Предмет и метод теории государства и права — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Предмет и метод теории государства и права

2022-10-05 30
Предмет и метод теории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕОРИЯ

 ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
 

 

УЧЕБНИК

 

Под редакцией кандидата юридических наук, доцента

П.В. Анисимова,

доктора юридических наук, профессора

И.В. Ростовщикова

 

 

«Допущено Министерством внутренних дел Российской Федерации в качестве учебника для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России по специальности 0203 - Правоохранительная деятельность»

 

 

Волгоград 2001

Одобрено

редакционно-издательским советом

Волгоградской академии МВД России

 

 

Теория государства и права. Учебник для среднего профессионального образования / Ред. кол.: Анисимов П.В., Ростовщиков И.В., (отв. ред.), Есипова И.А. (отв. секретарь), Заднепровская М.В., Ломов В.С., Рудковский В.А. – Волгоград: ВА МВД России, 2001. – 204 с.

 

 

В учебнике на основе последних достижений юридической науки с учетом современных российских реалий раскрываются основные проблемы курса теории государства и права.

Для курсантов, студентов и слушателей, получающих среднее юридическое образование.

 

 

Рецензенты: доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор Макеев В.В.; кандидат юридических наук Королева В.В.

 

 

Авторский коллектив:

Анисимов П.В. – кандидат юридических наук, доцент – главы 7, 18;

Есипова И.А. – кандидат юридических наук – глава 16;

Заднепровская М.В. – кандидат юридических наук, доцент – главы 1, 13, 17;

Козюк М.Н. – кандидат юридических наук, доцент – глава 11;

Кузнецов И.А. – кандидат юридических наук, доцент – главы 3, 4, 5;

Ломов В.С. – кандидат юридических наук, доцент –главы 2, 20;

Попов В.В. – кандидат юридических наук – глава 9, 12;

Ростовщиков И.В. – доктор юридических наук, профессор – глава 19;

Ростовщикова О.В. – кандидат юридических наук – глава 8;

Рудковский В.А. – кандидат юридических наук – главы 6, 14;

Тутинас В.Д. – кандидат юридических наук, доцент – глава 15;

Фастов А.Г. – кандидат юридических наук – глава 10.

 

 

               © Волгоградская академия МВД России, 2001


ПРЕДИСЛОВИЕ

Теория государства и права в системе юридического образования неизменно выступает ведущей учебной дисциплиной. Весьма высоко ее значение и в подготовке сотрудников органов внутренних дел, которые призваны работать в условиях широкой демократизации российского общества. Без фундаментальных теоретических знаний в области права и государства невозможно полноценное изучение других юридических дисциплин и, в конечном счете, становление высококвалифицированных специалистов системы органов внутренних дел.

За последнее десятилетие программа курса теории государства и права закономерно претерпела существенные изменения. Прежде всего, это вызвано радикальными политическими и экономическими реформами, духовным обновлением социума, процессами формирования правового государства и гражданского общества. На первом плане сегодня стоят не интересы власти, а непосредственно человек, его права и свободы, являющиеся, согласно Конституции Российской Федерации, высшей ценностью. Наполнились новым демократическим содержанием, многие казалось бы, устоявшиеся базовые понятия и категории, такие как принципы и функции права, правовое положение личности, законность, гарантии правопорядка, политическая система, политический режим, механизм государства и другие.

Соответственно авторский коллектив стремился учесть современные достижения и нововведения в области теории права и государства, в законодательстве и практике государственно-правового строительства. Одновременно стояла задача сохранить авторское видение отдельных вопросов и проблем.

Выделены все основные темы курса теории права и государства. Материал изложен с учетом приобретения курсантами знаний в объеме среднего профессионального образования. В свою очередь, ряд тем подан в несколько углубленном плане, с учетом возможности получения сотрудниками в дальнейшем высшего юридического образования, которому будет способствовать наличие прочных начальных общетеоретических знаний.

Представленный труд является первой попыткой подготовить профилированное издание для системы МВД России по специальности «Правоохранительная деятельность». Разумеется, издание не претендует на отсутствие недостатков и имеет резервы для дальнейшего совершенствования. Авторский коллектив будет признателен за замечания и пожелания, которые могут быть высказаны по ходу использования настоящего учебника в учебном процессе.

