Гигиена труда медработников различных специальностей. Общая хар-ка проф вредностей мед труда — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Гигиена труда медработников различных специальностей. Общая хар-ка проф вредностей мед труда

2021-06-30 24
Гигиена труда медработников различных специальностей. Общая хар-ка проф вредностей мед труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Очень часто работа хирурга протекает в неблагоприятных условиях, прежде всего это касается микроклимата операционных. Температура воздуха в операционных может достигать 27-28°С (при норме 20°С), влажность - 80% (при норме 50%), часто увеличено содержание углеки­слого газа, тяжелых ионов, микробное загрязнение. В результате неблаго­приятного температурного режима большая часть хирургов испытывает нарушение терморегуляции. Потеря жидкости за счет потоотделения составляет до 700 г за операцию и более. Бестеневая лампа вокруг себя создает неблагоприятный микроклимат с температурой на 1.5-2°С выше.Большое значение имеет применение анестезии. Это приводит к увеличению окисляемости воздуха (количеству кислорода, которое требу­ется на окисление 1 м3 воздуха), а следовательно к снижению содержания кислорода в операционной. Так при норме окисляемости 2-3 мг/м в операционных она может достигать 40 мг/м и более. Концентрация ане­стетика в воздухе во многом зависит от вида наркоза: при масочном нар­козе она повышается в 5-6 раз, при интубационном - иногда в 50-70 раз. Нервно-эмоциональное напряжение обусловлено ответственно­стью за жизнь и здоровье больного. К моментам, которые могут усили­вать нервно-эмоциональное напряжение относятся осложнения во время операций и родов, необычные операции, необходимость реанимации и др.Длительное вынужденное положение затрудняет экскурсии грудной клетки и дыхание становится учащенным и поверхностным. ЖЕЛ во время операции составляет 75 % от доопераиионной. Маска на 60 %удлиняет продолжительность вдоха и на 20 % выдоха. Это отражается на насыщении крови кислородом: во время операции оно снижается на 8-10 %. Тело хирурга во время операции наклонено на 45°, а голова - на 60-80° (в норме около 10°). Большая нагрузка падает на нижние конечности: увеличивается отек голени, стопа уплощается на 4-5 см. Перемещение крови к конечностям вызывает ишемию органов, головного мозга, что может приводить к головокружениям, головным болям. Рабочая поза во время операции способствует сдавлению органов брюшной полости.Во время операции имеет место перенапряжение анализаторов: зрительного, тактильного. Особенно сильно напрягается тактильный ана­лизатор у гинекологов, проводящих аборты.

Для оптимизации работы врачей хирургического профиля необходи­мы следующие мероприятия: I. Совершенствование производственного процесса

II. Мероприятия по оздоровлению условий труда

1. Централизованная подача анестетика, кислорода, оборудование операционных вакуумными насосами (позволяет снизить концен­трацию анестетика в среднем на 95%).

2. Нормализация микроклимата, хорошая вентиляция (как минимум +10 -8). На одного человека в операционной должно приходиться 200 м свежего воздуха в час.

III. Профилактика утомлений

 

Шум и вибрация.

 Вибрация и шум по своей физической природе явл механическими колебаниями. В последние десятилетия резко возросла возможность вредного влияния их как на работающих(производственная вибрация и шум), так и на другие слои населения(бытовой шум). Клинические обследования рабочих, подвергающиеся на производстве систематическому воздействию шума, выявили среди них большое кол- во лиц с ослаблением слуха (профессиональной тугоухостью). Установлено влияние шума на ЦНС(замедление нервных реакций, понижение внимания, работоспособности, производительности труда); на ССС. Преобладают астеновегетативные нарушения. Профилактические мероприятия по борьбе с шумом. 1) технические ср-ва борьбу с шумом: уменьшения шума от источника образования, улучшения конструкции машин, замена технологических процессов, замена звучащих деталей бесшумными и др. 2) сниже ние шума по пути распространения: звукоизоляция(резина, войлок, противошумная мастика и др.) 3) индивидуал ср-ва защиты: вкладыши, наушники, шлемы.Вибрация как профессиональная вредность пред собой механич колеб, передающиеся телу чел или отдельным его частям от источника колебания. Производственная вибрация различается: по происхождению1)местная и локальная(передаваемая ч/з руки), 2) общая(ч/з опорные поверхности сидящего или стоящего чел). В профилактике вредного действия вибрации ведущую роль принадлежит техническим мероприятиям, таким как внедрение дистанционного управления виброопасными процессами, усовершенствование ручных инструментов за счет уменьшения вибрации в источнике ее образования и по пути распространения, внедрение рационального режима труда и отдыха и др 3) Принципы построения урока, учебного дня, недели. Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. Рационально построенный режим (способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы. С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически обусловленный характер. Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению. Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому. При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 час и 16-18 час. Первый подъем более выражен по силе и длительности. Вместе с тем есть дети с одновершинным дневным подъемом работоспособности или с многовершинным вариантом. В ночное время функции всех систем выражены на минимальном уровне. Пребывание на воздухе, как мощный оздоровительный фактор, для школьника желательно разбить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа. Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшая двигательный компонент режима.

