Беседа «Что т ы знаешь о ветеранах Великой Отечественной войны?». — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Беседа «Что т ы знаешь о ветеранах Великой Отечественной войны?».

2021-06-30 37
Беседа «Что т ы знаешь о ветеранах Великой Отечественной войны?». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Беседа «Что ты знаешь о ветеранах Великой Отечественной войны?».

2.Акция «Пожелание ветерану» - адресные поздравления ветеранов Великой Отечественной войны и детей войны.

 

Беседа «Что т ы знаешь о ветеранах Великой Отечественной войны?».

- Ребята, наступила 76-я весна со дня Великой Победы над фашистскими захватчиками нашей Родины. Но наша память хранит воспоминания участников Великой Отечественной войны и детей войны. Мы обязаны передавать эту память из поколения в поколение. Так, как это святыня нашей великой Земли.

-«Нет у нас семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Вам рассказывали ваши дедушки, бабушки о тех суровых годах. Поделитесь их воспоминаниями с нами, и пусть это будет нашим общим достоянием.

- А ветеранам есть о чём нам рассказать. Но, к сожалению, их становится всё меньше и меньше.

 Рассказ ветерана

Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, — живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!

Владимир Степанов.

Воспоминания участников Великой Отечественной Войны

Тарасов Борис Федорович

Вспоминает Борис Федорович Тарасов, 97 лет, участник парада Победы на Красной площади в 1945 году, кавалер двух орденов Боевого Красного знамени, ордена «Отечественной войны» I степени, ордена «Отечественной войны» 2 степени, ордена «Красной Звезды», орденов союзных держав, награжден 39 медалями, в т.ч. «За боевые заслуги». Прослужил в армии 35 лет. Потом занимался общественной работой в ветеранских организациях. За проведение военно- патриотической работы среди школьников награжден знаком «Почетный Ветеран города Москвы».

«Я родился в селе Архангельское, Истринского района Московской области. После окончания школы поступил в Подольское военное училище, а в июне 1941 года меня перевели в Рижское военно-пехотное училище.

В мае 1942 года три тысячи выпускников училища направили на передовую под Воронеж. И там еще до начала боя мы столкнулись с изменой: на узловой станции Курбатово скопилось 13 эшелонов, и предатели стали сигнализировать немецкой авиации. На нас полетела целая армада самолетов. От эшелонов ничего не осталось, а из всех курсантов из-под обстрела вышли единицы.

Потом меня назначили командиром стрелковой роты, я участвовал в жесточайших боях Курской битвы, в том числе и в крупнейшем танковом сражении под Прохоровкой. Потом освобождал Белгород, Днепропетровск, Днепродзержинск, Павлоград, Кривой Рог, Кишинев, выгонял врага из Румынии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. В 22 года получил звание капитана. Мне поручили командование усиленным стрелковым батальоном.

В конце 1944 года мы с тяжелыми боями захватили венгерский парламент, а в феврале 1945 года в числе первых ворвались в Королевский дворец в Будапеште. В апреле 1945 года мы взяли Вену. А за взятие дворца и здания парламента венгерское правительство наградило меня автомобилем «Опель», саблей, верховой лошадью и породистой собакой. Все это имущество я передал тыловым службам.

ИГНАТ СЕРГЕЕВИЧ АРТЕМЕНКО

Игнат Сергеевич родился в июле 1926 года в Быховском районе, Могилевской обл., Белорусской ССР.

Ему исполнилось 15 лет, когда началась Великая Отечественная война. Немцы пришли в их деревню 12 июля 1941 г. К этому времени жителей эвакуировали за 10 км на восток, но в августе и туда пришли враги. Семья Артемьенко решила вернуться в родную деревню, там остался дом, устроенный быт. Но это был тяжелый путь. Мосты и переправы взорваны, дороги разбиты, кругом разруха. Немцы нигде не задерживались, они рвались к Москве. А в оставленных ими городах устанавливали «новый порядок», который должны были поддерживать немецкая комендатура и полицаи из числа местных жителей.

Советская армия отступала, везде рядом с убитыми валялись ружья, патроны. Переправа через реку Днепр была взорвана. Солдаты, отступая, переправлялись через Днепр вплавь. Кто не умел плавать, тонул вместе с винтовками и всем своим нехитрым снаряжением.