 

                                                                     Профессор И.В. Ростовщиков

 

Глава 1

Глава 2

Возникновение права

Человеческое общество всегда было и остается саморегулирующейся организацией. Выживание и воспроизводство людей при первобытнообщинном строе возможно только в условиях стабильности и предсказуемости отношений, стандартизации правил их поведения. Задачи регулятора в коллективе выполняли социальные нормы, соответствующие жизненным реалиям определенного времени и места и меняющиеся вместе с ними. Они обеспечивали мирное сосуществование и сотрудничество людей. Анархии в родовом обществе не существовало. Твердый порядок был результатом соблюдения правил общежития, на страже которых стояли все члены общины, и прежде всего старейшины, влиявшие на поступки людей своим непререкаемым авторитетом. К нарушителям применялись санкции, в том числе такие серьезные, как изгнание и смертная казнь. Никакого специального аппарата принуждения к исполнению социальных норм не имелось.

Правила человеческого общежития касались практически всех сторон социума: организации работ, технологии производства, норм распределения и потребления, семейно-брачных отношений, санитарии, разрешения конфликтов, взаимоотношений с другими родами и племенами и т.д.

Социальные нормы первобытного общества были самыми разнообразными по своему происхождению и форме. Видами правил общежития являлись обычаи, мораль, религия, мифы, о бряды. Главным способом регламентации общественной жизни были обычаи. Они представляли собой способы поведения, дающие наибольший эффект, поэтому передающиеся от поколения к поколению, приобретшие стабильность и являющиеся общепринятыми. Особенно важны были обычаи в производственной деятельности.

Со временем у древних людей зарождается оценка поведения с позиций добра и зла. Так возникла мораль, приобретшая значение одного из регуляторов жизни человечества. Человек был беззащитен перед силами природы, которые он стал одухотворять. Его взгляд на мир стал религиозным. Религия в ее разных формах тоже превратилась в регулятор поведения членов коллектива. Обычай, мораль, религия зачастую принимали обрядовую (ритуальную) форму, которая могла иметь самостоятельное значение. Нарушение обряда рассматривалось как серьезное отклонение от нормы поведения.

Обычаи, мораль и религиозные представления, помимо прочего, охранялись таким средством, как табу. Оно представляло собой категорический запрет и было сильным средством установления дисциплины. С развитием человечества начинают появляться мифы, т.е. истории о деяниях героев, которым следует подражать, по которым нужно равняться. Мифы в косвенной форме стали социальными нормами поведения.

Социальные нормы родового строя были пронизаны уравнительными началами, принципами солидарности и взаимопомощи. Они основывались на общей собственности на средства производства и на принадлежности власти всему коллективу. Поэтому социальные нормы выражали общие интересы и являлись общепризнанными.

Колоссальные социальные перемены, вызванные производящей экономикой и неолитической резолюцией, дали толчок существенной перестройке норм человеческого общежития. Возникли новые обычаи, покоящиеся на ином социально-экономическом фундаменте – частной собственности, экономическом и социальном неравенстве, эксплуатации человека человеком. Прежние правила поведения с их уравнительными началами в конце концов в длительной и непримиримой борьбе уступили свое место регулятора общественных отношений праву. Изменилось также соотношение между различными видами архаических социальных норм: понизилась роль обрядов и мифов, возросло значение обычаев и религиозных норм.

С появлением раннеклассового общества возникло право. Его генезис явился неотвратимым результатом объективного хода развития, поскольку новые обычаи многими не соблюдались, а состояние хаоса могло стать причиной гибели социума, допустившего анархию.

Первым источником права явилось обычное право, т.е. совокупность обычаев, которые государство санкционировало. Затем его источником становится законодательная деятельность. Со временем право стало оформляться в письменном виде. Возникшее право в науке называется "ранним", "архаическим", "древним", "примитивным" за свое техническое несовершенство.