 

70.. Гигиенические требования к помещениям

Санитарно-гигиенические требования к зданиям по производству какой-либо продукции сводятся в сущности к созданию в них благоприятных для здоровья условий работы, а также удовлетворению всех гигиенических потребностей. Перечислим основные из них.

1) В производственных помещениях следует принять меры защиты от проникновения грызунов и насекомых. Для примера: плотные двери, заделывание всех отверстий вокруг различных коммуникаций, металлические сетки на вентиляционных отверстиях.

2) Полы помещений для производства должны быть выполнены из прочного материала и иметь твердую и нескользкую поверхность.

3) Организации, которые производят БАД, должны обладать достаточными площадями для работ в хороших гигиенических условиях. Планировки помещений должны полностью исключать загрязнение продукции.

4) Все кабели и трубы должны быть аккуратно зашиты и утоплены в поверхностях стен.

5) Внутренние стены должны обладать гладкой поверхностью, устойчивой к ударам и действию воды. Они должны быть облицованы специальной глазурованной плиткой или выкрашены в светлый цвет и без особого труда подвергаться мойке. Потолки также следует окрашивать в светлый цвет и делать водостойкими.

6) Планировка производственных помещений должна обеспечивать поточность всех выполняемых технологических процессов, а также полностью исключать возможность пересечения полуфабрикатов, отходов, грузопотоков сырья с грузопотоком готовой продукции.

7) При появлении плесени в производственных помещениях следует очистить и окрасить красками с разрешенными фунгицидными препаратами места ее возникновения.

8) Для хранения дезинфицирующих и моющих средств, а также уборочного инвентаря следует использовать отдельные кладовые и шкафы.

9) При наличии вентиляции разрешается размещать в подвалах помещения для складов, холодильные камеры, бытовые помещения, в соответствии со строительных нормами.

10) Должны быть предусмотрены раковины с холодной и горячей водой, снабженные мылом, одноразовыми полотенцами, дезинфицирующим раствором.

11) Помещения, где производятся биологически активные добавки на основе разнообразных пробиотических микроорганизмов, должны быть загерметизированны. Поверхности в помещении должны быть пригодными для дезинфекции и не иметь никаких трещин и других дефектов.

12) В помещениях для производства должны быть установлены бачки для мусора, с педалями и крышками, а также специальные емкости, изготовленные из полимерного материала, для сбора санитарного брака. Все емкости следует очищать каждый день, а также дезинфицировать и промывать моющими средствами. Не допускается хранение в помещениях для производства оборудования, инвентаря и отходов, которые не используются в рабочем процессе.

 

Режим дня.

Принципы построения режима дня:

* характер и длительность любой деятельности должны соответствовать особенностям ЦНС и не превышать возможности работоспособности; * все компоненты режима дня должны быть чётко регламентированы и рационально распределены в течение суток; * достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; * гигиенически полноценный сон; * регулярное питание; * достаточный двигательной активности; * режим дня должен соответствовать АФО ребёнка; * индивидуальный подход к организации режима дня с учётом состояния здоровья и индивидуального типа биоритмов; * невозможность частой смены режима.

