Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах

2022-10-05 39
Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Изменения состояния средств предприятия являются результатом хозяйственных операций, которые учитываются на счетах способом двойной записи. Двойная запись представляет собой такой способ отражения хозяйственных операций, при котором каждая операция фиксируется на двух взаимосвязанных счетах, то есть по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковой сумме.

Двойная запись отражает изменение в составе средств и источников их образования на двух взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Какие счета конкретно затрагиваются данной операцией, определяется по содержанию, экономическому смыслу самой операции на основе первичного документа.

При совершении каждой конкретной хозяйственной операции в бухгалтерском учете между двумя определенными счетами возникает временная связь, которая в называется корреспонденцией счетов, а сами счета — корреспонди­рующими.

Запись на двух корреспондирующих счетах с указанием их дебета и кредита, а также суммы операции в бухгалтерском учете называют корреспонденцией счетов, или бухгалтерской проводкой.

Для достоверного ведения хозяйственного учета очень важно правильно определить корреспонденцию счетов.

  Поэтому для осуществления каждой бухгалтерской записи необходимо:

1. Определить – какие объекты учета затрагиваются (денежные средства в кассе, денежные средства на счетах в банке, материалы и т.д.);

2. Определить, какой это счет – активный, пассивный, активно-пассивный;

3. Установить характер изменений на счетах, то есть что увеличивается, что уменьшается;

4. Посмотреть схемы записей на активных, пассивных и активно-пассивных счетах;

5. Установить корреспонденцию счетов.

 

Рассмотрим на примере порядок составления корреспонденции счетов и ведения учета на счетах. В таблице 1 приведены хозяйственные операции организации за текущий месяц.

Таблица 1 – Реестр хозяйственных операций за текущий месяц

п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, тыс.р.

Дебет счета

Кредит счета

шифр название шифр название  
1 Получены денежные средства с расчетного счета в кассу 50   Касса 51   Расчетные счета 400
2 Начислена заработная плата работникам основного производства 20   Основное производство 70 Расчеты с персоналом по оплате труда   500
3 Удержан из заработной платы подоходный налог 70 Расчеты с персоналом по оплате труда 68 Расчет по налогам и сборам   60
4 Выдана из кассы заработная плата 70 Расчеты с персоналом по оплате труда 50 Касса 440
5 Выданы из кассы деньги подотчетным лицам на командировочные расходы 71 Расчеты с подотчетными лицами 50   Касса 40
6 Получены материалы от поставщиков 10 Материалы 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 1 500
7 Оплачено поставщикам с расчетного счета 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 51   Расчетный счет 1 000
8 Оплачено поставщикам краткосрочным кредитом 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам   500
9 Отпущены материалы со склада в основное производство 20 Основное производство 10 Материалы 2 000
10 Оприходована готовая продукция из основного производства 43 Готовая продукция 20 Основное производство 3 000
  Всего х х х х 9440

 

 

Так, для составления корреспонденции счетов по хозяйственной операции № 1 «Получены денежные средства с расчетного счета в кассу» осуществляем следующее:

1. Определяем объекты – это денежные средства в кассе и денежные средства на расчетном счете;

2. Счет 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет» счета активные;

3. Денежные средства в кассе – увеличились, а денежные средства на расчетном счете – уменьшились;

4. По схеме записей на активных счетах видим, что записи связанные с увеличением имущества записываются по дебету счета, то есть при увеличении денежных средства в кассе счет 50 «Касса» дебетуется. А записи, связанные с уменьшением имущества – по кредиту счета, то есть при уменьшении денежных средств на расчетном счете счет 51 «Расчетные счета» кредитуется.  

5. Таким образом составлена следующая корреспонденция счетов : Дебет счета 50 «Касса» и кредит счета 51 «Расчетные счета» на сумму 400 млн р.

Таким же образом составлена корреспонденция счетов по другим хозяйственным операциям.

Хозяйственная операция № 2: «Начислена заработная плата работникам основного производства». В результате данной хозяйственной операции увеличиваются затраты в основном производстве и увеличивается кредиторская задолженность перед работниками по заработной плате. Счет 20 «Основное производство» – активный, увеличение затрат отражается по дебету счета. Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – активно-пассивный. Увеличение кредиторской задолженности отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»  на сумму 500 млн. р.