Нормы права являются внешним регулятором поведения человека. За их соблюдением надзирает уже не все общество, а специальные должностные лица, т.е. государственный аппарат. Без него право не в состоянии выполнять свое социальное назначение. В этом состоит главное отличие правовых норм от социальных норм первобытного общества.

Право – необходимо условие и форма существования нового общества. Его ценность заключается в обеспечении существования общества с разными классами и социальными группами, имеющими различные, а иногда, и противоположные интересы. Право регулирует социальные отношения, способствует сохранению порядка и стабильности, а в случае нарушения общественных отношений – их восстановлению.

Социальная природа права имеет двойственный характер. Оно осуществляет общесоциальные функции: регламентирует деятельность по производству, распределению и обмену, по созданию общественных фондов, устанавливает налоги и повинности, регулирует брачно-семейные отношения, определяет организацию вооруженных сил и способов разрешения конфликтов и др.

С другой стороны, нельзя игнорировать классовый характер права. Оно начинает служить интересам отдельных социальных групп и классов, закрепляя отношения неравенства и эксплуатации и оформляя классовое принуждение.

 

Глава 3

Понятие государства

Приступая к изучению государства, выявлению его основных свойств, необходимо начать с определения сущности государства, поскольку сущность отражает основное его свойство.

Само понятие «сущность» имеет универсальное значение: с помощью этой категории можно описать не только государство, но и в каком-то смысле весь окружающий человека мир и самого человека: природу, социальные явления, духовное, внутреннее мироощущение и т.п.

Иными словами, «сущность» это категория, которая разрабатывается, главным образом, в философской науке. Поэтому логика научного познания обуславливает необходимость определиться вначале с общим, философским пониманием сущности.

В философии сущность чаще всего понимается как наиболее главное, глубинное свойство предмета; сущность определяет «смысл бытия вещи, то, что она (вещь) есть сама по себе». Каждая вещь (явление) существует до тех пор, пока неизменна его сущность: меняется сущность – неизбежно меняется и сама вещь.

Таким образом, исследование сущности государства позволяет ответить на вопрос: что является главным, определяющим в понятии государства? Ответ на это вопрос найти достаточно нелегко, чему доказательством является продолжающаяся уже много веков дискуссия по этой проблеме.

Так в теологических теориях о государстве его сущность определяется как божественное усмотрение, «божий дар», представители органической теории подчеркивают, что государство построено по образу и подобию человеческого организма, в патриархальной теории государство предстает как большая семья, представители марксистского учения усматривают в сущности государства, главным образом, классовые начала (классовая сущность государства) и т.д. И дело здесь как представляется не только в различных гносеологических принципах или в идеологических ориентирах, которые исповедуют и придерживаются представители различных научных школ; само историческое развитие человеческого общества заставляет менять наши представления о государстве. Многовековое существование государства убедительно доказало, что государство способно адаптироваться к новым историческим условиям. Реагируя на «внешние раздражители» в виде возникающих в ходе исторического развития общественных потребностей, государство осуществляет разнообразную деятельность по их удовлетворению. При этом государство способно влиять и на «собственную историю», совершенствуя государственный аппарат, свои формы и т.д. В этом смысле государство проявляет себя как самодостаточная система, обладающая мощными внутренними резервами и способная использовать колоссальные материальные и людские ресурсы для решения возникающих перед ним задач. Для исследователя живущего в конкретный исторический период существует опасность принять за сущность государства не нечто глубинное неизменное, присущее только государству, а лишь некоторые внешние проявления этой сущности, выражающиеся в государственной деятельности и иных свойствах государства. Думается, что этим, отчасти, объясняется многообразие человеческих представлений о сущности государства как «органа классового господства», «ночного сторожа», «социального арбитра, призванного решать возникающие в обществе разногласия и противоречия между социальными группами» и т.п. Фиксируя отдельные свойства государства, особенно наглядно, предметно проявляющиеся в тот или иной исторический период, авторы придают им всеобщее, универсальное значение.

Несмотря на существующие разногласия по вопросу о том, что же является главным в характеристике государства, большинство исследователей справедливо привлекают внимание к такому свойству государства как власть.

