Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальность и личность.

2022-10-05 52
Индивидуальность и личность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

взаимоотношения личности и среды нельзя воспринимать как застывшие, раз и навсегда установленные. Это непрекращающийся процесс изменения, развития, приспособления. По мысли Э. Дюркгейма, инициатива в этом процессе исходит от общества. Общество, консолидируя взаимодействующих индивидов и обобщая их опыт, формирует правильную модель поведения, которую личность должна принять как свою. Тем самым оно оказывает давление на личность, лишая ее свободы.

Современное общество развивается за счет инициативы и активности людей, является результатом их деятельности. Рассматриваемое в отрыве от действующих индивидов, оно — всего лишь абстрактная схема. Люди своей деятельностью наполняют его жизнью. По мнению М. Вебера, индивид — активное действующее начало общества, он строит отношения с окружающими на основе инициативного поиска удовлетворяющих его форм жизни. Конкретная личность автономна в том, что «примеряет» на себя предлагаемые обществом варианты, соглашается с ними или отвергает, вносит предложения по изменению. В действиях отдельного человека проявляется специфика его личности. Он зависим от общества, соотносит действия с его требованиями (это необходимо для обеспечения предсказуемости социального развития), но и общество признает за индивидом право на самый важный вид творчества — созидание своей жизни.

взаимоотношений можно описать трехзвенной формулой: поиск личности — предложение общества — выбор личностью из предложенного обществом (рис. 4)[1].

Элементы этой цепи образуют непрерывный цикл отношений, в котором каждая сторона имеет возможность учитывать взаимные интересы и потребности. При такой модели взаимоотношений достигается взаимное развитие участников процесса.

Человек — биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.

Индивид - существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

Личность как субъект и продукт социальных отношений. Социальная структураличности.

Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Личность – средоточие, своего рода центр переплетения различных социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она – социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования и проявления этой сущности. Неповторимость и индивидуальное своеобразие существования человека как личности означает: каждый человек неповторим, уникален в своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно – в умственных способностях, чувствах, в своем характере, общении, труде, не говоря уже о внешнем облике и поведении.

Единство социального и индивидуального, сущности и существования как конкретно-историческое единство противоположностей – важнейшая сущностная характеристика всякой личности.

Основными элементами психической жизни личности являются побуждения, характер, способности, мировоззрение.

Основные факторы развития личности:

1) Биологическая наследственность;

2) Физическое окружение (природная среда);

3) Культура;

4) Групповой опыт;

5) Индивидуальный опыт.

Социализация личности. Теоретические обоснования процесса социализации.

Институты и агенты социализации личности.

1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и под целенаправленным воздействием.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ:

Субъект-объектный подход

Основоположник - Э. Дюркгейм (1858-1917). Не разводил понятия «социализация» (это есть процесс воспитания ребенка по определенному образцу, основной механизм социализации – давление) и «воспитание». Воспитание понимал как давление окружающей среды на человека, которая стремится сформировать его по своему образцу с помощью своих посредников: родителей, учителей итп.

Т. Парсонс. В социализации усматривал «интернализацию культуры общества, в к-м ребенок родился, … освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли».

2. Субъект-субъектный подход.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий. Учет соц обстоятельств и тчк зрений индивидов.

Ч. Кули. Люди – зеркала; сначала любой, потом только соц значимый.

Дж.Мид. Индивид рассматривается как активный источник развития обществ

Л.Колберг указывает на необходимость не только усвоения человеком требований, ценностей общества, но и осознание им их сущностей.

3. ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. По З. Фрейду. Каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: оральная ( ребенок получает удовлетворение от жизни через рот — от приема пищи и пр.), анальная (ребенок учится ходить на горшок); фаллическая (осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможностей или ограничений); генитальная (на этой стадии дети активно выражают озабоченность проблемами половой близости).

Ж. Пиаже исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.

От рождения до 1,5-2л. Сенсомоторная стадия (форм-е способ-ти к сохранению в памяти образов предметов окр мира);

2—7. Предоперациональная (возникновение способ-й к различению предмет и символ или их значений);

7—11. Стадия конкретных операций (овладение навыками мысленного манипулирования предметами);

12—15. Стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).

Процесс познавательной адаптации ребенка. Процесс этой адаптации состоит из двух процессов – процесса АССИМИЛЯЦИИ (сохранение стабильности познавательных структур, меняется сам объект под когнитивные силы ребенка) и АККОМОДАЦИИ (ребенок меняет схему познания под ситуацию – обеспечивает переход ребенка на след этап возрастного становления).

Л. Колберг. Теория развития морального мышления. Выделил несколько уровней развития мышления ч-ка, к-й показывают степень его включенности в соц-ю с-му.

1. Доморальный уровень. Давал испытуемым задачи нравственного содержания. На этом уровне Колберг выделил две стадии: 1.1. Право СИЛЫ. Люди на этом этапе – кто сильнее, тот и прав. 1.2. Ты мне – я тебе. Самое главное – это удовлетворение собственных потребностей. А потом уже учет интересов другого человека.

2. Моральный уровень. Достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины.Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются не критично, а как истина в последней инстанции.

3. Принципиальный уровень (автономная мораль). На этом уровне люди рассуждают в соответствие с нравственными принципами, к-е обоснованы ими самими независимо от власти. Их мораль автономна от общества, от той группы, к к-й они принадлежат. Есть некие высшие принципы совести и морали, к-е не зависят от конкретного общ-ва, конкр-й сит-и.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.