Вернувшиеся домой жители хоронили убитых, а мальчишки собирали оружие и патроны. Прятали их от взрослых и мечтали о том, как оно пригодиться в борьбе с фашистами. Появившиеся партизаны призывали местных жителей сдавать оружие им, и Игнат Сергеевич сдал все свои оружейные запасы партизанам. Но и немцы не дремали, ходили по домам и требовали, чтобы все сдавали оружие. Из-за этого оружия и у нашего героя в 1942 году произошла первая встреча с немцами. В один из ранних весенних дней, мать пошла доить корову, примерно в 4 утра, и ахнула, увидев, что дом окружили немцы и полицаи готовятся к штурму. Бежать было некуда, дом окружен. Подростка арестовали и увезли в комендатуру. Там начались допросы, очные ставки, перекрестные допросы со свидетелями. Как вспоминает сейчас Игнат Сергеевич, он понял кто его сдал. Это был его сосед – полицай, который видел, как местные ребята сдавали партизанам оружие и хотели попасть в партизанский отряд, чтобы Родину защищать. Этого предателя позже убили партизаны, и поэтому, наш герой понял, что явного свидетеля нет в живых и можно все отрицать. Его версию поддержал и другой свидетель, который был приглашен на перекрестный допрос. Но немцы не верили рассказам русских и решили отвести всех арестованных и подозреваемых в тюрьму для дальнейшего допроса. Представился случай сбежать от конвоированных. Проходя по поселку, увидел играющих в футбол ребят, сбросил с себя куртку, чтоб она не выдала его, побежал в толпу игроков и скрылся в лесу. Какое-то время скрывался в лесу, через местного пастуха мать передавала еду и новости деревни. Из них узнал, что мужчины и парни уходят в партизаны, и наш герой стал искать их, и нашел. Помогал партизанам, ходил по их заданию в разведку, вот так по наводке Игната Сергеевича в соседней деревне был взорван полицейский участок с группой полицаев. Были и другие задания партизан по уничтожению «власовцев». Мальчишку приметил командир и взял его в отряд.

Вот так в 1943 году партизаном отряда Быховской бригады Игнат Сергеевич начал свой боевой путь, участвовал в боях за освобождение Белоруссии, в Харьковском сражении. Немеркнущей славой покрыли себя партизаны Быховщины в годы Великой Отечественной войны.

В 1944 году при форсировании Днепра партизанский отряд соединился с регулярной Армией. А дальше воевал в составе регулярного 2-го Белорусского фронта. На Одере на переправе у железной насыпи попал под жесточайший обстрел, получил осколочное ранение в позвоночник. Почти полгода провел в госпиталях, вышел инвалидом, но не списали, направили в строевую часть, надо было Родину защищать.

Куда судьба только не посылала нашего героя: Литва, Польша, Германия. Для многих война уже кончилась, а Игнат Сергеевич попадает в стрелковый полк, в маршевую роту Германии. Отслужил в Германии 6 лет, закончил офицерские курсы, и только в 1952 году был направлен в Москву, сначала в учебный авиационный полк, а потом в военно-воздушные силы. 39 лет Игнат Сергеевич служил в Армии. За годы службы было и тяжело, и страшно, но защищать Родину надо было.

Ушел в отставку полковником, еще 25 лет служил Родине на гражданской службе в военной промышленности, и только в 1982 году уволился.

И сейчас он обращается к молодежи и взрослым со словами: «Знайте и помните, Родину всегда надо защищать!».

Панферова Клара Петровна

На Рождество в лагерь приехали представители организации Красный крест. Детям выдали по одному грецкому ореху, мандарину и яблоку. Весной 1945 года советские солдаты освободили лагерь. На всю жизнь Клара запомнила солдата, у которого она сидела на коленях, а тот кормил ее хлебом и сгущенным молоком. А затем началось возвращение домой. Колонну бывших узников вел русский солдат проводник. Шли по улицам Берлина мимо рейхстага. На земле были разброшены вещи немецких жителей, которые спасались бегством из города. Старшая сестра нашла вещи и надела на девочек. Кларе досталась бархатная курточка и туфельки. Очень понравилась девочке детская коляска с красивой куклой. Как только сестра не уговаривала не брать их, девочка все равно везла коляску впереди себя. Так и шли домой долгие недели.

Родной город Псков почти весь был разрушен. Дома были в руинах. Жить негде. Спустя некоторое время сестренкам дали жилье в деревне. Ежедневно им выдавали по 0,5 литра молока, масло и хлеб по карточкам. Хлеб был клейкий, как глина, невкусный, его невозможно было разрезать ножом. В пищу добавляли траву подорожник, лебеду, щавель, липовые листья.