Действительно, придя на смену власти первобытного общества, государство и появилось потому, что органы власти первобытного общества не в состоянии были выполнять свое предназначение в таких социальных условиях, которые требовали новых принципов организации управления обществом. Термином «государство», по сути дела, стали называть новое, по сравнению с первобытным обществом, устройство социальной власти:

-в отличие от власти родового общества, государственная власть ограничена определенными территориальными границами; указания государственной власти становятся обязательными не только для членов общины (племени, рода), а для всех, кто находится на данной территории;

-«новая» власть обособляется от основного населения: появляется деление на властителей и подданных;

-управление обществом становится профессиональным занятием – формируется аппарат управления, приказы которого при необходимости обеспечиваются специальным аппаратом принуждения;

-поскольку государственные служащие непосредственно не участвуют в производстве материальных благ, основным источником их существования становятся налоги.

При этом к государственной власти как бы «по наследству» от первобытной власти переходит ряд задач, связанных с управлением делами общества; одновременно с этим, государственная власть должна решать и новые задачи, которые определяются спецификой зарождающегося постродового строя.

Словом, государство возникает ради осуществления власти, существует как особая организующая структура власти, оно само есть власть и, одновременно, материальная сила власти.

А что же такое власть? Чаще всего, при описании признаков этого феномена употребляются термины «сила», «мощь», «господство», «могущество», «влияние» и т.п.

Предпосылкой любой власти является неравенство людей. Вырастая на основе биологических, психологических, физиологических и социальных различий между индивидами (люди ведь не равны между собой: одни физически сильнее, другие – хитрее, третьи более эмоциональны, в обществе есть мужчины и женщины, старики и дети, богатые и бедные и т.д.), неравенство людей проявляется и в системе социальных отношений, что неизбежно ведет и к неравенству политическому, т.е. к неодинаковой степени участия индивидов и их коллективов в решении общественных дел. Являясь разновидностью политической власти, государственная власть есть отражение политического неравенства; с помощью государства часть общества получает возможность командовать другими людьми, навязывать им свою волю.

Иными словами, сущность государства заключается в том, что оно есть особый порядок организации (устройства) и применения силы, способной решать дела всего общества. Государство одновременно выступает и как особая политическая сила, т.е. собственно государственная власть и, одновременно, как особый механизм, средство ее осуществления.

Очевидно, что подобная дефиниция не отражает всех свойств государства, поскольку характеристикой только сущности не исчерпывается полное понятие государства.

В специальной литературе, чаще всего выделяют следующие признаки:

Государственная власть - это единая для всей территории страны и универсальная по отношению ко всему населению власть, тогда как иные властные структуры могут действовать только в пределах определенной части государственной территории (например, организации донских, терских, кубанских казаков и т.д.), распространяют свое влияние только на определенную часть населения (нормативные акты отраслевых профсоюзов, указания пленумов политических партий обязательны только для членов подобных организаций и т.п.).

Важнейшим свойством государственной власти традиционно называют ее суверенный характер, т.е. верховенство внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере.

Государственная власть – это верховная власть по отношению к другим организациям общества; она может запретить иную конкурирующую власть, обладает достаточными возможностями сделать свои веления общеобязательными для всего населения. Для этого в структуре государственного аппарата существуют особые органы, «специальные отряды вооруженных людей», а само государство обладает монополией на легальное применение официально-властного принуждения.

Важным свойством государственной власти, уяснение которого помогает существенно углубить наше представление о государстве, является ее институциональный характер. Это означает, что государство является устойчивым социальным образованием, общепризнанной реальностью, частью официальной (публичной) общественной жизни. Материализованным воплощением государства является существование особой группы людей – носителей государственной власти, которая не совпадает с основным населением страны. Свою устойчивость государство приобретает во многом благодаря четкой структуре государственных органов, согласованием их деятельности по субординации (иерархии) и координации, вертикали и горизонтали. Как явление объективной реальности, государство обладает собственными закономерностями развития, существования и функционирования, своей формой и содержанием, что позволяет отличить государство от иных социальных институтов.