Хозяйственная операция № 3: « Удержан из заработной платы подоходный налог». В результате данной хозяйственной операции уменьшается кредиторская задолженность по заработной плате перед работниками на сумму подоходного налога, которую удерживают из заработной платы и одновременно увеличивается кредиторская задолженность перед бюджетом. Таким образом, одновременно уменьшается кредиторская задолженность перед работниками и увеличивается кредиторская задолженность перед бюджетом на одну и ту же сумму. Уменьшение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета, увеличение – по кредиту счета.  Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»  на сумму 60 млн. р.

Хозяйственная операция № 4: « Выдана из кассы заработная плата». В результате данной хозяйственной операции уменьшается кредиторская задолженность по заработной плате перед работниками, и уменьшаются денежные средства в кассе. Уменьшение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета и уменьшение имущества в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 50 «Касса»  на сумму 440 млн. р.

Хозяйственная операция № 5: « Выданы из кассы деньги подотчетным лицам на командировочные расходы». В результате данной хозяйственной операции увеличивается дебиторская задолженность подотчетного лица перед организацией, и уменьшаются денежные средства в кассе. Увеличение дебиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета и уменьшение имущества в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит счета 50 «Касса»  на сумму 40 млн. р.

Хозяйственная операция № 6: « Получены материалы от поставщиков». В результате данной хозяйственной операции увеличиваются материалы в организации, и увеличивается кредиторская задолженность перед поставщиками на сумму полученных материалов. Увеличение имущества в активных счетах отражается по дебету счета, и увеличение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   на сумму 1 500 млн. р.

Хозяйственная операция № 7: « Оплачено поставщикам с расчетного счета». В результате данной хозяйственной операции уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиками, и уменьшаются денежные средства на расчетном счете. Уменьшение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета и уменьшение имущества в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 51 «Расчетные счета»  на сумму 1 000 млн. р.

Хозяйственная операция № 8: « Оплачено поставщикам краткосрочным кредитом». В результате данной хозяйственной операции уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиками, и увеличивается кредиторская задолженность перед банком по краткосрочным кредитам. Уменьшение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по дебету счета, и увеличение кредиторской задолженности отражается в активно-пассивных счетах по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» на сумму 500 млн. р.

Хозяйственная операция № 9: « Отпущены материалы со склада в основное производство». В результате данной хозяйственной операции увеличиваются затраты на производство на стоимость материалов, и уменьшаются материалы на складе предприятия. Увеличение в активных счета отражается по дебету счета и уменьшение в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 10 «Материалы»  на сумму 2 000 млн. р.

Хозяйственная операция № 10: « Оприходована готовая продукция из основного производства». В результате данной хозяйственной операции увеличивается готовая продукция, и уменьшаются затраты на производство. Увеличение в активных счета отражается по дебету счета и уменьшение в активных счетах отражается по кредиту счета. Будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 43 «Готовая продукция»

Кредит счета 20 «Основное производство»   на сумму 3 000 млн. р.

Запись хозяйственных операций по счетам бухгалтерского уче­та на основании проверенных документов, свидетельствующих об их совершении, называется разноской.

Исходя из содержания баланса организации на начало отчетно­го периода, необходимо открыть соответствующие счета бухгал­терского учета, сделать по ним разноску хозяйственных операций с использованием способа двойной записи.

По окончании отчетного периода (месяца) определяется оборот по дебету и кредиту каждого счета, выводятся остатки по счетам бух­галтерского учета, на которых были отражены хозяйственные опе­рации, составляется баланс на конец отчетного периода.

Таблица 2–Баланс организации

АКТИВ                                                                                                                      ПАССИВ

Статьи актива

Сумма, тыс. р

Статьи пассива

Сумма, тыс. р

 
На начало отчетного периода На конец отчетного периода На начало отчетного периода На конец отчетного периода  
1.Долгосрочные активы 22 000 22 000 3. Собственный капитал 21 000 21 000  
Основные средства 20 000 20 000 Уставные капитал 17 000 17 000  
Нематериальные активы 500 500 Нераспределенная прибыль 2 000 2 000  

Вложения в долгосрочные активы

1 500

1 500

Резервный капитал 500 500
Добавочный капитал 1500 1 500

Краткосрочные активы

9 700

11 260

     
4. Долгосрочные обязательства 4 000 4 000
Материалы 5 000 4 500 Долгосрочные кредиты 4 000 4 000  