Дедушка и отец работали на железной дороге. Мама, Новикова Екатерина Ермолаевна (1920 года рождения), с 16-ти лет работала инструктором в райкоме партии, позже окончила партийные курсы и доросла до должности второго секретаря райкома. Далее, с созданием Совнархозов, была переведена в город Омск в райком партии на руководящую должность. В связи с ликвидацией Совнархоза была там же переведена на должность начальника отдела по работе с населением по жалобам.

Бабушка не работала, т.к. в 1941 году помимо нашей семьи, в нашу комнату приехали две сестры мамы с детьми погодками: мне было годик, двоюродному брату – 6 месяцев, сестренке – 1,5 года. Вот в таких условиях мы прожили несколько лет. Но насколько помню, жили дружно. Две мои тети устроились на работу, а с нами занималась бабушка. И как она только управлялась, имея при этом и хозяйство (корову, кур, кабана и две овцы) просто сейчас не понимаю! Когда мы подросли, определили нас в детский садик. Деда до сих пор хорошо помню, он был атеистом, коммунистом. Дед был очень добрым, просыпался очень рано, а ложился ли он спать, просто не знаю, видимо, поэтому он так мало прожил всего 51 год. Сам заготавливал сено, сажал картофель.

Детский годы вспоминаю с упоением, детсад помню до сих пор, помню свою воспитательницу. Много читала она нам книжек, и мы как гусята ходили около неё (не могу припомнить, что бы кто-то не любил слушать её чтение книжек).

Школа у нас была двухэтажная, деревянная, было печное отопление, но не помню, чтобы мы замерзали. Была дисциплина, в школу приходили все в одинаковой форме (качество материала было у всех разное), но они были все с воротничками. Это как-то приучало к опрятности и чистоте, было установлено поочередное дежурство самих школьников, утром проверялась чистота рук, наличие белого воротничка и манжетов на рукавах у девочек, а у мальчиков обязательно наличие белого подворотничка. Были в школе кружки: танцев, гимнастики, театральный кружок, хоровое пение. Большое внимание уделялось физкультуре. Когда я была уже на пенсии, носила на урок физкультуры лыжи своему внуку, вот тогда-то особенно вспомнились послевоенные 1949 годы. Как же так, в этой школе умудрялись выделить специальный зал для ухоженных лыж, которые стояли по парам вдоль стен и всем их хватало. Нас приучали к порядку, прошел урок надо их обтереть и поставить в ячейку, где ты их взял. И это здорово!

Ещё вспоминается по-доброму, что с 8-го класса нас два раза в неделю водили на большой завод имени Баранова. Этот завод был эвакуирован в годы войны из Запорожья. Завод-гигант, обучали там нас работе на станках, и девочек и мальчиков. Ходили с большим удовольствием. Лекций по работе на них практически не было, но обучение самих станочников, т. е. практика, многому научила.

По окончанию десятилетки стал вопрос куда пойти. Так получилось, что с 1951 года мама одна воспитывала нас двоих. Родной брат Володя учился в третьем классе, и я понимала, что надо помогать. Пошла после школы на этот завод и меня взяли на работу контролером в лабораторию по проверке точных инструментов. Работа нравилась, была ответственная, проверяли калибры, скобы, штангель-циркули и много точных измерительных приборов на микроскопах. Ставили свое клеймо и «парафинели» (в жидком горячем парафине) на каждое изделие. Запах парафина до сего времени помню. Одновременно сразу поступила на этом же заводе на вечернее отделение авиационного техникума. Заканчивала его и диплом получала уже в Ленинграде. Очень нравилась работа, но время берёт своё. Через два года вышла замуж за выпускника Вильнюсского радиотехнического военного училища Саваровского Юрия Семеновича 1937 г. р. Знакомы мы были с ним давно: я училась ещё в школе, а он учился в военном училище Вильнюса.

Сам он из Омска и приезжал ежегодно на каникулы. Гарнизон, куда его направили служить после училища, в этот момент был перебазирован в поселок Токсово – пригород Ленинграда, куда я с ним и уехала. В 1961 году у нас родилась дочь Ирина. Прожили мы в Выборгском районе Ленинграда почти 11 лет. Я окончила Политехнический институт, а Юра Академию связи. Было удобно, как раз недалеко от нас. По окончании Академии в 1971 году муж был направлен в Москву, где мы и проживаем до настоящего времени.

По окончании службы в армии по состоянию здоровья в звании подполковника муж был демобилизован из армии. Говорят, если есть талант у человека, то он талантлив во всем. И это действительно так! Окончив школу, училище, академию только с прекрасными оценками, мой муж нашел себя в творчестве.

