Гигиена умственного труда. Профилактические меры. (Вопрос, по которому на всех сайтах просто льется вода.) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Гигиена умственного труда. Профилактические меры. (Вопрос, по которому на всех сайтах просто льется вода.)

2021-06-30 36
Гигиена умственного труда. Профилактические меры. (Вопрос, по которому на всех сайтах просто льется вода.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оценивают по изменению функциональных показателей: АД, пульс, ЧДД, объем вдоха.

По переработонной информации
% врем затрач на умствен труд
новизна решающих задач
массштаб решаемых задач
Условия: 1 кл. оптимальных условий труда= сохр здоровья и + повыш работоспособ
2 кл. допускаемых: параметры не превышающий ур. Гипоксии, при работе могут возникнуть функциональные отклонения, кот нормализуются в период отдыха)

3кл вредные условия труда: 4 стадии вредности: 1- при работе возникают обратимые изменения функциональных параметров, 2- нач ст проф паталогии 3- проф пат ср тяж, увеличение общесоматической патологии, 4- инвалидизация
4 кл — опасные условия труда (есть угроза смерти рабочего)

Выделяют три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности называют «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов – это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5–2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5–2 ч, а при третьем виде умственной деятельности – через 40–50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5–10–минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18–22°, а относительная влажность–50–70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25–27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем.

Для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно–гигиенические исследования установили, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15–0,45 %, т. е. увеличивается в 5–15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.

Все это говорит о необходимости проветривать аудитории.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40–50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75–80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию.

На столе желательно иметь пюпитр–подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так и после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха.

 

Гигиена: содержание, задачи, методы.

Гигиена- наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Предметом изучения гигиены являются закономерности влияния внешней среды на здоровье людей, а объектом исследования- человек – внешняя среда.

Основная задача гигиены- предотвращение заболеваний населения, оздоровление условий труда и быта, охрана и оздоровление окружающей среды.

Задачи гигиены:

-разработка основ санитарного законодательства;

-контроль за выполнением требований сан. законодательства (осн закон РФ «федзакон о санэпид благополучия населения 1992г)

-разработка основ предупредительного и текущего сан. надзора

-научное обоснование гигиенических нормативов для населенных мест, промышленных объектов, воды, воздуха, продуктов питания, строительных материалов, предметов одежды, обуви и материалов для их изготовления.

-гигиен регламентирование условий труда и отдых человека

-сан. экспертиза качества воды, продуктов питания, предметов бытового обихода.

Связь с другими науками:

-эпидемиология, общественное здоровье и здравоохранение

-Клин. Дисциплины (терапия, подростковая медицина, педиатрия, токсикология)

-Дисциплины медико-биол. и естественно-науч. профилей (биология, физика, химия, патофизиология и др.)

Методы исследования, используемые в гигиене:

1) Гигиеническое обследование, анкетирование и наблюдение

2) Лабораторные методы (физические, химические, физиологические, б/х)

3) Экспериментальные методы (токсикологические, бактериологич., радиологич.)

4) Санитарно-статистические методы.

Разделы Гигиены: коммунальная, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена труда, радиационная гигиена, гигиена населенных мест, военная гигиена, гигиена катастроф, космическая гигиена и др.

Научно-исследовательские учреждения в РФ, их роль в развитии гигиены.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека включает:

· Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии с территориальными учреждениями по субъектам РФ

· Территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам РФ

· Научно-исследовательские институты, противочумные и дезинфекционные станции, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

Основной целью деятельности органов, предприятий и учреждений госсанэпидслужбы Российской Федерации в современных условиях являются обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье. Важнейшей функцией этих учреждений остается санитарно-эпидемиологический надзор, включающий в себя:

· наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания -социально-гигиенический мониторинг;

· выявление и установление причин, факторов и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, а также других массовых заболеваний людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований установление причинно-следственных связей между нарушением здоровья и средой обитания человека;

·  принятие в пределах своей компетенции обязательных для выполнения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами решений по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

·  контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, выдача по их результатам заключения в форме гигиенического сертификата;

·  применение мер административного принуждения при выявлении санитарных правонарушений, а также передача дел о привлечении лиц, совершивших такие правонарушения, к дисциплинарной и уголовной ответственности;

·  ведение государственного учета инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, других заболеваний и отравлений, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, на основании регистрации случаев таких заболеваний в учреждениях здравоохранения и результатов санитарно-эпидемиологических расследований, а также данных, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку.

 Система обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предусматривает исследование влияния различных факторов среды на здоровье населения, осуществляемое научными гигиеническими и эпидемиологическими учреждениями; гигиеническое нормирование факторов среды обитания человека, предупреждающее неблагоприятное воздействие их на здоровье населения; обязательное выполнение гигиенических норм и правил всеми должностными лицами и гражданами;


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.