Незавершенное производство

1 200

700

Долгосрочные займы    
     
Готовая продукция  800 3 800 5. Краткосрочные обязательства 7 700 8260  

Краткосрочная дебиторская задолженность- всего, в т.ч.:

§ покупателей

 

2 100

2 000

 

2 260

2 000

Краткосрочные кредиты 2 000 2500
Краткосрочные займы -  

Кредиторская задолженность:

§ поставщикам и подрядчикам

5700

5 000

5760

5 000

§ подотчетных лиц 10 50
§ прочая 90 90 § по налогам и сборам 100 160
Денежные средства в кассе 100 20 § по социальному страхованию 100 100  

Денежные средства на счетах в банке

1 500

100

§ по оплате труда 500 500
§ прочая    
ВСЕГО 32 700 33 260 ВСЕГО 32 700 33 260  

 

Каждая хозяйственная операция, отраженная на счетах, имеет свой номер в порядке ее совершения.

Для открытия счетов из вступительного баланса (то есть на начало месяца) запишем остатки на счетах.

После установления корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции производится их разноска по счетам бухгалтерского учета.

Далее подсчитываем обороты по дебету и обороты по кредиту по каждому счету.

Оборот по дебету по дебету – это сума записей по дебету счета, а оборот по кредиту счета – это сума записей по кредиту счета.

 

 

Д-т 01 «Основные средства» К-т       Д-т 04 «Нематериальные активы» К-т  Д-т 08 «Вложения в долгосрочные К-т

                                                                                                                                                                                     активы»

С-до на начало м-ца 20 000  

 

С-до на начало м-ца 500  

 

С-до на начало м-ца 1500  
           
           
Оборот  – Оборот  – Оборот  – Оборот  – Оборот  – Оборот  –
С-до на конец месяца 20 000    С-до на конец месяца 500   С-до на конец месяца 1500     

 

Д-т 10 «Материалы»             К-т         Д-т 20 «Основное производство» К-т   Д-т 43 «Готовая продукция» К-т

С-до на начало м-ца 5000  

 

С-до на начало м-ца 1200  

 

С-до на начало м-ца 800  
6) 1500 9) 2000 2) 500      
    9) 2000 10) 3000 10) 3000  
Оборот 1500 Оборот 2000 Оборот 2500 Оборот 3000 Оборот 3000 Оборот  –
С-до на конец месяца 4500    С-до на конец месяца 700    С-до на конец месяца 3800  

 

Д-т 62 «Расчеты с покупателями К-т Д-т 71 «Расчеты с подотчетными К-т Д-т  76 «Расчеты с разными К-т

                 и заказчиками»                                     лицами»                                      дебиторами и кредиторами»                                                                                                                                  

С-до на начало м-ца 2000  

 

С-до на начало м-ца 10  

 

С-до на начало м-ца 90  
    5) 40      
Оборот  – Оборот  – Оборот 40 Оборот  – Оборот  – Оборот  –
С-до на конец месяца 2000    С-до на конец месяца 50   С-до на конец месяца 90    

 

 

Д-т               50 «Касса»             К-т     Д-т  51 «Расчетные счета»  К-т     Д-т 80 «Уставный капитал» К-т

С-до на начало м-ца 100  

 

С-до на начало м-ца 1500  

 

  С-до на начало м-ца 17000
1) 400 4) 440   1) 400    
  5) 40   7) 1000    
Оборот 400 Оборот 480 Оборот – Оборот 1400 Оборот       – Оборот  –
С-до на конец месяца 20   С-до на конец месяца 100     С-до на конец месяца 17000 

 

Д-т 84 «Нераспределенная прибыль К-т     Д-т 82 «Резервный капитал»  К-т      Д-т 83 «Добавочный капитал» К-т

               (непокрытый убыток)

  С-до на начало м-ца 2000

 

  С-до на начало м-ца 500

 

  С-до на начало м-ца 1500  
             
             
Оборот  – Оборот  – Оборот – Оборот  – Оборот  – Оборот  –  
  С-до на конец месяца 2000   С-до на конец месяца 500   С-до на конец месяца 1500  

 

 