В Ленинграде я работала на заводе в должности мастера цеха, участка. По приезде в Москву работала на Электрохимическом заводе старшим мастером участка, старшим инженером Всесоюзного промышленного объединения Министерства химического машиностроения. Награждена множеством почетных грамот и медалью «Ветеран труда».

Работаю в общественной организации ветеранов войны, труда, правоохранительных органов. Начала свою деятельность с члена актива первичной организации №1. В 2012 году была избрана на должность председателя первичной организации ПО №1, в связи со знанием работы на компьютере по просьбе председателя районного Совета ветеранов Вишневского Г.С. переведена ответственным секретарем-оператором в районный Совет ветеранов, где и работаю по сей день. Награждена грамотами от главы Управы района, председателя РСВ, председателя СВ СВАО, главы муниципалитета района Южное Медведково, председателя Московской городской Думы.

Когда началась война, я гостила у родственников отца на Украине в небольшом городе Шостка. Фронт быстро приближался. Начались тревоги днем и ночью. По сигналу тревоги надо было бежать прятаться в погреб. Вот уже горизонт окрашен в багровый цвет и слышен постоянный гул. Звучат близкие звонкие взрывы. Это взрывают предприятия, чтобы не достались врагу. А мы никак не можем эвакуироваться: нет никакого транспорта. Состояние тревоги передается от взрослых детям. Наконец, разрешено погрузиться на открытые товарные вагоны, доверху наполненные зерном.

Путь до Москвы был долгим и трудным: разбомбленные дорожные пути, обстрел немецкими летчиками, возвращающимися на бреющем полете на базу, паровозные искры, прожигающие дырочки на одежде, отсутствие укрытия от пронизывающего ветра и дождя, проблемы с водой и питанием.

Когда стало понятно, что наши вагоны уже несколько дней гоняют по кольцевой железной дороге вокруг Москвы, покидаем наше временное жилье, с трудом пробираемся в Москву находим отца, который мобилизован на подготовку к эвакуации оборонного завода. Он отправляет нас догонять маму с младшими сестрами и братом, которые согласно распоряжению городского руководства, были уже отправлены в эвакуацию.

Занятия проходили в одноэтажном деревянном здании, похожем на барак, видимо недавно построенном, так как не было вокруг никакой растительности, даже забора и просто благоустроенного двора. Помню рыжую глину, налипавшую на обувь и делавшую ее тяжелой. Зимой топили плохо. Было холодно, а может знобко от голода. Так как эвакуированные все прибывали, город перестал справляться со снабжением по карточкам, начался голод. Есть хотелось все время. Летом было легче. Вместе с другими ребятами можно было пойти на старое кладбище, где найти какие-нибудь съедобные растения. Кислицу, хвощ, молодые еловые побеги, просто поживать хвоинки или липовых листочков. Можно летом было набрать кружку лекарственной ромашки, отнести в госпиталь, за что получить порцию серой каши, подслащенной сахаром. Мама с другими женщинами ездила в ближайшую деревню менять вещи на что-нибудь съедобное.

Основной едой был начищенный овес, который надо было долго варить, чтобы поучилось и первое и второе. Если везло, в меню включали «тошнотики», блюдо похожее на котлеты, которое делали из мерзлой картошки.

На уроках часто сидели в верхней одежде, так как топили плохо. Учебников не хватало. Занимались по очереди или группами. Тетради сшивали из газет или писали перьями, чернила носили в чернильницах-непроливашках.

В 1944 году вместе с родителями вернулись в Москву. В Москве было не так голодно. Продуктовые карточки давали регулярно. Жили в заводском бараке до 1956 года, так как нашу довоенную жилплощадь, несмотря на бронь, заняли другие люди.

Московская школа мне очень понравилась. Это было типовое здание, из серого кирпича. В четыре этажа с широкими окнами. Просторно и светло. Классы убирали сами, дежуря по графику. Учителя относились к нам по-доброму. Преподаватель, ведущий первый урок, всегда начинал с рассказа о фронтовых новостях, они уже были радостные. Армия победно продвигалась на запад. На большой карте в кабинете истории все больше было красных флажков, которыми отмечали освобожденные города. На первой большой перемене в класс приносили сладкий чай и булочку. Учебников тоже не хватало, и по-прежнему по одной книге занималось несколько человек, но мы не ссорились, помогали друг другу, более успешные ученики помогали отстающим. На партах стояли такие же непроливашки, но писали уже в настоящих тетрадях. В классе было по 40 чел. занимались в три смены.

