Вероубеждения Ибн Аби яъла аль фарра аль Ханбали 451-526 Г. Г. Х — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Вероубеждения Ибн Аби яъла аль фарра аль Ханбали 451-526 Г. Г. Х

2022-10-05 41
Вероубеждения Ибн Аби яъла аль фарра аль Ханбали 451-526 Г. Г. Х 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ ИБН АБИ ЯЪЛА АЛЬ ФАРРА АЛЬ ХАНБАЛИ 451-526 Г.Г.Х

Перевел и подготовил Абу Абдуллах аль Ханбали и другие наши братья.

 

Об авторе

Абу-ль-Хусейн Мухаммад бин Мухаммад бин Хусейн бин Мухаммад бин Халяф бин Ахмад бин аль-Фаррааль-Ханбали аль-Багдади, сын великого имама ханбалитскогомазхабакады Абу Яаля.

Кады Ибн АбиЯаля родился в 451 году хиджры. Был судьёй, факихом, историком, хадисоведом, крупным шейхом и имамом своего времени, защитником сунны и был строг к приверженцамересей.

 

Автор полезных трудов, в число которых входит«Табакату-ль-ханабиля» –сборникбиографий учёных ханбалитскогомазхаба, данная книга по вероубеждению и другие.

 

Умер в 526 году по хиджре, да помилует его Аллах. Автор примечаний к тексту – шейх Мухаммад аль-Хамис.

КНИГА ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. О Господь, облегчи нам это дело!

 

Сообщил нам почтенный шейх Абу Саид Абду-ль-Джаббар бин Яхья бин Али бин Хиляль аль-А'раби, читая вслух то, что я слышал в пятницу 13 шавваля 573 года по хиджре: сообщил нам почтенный судья Абу-ль-Хусейн Мухаммад бин Мухаммад бин аль-Фарра, говоря:

 

(Речь автора)

 

«Хвала Аллаху до тех пор, пока Он не станет ей доволен, и нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Высокого и Всевышнего! И хвала Аллаху, Который достоин восхваления и покровительствует этому, на Нём заканчивается хвала и с Него начинается, и хвала Аллаху, Который вывел нас из небытия в обитание среди лучшей из общин и выбрал для нас путеводителем к Нему самого благородного пред Ним из Своих творений и самого почитаемого Им из Своих посланников, сделав его первым из людей, опередивших нас в своей возвышенности, и лучшим из пророков в дарованном ему послании, да благословит Аллах его и его прекрасную семью таким благословением, которое касается только их и обнимает их всех.

 

Причина написания книги

Далее: да убережёт Аллах нас и тебя от обременения тем, чего мы не умеем делать в совершенстве, и от притязания на то, чем мы не владеем в совершенстве. И да отдалит нас и тебя от ересей и лжи, поскольку они есть самое плохое из того, чем можно запастись, и самое скверное из того, что можно приобрести. И, поистине, ты спросил меня о моём мазхабе, моих убеждениях, и о том, в чём я покорен и обязан своему всемогущему и великому Господу, чтобы последовать этому, победить с помощью этого ереси и страсти, вводящие в заблуждение, и заслуженно получить от Аллаха наивысшее достоинство. И я ответил тебе на твой вопрос, надеясь снискать от Аллаха обильную награду, страшась Его сурового наказания и полагаясь в своей речи на то, что Он поможет мне прийти к верному мнению.

 

Вера в Аллаха и Его единственность

И первое, с упоминания чего мы начнём – это то, что Всевышний Аллах вменил в обязанность Своим рабам, направил с этим Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и ниспослал об этом Своё Писание; это вера в Аллаха, Всемогущего и Великого. Её смысл состоит в признании всего, что Он сказал, повелел, вменил в обязанность и запретил из тех вещей, с которыми от Него пришли посланцы, были ниспосланы писания и отправлены посланники. Сказал Всевышний: «Мы не отправляли до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: “Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”» (Коран, 21:25).