Государство - это не только политический институт, выстроенный как корпорация с формализованной структурой, иерархией различных органов государства, строгой дисциплиной государственных служащих и т.п., но и одновременно - правовой институт, поскольку деятельность государственных органов, должностных лиц государства находит закрепление в юридических нормах.

Давая характеристику государственной власти, не следует забывать, что государственная власть – это единственная социальная власть, которая создает правовые нормы. Население страны, иные негосударственные организации могут участвовать в создании правовых норм, с разрешения государства и в установленных им пределах и формах.

На основании перечисленных признаков можно дать следующее определение государства: государство – это политико-правовой институт единой, универсальной, суверенной власти, обладающей монополией на применение легального публичного принуждения и создание юридических (правовых) норм.

 

Типология государства

За всю историю существования государственности на Земле сменилось множество его разновидностей; только в современном мире одновременно существуют более двухсот государств, каждое из которых обладает различными свойствами, уникальностью своего исторического развития, спецификой форм государственности, осуществления функций и т.д.

Для того чтобы отделить необходимое от случайного, существенное от неглавного, глубинное от поверхностного, нужна классификация.

Классификация как способ научного познания представляет собой систематизацию знаний об исследуемых объектах. Различают искусственные, естественные классификации и типологии.

Формальная классификация основана на внешних свойствах исследуемых явлений. Познавательная ценность таких классификаций невелика, поскольку не отражает сколько-нибудь существенных признаков классифицируемых предметов. Примером формальных классификаций может быть деление государств по географическим признакам, по численности населения и т.п. Еще Жан Боден разделял все народы на южные, северные и средние, а Л. Гумплович классифицировал известные ему государства в зависимости от размеров территории и численности населения на мировые, великие и малые.

Естественные классификации основаны на внутренних, глубинных свойствах, призваны отражать внутренние закономерные связи. К подобным классификациям относится деление государств в зависимости от особенностей отдельных элементов формы государства (монархии и республики, унитарные и сложные, демократические и недемократические и т.п.). Такие или почти такие классификации встречаются уже у античных мыслителей (Сократ, Аристотель, Платон и др.) и достаточно часто используются в современных исследованиях.

Высшим видом классификаций являются типологии, поскольку они основаны на наиболее существенных, устойчивых свойствах изучаемых объектов.

В науке о государстве существуют множество типологий государственности. Так в марксистской теории наиболее распространен формационный подход к типологии государства; в его основе лежит учение об общественно-экономических формациях.

По Марксу, история человеческого общества – это история сменяющих друг друга первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций, последняя из которых складывается из двух фаз: первая, называемая социалистической, и вторая – полный коммунизм. Поскольку в период первобытного общества государство еще не возникает, а при полном коммунизме государство, по мысли Маркса, должно отмереть, то выделяются четыре основных «исторических типа» государства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Первые три из перечисленных – эксплуататорские государства, представляющие собой «машину» в руках экономически господствующего класса для подавления класса – антагониста. Всякое эксплуататорское государство есть лишь «учреждение для принуждения». Социалистическое государство – это единственный неэксплуататорский тип, и поэтому, «высший исторический тип» государства, который существует до построения полного коммунистического общества, где государственность исчезает, уступая место «общественному самоуправлению народа».

Помимо формационной типологии государственности существуют и иные, например, цивилизационный подход. В основе этого направления лежат труды известного английского историка А.Тойнби, который предложил деление всех существовавших и существующих сегодня обществ на 13 основных цивилизаций, каждой из которых соответствует и определенный тип государства: древнегреческое, римское, сирийское, крито-микенское, православное, западное, арабское, дальневосточное, мексиканское, иранское, китайское и др.

Вместе с тем и формационный и цивилизационный критерии, равно как и подобные им не могут служить основаниями типологии именно государства, поскольку они основаны не на сущностных, внутренних свойствах собственно государства, а на характеристике иных общественных явлений: экономической жизни общества (формационный подход), культуры и самобытности народа (цивилизационный подход).