Два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня:

1. адекватная физическая подвижность. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект — торможение роста. Поэтому врачи должны постоянно

контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

2. достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи воспитания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и

явлениями, воспитания художественного вкуса. Дети приучаются к выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовой деятельности, большей самостоятельности в самообслуживании. В средней и старшей группах должна проводиться большая работа по подготовке детей к обучению.

Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю - 4-5 лет, старшую - 5-6 лет и подготовительную - 6-7 лет

Программами воспитания и обучения в детском саду предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе - 10 занятий в неделю по 10-15 мин; в средней - 10 занятий в неделю по 20 мин; в старшей - 15 занятий в неделю по 20-25 мин; в подготовительной - 19 занятий в неделю по 25-30 мин.

Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Сравнительно с более старшими группами малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3-4 ч, а летом - весь день.

В режиме детей средней группы длительность организованных занятий увеличивается и характер их несколько усложняется.

С детьми старшей группы ежедневно проводится 2-3 занятия. Все свободное время: до завтрака, на прогулках и особенно во 2-й половине дня после дневного сна - отводится для игр, т.е. деятельности, присущей психофизиологической природе ребенка дошкольного возраста. В связи с этим и процесс воспитания в детском саду строится на основе игровой деятельности детей. В подготовительной группе обязательные занятия удлиняются и усложняются.

Для игровой деятельности отводится время утром (до завтрака), во время прогулок в 1-й и 2-й половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактические. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости.

Особое значение имеют игры и прогулки на воздухе. Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от климатических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе. В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в 1-й и 2-й половинах дня, общая продолжительность пребывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.

Дети дошкольного возраста учатся выполнять несложные обязанности. Их трудовое воспитание складывается из самообслуживания, посильного участия в поддержании чистоты и порядка в групповом помещении и на участке, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и животными в живом уголке (кролики, белки и др.). Дети с интересом и удовольствием занимаются такой деятельностью, но она все же утомляет их. Поэтому интенсивная деятельность (вскапывание грядок, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна продолжаться у детей средней группы не более 7-10 мин в день, у детей старшей группы - 15 мин. Продолжительность более легкой деятельности хозяйственно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть до 25-50 мин. В младшей группе дети выполняют более простые действия и в течение более короткого времени.

При пребывании детей в детском саду круглосуточно вечерние игры и прогулка продолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинают и в 20 ч

(в подготовительной группе в 20 ч 30 мин) ложатся спать. Летом, когда темнеет позже, укладывание во всех группах отодвигается до 20 ч 30 мин. Подъем детей при круглосуточном пребывании в детском саду осуществляется в 8 ч (летом в 7 ч 30 мин). Время от подъема до завтрака заполняется утренней гимнастикой, туалетом, играми. Для приходящих детей это дополняется обязательным ежедневным профилактическим осмотром.

Физиологической основой режима дня является динамический стереотип – это цепь условных рефлексов сигналом для начала следующей деятельности является либо время начала следующей, либо окончание предыдущей деятельности.

Режим дня детей в соответствии с возрастом включает следующие компоненты:

1. Режим питания (интервалы между приёмами, кратность);

2. Время пребывания на воздухе в течении дня;

3. Продолжительность и кратность сна;

4. Продолжительность и место обязательных занятий в ДДУ и дома;

5. Свободное время реб-ка для обеспечения двигательной акт-ти по собственному выбору.

Принципы построения режима дня:

1. учёт состояния здоровья детей;

2. учёт возрастных особенностей детей.

3. учёт сезонности (время года);

4. учёт климатических условий данной местности.

Правильно организованный режим дня создаёт бодрое настроение, интерес к играм и творческой деятельности.

Первые месяцы жизни центральная нервная система отличается функ-ой слабостью. Многие внешние раздражители являются сверхсильными для нервной спечем и ребенка и вызывают ее быстрое истощение. И в связи с этим на активное бодрствование ребенка отводится незначительное время (5—7 ч) и через каждые 2 ч ребенок засыпает.

В дальнейшем бодрствования увеличивается и соответственно этому уменьшается частота и длительность дневного сна. Кроме того, уменьшается и число приемов пищи: от 6 раз в сутки до 4 раз. Во время пребывания в детских яслях дети несколько раз переходят на новый режим.

