Место социологии в системе других наук об обществе: общее и особенное. Объект и предмет социологии. Её специфика. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Место социологии в системе других наук об обществе: общее и особенное. Объект и предмет социологии. Её специфика.

2021-06-24 23
Место социологии в системе других наук об обществе: общее и особенное. Объект и предмет социологии. Её специфика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к зачёту по курсу

«Основы методики и техники социологического исследования»

 

Место социологии в системе других наук об обществе: общее и особенное. Объект и предмет социологии. Её специфика.

Специфика социологии

1. В отличие от наук о природе субъект и объект исследования

в социологии очень трудно (практически невозможно) отделить

друг от друга. Исследователь социального мира, сам находясь в

этом мире, не может быть нейтральным по отношению к объекту

своего исследования. Да и объект социологического исследования

весьма нелегко отделить от сопряженных с ним социальных об-

разований. Эта ситуация имеет как свои достоинства, так и недо-

статки. Достоинство заключается в том, что субъект исследования

«погружен» в реальный социальный мир, и получаемое в результате

исследования знание неизбежно имеет выход на практику.

2. Предмет -общество!Предмет исследования в социологии, как правило, совпадает

с актуальной социальной проблемой, а его результаты (как мы упо-

минали) ориентированы прежде всего на использование в прак-

тической деятельности органов управления.

Специфика социологии проявляется в

том, что из всего комплекса явлений, процессов и структур, обра-

зующих общество, она в качестве предмета исследования выделяет

мир социальной деятельности людей, их связей и взаимодействий,

которые в совокупности и обеспечивают функционирование об-

щества как целостной социальной системы.

Весьма важная особенность социологии состоит в том, что по-

лучаемое на ее основе знание (даже общетеоретического уровня),

как правило, в большей или меньшей степени ориентировано на

его использование при решении актуальных практических про-

блем. Поэтому одним из важнейших критериев реальной ценности

социологического знания является уровень его востребованности

социальной практикой. Есть основания утверждать, что весьма

определенная управленческая ориентация — тот специфический

признак, который существенно выделяет социологию среди всех

наук об обществе.

 

социология рассматривает общество как систему, и главной ее задачей,

как и всякого системного исследования, является установление

характера внутри и внесистемных связей и взаимодействий.

 

Социология — наука об общих и специфических закономер-

ностях развития и функционирования конкретных социальных

систем (обществ), социальных институтов и общностей, образу-

ющих структуру социальных систем, исследующая механизмы и

процессы взаимодействия и взаимосвязи как внутри, так и между

названными институтами и общностями, а также характер и фор-

мы проявления этих закономерностей в деятельности личностей,

социальных групп, общностей, институтов на основе соответству-

ющей эмпирической информации.

 

Социология как управленческая наука. Место социологии в системах социального управления.?

Объективная необходимость использования возможностей

Измерение как процедура научного познания.

Понятие шкалы. Порядковая шкала.

Шкала-фундаментальное понятие всех неклассических теорий.

Что же касается самого измерительного аппарата гуманитарного измерения, то в него входят все четыре известных типа измерительных шкал. Однако их соподчиненность существенно (зеркально!) отличается от традиционной. Критерием их упорядочения является уровень измерительных возможностей шкалы, который определяется объемом той совокупности явлений, свойств и процессов социального мира, который оказывается ей доступным, т.е. уровень чувствительности шкалы к явлениям, входящим в предмет

социологического исследования.

 

Понятие шкалы в теории гуманитарного измерения также становится более осмысленным: шкала — определенное упорядоченное множество значений какого-либо свойства измеряемых объектов.

 

Порядковая шкала предполагает упорядочение объектов относительно какоголибо критерия или свойства. Эта шкала определяется двумя эмпирическими операциями: 1) установлением равенства объектов по отношению какоголибо конкретного значения шкалы и 2) установлением отношения «больше — меньше» между объектами.

Примеры порядковых шкал

Оцените свой жизненный уровень:

Порядок Наименование (значение шкалы)

1 — живу в полном достатке, не испытываю никаких проблем;

2 — живу в достатке, но без излишеств;

3 — живу средне;

4 — живу плохо, собственных доходов не всегда хватает;

5 — живу очень плохо, весь в долгах;

6 — затрудняюсь ответить.