Конечно, было бы крайне наивно утверждать, что государство не испытывает зависимости от иных общественных явлений; развитие государственности находится под влиянием множества разнообразных факторов: размера территории и численности населения, географического положения, социально-экономического и культурного развития общества и т.д. Изменения в сущности государственной власти происходят на общем фоне исторического развития общества, государство вынуждено приспосабливаться к новым историческим реалиям, реагировать на изменения в классовой, социальной структуре общества, на появление новых потребностей общественного развития и т.п. Познание таких взаимосвязей, конечно же, помогает уяснению природы государства, углубляет наши представления о государственности.

Однако «строить» типологию государства на критериях, которые лежат за пределами его сущности в принципе невозможно. Иное означало бы, по сути, возвращение на позицию, согласно которой государство не имеет ни своей собственной истории, ни самостоятельной логики развития, ни специфики существования, а лишь просто повторяет экономическое или культурное развитие общества.

Если же в качестве критериев типологии выделять этапы качественного развития сущности государства, т.е. государственной власти, то более верным, на наш взгляд, было бы выделение следующих типов:

1. Традиционное государство. 2. Конституционное государство. 3. Правовое государство.

Придя на смену власти первобытного общества, традиционное государство становится в тот период единственным институтом, который может выполнить задачу сохранения постродового строя, поскольку иных социальных институтов власти, которым по плечу достижение подобной цели просто не существует.

Суверенитет традиционного государства выражается в его всевластии как политического института, полным подчинением общества государству, доминированием государственной власти по отношению к иным властным социальным структурам. Отношения между таким государством и обществом строятся по принципу властвующих и подданных. Гражданское общество находится в начале своего развития, оно не в состоянии конкурировать с государственной властью, ему нечего противопоставить государственному диктату; общество пока еще есть просто совокупность граждан, которых необходимо объединить в качестве сообщества людей и сделать это может только государственная власть.

Институционализм традиционного государства проявляется в особенностях построения государственного аппарата. Традиционное государство - это закрытая для общества строго структурированная корпорация, с наличием моноцентричной власти, вертикальной и горизонтальной иерархией между государственными органами.

Проведение вынужденной силами конкретно-исторических обстоятельств активной патерналистской политики, обуславливает существование профессиональной бюрократии, многочисленной армии государственных чиновников. Государство стремится расширить зоны своего влияния на общество, установить контроль над ним, в том числе, путем мелочной дотошной регламентации поведения членов общества. Поскольку государственное управление осуществляется преимущественно административными методами, то доминирует исполнительная власть, опирающаяся на достаточно развитый аппарат принуждения.

Свою монополию на издание правовых норм и применение публичного принуждения традиционное государство использует как средство проведения своей политики.

Легальность традиционного государства основывается не на законе, установленным властью и столь часто ею же нарушаемом. «Правомерность» существования институтов традиционного государства, в конечном счете, определяется эффективностью их деятельности в процессе выполнения государством своей служебной роли и социального назначения, т.е. эффективностью государственного управления в целях сохранения и развития общества.

Конституционное государство представляет собой следующий этап развития государственности. Его возникновение его нельзя связывать только с появлением буржуазии, классовой борьбой, раздиравшей капиталистическое общество и уж, тем более, с появлением самой идеи «конституционного государства». Дело, как нам представляется, в ином.

Формирование институтов гражданского общества, которое бурно развивается после победы буржуазной революции, объективно позволяет «переложить» решение главной задачи сохранения общества, хотя бы в определенной части, «на плечи» гражданского общества. А для этого обществу нужны определенные гарантии известной свободы действий. Такой гарантией становится закон, соблюдение которого является обязательным и для самой государственной власти, в той степени, в какой это обеспечено силой гражданского общества, являющимся уже не подданным государства, а его конкурентом.

Очень часто между понятиями «конституционное государство» и «правовое государство» ставится знак равенства; главной задачей конституционного государства при этом объявляется обеспечение прав и свобод личности. Думается, что в подобных утверждениях скрывается некоторая неточность.

Конституционное государство – это, прежде всего государство, деятельность которого соответствует действующим в обществе правовым нормам, основу которых образует конституция страны. Однако, в отличие от «государства социалистической законности», существование которого обосновывалось советской наукой в 70-80 годы, в конституционном государстве устанавливается режим реальной, фактической законности.