 Д-т 67 «Расчеты по долгосрочным К-т     Д-т 66«Расчеты по краткосрочным К-т Д-т 60 «Расчеты с поставщиками» К-т

     кредитам и займам»                                   кредитам и займам»                                     и подрядчиками

  С-до на начало м-ца 4000

 

  С-до на начало м-ца 2000

 

  С-до на начало м-ца 5000
      8) 500 7) 1000 6) 1500
        8) 500  
Оборот  – Оборот  – Оборот  – Оборот 500 Оборот 1500 Оборот 1500
  С-до на конец месяца 4000    С-до на конец месяца 2500   С-до на конец месяца 5000

 

 

Д-т 68 «Расчеты по налогам и  К-т       Д-т 69 «Расчеты по социальному К-т Д-т 70 «Расчеты с персоналом по К-т

             сборам»                                                     страхованию и обеспечению»                        оплате труда»                                 

  С-до на начало м-ца 100

 

  С-до на начало м-ца 100

 

  С-до на начало м-ца 500
  3) 60     3) 60 2) 500
        4) 440  
Оборот  – 60 Оборот  – Оборот  – Оборот 500 Оборот 500
  С-до на конец месяца    160    С-до на конец месяца 100     С-до на конец месяца 500

 

После подсчета оборотов по счетам, считаем остатки (сальдо) на конец месяца по каждому счету. Конечные остатки со счетов переносим в баланс на конец отчетного периода (заключительный баланс).

Бухгалтерские проводки (записи) бы­вают простые и сложные. При простой бухгалтерской проводке затрагиваются только два счета, на одном из которых сумма отра­жается по дебету, а на втором — по кредиту. Например, в кассу организации поступило с расчетного счета в банке 60 000 000 р. Данная операция привела к увеличению денег в кассе и уменьше­нию их на расчетном счете. Это простая бухгалтерская запись. Запись данной хозяйственной опера­ции на счетах будет следующей:

Дебет счета"Касса" 60 000 000 р.

Кредит счета "Расчетный счет" 60 000 000 р  

Экономическая сущность указанной операции состоит в измене­нии размещения денежных средств, т.е. произошло их уменьшение на расчетном счете в банке и увеличение в кассе организации.

В сложной бухгалтерской проводке (записи) дебет одного счета может быть связан с кредитами нескольких счетов или кредит одного счета — с дебетами нескольких счетов. При этом сумма записей по дебету и кредиту разных счетов должна быть равна. Например, подотчетное лицо, ранее получившее денежные средства в кассе в сумме 600 000р. для покупки материалов представило документы на покупку материалов на сумму 560 000р., а 40 000р. возвратило в кассу. За­пись на счетах будет следующей:

Дебет счета "Материалы" 560 000 р.

Дебет счета "Касса" 40 000 р.

Кредит счета "Расчеты с подотчетными лицами" 600 000 р.

При поступлении денежных средств на расчетный счет от по­купателей и из кассы будет произведена запись на счетах следующим образом:

Дебет счета "Расчетный счет"   50 000 000р.

Кредит счета "Расчеты с покупателями и заказчиками"       20 000 000р.

Кредит счета "Касса"    30 000 000р.

На основании приведенного примера отраже­ния хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета можно сделать вывод о контрольном и познавательном значении двой­ной записи.

Контрольное значение двойной записи состоит в равенстве итоговых записей по дебету всех счетов и кредиту всех счетов вследствие того, что все хозяйственные операции, отраженные на дебете счетов, обязательно фиксируются на кредите корреспонди­рующих счетов. Поэтому итоги дебетовых и кредитовых оборотов, а также остатков по счетам (дебетовых и кредитовых) должны быть равными. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в записях на счетах, т.е. нарушен принцип двойной записи. Ошибки следует найти до составления бухгал­терского баланса.

Познавательное значение двойной записи заключается в том, что она позволяет выяснить взаимосвязи в составе имуще­ства и источников его формирования, а также установить и про­анализировать характер хозяйственных операций без привлече­ния первичных документов. Сравнивая полученный баланс на конец отчетного периода с начальным балансом, можно установить, что в результате хозяй­ственных операций общая сумма (валюта) баланса увеличилась на 560 млн р. (33260 – 32700), однако равенство актива и пассива не нарушено, так как все хозяйственные операции отражались на счетах спосо­бом двойной записи.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.