 

Сущность веры

Признание веры состоит из слов языка, принятия её сердцем и поступков конечностей. Её возрастание обусловлено обилием праведных дел и благих слов, а её уменьшение вызвано грехами. И допустимо, свидетельствуя о вере, делать оговорку, которая является не признаком сомнения, а давним обычаем в кругу учёных. Так, если человека спросят: «Являешься ли ты верующим?», то он вправе сказать: «Я верующий, если на то будет воля Аллаха». Или сказать: «Надеюсь, что я верующий» и добавить: «Я уверовал в Аллаха, в Его ангелов, Его Писания и Его посланников».

Ислам и вера

Ислам и вера – это два термина с разными смыслами. Ислам в шариате – это понятие, подразумевающее произнесение двух свидетельств вместе с принятием их в сердце, а вера – это понятие, означающее все виды благодеяний[1].

 

Свойства речи Аллаха

Он никогда не прекращал и не перестанет быть говорящим (и недопустимо, чтобы речь Аллаха отделялась от Его сущности отсутствием)[2]. И её иногда слышат напрямую от Аллаха, а иногда от чтеца. И (Его речь – это) то, что слышат от Аллаха те, с кем Он беседует напрямую без посредников и переводчиков – такие, как наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь Вознесения, когда Аллах говорил с ним, и Муса, мир ему, на горе Тур и те Его ангелы, которые напрямую беседуют с Ним. Все же остальные, кроме них, могут по-настоящему услышать извечные слова Аллаха лишь от чтеца, и она состоит из понятных букв и услышанного голоса.

 

Вера в предопределение

 

И обязательно верить в предопределение с его добром и злом, сладостью и горечью, редкими и частыми вещами, явными и тайными, любимыми и ненавистными, хорошими и дурными. И начало его, и конец исходят от Аллаха. Он вынес решение относительно Своих рабов и предопределил их судьбу, и никто из них не сбежит отжелания Аллаха и не выйдет за рамки Его решения – напротив, все придут к тому, для чего они были созданы, и неизбежно окажутся в том состоянии, которое предопределено для них. И это – проявление справедливости нашего Господа, могуч Он и почтенен. И Он желает подчинения Себе, доволен им, любит его и повелел его. И Он не приказал ослушание и грехи, не любит их и не доволен ими; однако Он предрешил их существование и захотел, чтобы они были. И убитый умирает в установленный Им срок.

Вера в могильные муки

Затем идёт вера в могильные муки и в ангеловМункара и Накира[3]. Аллах Всевышний сказал: «…и, поистине, того ожидает тяжкая жизнь» (Коран, 20:124). Знатоки толкования Корана говорили, что это означает наказание могилы, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Умарубин аль-Хаттабу: «Каким будет твоё положение, когда явятся два чёрных ангела-испытателя, с синими, как сверкающая молния, глазами, и голосами, подобными грому? Они наступают на собственные (длинные) волосы и роют землю своими когтями.В их руках такая кувалда, что если ударить ею(людей и джиннов), то все они умрут!» Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: «В каком положении буду я в тот день?» Пророк ответил: «В таком же, как и сейчас». Умар сказал: «Если так, то мне хватит тебя для защиты от них, о Посланник Аллаха!» [4] И также передал аль-Бухари от УммХалид, котораярассказала: «Я слышала, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Аллаха защиты от могильных мук» [5]. И сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если бы кто-то и спасся от сжатия могилы, то это был бы Саадбин Му'аз» [6].

 

Далее следует вера в зов воскрешения, когда трубный глас Исрафиля позовёт людей встать из могил. И сердце обязано иметь твёрдую убеждённость в том, что ты смертен и будешь сдавлен в могиле, расспрошен в ней и воскрешен после смерти. И тот, кто отрицает всёэто, является неверным.

 

Вера в Весы

Далее идёт вера в Весы, как сказал об этом Всевышний: «Мы установим справедливые Весы для Дня воскрешения» (Коран,21:47). Сказал Абдулла бин Мас'уд: «Приведут людей к Весам, и они там вступят в горячие споры между собой» [8]. А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Весы находятся в руке Милостивого, и Он опускает и поднимает (их чаши)» [9].