Суверенитет конституционного государства, который юридически ограничен формулировкой «суверенитет народа», а фактически – реально действующими институтами гражданского общества, отражает уже не всевластие государства и его независимость, а всего лишь степень свободы государственной власти, мера которой, определяется в конкурентной борьбе с гражданским обществом.

Меняется институциональная характеристика конституционного государства: государственный аппарат организуется на основе принципа разделения властей, развиваются и совершенствуются демократические основы деятельности государственных органов.

Конституционное государство – это уже не закрытая от общества корпорация, принадлежность к которой предоставлена только избранным. Гражданское общество на этом этапе получает возможность использовать находящиеся в его руках рычаги для влияния на государственную бюрократию (свободные выборы, парламентаризм, независимые средства массовой информации и др.).

Легальность конституционного государства определяется законом, степенью соответствия действий государственных чиновников правовым нормам. Право в конституционном государстве постепенно превращается из слуги, обслуживающего интересы государственной власти в средство контроля над действиями государственных чиновников. Поэтому необходимым условием существования такого типа государства является демократизм действующего законодательства.

Правовое государство – это более высокий тип организации публичной государственной власти, которая ограничена не только действующим демократическим законодательством, но и в, первую очередь, основными правами и свободами личности. Гражданское общество и государственная власть выступают не как конкуренты, что характерно для конституционного государства, а как партнеры и союзники, поскольку налицо совпадение целей гражданского общества и государства – обеспечить права и свободы членам общества.

Государственный аппарат в правовом государстве организован в соответствии с принципом разделения властей, обеспечено верховенство правового закона, гарантирована равная ответственность общества, государства и индивида.

Оценивая состояние современной отечественной действительности, можно сделать вывод, что российское государство находится в состоянии перехода от традиционного государства к конституционному; формирование которого в России только начинается. Определение российского государства как «правового», содержащегося в ст.1 Конституции нужно рассматривать не как характеристику его современного существования, а как цель, направление дальнейшего общественного развития.

Что же касается правового государства, то на земном шаре сегодня нет такой страны, которая обладала бы признаками правового государства в достаточно полном объеме; правовое государство остается, пока лишь, мечтой человечества.

Глава 4

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Г л а в а 5

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Форма правления

Форма правления – это принципы устройства и взаимоотношений верховных (высших) органов государственной власти. По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это такое государство, где верховная власть принадлежит пожизненно, как правило, одному лицу. Эта власть переходит по наследству, т.е. носит династический характер, монарх не несет юридической ответственности за свои действия; в монархии государственная власть носит персонифицированный характер: государство отождествляется с личностью монарха, глава государства выступает как «отец нации».

Различают неограниченные (абсолютные) монархии и ограниченные.

В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти принадлежит монарху (королю, императору, султану, шаху, эмиру и т.д.). При такой форме правления монарх является не только верховным должностным лицом государства, органом его высшего внешнеполитического представительства, т.е. главой государства. В абсолютной монархии верховный правитель выступает одновременно и как главный «законотворец», и как глава исполнительной власти, и как верховный судья. Нормативные акты короля обладают наивысшей юридической силой, монарх единолично назначает и смещает министров, королевский суд является высшей судебной инстанцией, его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат. Известные выражения «государство – это я», «король творит право» и т.д. при всей метафоричности довольно точно отражают суть абсолютизма. Абсолютные монархии были достаточно распространены в древнем мире и в средние века.

Ограниченная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией страны, либо каким-то органом (парламентом, регентским советом, боярской думой и т.д.). Подавляющее большинство современных монархий–это ограниченные монархии, конституционные либо парламентарные.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит лицам, избираемым населением страны. Существенным признаком такой формы правления является дискретный (т.е. непостоянный, прерывистый) характер принадлежности верховной власти неким субъектам; избранные на определенный срок такие лица могут быть легитимно смещены, досрочно отстранены от власти или переизбраны на новый срок. Длительная история существования (а первые республики появились еще в античный период) показал


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.