закалке в зависимости от марки стали от 20 до 100 мм); s0,2 < 1080 МПа | |||
Легированные стали марок 25ХГТ, 20ХГР, 25ХГМ, 12ХН3А, 12Х2Н4А, 15ХГН2ТА, 20ХН2М и др. | 980…1270 | 830…1080 |
Таблица 7
Характеристики основных видов поверхностного упрочнения
Операции упрочняющей термической обработки | Типовая глубина упрочняемого слоя | Твердость поверхностного слоя | Поперечное сечение детали, мм | Предел текучести сердцевины s0,2, МПа | Примеры типовых марок сталей | |||||||||||||||||||||||||||
HV | HRC | |||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи к домашней работе: «Выбор стали и термической обработки деталей машин» Задача №1 Выбрать марку стали, вид и режим термической обработки для изготовления валов диаметром 50 мм редуктора. По расчету сталь должна иметь пре-дел прочности при растяжении: а) не ниже 600 МПа, ударную вязкость не ниже 0,7 МДж/м2 б) не ниже 800 МПа, ударную вязкость не ниже 0,8 МДж/м2 в) не ниже 900 МПа, ударную вязкость не ниже 0,8 МДж/м2 Задача №2 Выбрать марку стали, вид и режим термической обработки для вала двигателя. Вал должен иметь предел прочности при растяжении не ниже 700 МПа, ударную вязкость не ниже 0,7 МДж/м2 . Диаметр вала: а) 35 мм; б) 50 мм; в) 120 мм. Задача №3 Выбрать марку стали, вид и режим термической обработки для вала диаметром 60 мм двигателя. Предел текучести стали должен быть: а) не ниже 600 МПа, ударная вязкость не ниже 0,7 МДж/м2 б) не ниже 800 МПа, ударная вязкость не ниже 0,8 МДж/м2 Задача №4 Выбрать марку стали, вид и режим термической обработки для шатунов с поперечным сечением стержня 40 мм двигателя внутреннего сгорания. Сталь должна иметь предел прочности при растяжении: а) не ниже 600 МПа, ударную вязкость не ниже 0,7 МДж/м2 б) не ниже 750 МПа, ударную вязкость не ниже 0,8 МДж/м2 в) не ниже 900 МПа, ударную вязкость не ниже 0,9 МДж/м2
Задача №5 Выбрать марку стали, вид и режим термической обработки для изготовления коленчатых валов с диаметром шейки 60 мм двигателя. Предел текучести стали должен быть: а) не ниже 600 МПа, ударная вязкость не ниже 0,7 МДж/м2 б) не ниже 750 МПа, ударная вязкость не ниже 0,8 МДж/м2 в) не ниже 850 МПа, ударная вязкость не ниже 0,9 МДж/м2 Задача №6 Выбрать марку стали, вид и режим термической обработки для вала тяжелонагруженного прицепа. Вал должен иметь предел прочности не ниже 700 МПа, ударную вязкость не ниже 0,8 МДж/м2 . Диаметр вала: а) 40 мм; б) 75 мм; в) 150 мм. Задача №7 Выбрать марку стали, вид и режим термической обработки для зубчатых колес редуктора диаметром 50 мм. Твердость поверхности зубьев должна быть не ниже HRC 58 … 60, толщина поверхностного твердого слоя 0,7 … 0,9 мм. Предел текучести в сердцевине должен быть: а) не ниже 500 МПа; б) не ниже 600 МПа; в) не ниже 800 МПа. Задача №8 Выбрать марку стали, вид и режим термической обработки для стаканов цилиндров мощных дизельных двигателей, которые должны обладать повышенной износостойкостью поверхностного слоя (HV 1000 … 1050); толщина поверхностного твердого слоя 0,30 … 0,35 мм; предел текучести в сердцевине должен быть не ниже 750 МПа. Задача №9 Выбрать марку стали, вид и режим термической обработки поршневых пальцев диаметром 50 мм автомобильного двигателя внутреннего сгорания. Поршневые пальцы должны иметь высокую износостойкость поверхности (HRC 58 … 60), толщину поверхностного твердого слоя 1,5 … 1,8 мм. Предел текучести в сердцевине должен быть не ниже 600 МПа. Задача №10 Выбрать марку стали, вид и режим термической обработки для зубчатых колес редуктора диаметром 30 мм. Твердость поверхности зубьев должна быть HRC 58 … 60; толщина поверхностного твердого слоя 0,30 … 0,35 мм. Предел текучести в сердцевине должен быть не ниже 700 МПа. Задача №11 Выбрать марку стали, вид и режим термической обработки для поршневого пальца диаметром 15 мм двигателя мотоцикла. Поршневые пальцы должны иметь высокую износостойкость поверхности (HRC 58 … 60) и предел текучести в сердцевине не ниже 650 МПа. Толщина поверхностного твердого слоя 1,5 … 1,6 мм.