 

Водоём

 

Затем идёт вера в водоём и заступничество, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у меня есть водоём (такой же ширины), как расстояние между Айлой иАденом (в Йемене), а числоего кувшинов равно числу звёзд на небе». ИАнас бин Малик говорил: «Тот, кто счёл ложью этот водоём, не выпьёт из него» [10].

 

Расчёт

 

Далее следует вера в допрос на Суде. Поистине, Всевышний Аллах, почтенно Его поминание, спроситрабов, стоящих на своих местах, о каждом деле, малом и большом, и о каждом преступлении, которое они совершили.

Рай иАд

Потом идёт вера в то, что Аллах создал Рай и Ад до того, как создал земные творения, и наслаждения Рая никогда не закончатся и его гурии не умрут. И муки Ада будут такими же вечными, как и он сам, и его узникипребудут там вечно; это ожидает всех, кто покинулземноймир, неуверенныйвединобожии и не придерживаясь Сунны[11].

 

Заступничество

 

Что касается грешных единобожников, то они выйдут из Огня по ходатайству, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Моё заступничество предназначено для тех людей из моей уммы, кто совершал большие грехи» [12]. А маленькие дети многобожниковбудут в Огне[13].

 

ПророчествоМухаммада

Далее следует вера в то, что Мухаммад – это наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, печать пророков, господин посланников, имам богобоязненных и посланник Господа миров, Который отправил его к нам и ко всем творениям. И он господин потомков Адама, и первый, кто выйдет из земли (в Судный День), а Адам и все остальные соберутся под его знаменем. И он будет свидетелем правдивости каждого пророка и свидетелем против каждойобщины – посколькуВсевышний Аллах взял со всех пророков завет о том, что они уверуют в него и будут рады его появлению, описал его для них и разъяснил его миссию в их писаниях наряду с теми превосходными чудесами, которыми Аллах выделил его как до начала пророчества, так и после этого.

 

Переносивознесение

И у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было великое знамение,показанное ему на земле и на небесах. Никто из людей не сопутствовал ему в этом, и никто из увещевающих посланников не достиг того,чего достиг он.И если обладатель разума и верного понимания поразмыслит над этим, то он поймёт, что Аллах в этом знамении объединил самые благородные уровни его достоинства, отдав ему предпочтение над первыми и последними людьми. Суть этого состояла в том, что он оседлал животное по прозвищу Бурак и прибыл ночью в Иерусалим, затем вознёсся на небеса, поприветствовал ангелов и пророков, совершил с ними молитву, вошёл в Рай и увидел Огонь. И в эту ночь ему была вменена в обязанность пятикратная молитва, и он видел своего Господа, Который приблизил его к Себе и поговорил с ним, оказав ему честь. И он наблюдал чудеса и доказательства Истины, пока не приблизился к своему Господу, Который спустился, оказавшись от него на расстоянии двух луков или даже ещё ближе. И Аллах поставил Свою руку между его лопатками, отчего он почувствовал холод в груди, и обучил его знанию первых и последних, и сказал Всемогущий и Великий Господь: «Мы сделали показанное тебе видение лишь искушением для людей» (Коран, 17:60). И это было видение наяву, а не во сне[14]. Затем он физически вернулся в ту же ночь в Мекку в своём теле, а Аллах в Своём Писании поведал, что Он дарует ему в будущей жизни ещё большие превосходство и честь, чем в этом мире, сказав: «Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворён» (Коран, 93:5), и поведал о том, что в вечной жизни ему уготовано Достохвальное место, в чём ему не будет равных из первых и последних людей. И сообщается в книге «Тарих» Ибн АбиХайсамы АбуБакра, что Ахмад в преданиях мекканцев поведал от Муджахида, который о словах Всевышнего «Возможно, твой Господь возведёт тебя на Достохвальное место» (Коран, 17:79) сказал: «Посадит его на Трон» [15].