Одна из разновидностей порядковой шкалы — ранговая шкала. Она предполагает полное упорядочение измеряемых объектов или возможных значений определенного их свойства и присвоение им цифр от 1 до N (по числу объектов или значений свойства). Примером образования ранговой шкалы может быть предложение респонденту расположить возможные занятия в свободное время в порядке их личного предпочтения, т.е. присвоить им ранги.

Примеры интервальной шкалы

Ваш возраст:

1 — до 20 лет; 4 — 31—40 лет; 7 — 56—60 лет;

2 — 21—25 лет; 5 — 41—50 лет; 8 — старше 60 лет.

3 — 26—30 лет; 6 — 51—55 лет;

 

Шкала отношений представляет собой собственно интервальную шкалу с естественным началом отсчета, т.е. с точкой «0», соответствующей отсутствию измеряемого свойства у объекта. Характерной для нее эмпирической операцией, дополняющей все эмпирические операции, обязательные для предыдущих типов шкал, является определение равенства отношений, инвариантных при любой смене основной (базовой) единицы измерения.

 В социологии шкалы отношений используются в виде естественных (готовых) метрик для таких, например, свойств, как длина (расстояние), уровень доходов, размер жилья и т.п. Однако в чистом виде они используются чрезвычайно редко. Как правило, они переводятся в форму интервальной шкалы.


Заданный) уровень отклонения количественных значений наиболее важных характеристик некоторой части множества изучаемых объектов (выборочной совокупности) от их значений во всей совокупности (генеральной).

Максимальная величина названного отклонения по какой-либо из критериальных характеристик образует ошибку репрезентации.

 

Выборочная совокупность, ошибка репрезентации которой не превышает некоторой заданной величины (в социологии этот уровень принято определять в 5%), называется репрезентативной.

Неслучайные выборки

Фазовые выборки

Эти виды выборки используются в многофазных исследованиях, когда одна и та же генеральная совокупность с определенными интервалами времени изучается несколько раз. Чаще всего применяются двухфазные выборки. Они отличаются друг от друга по

трем критериям:

⇒ доле единиц первой фазы, включенных во вторую и после-

дующие;

⇒ уровню соблюдения принципа равенства шансов каждой

единицы выборки первой фазы попасть во вторую;

⇒ величине интервала времени, отделяющего фазы друг от друга.

 

Вариант I с коэффициентом замены u = 0 представляет собой чистое панельное исследование. Его практическая реализация чрезвычайно сложна. Используется в социологии весьма редко.

Варианты II и III с коэффициентом замены 0 < u <1 — промежуточные.

Вариант II представляет собой наиболее типичный случай реализации панельного исследования, когда производится выборка из выборки. Использовался еще российскими земскими статистиками.

По узкой программе обследовались все хозяйства, по более сложной —

только определенная часть. Этот же тип выборки применялся при телевизионных опросах жителей Москвы в 1992—1995 гг. службой «Мнение».

По этому же варианту проводятся «когортные» исследования, когда в выборку первой фазы попадают лица, у которых в один и тот же период произошло важное событие (рождение в один и тот же год, заключение брака, окончание школы и т.п.).

Вариант III — особый тип панельного исследования, при котором к объему выборки предъявляются жесткие требования. Поэтому недобор респондентов из числа первой фазы должен быть обязательно восполнен другими, но при этом критериальные характеристики выборки остаются неизменными.

Вариант IV с коэффициентом замены u = 1 — повторное исследование. Он получил в социологии широкое распространение, так как обладает рядом преимуществ по сравнению с первым и вторым вариантами панельного исследования:

⇒ не требует сложной организационной работы для обеспечения постоянного состава;

⇒ уменьшается число отказов респондентов участвовать в опросе;

⇒ отсутствует эффект влияния первой фазы на результаты второй.

 

 

Недостатки:

⇒ Принимая активное или пассивное участие в наблюдаемом процессе, социолог вольно или невольно оказывает влияние на естественный ход этого процесса, вмешивается в него и, таким образом, искажает его характер.

⇒ Наблюдению всегда доступна лишь часть из интересующей совокупности явлений. Поэтому оно всегда локально, носит ограниченный в пространстве и времени характер.

⇒ Имеются большие проблемы, связанные с фиксацией результатов наблюдения. Следствие состоит в том, что забываются и оказываются не зафиксированными некоторые штрихи и детали.

⇒ Далеко не все социальные явления поддаются непосредственному наблюдению. Например, семейные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т.п.