На занятия надо было ходить в форме, в нашей школе она была синего цвета. К темно-синему платью полагался черный фартук и темные ленты, по праздникам белый фартук и белые ленты. Даже в гости в мужскую школу на совместные вечера нужно было идти в этой праздничной форме.

В школе была пионерская и комсомольская организации. Прием в них проходил торжественно и празднично. Через эти организации проводилась внеклассная воспитательная работа. Комсомольцы работали отрядными пионервожатыми, организовывали игры на переменках с малышами. Старшеклассникам полагалось на перемене ходить парами по кругу. За таким порядком следили дежурные учителя.

И вот наступил самый радостный день – День Победы. Вместе со всеми я тоже радовалась этому всенародному празднику. Было праздничное мероприятие в школе, пели любимые военные песни, читали стихи о подвигах наших солдат.

В 1948 году после окончания семи классов, получив по тем временам неполное среднее образование, я поступила в Московское педагогическое училище, так как надо было скорее получать профессию и помогать родителям поднимать младших детей.

Отработав по распределению три года, перешла на работу по профессии учитель начальных классов в школу № 447 и продолжала учиться на вечернем отделении МЗПИ. С сентября 1957 года после окончания института работала в средней школе учителем русского языка и литературы. До сентября 1966 года в школе №440 Первомайского района. По болезни с сентября 1966 года переведена на работу методиста в Первомайский РОНО.

Я любила свою работу. Стремилась использовать новейшие формы и методы, добиваясь от каждого ученика знания программного материала. Одновременно как классный руководитель много внимания уделяла общему развитию своих учеников, организовывала посещения музеев, театров, выставок, походы по местам боевой славы, по памятным местам Подмосковья. Была инициатором разных школьных начинаний. Так, во дворе школы №440 Первомайского района до сих пор стоит обелиск в память учеников, погибших в боях за родину, который был установлен по моему предложению и активному участию.

Моя профессиональная деятельность неоднократно отмечалась грамотами органами народного образования различного уровня. В апреле 1984 года была награждена медалью «Ветеран труда». В июле 1985 года было присвоено звание «Отличник народного просвещения РСФСР». В 1997 году получила медаль 850-летия Москвы.

Одновременно с преподаванием активно участвовала в общественной работе. С 1948 по 1959 годы состояла в рядах ВЛКСМ, была бессменным секретарем комсомольской школьной организации, с сентября 1960 года до роспуска партии была членом КПСС.

С августа 2006 года включилась в работу Совета ветеранов. Первые полгода была в активе первичной организации №3, потом была приглашена в районный Совет на должность председателя социальной бытовой комиссии. В настоящее время возглавляю медицинскую комиссию. С июня 2012 года имею памятный знак «Почетный ветеран Москвы».

Дубнов Виталий Иванович

Председатель

Совета ветеранов района Южное Медведково

Я, Дубнов Виталий Иванович, родился 5 октября 1940 года в городе Лесозаводске Приморского края. После победы СССР над Японией и освобождения Южного Сахалина переехал в составе семьи на Сахалин, куда направили отца начальником строительства сухого дока для ремонта кораблей в г.Невельск.

В городе Невельск окончил среднюю школу и в 1958 году поступил в Томский Государственный Университет на Физический факультет.

После окончания университета в 1964 году был направлен на работу инженером на предприятие оборонной промышленности Москвы. В 1992 году был назначен Главным инженером на одном из предприятий научного производственного объединения «Энергия» в г. Москве.

В период работы в оборонной промышленности удостоен государственных и правительственных наград: Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден медалью «За трудовое отличие», Приказом министра присвоено звание «Лучший руководитель испытаний министерства».

План

1. Беседа «Что ты знаешь о ветеранах Великой Отечественной войны?».

2.Акция «Пожелание ветерану» - адресные поздравления ветеранов Великой Отечественной войны и детей войны.

 

Беседа «Что т ы знаешь о ветеранах Великой Отечественной войны?».

- Ребята, наступила 76-я весна со дня Великой Победы над фашистскими захватчиками нашей Родины. Но наша память хранит воспоминания участников Великой Отечественной войны и детей войны. Мы обязаны передавать эту память из поколения в поколение. Так, как это святыня нашей великой Земли.

-«Нет у нас семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Вам рассказывали ваши дедушки, бабушки о тех суровых годах. Поделитесь их воспоминаниями с нами, и пусть это будет нашим общим достоянием.

- А ветеранам есть о чём нам рассказать. Но, к сожалению, их становится всё меньше и меньше.

 Рассказ ветерана

Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, — живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!

Владимир Степанов.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.