Задача №12 Выбрать марку стали, вид и режим термическойобработки для зубчатых колес диаметром 60 мм коробки перемены передач. Твердость поверхности зубьев должна быть не ниже HRC 58; толщина поверхностного твердого слоя 0,6 … 0,8 мм. Предел текучести в сердцевине должен быть не ниже 600 МПа.
Список рекомендуемой литературы Основная: 1. Фетисов, Г.П. Материаловедение и технология металлов: учеб. для студентов машиностр. спец. вузов / Г.П. Фетисов, М.Г. Карпман, В.М. Матюшин; под ред. Г.П. Фетисова. – 5-е изд; стереотип. – М.: Высш. шк., 2007. – 862 с.
Дополнительная: 1. Арзамасов, Б.Н. Материаловедение: учеб. для вузов / Б.Н. Арзамасов [и др.]; под общ. ред. Б.Н. Арзамасова, Г.Г. Мухина. – 7-е изд., стереотип. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 648 с. 2. Журавлев, В.Н. Машиностроительные стали: справ. – 4-е издание / В.Н. Журавлев, О.И. Николаева. – М.: Машиностроение, 1992. – 480 с. 3. Мальцев, И.М. Материаловедение. Выбор марки стали для машиностроительного изделия с применением базы данных: комплекс учебно-методических материалов / И.М. Мальцев; Нижегород. гос. техн. ун-т. Нижний Новгород, 2006. – 62 с.
Содержание 1. Общие сведения……..………..…………………………………………….4 2. Рекомендации по выбору марки среднеуглеродистой улучшаемой стали, назначению режимов закалки и высокого отпуска деталей машин….………………………………………...4 3. Рекомендации по выбору способа поверхностного упрочнения деталей машин, марки стали и режимов обработки………………………………………………………..10 Список рекомендуемой литературы………………………………………19
Общие сведения Детали машин представляют собой отдельные составные части машин: валы, оси, зубчатые колеса, подшипники, муфты и др. В процессе работы в машине они испытывают различные механические нагрузки: растяжение, изгиб, кручение, сжатие, сочетание нескольких видов нагрузок и другие воздействия. Для обеспечения долговечности деталей машин, под которой понимается время сохранения их работоспособности, необходимо обоснованно выбрать марку материала и рациональную технологию упрочняющей термической обработки. Работа выполняется в следующем порядке: · выбор объемного или поверхностного упрочнения; конкретной термической обработки; · выбор класса стали, разновидности по степени нагруженности детали, конкретной марки стали; · назначение режимов операций термической обработки и выбор нагревательных устройств; · составление маршрутной технологической карты. Рекомендации по выбору марки среднеуглеродистой улучшаемой стали, назначению режимов закалки и высокого отпуска деталей машин
Выбор марки стали Среднеуглеродистые стали с содержанием 0,3…0,5 % углерода выбирают в случае необходимости обеспечения объемного упрочнения детали по всему сечению или части сечения. Это достигается проведением полной закалки с последующим высокотемпературным отпуском (500…650 0С). Далее необходимо выбрать группу стали по степени нагруженности заданной детали машины (табл. 1). Таблица 1 Группы улучшаемых конструкционных сталей по степени нагруженности деталей машин и механическим свойствам после закалки и высокого отпуска
Далее из этой группы выбрать разновидность стали по наличию легирующих элементов и конкретную марку стали в зависимости от заданного в условиях задачи численного значения предела текучести, других показателей и размеров детали. Детальные сведения о механических свойствах конкретных марок сталей приведены в соответствующей справочной литературе или базах данных. Затем по справочнику проверяют, обеспечивается ли заданный предел текучести, ударная вязкость (или относительное удлинение) и другие показатели выбранной марки стали в том сечении, которое имеет деталь после проведения закалки и высокого отпуска. При необходимости проводят повторный выбор другой марки стали и ее проверку. Для типовых сталей марок 40, 40Х, 40ХН2М можно использовать графики, приведенные на рис. 1. Пример по выбору марки стали рассмотрен ниже. Пример 1. На деталь машины с поперечным сечением размером 30 мм действуют равномерно распределенные по сечению напряжения растяжения. Предел текучести материала - не ниже 700 МПа и ударная вязкость - не менее 0,5 МДж/м2. Требуется выбрать марку стали для рассматриваемой детали. Решение. Из технических условий задания следует, что необходимо объемное упрочнение по всему сечению детали. Используем группу улучшаемых конструкционных сталей, у которых прокаливаемость при закалке не менее 30 мм. Это разновидность улучшаемых сталей для средненагруженных деталей машин (прокаливаемость в сечениях 20…50 мм). Предварительно выбираем более дешевые хромистые стали. Далее назначаем конкретную марку улучшаемой хромистой стали. В качестве такой стали можно выбрать сталь 40Х (табл. 2). Эта сталь предназначена для деталей с поперечным размером 25…35 мм, имеет критический диаметр с охлаждением в минеральном масле до 35 мм. При этом в центре детали формируется микроструктура их: 90 % мартенсита и 10 % троостита. Таблица 2 Механические свойства некоторых типовых конструкционных |
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!