 

Наблюдение можно классифицировать по следующим основаниям:

· уровню формализации самой процедуры наблюдения (стандартизированное и нестандартизированное);

Стандартизированное наблюдения имеет целью получение гораздо более точной картины объекта исследования, проверку имеющихся гипотез. Это обеспечивается тем, что исследователь заранее определяет номенклатуру фиксируемых характеристик

изучаемой ситуации и именно на них сосредотачивает свое внимание. Для этого применяют и элементы контроля. Контроль, как правило, осуществляется путем увеличения числа наблюдений и сравнения получаемых результатов, а также через интенсификацию наблюдения — проведением серии наблюдений за одним и

тем же объектом.

При нестандартизированном наблюдении целью является лишь общее описание исследуемых процессов и явлений и, что самое главное, описание общей атмосферы, в которой находится наблюдаемый объект. Успех этого вида наблюдения зависит от квалификации наблюдателя, поскольку он не имеет строгого плана и лишь главный объект определен заранее. Здесь очень сильно может проявиться элемент субъективного отношения наблюдателя к объекту. Как правило, этот вид наблюдения применяется в монографических исследованиях, исследованиях разведывательного

плана или на начальных этапах полномасштабного социологического исследования.

· положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное);

При невключенном наблюдении исследователь остается как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Он не вмешивается в ход событий и не задает вопросов. Применяется на разведывательном этапе монографических исследований, для описания общей социальной обстановки. С его помощью фиксируются факты открытого поведения. Присутствие наблюдателя может оказывать возмущающее воздействие на объект наблюдения. В этом его основной недостаток.

Включенным называется такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Таким образом, наблюдатель сам становится частью наблюдаемой ситуации. Он одновременно сам влияет на ситуацию и подвергается ее влиянию. Основной смысл включенного наблюдения — сближение смыслов происходящих событий для наблюдателя и наблюдаемых. Ведь посторонний (невключенное наблюдение) далеко не всегда может точно знать,

что скрывается за теми или иными происходящими событиями. Включенное наблюдение подразделяется на скрытое (инкогнито) и открытое (исследуемым известны цели и задачи исследования).

Один из основных недостатков включенного наблюдения — возможная опасность того, что наблюдатель настолько войдет в роль участника событий и членов изучаемой группы, что это скажется на объективности получаемого материала и его интерпретации.

 

 

· условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное);

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации. Получаемые сведения отличаются чистотой и достоверностью. Недостаток полевого наблюдения — воздействие на всех участников разнообразных внешних факторов, не характерных для изучаемой ситуации (случайное отсутствие каких-либо аксессуаров, проблемы, возникающие вне сферы прозводства, и т.д.). Используется в разведывательных и аналитических исследованиях.

Лабораторное (клиническое) наблюдение — такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются и контролируются исследователем. Его цель состоит в фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов. Наблюдаемые могут приглашаться в отдельные

помещения, где организуется их деятельность, результаты которой фиксируются наблюдателем. Могут применяться различные технические вспомогательные средства. Сам факт проведения лабораторного наблюдения, новая обстановка оказывает возмущающее воздействие на испытуемых, влияет на достоверность получаемых

материалов. Применяется в экспериментальных исследованиях и для проверки гипотез.

· регулярности проведения (систематические, эпизодические,случайные).

Систематическое наблюдение характеризуется строго регламентированным графиком фиксации четко обусловленных явлений и процессов. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции выявленных закономерностей.

Эпизодическое наблюдение отличается от систематического тем, что регламент регистрации изучаемых процессов строго не определяется. Устанавливается либо общее число наблюдений, либо определяются лишь некоторые моменты времени их проведения.

Случайным называется такое наблюдение, при котором номенклатура наблюдаемых характеристик и процессов заранее не определяются, а фиксируются лишь интересные, по мнению исследователя, факты. Как самостоятельная процедура сбора первичной

информации этот вид наблюдения обычно не планируется.

 

Контент – анализ.

Относится к формализованному (стандартизированному) анализу документов.

Важной предпосылкой их развития стала усиливающаяся информатизация общества, увеличение численности источников и объемов информации, развитие средств коммуникации и связанная с ней массовизация информационных процессов, что вызвало необходимость анализировать большие объемы циркулирующей в обществе информации.