 

И Абу БакрИбн АбиШейба и Усман Ибн АбиШейба передали, что Муджахид о словах Всевышнего «Возможно, твой Господь возведёт тебя на Достохвальное место» сказал: «Он усадит его на Трон» [16]. И также это от него передали Абдулла бин Ахмад Ибн Ханбаль и Исхак Ибн Рахавейх. А Ибн Умайррассказал, что он слышал,как Абу Абдилля Ахмада Ибн Ханбаля спросили о словахМуджахида «посадит Мухаммада на трон», и он ответил: «Все учёные приняли это, и мы тоже принимаем это сообщение таким, каким оно пришло» [17]. Ибн Харис сказал: «Да, Он посадит Мухаммада на Трон», и Абдулла бин Ахмадзаявил: «Я порицаю каждого, кто отвергает это предание».

 

И от Ибн Аббаса известно, что он о словах Всевышнего «Достохвальное место» сказал: «Он посадит его на Трон» [18]. Все эти хадисы передал наш шейх Абу Бакраль-Маррузи, составив об этом объёмную книгу, которую до нас от него с его одобрения донёс мой отец (да помилует его Аллах); от него известно, что Ибн Умар передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о словах Всевышнего «Возможно, твой Господь возведёт тебя на Достохвальное место» сказал: «Он посадит его на Трон рядом с собой» [19]. А Аиша, да будет доволен ей Аллах, рассказала: “Я спросила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о Достохвальном месте и он сказал: «мне мой Господь пообещал, что Он посадит меня на трон»” [20]. И Ибн Умаррассказал, что Умарбин аль-Хаттаб однажды спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что пообещал ему его Господь, да будет почтенно Его имя, и он ответил: «Он пообещал мне Достохвальное место, и это будет сидением на Троне» [21]. И также ему в обещанный День будет уготован обещанный водоём.

 

Заключение автора

И это мои убеждения и то, что я исповедую для своего Господа, и то,с чем жил мой отец, да помилует его Аллах, и хвала Аллаху, и да благословит Аллах Мухаммада и всё его семейство».

 


[1]Праведные предки разделились в вопросе о сущности Ислама и веры – отличаются ли они по смыслу или же являются синонимами? Их разнообразные мнения на сей счёт были следующими:

 

1) Ислам и вера тождественны, и между ними нет никакой разницы, как сказали об этом аль-Бухари, аль-Музани, Ибн Манда, аль-Маррузи, Ибн Абди-ль-Барр, аль-Багави и Ибн Яаля.

2) Ислам – это слова (т.е. два свидетельства), а вера – дела; данное мнение принадлежит аз-Зухри.

3) Каждому из этих двух понятий следует дать такое определение, какое дал им Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе Джибриля; об этом упомянул Ибн Аби-ль-Изз, не приписав данное мнение кому-то из учёных.

4) Ислам обозначает внешние дела, а вера– те убеждения, которые скрыты в душе; таким было мнение аль-Хаттаби.

5) Если оба эти понятия встретятся в одной фразе, то в этом случае под Исламом следует понимать внешние поступки, а под верой – скрытые убеждения и дела. Если же их употребляют порознь, то тогда каждое из них означает то же, что и другое.Это мнение принадлежит аль-Исмаили, Ибн ас-Саляху, Ибн Таймии, Ибн Раджабу и Ибн Аби-ль-Иззу.

 

[2] Точный смысл этих слов автора непонятен;возможно, он, да помилует его Аллах, имеет ввиду, что Всевышний Аллах не может отделить от Себя атрибут Его речи – потому что Он,свят Он и велик,говорилизвечно, когда и как пожелал, и, поистине, Аллах в Своей речи вновь отдаёт любые приказы,какие пожелает – как сказал Всевышний: «Какое бы новое напоминание ни приходило к ним от их Господа – они выслушивали это, забавляясь» (Коран, 21:2). Ибн Кясир в своём тафсире сказал: «Новое – это вновь ниспосланное».

[3] Их имена известны из достоверного хадиса, переданного ат-Тирмизи (1071).

[4] Передали аль-Байхакы и Ибн Аби Дауд. аль-Байхакы сказал: «Этот хадис имеет странный иснад, который сообщил один-единственный Муфаддаль. Но он дошёл до нас и по другому пути от Ибн Аббаса, и по ещё одному достоверному пути от Ата бин Ясара, который передал это от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в рассказе Умара в форме “мурсаль”». См. «аль-И’тикад», стр. 291.