Особенностью высшей нервной деятельности детей первых 3 лет является также преобладание процессов возбуждения на процессами торможения. Ребенка значительно легче научить какому-либо действию, чем тому, как воздержаться от действия.

У детей преддошкольного возраста отмечены сравнительно быстрое образование положительных условных рефлексов и трудность их переделки. Резкие изменения окружающих условий, нарушение установленного порядка жизни могут привести к срыву высшей нервной деятельности, проявляющемуся нарушением поведения, расстройством сна, отказом от еды. Такие явления наблюдаются нередко при госпитализации, а также в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении. При организации режима дня детей раннего возраста необходимо учитывать и сравнительно малую подвижность, определенную инертность нервных процессов. Выражается это в трудности перехода от одной деятельности к другой.

Кроме указанных особенностей функционирования нервной системы, недостаточная регулирующая роль коры больших полушарий в деятельности подкорковых отделов мозга. В связи с этим поведение ребенка находится в большой зависимости от удовлетворения его органических потребностей — утоления голода, необходимости сна

Главными компонентами режима дня детей преддошкольного возраста являются кормление, сон и бодрствование.

В 1-й месяц жизни у ребенка отсутствует правильный ритм сна и бодрствования. Сон недостаточной глубиной. Бодрствование поддерживается в основном раздражениями, действующими на интерорецепторы. Во время приема пищи активность поддерживается пищевым возбуждением и сосательными движениями. После насыщения ребенок быстро засыпает. Внешние раздражители вследствие недостаточного развития клеток коры большого мозга не воспринимаются.

При правильной жизни ребенка уже к концу первого месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. Ребенок прислушивается к звукам, смотрит на окружающие предметы. Для поддержания его активного состояния необходимы эмоциональные воздействия: разговор взрослого, перемена положения, выкладывание в манеж и др.

Активное бодрствование способствует наступлению глубокого и спокойного сна. Наиболее благоприятное влияние на глубину сна оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна.

Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей первого года жизни должна составлять не менее 5—6 ч и сутки.

Для детей первого года жизни рациональна такая последовательность: сон — кормление — бодрствование. Сразу же после сна необходимо удовлетворить потребность ребенка в еде. К моменту пробуждения вновь возникает возбуждение пищевого центра, ребенок активно и с аппетитом ест. В более старшем возрасте, когда главным жизни становится не еда, переходит на другую последовательность: сон— бодрствование — кормление. Бодрствование заполняется играми, сначала в манеже, а затем все усложняется. Самостоятельная деятельность ребенка должна сменяться индивидуальным общением со взрослыми.

Существенное значение имеет пребывание на свежем воздухе. Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки. Летом все игры и занятия проводятся на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день.

На протяжении первых 3 лет жизни режим дня должен меняться несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

При построении режима дня для учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течении дня имеет 2 подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: 8-12 ч. и в 16-18 ч. 1-й подъем гораздо выше и продолжительнее 2-го.

Компоненты режима дня для детей младшего школьного возраста:

1. Учебные занятия в школе и дома

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом.

Домашние задания должны проводиться во время подъема работоспособности (или после обеда и достаточного отдыха). Продолжительность: в 1-м классе – 1 ч. 2-м – 1,5 ч. 3-4-м – 2 ч.

2. Отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе

Лучше всего отдыхать на свежем воздухе (активация обменных процессов, благотворное влияние на рост и развитие). Время пребывания на свежем воздухе для детей младшего школьного возраста должно составлять не менее 3-3,5 ч.

3. Регулярное и достаточное питание

4. Гигиенически полноценный сон

5. Время для свободных занятий по собственному выбору ребенка (спортивные, творческие секции)

6. Время для самообслуживания и гигиенических процедур.

Должно составлять для школьников младшего школьного возраста 1-1,5 ч. Лучше всего этот период определить во время спада физиологических функций. Не рекомендуется участие школьников более чем в 2-х кружках. Продолжительность общественно полезного труда не должна единовременно превышать для учащихся 1-4 классов 30 минут


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.