 

Метод, целью которого является преодоление психологических смещений снижение уровня субъективизма, возникший в сфере исследований средств массовой коммуникации, и в первую очередь — газет и журналов.

 

Постепенно он получил распространение и стал использоваться для анализа всех видов

документов. Выявились и его ограничения. Стало, в частности, ясно, что его применение имеет смысл и дает эффект лишь в том случае, если:

⇒ объект исследования представлен большим объемом одно-

родных документов;

⇒ важные для целей исследования элементы содержания встречаются в документах с достаточной частотой.

Выявились и те принципы, которым по необходимости должен удовлетворять метод контент-анализа. Это объективность, систематичность и обобщенность..

Принцип объективности означает независимость идентификации элементов содержания и последующей их классификации от субъективного мнения аналитика. Объективность обеспечивается скрупулезно точным и максимально однозначным определением категорий и единиц анализа, чтобы разные аналитики, применяя эти единицы к одинаковому содержанию, получали бы одинаковый результат.

(Поэтому самый надежный способ получения достоверных результатов контент-анализа — привлечение к этой процедуре квалифицированных сотрудников, способных творчески, а не механически выполнять свою работу.)

 

Принцип систематичности состоит в том, что весь привлеченный к анализу массив документов обрабатывается по единой методике.

 

Обобщенность как принцип контент-анализа означает необходимость использования не только прямой информации, содержащейся в тексте, но и тех сведений, которые дают представление о сопутствующей ему внетекстовой реальности.

 

Процедура (алгоритм) контент - анализа заключается в:

1) обосновании номенклатуры и объема изучаемых документальных источников;

2) формулировании определенных содержательных единиц и их классификации в соответствии с целями исследования;

3) подсчете частот их реального наличия в выделенном объеме документальных источников.

Анкетный опрос.

       Анкетный опрос — такая разновидность метода опроса, при котором общение между социологом(исследователем) и респондентом опосредуется анкетой.

       Анкета — разновидность вопросника, используемого для сбора эмпирических сведений при письменном опросе. Анкета представляет собой документ, имеющий массовый тираж и содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам.

       Различают следующие виды анкетирования.

По способу доставки: раздаточное (анкета оставляется респонденту для заполнения, а затем собирается в условленное время), почтовое (рассылка по почте), прессовое (публикация анкеты средствами массовой информации).

По степени участия анкетера: в его присутствии, когда он инструктирует респондента перед началом опроса и помогает ему в случае надобности непосредственно в процессе опроса, в его отсутствии, когда контакт с респондентом ограничивается вводным инструктажем при вручении ему анкеты и контрольным просмотром при ее возвращении.

       Огромная популярность анкетирования обусловлена его несомненными достоинствами:

⇒ организационной простотой;

⇒ экономичностью;

⇒ оперативностью.

Действительно, с помощью анкетирования можно в короткий срок, относительно недорого и с небольшим числом анкетеров (или совсем без них при почтовом или прессовом опросе) обследовать большие совокупности людей. Однако достоинства анкетирования могут быть реализованы только тогда, когда в точности выполняются соответствующие правила и учитываются особенности этого метода.

       По сравнению с интервью анкетирование имеет принципиальные особенности: 1) респондент воспринимает вопрос в виде текста, а не в виде устной речи; 2) возникает повышенная самостоятельность респондента, в результате чего снижается или совсем исчезает возможность контроля восприятия и понимания вопросов респондентом, его искренности, аккуратности и полноты ответов и т.д. Связанное с этими особенностями снижение качества получаемых сведений устраняется или сводится к минимуму тщательным соблюдением всех методических требований к разработке анкеты и организации самой процедуры анкетирования.

       Процесс анкетирования состоит из трех этапов:

1) подготовительный, включающий разработку программы опроса, сетевого графика работ, инструментария, пилотаж, тиражирование инструментария, подбор и подготовку анкетеров;

2) оперативный — собственно процесс анкетирования, имеющий собственные стадии поэтапной реализации;

3) результирующий, во время которого производится обработка полученной эмпирической фактуры и содержательный анализ ее результатов.

       Каждое социологическое исследование — это уникальная исследовательская разработка, в которой используется особая методика. Однако несмотря на разнообразие анкет все они имеют общую структуру. Каждая анкета обязательно состоит из трех частей: вводной, содержательной и заключительной.

