Религия как феномен и социальный институт. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Религия как феномен и социальный институт.

2022-10-05 27
Религия как феномен и социальный институт. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Религия(1) особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное

(2) включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий

(3) и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Особенность религии - ее трансцендентность (выход за пределы наличного бытия). Позволяет включить мир и человека в контекст вечности, придавая смысл устройству мира и бытию людей.

А также выделение СВЯЩЕННОГО и ПРОФАННОГО. Обшей чертой религий является ТЕОДИЦЕЯ — эмоционально удовлетворяющего объяснения самых существенных проблем чел существования: появления человека, его страданий и смерти.

ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ: * группа верующих; * представление о священном, сверхъестественном; * особая система верований (вероисповедание); * особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священным); *представление об особом образе жизни, соответствующем постулатам веры.

Функции религии: (По Гарадже):

*Мировоззренческая (ответы о смысле существования);

*Компенсаторная (восполняет неудовлетворенность бытием, утешение);

*Соц самоидентификация, интегрирующая (объединение верующих)

*Регулятивная, регламентирующая, соц контроль (нормы, по к-м жить);

*Коммуникативная (солидарность верующих);

*Охранительная (поддержка религии правительства). Но мб критической.

Э. Дюркгейм. Религия – с-ма верований и обрядов, (1) относящихся к священным, т.е. отделенным от других и считающихся запретными вещам, и (2)объединяющую всех тех, кто придерживается этих верования и обрядов в одну моральную общину, называемую церковью (имеется в виду собрание верующих).

Б. Малиновский – «Магия, наука, религия», 1925 г.: Религия указывает выходы из таких ситуаций и жизненных тупиков,Души этих людей согреваются надеждой, идущей от их веры. Таким образом, задачи – сохранение конформности поведения индивида и стабильности группы, обеспечить реинтеграцию группы, преодолеть беспокойство и страх.

Редклиф-Браун «Структура и функция в примитивном обществе» (1952): считал главной функцией религии отнюдь не эмоционально-психологическое утешение индивидов; потребности общества как целого требуют прямо противоположного: верования и ритуалы должны повышать беспокойство, а не помогать избавляться от него.культивируя опасение нарушить нормы и правила, устанавливаемые культурой, религия выполняет функцию социального контроля, предотвращения девиантного поведения и тем самым - упрочения социальной интеграции и стабильности.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ. Роберт Белла «Социология религии 1968». 1)Примитивная религия исчерпывается двумя символическими форма­ми — ритуалом и мифом. 2)Архаическая. Появляется соц дифференциация. Образование жречества как спец группы. Большая дистанция. Особые ритуалы. Теперь нельзя так просто вступить в контакт с божеством. Спец культ. 3)Историческая. Ясно выражено представление о "транс­цендентном". Расцвет религий спасения. возникают религиозные организации людей, возникает "церковь". 4)Раннесовременная. протестантизм эпохи Реформации и другие похожие движения - Между человеком и богом не должно быть посредников. 5)Современная. Не религиозная организация является носителем веры, но личность, берущая на себя функцию контроля символических систем, интерпретации догм, ответственная за себя и нахождение смысла своей жизни.

Гараджа: ФОРМЫ РЕЛИГИИ: ТОТЕМИЗМ — представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений. Люди делятся на «своих» и «чужих», и вместе с этим разделением устанавливается, что можно и что нельзя. Мясо «своего» тотема нельзя употреблять в пищу, мужчины и женщины одной тотемной группы не могут вступать в брак — это табу. В процессе этой обрядности происходила социализация индивида, освоение им обычаев, традиций, навыков своей общины.

МАГИЯ — символический образ действий (колдовских обрядов), имеющих своей целью достижение конкретного результата. Это получение нужного результата особым, не «прямым» способом.

ФЕТИШ буквально значит «наделенный магической силой». Мы видим проявления фетишизма, когда пользуются для определенных целей «святой водой» или над входной дверью прибивают подкову «на счастье». Фетишами становятся как создаваемые человеком вещи, так и естественные, обладающие необычным обликом. АНИ МИЗМ — вера в существование духов и души. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать. Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.