[5] аль-Бухари (№ 6 364) и Муслим (№ 684).

[6] Ахмад. Иснад удостоверен аль-Хайсами и аль-Иракы. См. «Файду-ль-Кадир» аль-Мунави, 2/501.

[7] Муслим (№ 195).

[8] У этого предания нет иснада.

[9] Ахмад и Ибн Маджа. Хадис достоверен. См. «Маджма’у-з-заваид» аль-Хайсами, 1/84

[10] аль-Бухари (№ 6 580) и Муслим (№ 2 303).

[11]Возможно, что автор под словами «и не придерживаясь Сунны» имеет ввиду того, кто противится тем основам религии, которые праведные предки изложили в своих трудах – так как ониприменяли термин «Сунна» к вопросам вероучения. «Сунна» здесь не означает тот термин, которым пользуются факихи, поскольку они понимают под ней желательные действия; для факихов «Сунна» – это дополнение к обязательному.

[12]ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад.

[13] Ибн Кясир в толковании слов Аллаха «Мы никогда не наказывали никого, не отправив к нему посланника» (Коран, 17:15) сказал: “Среди учёных есть те, кто воздержался от ответа на вопрос о детях многобожников, и те, кто категорично утверждал, что для них уготован Рай – в силу хадиса Самуры бин Джундуба из «Сахиха» аль-Бухари о том, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поведал, что он во сне проходил мимо старца, сидящего под деревом, вокруг которого играли дети, и Джибриль сказал ему: «Это – Ибрахим, мир ему, а это – дети мусульман и многобожников». Его спросили: «О Посланник Аллаха, и дети многобожников?» Он ответил: «Да, и дети многобожников!»

И среди учёных есть те, кто настаивал, что им уготован Ад в силу слов Пророка, мир ему: «Они будут вместе со своими отцами». И среди них есть те, кто пришёл к выводу, что они будут испытаны на местах остановки в День воскрешения; тот, кто подчинится (приказу Аллаха), войдёт в Рай, раскрыв то, что знал Аллах о заранее уготованном ему счастье, а тот, кто будет непослушен, войдёт в Огонь, раскрыв то, что знал Аллах о заранее уготованном ему горе” («Тафсир Ибн Кясир», 3/51). 

[14] Достоверно не установлен факт того, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, видел своего Господа воочию, а то, что передано в некоторых хадисах, не является достоверным. Шейху-ль-ислам сказал: «Даже если он (т.е. кады Абу Яаля) был строг к тем хадисам, которые он упоминал, называя их рассказчиков, то среди них всё равно есть множество вымышленных хадисов – наподобие хадиса о видении Аллаха воочию в Ночь вознесения» («Дарьута’аруды-ль-‘аклива-н-накль», 5/237). Но возможно, что под словами «видение наяву» автор, да помилует его Аллах, имел в виду восприятие сердца, а не глаз – поскольку зрительное видение пишется с «та марбута» на конце, а не с «алифмаксура».

[15]«Тафсиру-т-Табари», 9/132 и «ад-Дурру-ль-мансур» ас-Суюты, 4/419.

[16] Привели аль-Халляль в «ас-Сунна», № 287 и кады Абу Яаля в «Ибталю-т-таъвилят», 2/479.

[17] Передали аль-Халляль в «ас-Сунна», № 283 и кады Абу Яаля в «Ибталю-т-таъвилят», 2/479.

[18] Передал аль-Халляль в «ас-Сунна», № 295.

[19] Привёл кады Абу Яаля в «Ибталю-т-таъвилят», 2/476.

[20] Привёл кады Абу Яаля в «Ибталю-т-таъвилят», 2/476.

[21] Привёл кады Абу Яаля в «Ибталю-т-таъвилят», 2/477.

ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ ИБН АБИ ЯЪЛА АЛЬ ФАРРА АЛЬ ХАНБАЛИ 451-526 Г.Г.Х


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.