       На титульном листе или в «шапке» анкеты указывается (если это необходимо) название организации, проводящей опрос и название самой анкеты, отражающее тему или проблему опроса («Анкета избирателя», «Наши дети» и т.п.). Далее следует вводная часть, цель которой — заинтересовать респондента, сформировать установку на активное сотрудничество с исследователем, ознакомить с техникой заполнения анкеты. Часто во введении подчеркивается важность достоверных и искренних ответов, анонимность опроса.

       Содержательная часть начинается с наиболее простых вопросов, стимулирующих интерес респондента к опросу. К середине анкеты сложность вопросов нарастает и снижается к ее концу. Этим учитывается утомляемость респондента в процессе заполнения.

       Заключительная часть (паспортичка), как правило, представляет собой социально-демографический блок вопросов, в которых определяются объективные характеристики респондента (пол, 2возраст, образование и т.п.). Завершается анкета словами благодарности за участие в опросе.

Формулировка вопросов — самый сложный этап разработки анкеты. Поэтому большое значение имеет типологизация вопросов, без знания которой вообще невозможно грамотно разработать анкету.

 

       Большое значение для успеха анкетного опроса имеет правильная графика оформления анкеты. К числу таких правил можно отнести следующие:

⇒ шрифты текстов вопросов и ответов должны быть разными;

⇒ все вопросы должны быть пронумерованы, а каждый вариант ответа должен иметь соответствующий только ему шифр;

⇒ тексты вопроса и всех вариантов ответа на него должны располагаться на одной странице. Разрывать их (располагать на разных страницах) категорически запрещается;

⇒ для снятия психологического напряжения у респондента в объемных анкетах рекомендуется вставлять забавные рисунки;

⇒ оптимальной считается такая длина анкеты, которая требует на заполнение не более 30—35 мин, что соответствует 30—40 содержательным вопросам. Большая длина вызывает рост ошибок;

⇒ вопросы не должны содержать элементов внушения, а их формулировка должна быть нейтральной;

⇒ для повышения качества анкеты рекомендуется провести ее пилотаж.

 

Вопросы к зачёту по курсу

«Основы методики и техники социологического исследования»

 

Место социологии в системе других наук об обществе: общее и особенное. Объект и предмет социологии. Её специфика.

Специфика социологии

1. В отличие от наук о природе субъект и объект исследования

в социологии очень трудно (практически невозможно) отделить

друг от друга. Исследователь социального мира, сам находясь в

этом мире, не может быть нейтральным по отношению к объекту

своего исследования. Да и объект социологического исследования

весьма нелегко отделить от сопряженных с ним социальных об-

разований. Эта ситуация имеет как свои достоинства, так и недо-

статки. Достоинство заключается в том, что субъект исследования

«погружен» в реальный социальный мир, и получаемое в результате

исследования знание неизбежно имеет выход на практику.

2. Предмет -общество!Предмет исследования в социологии, как правило, совпадает

с актуальной социальной проблемой, а его результаты (как мы упо-

минали) ориентированы прежде всего на использование в прак-

тической деятельности органов управления.

Специфика социологии проявляется в

том, что из всего комплекса явлений, процессов и структур, обра-

зующих общество, она в качестве предмета исследования выделяет

мир социальной деятельности людей, их связей и взаимодействий,

которые в совокупности и обеспечивают функционирование об-

щества как целостной социальной системы.

Весьма важная особенность социологии состоит в том, что по-

лучаемое на ее основе знание (даже общетеоретического уровня),

как правило, в большей или меньшей степени ориентировано на

его использование при решении актуальных практических про-

блем. Поэтому одним из важнейших критериев реальной ценности

социологического знания является уровень его востребованности

социальной практикой. Есть основания утверждать, что весьма

определенная управленческая ориентация — тот специфический

признак, который существенно выделяет социологию среди всех

наук об обществе.

 

социология рассматривает общество как систему, и главной ее задачей,

как и всякого системного исследования, является установление

характера внутри и внесистемных связей и взаимодействий.

 

Социология — наука об общих и специфических закономер-

ностях развития и функционирования конкретных социальных

систем (обществ), социальных институтов и общностей, образу-

ющих структуру социальных систем, исследующая механизмы и

процессы взаимодействия и взаимосвязи как внутри, так и между

названными институтами и общностями, а также характер и фор-

мы проявления этих закономерностей в деятельности личностей,

социальных групп, общностей, институтов на основе соответству-

ющей эмпирической информации.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.